А. БОЛЬШАКОВ,
юрист
Введение административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 ст. 16.23 КоАП РФ, представляется вполне оправданным, так как она направлена в первую очередь на исключение из сферы таможенного дела лиц, осуществляющих деятельность с нарушением требований, установленных Таможенным кодексом РФ (далее — ТК РФ).
Однако возможность привлечения таможенными органами к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ (несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела), создает проблему для лиц, осуществляющих деятельность в области внешнеэкономической деятельности.
На первый взгляд размер административного наказания за нарушение ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ не является поводом для серьезного беспокойства для должностных и юридических лиц. Должностные лица, привлеченные к ответственности по данной статье, уплачивают административный штраф в размере от 100 до 500 руб., юридические — на порядок больше: от 2000 до 10 000 руб., что не наносит им значительного экономического вреда. Однако последствия, наступающие для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, после привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ могут быть поистине трагическими. Речь идет прежде всего о праве таможенного органа, выдавшего свидетельство о включении юридического лица в реестр, отозвать это свидетельство при неоднократном (более одного раза) привлечении юридического лица в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение правонарушения в области таможенного дела, как раз и предусмотренного ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ. Это влечет за собой исключение данного юридического лица из реестра и, как следствие, утрату права осуществлять соответствующую деятельность.
В дальнейшем новое заявление о включении в реестр может быть выдано по истечении срока административного наказания. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ этот срок составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
На серьезность последствий несоответствия юридическими лицами хотя бы одному из условий включения в реестр, вплоть до исключения из соответствующих реестров, указано и в Письме ФТС России от 20.12.2004 № 05-16/11496 «Об информировании таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и таможенных брокеров (представителей) о выполнении условий включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела».
В связи с этим строгое соблюдение требований, установленных в ТК РФ, является необходимым условием для осуществления деятельности лиц, включенных в реестры таможенных органов.
Объектом противоправного посягательства, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ, является введенный ТК РФ порядок осуществления деятельности в области таможенного дела. Правовое регулирование деятельности в области таможенного дела регламентируется главой 3 и рядом других статей ТК РФ. Предусмотрено четыре вида деятельности, осуществляемой специальными субъектами таможенного права:
1) перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем;
2) хранение иностранных товаров до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру;
3) хранение под таможенным контролем ввезенных и вывозимых товаров;
4) совершение таможенных операций в интересах декларанта или других лиц.
На основании ст. 18 ТК РФ деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров (представителей).
Как предусмотрено в ст. 20 ТК РФ, для включения в один из реестров юридическое лицо обращается в таможенный орган с заявлением, содержащим предусмотренные ТК РФ сведения, и представляет подтверждающие эти сведения документы. Таможенный орган рассматривает заявление в срок, не превышающий 15 дней со дня его получения, и принимает решение либо о включении заявителя в соответствующий реестр, либо об отказе о включении — только в случае несоблюдения условий включения в соответствующий реестр.
Если в ходе осуществления дальнейшей хозяйственной деятельности сведения, указанные в заявлении о включении юридического лица в реестр, либо прилагаемые документы изменяются, юридическое лицо (его правопреемник), включенное в один из реестров, обязано сообщить об этом таможенному органу в письменной форме в 5-дневный срок со дня наступления соответствующих событий или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении (п. 2 ст. 21 ТК РФ).
Собственно, невыполнение данной обязанности и составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ. Объективная сторона выражается в противоправном бездействии, т. е. в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей юридическим лицом, а также полномочий должностным лицом.
Совершая противоправное бездействие, лицо либо вообще не сообщает таможенному органу о наступлении событий, повлекших изменение сведений, которые указаны в заявлении о включении лица в реестр (в этом случае можно говорить о невыполнении юридических обязанностей), либо сообщает об этом по истечении 5 дней со дня наступления этих событий (в этом случае очевидно ненадлежащее выполнение юридических обязанностей).
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ, являются юридические и должностные лица. Юридическими лицами, привлекаемыми к административной ответственности по данной статье, могут быть только лица, включенные на момент привлечения к ответственности в один из реестров. Соответственно, должностные лица могут быть привлечены к ответственности по ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ только в том случае, если они являются руководителями или иными работниками организаций, включенных в соответствующие реестры. Таким образом, лица, являющиеся субъектами правонарушения, квалифицируемого по ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ, обладают специальной правосубъектностью, в чем и заключается специфика состава рассматриваемого правонарушения.
Субъективная сторона данного правонарушения, как и большинства административных правонарушений в сфере таможенного дела, выражается в форме умысла или неосторожности применительно к виновному должностному лицу и в специальной форме вины, установленной по отношению к юридическому лицу. Вопрос о формах вины при совершении административных правонарушений подробно рассматривается в юридической литературе. Необходимо отметить определенную сложность в доказывании таможенными органами вины должностных лиц в форме умысла, так как для этого требуются неопровержимые доказательства того, что виновное должностное лицо осознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. Фактически доказательство умышленной вины по делу об административном правонарушении сводится к явке должностного лица в таможенный орган с повинной, что в правоприменительной практике таможенных органов встречается нечасто. Кроме этого, умышленное совершение правонарушения предполагает более высокий размер взыскания, чем при привлечении лица за совершение правонарушения по неосторожности. Таким образом, в интересах таможенных органов и привлекаемых к административной ответственности лиц квалифицировать субъективную сторону правонарушения в форме вины по неосторожности — как наиболее простую в доказывании и менее жесткую в применяемой санкции.
