УДК 343.9
СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №6 2011 Страницы в журнале: 148-150
Предмет и объект уголовно-правовой охраны в составе преступления, связанного с производством, хранением, перевозкой либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности
М.М. ЗЕЙНАЛОВ,
кандидат юридических наук, преподаватель Дагестанского государственного института народного хозяйства при Правительстве Республики Дагестан
Вопросы, посвященные объекту и предмету производства, хранения, перевозки либо сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, настоятельно требуют более конкретного теоретического осмысления и изучения. В статье рассматриваются проблемы предмета и пределов уголовно-правовой охраны ст. 238 УК РФ.
Ключевые слова: предмет, объект, общественная безопасность, норма, закон, Уголовный кодекс Российской Федерации.
Subject and object criminally-right protection as a part of manufacture, storage, transportation or sale of the goods and production, performance of works or rendering of the services which are not meeting the requirements of safety
Zeynalov M.
The questions devoted to object and a subject of manufacture, storage, transportation or sale of the goods and production, performance of works or rendering of the services which are not meeting the requirements of safety, press more concrete theoretical judgment and studying. In article problems of a subject and limits criminally-right protection item 238 of the criminal code of Russian Federation are considered.
Keywords: a subject, object, public safety, norm, the law, the Criminal code of the Russian Federation.
В условиях постоянного расширения ассортимента продукции и услуг, увеличения потребительских потоков и количества хозяйствующих субъектов актуальность соблюдения требований по стандартизации и сертификации возросла. Неисполнение продавцами установленных стандартов при изготовлении товаров и оказании услуг, часто обусловленное стремлением извлечь наибольшую выгоду при минимальных затратах в ущерб безопасности потребителей, рост числа незарегистрированных продавцов и подпольных производителей, прямо ориентированных на изготовление и сбыт фальсифицированной продукции и обман людей, ведут к наводнению потребительского рынка недоброкачественными товарами, работами и услугами, подрывают безопасность здоровья населения[1].
Состав преступления «производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» имеет весьма сложную конструкцию. При этом среди научных деятелей нет единства мнений даже относительно содержания элемента состава преступления — объекта преступления. Учение об объекте является сложным и одним из важных разделов науки уголовного права. Исследованию понятия «объект преступления» посвящен ряд научных работ, авторы которых по-разному подходят к его определению. В связи с чем в науке уголовного права не прекращаются споры по проблеме содержания объекта производства, хранения, перевозки либо сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Общим объектом производства, хранения, перевозки либо сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, как и любого другого преступления, является совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом от преступных посягательств.
Под родовым объектом преступления, как правило, понимается группа однородных общественных отношений, взятых под охрану специально предусмотренным обособленным комплексом норм уголовного закона[2].
Родовой объект преступления традиционно выступает критерием формирования системы Особенной части УК РФ.
Родовым объектом преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, является общественная безопасность, которая образуется из двух понятий: общество и безопасность.
Ни Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», ни иные федеральные нормативные акты не дают определения общественной безопасности. Вместе с тем хотелось бы отметить, что 4 июня 2009 г. вступило в силу Соглашение правительств государств—членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 г. «О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер», где в ст. 1 дана трактовка дефиниции безопасности, под которой понимается отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба.
Определение термина «общественная безопасность» содержится в распоряжении Правительства Москвы от 16.04.2010 № 707-РП «Об утверждении Концепции комплексной безопасности города Москвы», согласно которому под общественной безопасностью понимается неотъемлемая часть национальной безопасности, охватывающая общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей и их имущества.
Мы рассматриваем дефиницию общественной безопасности в широком смысловом содержании, а именно в качестве родового объекта преступлений, предусмотренных разделом IX УК РФ, и предлагаем под общественной безопасностью понимать группу однородных общественных отношений в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья неопределенного круга людей и их имущества.
Видовой объект, являясь составной частью родового объекта и объединяя совокупность родственных общественных отношений, положен в основу классификации преступлений и отнесения их к разным главам Особенной части УК РФ. Глава 25 содержит в себе уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности, следовательно, видовым объектом ст. 238 УК РФ выступает здоровье населения.
Законодательного и общепризнанного научного определения здоровья населения как объекта уголовно-правовой охраны до сих пор не выработано, поэтому предлагаем под здоровьем населения понимать совокупность охраняемых уголовным законом общественных отношений, направленных на обеспечение безопасности и (или) безвредных для здоровья граждан России условий их проживания, труда, быта, отдыха, включая состояние окружающей природной среды и иных условий жизнедеятельности людей.
По поводу объекта преступного посягательства, предусмотренного ст. 238 УК РФ, Т.Ю. Погосян полагает, что объектом анализируемого преступления являются интересы лиц, реализующих свои потребности в торговой деятельности, а также нормальное функционирование самой торговли. Здоровье населения рассматривается исследователем в качестве дополнительного объекта, в связи с чем делается вывод о том, что законодатель ошибочно отнес правонарушения, определенные в ст. 238 УК РФ, к преступлениям против здоровья[3]. Считаем невозможным согласиться с данной точкой зрения ввиду того, что действиями, квалифицирующимися по ст. 238 УК РФ, в первую очередь причиняется вред либо создается угроза его причинения здоровью населения, на что прямо указывают свойства товара — не соответствующие требованиям безопасности.
