Е.В. ПОЛОВИНКИНА,
ведущий специалист-эксперт отдела государственной службы и кадров УФССП России по Самарской области
Современная социально-экономическая ситуация предъявляет более высокие требования к государственным гражданским служащим, их профессиональным и личностным качествам. Государственный гражданский служащий должен быть эмоционально устойчивым к меняющимся социально-экономическим условиям, компетентным, ответственным, коммуникабельным, иметь высокий уровень стрессоустойчивости, свободно владеть своей профессией.
Труд судебного пристава по нервному напряжению не имеет себе равных. При этом деятельность и поведение пристава определяются общепринятыми нормами и требованиями, соответствовать которым на практике довольно трудно в силу специфики профессии. Необходимость реализации властных полномочий требует от судебного пристава наличия способностей к анализу и прогнозированию последствий своих действий, эмоциональной уравновешенности, стрессоустойчивости, последовательности, решимости и в то же время уважительного, корректного поведения в деловом общении, в отношении к людям.
Возникающие в работе судебного пристава конфликтные ситуации сопряжены со значительными нервными нагрузками и эмоциональными затратами, что приводит к истощению психологических ресурсов. В связи с этим особенно актуальна проблема формирования эмоциональной культуры судебного пристава.
Основным методом формирования такой культуры является анализ эмоционального опыта, характер которого у всех людей разный. С целью формирования эмоциональной культуры разработаны определенные практические упражнения.
Упражнение «линии конфликта», направленное на осознание и понимание эмоций. Для выполнения упражнения необходимы листы белой бумаги формата А4, фломастеры (или цветные карандаши), скотч, цветной пластилин.
Индивидуальная работа. Изобразите субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию как «разговор двух линий». Для этого лист бумаги формата А4 прикрепите к столу скотчем, чтобы он не скользил в процессе работы, и поставьте на нем цифру 1. Выберите два фломастера (карандаша) разных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия вашего поведения в конфликте, в нерабочую — фломастер другого цвета для обозначения поведения вашего условного оппонента. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги. После завершения работы переверните лист и отложите его.
На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв фломастеры местами. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука будет изображать линию поведения оппонента в конфликте, а нерабочая — линию вашего поведения (прежним цветом). Словом, первоначально выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаги.
Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ от лица каждого участника конфликта. О чем говорит получившийся рисунок? Какой символический смысл он несет? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения?
Между символическими участниками конфликта можно построить диалог, смоделировать ситуацию, что поможет прояснить некоторые существенные нюансы конфликта. Можно внести в свои работы желаемые изменения или поступить со своими рисунками так, как хочется. Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, смять, уничтожить рисунок.
Упражнения, формирующие эмоциональную направленность. Рабочий день судебного пристава насыщен ситуациями, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Следует заметить, что условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации только в том случае, если они воспринимаются, понимаются и оцениваются как трудные, сложные, опасные.
Государственный гражданский служащий, из года в год работающий в таких условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой синдромом эмоционального выгорания. Этот синдром приводит к профессиональной деформации личности. Среди личностных особенностей можно выделить те, которые способствуют профессиональной деформации.
Для этого сделаем следующие упражнения.
Упражнение «Дерево». Нарисуйте дерево и разложите его листья согласно личностным особенностям, приведенным в таблицах 1 и 2.
К каждому листочку необходимо подобрать черешок (противоположное качество). Потом из каждой пары «листок — черешок» надо выбрать что-то одно (либо лист, либо черешок) в зависимости от того, что на данный момент доминирует в человеке (самооценка).
Каждый оформляет свое дерево.
Необходимо оценить устойчивость вашего дерева: бурю какой силы по шкале от 0 до 10 баллов смогут выдержать его листья? Поставьте балл.