Что касается установления вины юридического лица в совершении рассматриваемого правонарушения, то здесь действует общее правило: вина признается в том случае, если будет установлено, что возможность обеспечить соблюдение норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, имелась, но юридическое лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (не назначило ответственное лицо, не проконтролировало отправку сведений и т. д.). Таким образом, для констатации вины юридического лица будет необходимо наличие формальных условий — возможности своевременно сообщить в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестр, путем направления письма, факса, телеграммы и т. д.
Необходимо заметить, что только неоднократное привлечение юридического лица к ответственности по ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ может привести к отзыву свидетельства и исключению из реестра. Привлечение же должностного лица организации за совершение этого правонарушения таких последствий не влечет.
В связи с этим особо следует выделить роль обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины юридического лица в совершении рассматриваемого правонарушения. Доказательствами могут являться документы, подтверждающие выполнение юридическим лицом всех возможных мер по соблюдению таможенного законодательства: например, приказ руководителя организации о назначении лица, ответственного за учет и контроль изменений в соответствующих документах, с подписью должностного лица об ознакомлении с приказом; утвержденная руководителем организации технологическая схема о порядке учета и контроля изменений, об отправке необходимой информации в таможенный орган и порядке контроля такой отправки.
Факт совершения правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ, может быть выявлен на любой стадии взаимоотношений лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, с таможенными органами. Так, в случае несообщения юридическим лицом таможенному органу о наступлении событий, повлекших изменение сведений, указанных в заявлении о включении лица в реестр, информация об этом может быть получена таможенным органом во время проведения таможенной ревизии юридического лица.
Факт нарушения сроков сообщения таможенному органу о наступлении событий, которые повлекли изменение сведений, указанных в заявлении о включении лица в реестр, может быть выявлен непосредственно должностным лицом таможенного органа, на которого возложена проверка таких сведений на соответствие условиям, установленным для включения юридических лиц в реестр.
Информация об изменении сведений может быть передана таможенным органам непосредственно органами, контролирующими эти изменения: налоговыми органами — при регистрации изменений, вносимых в уставные документы, банками — при изменении реквизитов банковских счетов организации, страховыми организациями — при изменении условий страховых полисов и т. д.
Кроме этого, информация о возможном нарушении таможенного законодательства может поступить в таможенный орган от иных физических или юридических лиц, имеющих доступ к документации или к сведениям, составляющим содержание этой документации, которые могут использовать данную информацию в целях недобросовестного устранения конкурентов с рынка таможенных услуг.
Получив информацию о возможном нарушении таможенного законодательства, таможенный орган проверяет ее и при наличии достаточных оснований возбуждает дело об административном правонарушении и составляет протокол. Учитывая особенности определения размера штрафных санкций по ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ из расчета МРОТ и отсутствие необходимости в проведении дополнительных экспертиз, процесс привлечения к ответственности пройдет быстро: уже через две недели с момента составления протокола таможенный орган может вынести решение по делу о привлечении к административной ответственности.
Проделав эту процедуру в отношении юридического лица дважды, таможенный орган на законных основаниях констатирует факт неоднократного привлечения юридического лица в связи с неисполнением своих обязанностей к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области таможенного дела, предусмотренного ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ, отзывает свидетельство о включении в реестр и исключает лицо из реестра.
Для минимизации рисков, возникающих в ходе контроля таможенными органами исполнения законодательства Российской Федерации в сфере осуществления деятельности в области таможенного дела, организациям, осуществляющим такую деятельность, можно предложить следующие рекомендации.
1. Определить документы, на основании которых вносятся сведения в заявление о включении лица в реестр (учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; свидетельство о госрегистрации юридического лица; свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе; подтверждения из банков об открытых счетах; документы, подтверждающие размер полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов; документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 ТК РФ; страховые полисы).
Цель — установить перечень документов, подлежащих повышенному вниманию со стороны организации для исполнения требований таможенного законодательства в сфере таможенного дела.
2. Выделить перечисленные документы в отдельное делопроизводство.
Цель — ввести усиленный контроль за документами, входящими в установленный таможенным законодательством перечень.
3. Приказом руководителя организации назначить должностное лицо, ответственное за контроль изменений в указанных выше документах. Закрепить обязанности должностного лица должностной инструкцией, ознакомить должностное лицо с инструкцией под роспись.
Цель — принять исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения законодательства.
4. Обеспечить направление сведений в таможенный орган исключительно заказной корреспонденцией либо нарочным через канцелярию таможенного органа.
Цель — получить письменное подтверждение о получении таможенным органом сообщения об изменении сведений.