Существенный интерес в юридическом анализе состава рассматриваемого преступления представляет его непосредственный объект.
Под непосредственным объектом следует понимать те конкретные общественные отношения, которые поставлены законодателем под охрану определенной уголовно-правовой нормы и которым причиняется вред преступлением, подпадающим под признаки, установленные данной нормой[4].
Так, А.И. Рарог под непосредственным объектом рассматриваемого преступления понимает здоровье населения в части безопасного пользования товарами и услугами, отвечающими требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей[5]. Однако мы не можем согласиться с данной позицией постольку, поскольку российский законодатель считает здоровье населения видовым объектом преступления, связанного с производством, хранением, перевозкой либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности, на что однозначно указывает уже само название главы 25 УК РФ.
Кроме того, в ст. 238 УК РФ определена ответственность за два различающихся по предмету посягательства и объективной стороне преступления: незаконные действия в сфере оборота товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также незаконные действия в сфере сертификации товаров, работ и услуг.
Поэтому под непосредственным объектом производства, хранения, перевозки либо сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, предлагаем понимать общественные отношения по установлению порядка оборота продукции, работ и услуг, их сертификации, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей.
В преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» указывается, что под потребителем следует понимать гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Поскольку покупаемые товары не должны быть предназначены для предпринимательской деятельности, из-под действия Закона РФ «О защите прав потребителей» выводится целый пласт отношений, связанных с приобретением и использованием товаров в целях извлечения выгоды. Такой подход оправдан в гражданском праве. При уголовно-правовой защите прав потребителя, направленной на охрану его жизни и здоровья, следует исходить из того, что ст. 238 УК РФ должна применяться и в случае, если причинен вред жизни или здоровью лица, занимающегося, например, предпринимательской деятельностью, во время перевозки товара или проверки его технической исправности.
Предметом преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, являются товары и продукция, а также работы и услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также официальные документы, удостоверяющие соответствие товаров, работ или услуг требованиям безопасности.
Товарами, не отвечающими требованиям безопасности, следует признавать продовольственные товары и промышленные изделия, включая их составные части, использование которых при обычных условиях ставит в опасность жизнь или здоровье потребителя.
Не отвечающим требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей признается товар: а) на который был получен отказ в выдаче сертификата соответствия установленным в стандартах требованиям безопасности; б) не прошедший для подобных товаров сертификацию на предмет соответствия установленным требованиям безопасности; в) с неуказанным сроком годности и неуказанными специальными правилами безопасного использования, хранения, транспортировки и утилизации.
Продукция, не отвечающая требованиям безопасности, — это вода в центральной системе водоснабжения, топливо и другие виды энергии, а также материальные ценности, не являющиеся товаром, предназначенным для потребителя, представляющие опасность для жизни или здоровья потребителя.
Работы, не отвечающие требованиям безопасности, означают выполняемые по заказу потребителя строительные, монтажные и иные работы, в процессе или в результате выполнения которых жизнь или здоровье потребителя ставятся под угрозу.
Под услугами, не отвечающими требованиям безопасности, следует понимать предоставление медицинских, культурных, транспортных и иных услуг, пользование которыми создает опасность для жизни или здоровья потребителя.
Предметом анализируемого преступления являются также официальные документы, удостоверяющие соответствие товаров, работ или услуг требованиям безопасности. Официальные документы — это надлежащим образом оформленные материальные носители информации, письменные акты федеральных органов власти и государственного управления, органов власти и управления субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных государственных и муниципальных учреждений. Подтверждение уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров обязательным требованиям стандартов достигается в результате сертификации. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
По смыслу ст. 238 УК РФ ответственность за предусмотренное ею преступление возможна лишь при условии доказанности не только самого факта производства, хранения или перевозки в целях сбыта либо сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, но и опасности этих действий для жизни или здоровья потребителей, а также наличия у совершившего их лица осознания характера своих действий и их несоответствия требованиям безопасности, что не предполагает возможности принятия произвольного решения об уголовной ответственности.
Подытоживая, необходимо отметить, что проблемы объекта и предмета анализируемого преступления представляет как научный, так и практический интерес. Поскольку именно объект преступления в значительной мере обусловливает пределы уголовно-правовой охраны, процесс установления общественных отношений, охраняемых рассматриваемой уголовно-правовой нормой, играет существенную роль для отграничения преступного деяния от непреступного, способствует точной квалификации преступных действий.
Библиография
1 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2007. С. 347.
2 См.: Уголовное право России. Общая часть: Учеб. / Под ред. В.П. Ревина. 2-е изд., испр. и доп. — М., 2009. С. 122.
3 См.: Погосян Т.Ю. Преступления в сфере торговли. — Екатеринбург, 1999. С. 211.
4 См.: Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учеб. / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога,А.И. Чучаева. 2-е изд., испр. и доп. — М., 2008. С. 48.
5 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., испр., перераб. и доп. / Под ред. А.И. Чучаева. — М., 2010. С. 291.