УДК 346.544.4:342.733
Страницы в журнале: 72-76
М.В. МОТЕХИНА
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин Тульского филиала Российской правовой академии Минюста России motekhina@mail.ru
Вопросы оказания возмездных образовательных услуг в настоящее время встают достаточно остро. Коллизии, возникающие на практике, вызваны в том числе отсутствием надлежащего теоретического определения признаков данного вида услуг. Автор предлагает собственное видение термина «возмездная образовательная услуга» и его видовых признаков.
Ключевые слова: услуга, возмездная образовательная услуга, видовые признаки возмездной образовательной услуги, высшее профессиональное образование.
Characteristics of Onerous Educational Services in Higher Education
Motekhina M.
Now there are many questions in rendering of onerous educational services. Practical collisions are closely related to theoretical definition of the characteristics of this type of service. The author offers the definition of onerous educational services and defines species character.
Keywords: service, onerous educational services, species character of onerous educational services, higher education.
Современный рынок услуг — один из динамично развивающихся секторов экономики России. Однако правовое регулирование данной сферы нуждается в законодательном совершенствовании. Требуются также доктринальные исследования в данной области, так как до сих пор в научных разработках российских ученых отсутствует единство взглядов на сам термин «услуга», а российское законодательство не дает его определения.
Поэтому возмездная образовательная услуга вуза как правовой феномен требует исследования, на наш взгляд, посредством сравнения ее признаков с основными характеристиками услуги вообще.
Следует подчеркнуть, что выделение услуги в качестве самостоятельного объекта гражданских прав обусловлено специфическими признаками данного юридического понятия.
Само понятие «услуга» находится в сфере интересов двух наук — экономики и права и при этом не имеет строго экономического или юридического содержания, поэтому разработанные в теории гражданского права определения услуги в той или иной мере основываются и на экономической теории.
В экономической литературе сложился подход, согласно которому услуги, результат которых воплощается в товарах, называют материальными (производственными) услугами, а услуги, не оставляющие осязаемого результата, — нематериальными (непроизводственными) услугами, последние, как правило, направлены на удовлетворение личных потребностей граждан (так называемые личные услуги)[1].
В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) отсутствует определение понятия «услуга».
Признавая научное значение услуги, многие авторы указывают на главный признак услуг, проявляющийся в отсутствии овеществленной формы (через выявление ее соотношения с работами, выполняемыми в рамках договора подряда). По мнению Л.Б. Ситдиковой, наличие у услуги экономической природы (стоимости и потребительской стоимости) позволяет относить ее к имущественной группе объектов гражданских прав, хотя услуга имеет результат неовеществленного характера — удовлетворения культурных, эстетических, информационных и иных потребностей[2].
Представляет научный интерес определение услуги как объекта гражданских прав, сформулированное Л.В. Санниковой: «Услуга — это действия услугодателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ (имущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемые им в пользу услугополучателя»[3].
Давая характеристику услуге, обратимся к позиции Е.А. Суханова, который выделяет общие признаки, объединяющие все договорные обязательства об оказании услуг: особенность объекта обязательства — услуги нематериального характера и специфику связи услуги с личностью услугодателя. При этом к сфере действия обязательств по оказанию услуг, представленной в ГК РФ, Е.А. Суханов относит перевозку, транспортную экспедицию, заем и кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссию, агентирование, доверительное управление имуществом, возмездное оказание иных услуг[4].
В исследовании проблемы правовой сущности услуги Л.В. Санниковой делается вывод, согласно которому сложность разработки дефиниции услуги заключается, в первую очередь, в отсутствии единого восприятия экономической сущности данного явления. В экономической науке услуга понимается и как вид деятельности, и как вид экономического блага. Исходя из этого можно предположить, что каждое из этих значений опосредуется адекватной правовой формой. Следовательно, вряд ли возможно выработать некое единое понятие, охватывающее оба этих значения услуги. Именно этим могут объясняться неудачи цивилистов при формировании понятия услуги как гражданско-правовой категории. Поэтому целесообразно разграничить правовые понятия услуги исходя из их экономического содержания[5].
Образовательная услуга, с целью предоставления которой и совершаются договоры об оказании возмездных образовательных услуг вузами, по нашему мнению, требует как один из видов возмездных услуг их дальнейшей детальной характеристики. Именно в связи с этим считаем необходимым рассмотреть подходы ученых и практиков к понятию и особенностям возмездной образовательной услуги.
Можно отметить, что возмездная образовательная услуга вуза является объектом гражданских прав в связи с тем, что она отвечает свойствам услуг, закрепленным в гл. 39 ГК РФ. Это утверждение обосновывается и материалами судебной практики. Так, в постановлении Президиума ВС РФ «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2002 года» от 10.07.2002[6] отмечается, что на договоры об оказании платных образовательных услуг распространяется действие Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании», Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ, а также общих правил Закона РФ 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Таким образом, можно отметить, что и судебная практика указывает на гражданско-правовую основу возмездной образовательной услуги.
Однако образовательная возмездная услуга имеет специфические особенности, определяемые прежде всего сферой образовательных правоотношений вуза, в которых она реализуется, и именно этим обусловлены научные дискуссии о ее правовой природе.
В.В. Кванина считает, что образовательное отношение представляет собой разновидность гражданско-правового отношения, оформляемого договором на оказание образовательных услуг. При этом по данному договору вуз обязуется осуществлять образовательную деятельность в рамках государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и по окончании обучения выдать выполнившему учебный план студенту диплом об образовании государственного образца, а студент обязуется выполнять учебный план специальности, посещать учебные занятия и оплатить стоимость обучения (последняя обязанность характерна только для договора, обучение по которому осуществляется за счет средств потребителя образовательной услуги или третьих лиц). По мнению В.В. Кваниной, подобно всем гражданско-правовым отношениям правоотношения, непосредственно вытекающие из образовательной деятельности, являются гражданско-правовыми, так как субъекты данных отношений, во-первых, обладают юридическим равенством, во-вторых, имущественно обособлены, в-третьих, обладают автономной волей (они не зависят от воли контрагента в принятии решения и их осуществлении)[7].
Выводы, сделанные В.В. Кваниной, безусловно, представляют научный интерес, но и они оцениваются неоднозначно, что еще раз указывает на проблемность исследуемого правового феномена.
Так, В.М. Сырых подвергает критике позицию В.В. Кваниной и указывает: «Раскрывая юридическую природу договора на оказание возмездных образовательных услуг, В.В. Кванина, к сожалению, не подвергла анализу права и обязанности студентов и профессорско-преподавательского состава, закрепленные действующим законодательством об образовании, и не показала, насколько ее конструкция образовательных отношений соответствует требованиям образовательного права. Между тем интерпретация образовательных отношений как вида гражданско-правовых услуг соответствует их юридической природе примерно в такой же мере, в какой конституционные правоотношения соответствуют административным»[8].
В.С. Потапенко отмечает, что сфера образования традиционно объединяет в себе и публичные, и частные интересы; образовательные услуги — это вся образовательная деятельность, но часть из этой деятельности — социальные образовательные услуги (они бесплатны, обязательны для получения), а другая часть — это возмездные образовательные услуги, которые базируются на нормах и принципах ГК РФ[9]. Образовательным услугам присущи те основные свойства, которые характеризуют услуги в целом. Образовательные услуги носят нематериальный характер — они не существуют в овеществленной форме, поскольку основаны на информационном общении. Результат услуг может быть проверен только посредством практического применения полученных знаний.
По мнению В.С. Потапенко, представленные в существующей дискуссии научные позиции о правовой природе договора на оказание возмездных образовательных услуг позволяют прийти к выводу, что данный договор является сложным институтом и имеет специфические особенности, сочетающие в себе элементы гражданско-правового и административно-правового регулирования, с преобладанием гражданско-правовых начал, что обусловлено спецификой предмета данного договора[10].
Присоединяясь к мнению Л.В. Санниковой, можно утверждать, что услуги как объект гражданско-правового регулирования представляют собой группу общественных отношений, экономическая сущность которых заключается в осуществлении определенных видов деятельности, направленных на удовлетворение потребностей участников имущественного оборота[11]. Данные отношения могут опосредоваться различными по своей правовой природе гражданско-правовыми обязательствами, а соответственно, их объектами могут быть как услуги, так и иные блага.
Сравнительный анализ разных точек зрения на решение проблемы отнесения отношений, связанных с оказанием вузом образовательной услуги, к гражданско-правовым или публично-правовым правоотношениям дал основание рассматривать возмездную образовательную услугу как специфический объект гражданских правоотношений.
Суммируя вышесказанное, можно отметить, что в научных дискуссиях, посвященных образовательным услугам, нашли отражение типовые характеристики возмездных образовательных услуг, но не указаны их видовые характеристики. