С.Ю. ГУСАКОВ,
начальник отдела организации исполнительного производства Управления ФССП России по Волгоградской области
Федеральным законом от 03.07.2016 № 326-ФЗ внесен ряд изменений в законодательные акты, в том числе и по вопросам об ответственности за неисполнение алиментных обязательств. В частности, в КоАП РФ включена ст. 5.35.1, предусматривающая административную ответственность за указанное правонарушение.
Сразу после введения данной нормы возникло множество вопросов, связанных с ее практическим применением как судебными приставами-исполнителями, так и органами судебной власти.
За восемь месяцев действия этой нормы (вступила в силу с 15.07.2016) наработана определенная практика ее применения. Попытаемся обобщить эту практику, а также проблемы, возникающие по данному вопросу.
Материальная сторона дела. Нормы ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неуплату родителем (трудоспособными детьми) без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста (нетрудоспособных родителей), в течение 2 и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, согласно этой норме существенными признаками объективной стороны данного правонарушения являются:
— период, в течение которого допущена неуплата алиментов;
— отсутствие уважительных причин для неуплаты алиментов;
— то, что факт неуплаты алиментов допущен в нарушение порядка, предусмотренного решением суда или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов.
По поводу периода неуплаты алиментных платежей в первые же дни после введения в действие ст. 5.35.1 КоАП РФ возникли следующие вопросы:
— с какого момента возможно применение положений ст. 5.35.1 КоАП РФ: непосредственно с 15 июля 2016 г. или не ранее чем по истечении 2 месяцев после вступления положений этой статьи в силу?
— возможно ли применение положений ст. 5.35.1 КоАП РФ в случае неуплаты алиментов в течение 2 и более месяцев, имевшей место до 15 июля 2016 г.?
Правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, является длящимся, и один из обязательных критериев объективной стороны этого правонарушения — срок неуплаты алиментов: в течение 2 и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства.
Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что по тем исполнительным производствам, по которым на 15 июля 2016 г. имелись факты неуплаты алиментов 2 месяца и более, привлечь должников к административной ответственности невозможно, поскольку норма ст. 5.35.1 КоАП РФ в силу ст. 1.7 Кодекса на данные правоотношения не распространяется. Значительное количество дел об административных правонарушениях прекращалось именно со ссылкой на положения ст. 1.7 КоАП РФ, поскольку, как указывали суды, за факты неуплаты алиментных платежей, имевшие место до 15 июля 2016 г., должник не может быть привлечен к административной ответственности.
Однако не все суды соглашались с указанной позицией и распространяли действие ст. 5.35.1 КоАП РФ на правоотношения, возникшие до 15 июля 2016 г.
Так, одним из первых опытов применения положений ст. 5.35.1 КоАП РФ в Волгоградской области явилось постановление мирового судьи судебного участка
№ 25 Волгоградской области от 20.07.2016 (т. е. через 5 дней после введения в действие закона) по делу № 5-123-429/2016, которым должник привлечен к административной ответственности за неуплату алиментов с 2015 года. Аналогичные решения можно найти и в судебной практике иных регионов (например, постановление Тверского областного суда от 10.11.2016 по делу № 4А-547/2016).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4-2016 (утв. 20.12.2016) Президиум Верховного Суда РФ указал, что в случае, если исполнительное производство в отношении должника было возбуждено до 15 июля 2016 г. и после этой даты выявлена неуплата средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, длительностью более 2 месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, этот должник может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.
Для привлечения лица к административной ответственности неуплата алиментов должна осуществляться в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Под правильным исполнением судебного акта подразумевается его исполнение в точном соответствии с тем способом и порядком исполнения, которые определены законодательством и самим судебным актом. Согласно п. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ алиментные платежи должны уплачиваться ежемесячно в полной сумме. Неуплата алиментных платежей в установленные сроки, а также уплата не в полном объеме, т. е. не в том объеме, который определен судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов, является неуплатой средств в нарушение судебного акта или указанного соглашения, т. е. в нарушение того способа и порядка исполнения, который определен исполнительным документом.
Таким образом, под нарушением, о котором идет речь в ст. 5.35.1 КоАП РФ, могут пониматься нарушения порядка исполнения исполнительного документа, которые выражаются в виде:
1) неуплаты алиментов в полном объеме. При этом последующие действия по погашению задолженности не являются основанием для непривлечения виновного лица к административной ответственности. Так, постановлением Санкт-Петербургского городского суда от 19.12.2016
№ 4а-1665/2016 по делу № 5-292/2016-15 отказано в удовлетворении жалобы должника, привлеченного к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ, на судебные акты нижестоящих судов ввиду того, что должником оплачена задолженность до рассмотрения мировым судом дела об административном правонарушении. Суд отметил, что указание в жалобе на то, что до рассмотрения дела мировым судьей вся задолженность по алиментам была погашена, не может служить основанием для освобождения последнего от административной ответственности, поскольку не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ;
2) уплаты алиментов не в полном объеме (частичной уплаты независимо от суммы). В настоящее время по указанному вопросу отсутствует единая судебная практика и термин «неуплата», используемый в конструкции правовой нормы, некоторыми судами понимается как полное отсутствие уплаты денежных средств. При этом в случае даже незначительных вы-
плат, а также выплат, произведенных против воли лица (т. е. в ходе принудительного обращения взыскания на имущество должника) дело об административном правонарушении прекращается в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Например, постановлением мирового судьи судебного участка № 123 Волгоградской области от 17.01.2017 по делу
№ 5-25/2017 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, в отношении В.Н. Толмачева. Фактическими обстоятельствами, в результате которых суд пришел к указанному выводу, послужили факты незначительных выплат (2000 руб.) со стороны должника в счет алиментных платежей, при том что за вмененный ему период он ежемесячно обязан был уплачивать алименты в размере 8960,75 руб., а всего за 2 месяца должен был уплатить 17 921,50 руб.
Решением Котельниковского районного суда Волгоградской области от 14.02.2017 по делу № 12-11/2017 жалоба судебного пристава-исполнителя на указанное постановление мирового судьи оставлена без удовлетворения.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 32 Волгоградской области от 06.10.2016 по делу № 5-31-432/2016 об административном правонарушении по ст. 5.35.1 КоАП РФ в отношении должника М.С. Попова, имевшего задолженность по алиментным обязательствам в размере 12 666,96 руб., дело прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В качестве оснований для прекращения производства по делу явилось то, что в рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в результате применения мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства на счете должника взыскал 2638,27 руб. Добровольно же должником алиментные обязательства не исполнялись. Вместе с тем суд указал, что добровольность или, напротив, принудительность уплаты алиментов не предусматривается конструкцией ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в качестве одного из условий для квалификации деяния. В данном случае факт неуплаты алиментов, т. е. непоступление средств надлежащему взыскателю от обязанного родителя-должника, материалами дела не подтвержден, в связи с чем суд не усмотрел в деле признаков состава административного правонарушения.
В другом случае постановлением мирового судьи судебного участка № 62 Волгоградской области от 22.11.2016 по делу № 5-62-808/2016 должник по алиментным обязательствам признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ при наличии ежемесячных частичных выплат в размере 3000—5000 руб. Более того, в производстве органов дознания уже находятся уголовные дела в отношении должников, ранее привлекавшихся к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в связи с неполной (частичной) уплатой алиментов.
Так, постановлением мирового судьи судебного участка № 133 Волгоградской области от 12.08.2016 по делу № 5-133-1144/2016 к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ была привлечена С.В. Пономарева, не в полном объеме осуществлявшая алиментные платежи (частичная оплата составила 11 000 руб.). После привлечения к административной ответственности и отбытия назначенного административного наказания С.В. Пономарева не приняла меры по уплате алиментов в полном объеме (также была произведена частичная уплата али-ментов в сумме 2000 руб.). В связи с этим 14 февраля 2017 г. дознавателем Волжского городского отдела судебных приставов № 1 УФССП России по Волгоградской области в отношении С.В. Пономаревой возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 157 УК РФ;
3) уплаты алиментов с нарушением сроков. В обобщении практики по применению судами Волгоградской области
ст. 157 УК РФ за 2012—2013 годы (письмо Волгоградского областного суда от 08.09.2014 № 02-05-05-25/14) указано, что согласно статьям 81, 83, 86 СК РФ алименты являются ежемесячными платежами, для которых Законом об исполнительном производстве установлены соответствующие сроки уплаты, а именно:
— если должник не состоит в трудовых правоотношениях, он должен перечислять алименты до окончания текущего месяца (статьи 15, 16);
— если должник состоит в трудовых правоотношениях, то в течение 3 дней со дня выдачи заработной платы перечисление средств осуществляет работодатель (ст. 98).
Таким образом, уплата алиментов, произведенная хоть и в полном объеме, но с нарушением сроков уплаты, должна также рассматриваться как действия, образующие объективную сторону состава административного правонарушения по ст. 5.35.1 КоАП РФ.
Например, если в исполнительном документе предусмотрено взыскание алиментов ежемесячно с 1 января 2016 г., но сумма очередного платежа поступает позднее 1-го числа очередного месяца, то платеж считается просроченным, а исполнение произведено с нарушением установленного исполнительным документом порядка исполнения.
Так, постановлением мирового судьи судебного участка № 122 Волгоградской области от 23.09.2016 по делу № 5-116/2016 должник привлечен к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ. При этом суд указал, что осуществление должником несистематических выплат денежных средств в счет уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка следует рассматривать как действия должника, совершенные во избежание привлечения к административной и уголовной ответственности.
Ввиду наличия указанных разногласий в судебной практике при толковании понятия «неуплата» представляется необходимым:
— внести в конструкцию правовой нормы соответствующие уточнения
либо
— на уровне Верховного Суда РФ дать разъяснения в части единообразного толкования понятия «неуплата», используемого в ст. 5.35.1 КоАП РФ, в ходе применения указанной нормы судами.
Вместе с тем факт неуплаты алиментных платежей не является основанием для привлечения к административной ответственности при наличии уважительных причин. В качестве уважительных причин, препятствующих привлечению к административной ответственности, может рассматриваться, например, факт нахождения на иждивении у должника детей, на которых решением суда взысканы алиментные платежи.
Так, постановлением мирового судьи судебного участка № 61 Волгоградской области от 30.09.2016 по делу № 5-61-467/2016 прекращено производство в отношении должника по исполнительному производству, имеющего задолженность по уплате алиментов в размере 34 000 руб. В качестве оснований для принятия данного решения судом установлено, что должник забрал у взыскателя детей, дети зарегистрированы и проживают совместно с должником и находятся на его иждивении.
Анализ судебной практики по ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что суды в качестве уважительных причин неуплаты алиментных платежей не признают такие обстоятельства, как:
— отсутствие у должника официального заработка, а также отсутствие средств на содержание ребенка. Так, в постановлении мирового судьи судебного участка № 67 Волгоградской области от 26.07.2016 по делу № 5-133/2016 указано, что в силу п. 1 ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Закон не ставит данную обязанность в зависимость от наличия или отсутствия у родителя необходимых для содержания детей денежных средств.
Представляет интерес в этой связи позиция, выраженная в постановлении Орловского областного суда от 22.12.2016 по делу № 4А-244/2016, которым суд не признал в качестве уважительной причины тот факт, что задолженность по алиментам у обязанного лица образовалась в связи с его незаконным увольнением работодателем. Суд указал, что доказательств, подтверждающих, что после увольнения заявитель предпринимал какие-либо попытки к осуществлению самостоятельного поиска работы, а также к регистрации в органах государственной службы занятости населения в целях последующего трудоустройства, должником представлено не было, что свидетельствует об отсутствии уважительности причин неуплаты им алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка более 2 месяцев;
— отсутствие у должника сведений о банковском счете взыскателя, на который следует перечислять алиментные платежи (постановление мирового судьи судебного участка № 62 Волгоградской области от 17.11.2016 по делу № 5-62-800/2016);
— наличие у должника инвалидности и длительное пребывание на лечении в стационарном лечебном учреждении (постановление мирового судьи судебного участка № 67 Волгоградской области от 06.10.2016 по делу № 5-133-1334/2016);
— нахождение должника, обязанного уплачивать алиментные платежи, на иждивении третьего лица (постановление мирового судьи судебного участка № 110 Волгоградской области от 15.08.2016 по делу № 5-110-235/2016);
— неуплата алиментов в связи с уплатой денежных средств на содержание иного ребенка должника (постановление мирового судьи судебного участка № 110 Волгоградской области от 11.08.2016 по делу № 5-134-509/2016);
— наличие у должника официального места работы, о котором последний не сообщил судебному приставу-исполнителю, для обращения взыскания на заработную плату в установленном порядке (постановление мирового судьи судебного участка № 42 Волгоградской области от 24.08.2016 по делу № 5-42-484/2016).
В ряде случаев суды прекращают производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием соответствующего состава, ссылаясь на факт достижения совершеннолетия ребенком, на содержание которого взысканы алименты (например, постановление мирового судьи судебного участка № 71 Волгоградской области от 27.07.2016 по делу № 5-71-495/2016).
Вместе с тем указанная позиция представляется ошибочной, поскольку:
— даже после достижения ребенком совершеннолетия при наличии непогашенной задолженности, образовавшейся до достижения им 18 лет, должник продолжает быть обязанным к выплате данных средств, которые являются не чем иным, как средствами (задолженностью) по алиментному обязательству (о чем Президиум Верховного Суда РФ указывал еще в 2005 году в ответах на вопросы о практике применения судами положений КоАП РФ, жилищного и земельного законодательства, иных федеральных законов (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 3));
— срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения составляет 2 года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ) и не прерывается даже после достижения ребенком совершеннолетия.
Процессуальная сторона дела. Правонарушения, предусмотренные ст. 5.35.1 КоАП РФ, уполномочены выявлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица ФССП России (пункты 1 и 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Вместе с тем с учетом специфики состава данного административного правонарушения, предусматривающего исчисление срока неуплаты алиментов с момента возбуждения исполнительного производства, о котором должностные лица органов внутренних дел объективно не могут знать (поскольку исполнительные производства могут находиться только у судебных приставов-исполнителей), основную массу данных правонарушений выявляют должностные лица ФССП России.
Перечень должностных лиц, уполномоченных выявлять данный состав административного правонарушения, предусмотрен в приказе ФССП России от 22.11.2016 № 603 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».
При выявлении признаков состава административного правонарушения должностное лицо ФССП России возбуждает дело об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении.
На уровне структурных подразделений территориальных органов ФССП России, которые непосредственно ведут исполнительные производства о взыскании алиментных платежей, данные протоколы составлять имеют право:
— начальники структурных подразделений территориальных органов ФССП России — старшие судебные приставы, их заместители;
— судебные приставы-исполнители;
— судебные приставы по ОУПДС;
— должностные лица территориального органа ФССП России, правомочные либо уполномоченные начальником органа дознания территориального органа ФССП России осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также имеющие иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Протокол об административном правонарушении составляется с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку указанный протокол должен быть рассмотрен и решение по нему должно быть принято в день составления протокола.
В протоколе об административном правонарушении, кроме прочего, должны быть указаны такие обязательные сведения, как:
— дата и место его составления;
— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
— сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а именно: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации и фактического места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность;
— фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
— обстоятельства совершения административного правонарушения, а именно: место, время совершения и событие административного правонарушения;
— статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность;
— объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело (ст. 28.2 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ подведомственны мировым судьям (ст. 23.1 КоАП РФ). Санкция ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания в том числе административный арест.
Согласно п. 23.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо обязательных работ, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
Таким образом, орган, составивший протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить доставку лица, в отношении которого составлен протокол, в суд, рассматривающий дело об административном правонарушении. Не- обеспечение указанной доставки является основанием для возвращения материалов.
Так, постановлением мирового судьи судебного участка № 26 Волгоградской области от 19.08.2016 возвращены материалы по делу об административном правонарушении по ст. 5.35.1 КоАП РФ в Котовский районный отдел судебных приставов УФССП России по Волгоградской области в связи с недоставкой правонарушителя в судебное заседание. При этом в постановлении суд обратил внимание на то, что согласно ч. 3 ст. 25.1, ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в присутствии лица, совершившего правонарушение.
Вместе с протоколом об административном правонарушении в суд, рассматривающий дело, представляются доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности.
Анализ судебной практики показывает, что для доказывания состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ, необходимы следующие документы:
— копия исполнительного документа и копия постановления о возбуждении исполнительного производства (подтверждают факт возбуждения исполнительного производства);
— документ, подтверждающий ознакомление должника с фактом возбуждения в отношении него исполнительного производства (роспись должника на по-
становлении о возбуждении исполнительного производства или на документе о доставке в адрес должника указанного постановления);
— объяснения должника о причинах неуплаты алиментов (подтверждают субъективную сторону состава административного правонарушения, отсутствие уважительных причин неуплаты алиментов);
—иные документы.
В качестве иных документов, подтверждающих вину в совершении административного правонарушения, могут прилагаться:
— копии врученных предупреждений об административной и уголовной ответственности по статьям 5.35.1 КоАП РФ и 157 УК РФ;
— копии ранее вынесенных (до введения в действие Федерального закона от 03.07.2016 № 326-ФЗ) в отношении должника приговоров по ст. 157 УК РФ;
— объяснения взыскателя по факту неуплаты алиментных платежей;
— копии врученных должнику направлений в органы службы занятости, а также требований об уплате алиментов.
В ряде случаев суды не рассматривают материалы об административном правонарушении, возвращая их должностному лицу, составившему протокол, ввиду того что при составлении протокола об административном правонарушении или рассмотрении дела в суде не присутствует потерпевшее лицо, каковым является взыскатель по исполнительному производству (например, определение мирового судьи судебного участка № 72 Волгоградской области от 06.10.2016 по делу № 5-72/2016).
Указанная позиция представляется не вполне обоснованной. Анализ положений статей 25.2, 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении является его правом, а не обязанностью. В случае если потерпевший не воспользовался указанным правом, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено на основании имеющихся материалов.
В качестве санкции за совершение правонарушения по ст. 5.35.1 КоАП РФ предусмотрены такие административные наказания, как обязательные работы, административный арест либо административный штраф. Практика показывает, что основным видом назначаемого наказания являются обязательные работы.
Так, в 2016 году судами Волгоградской области рассмотрено 832 дела по ст. 5.35.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых применены следующие наказания:
— в 641 случае (77,04%) — обязательные работы;
— в 140 случаях (16,82%) — административные аресты;
— в 12 случаях (1,44%) — административные штрафы.
С учетом того, что лицо привлекается к административной ответственности за неуплату алиментных платежей, которые в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 111 Закона об исполнительном производстве относятся к первой очереди удовлетворения требований по отношению к административному штрафу, назначенному судом, в сопроводительном документе, которым протокол (и иные материалы) направляется в суд для рассмотрения, следует в порядке ст. 24.4 КоАП РФ заявлять ходатайство о применении в отношении должника таких видов наказания, как административный арест либо обязательные работы. Только в таком случае назначенное судом наказание может достигнуть цели.
Таким образом, анализ практики применения ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает наличие не разрешенных до конца вопросов как материальной, так и процессуальной стороны. Приведение практики применения ст. 5.35.1 КоАП РФ к единому знаменателю, исключающему поводы для неоднозначного судейского толкования, завершит цельную конструкцию системы административной ответственности за нарушение обязательств по уплате алиментов и позволит более эффективно исполнять указанные исполнительные документы.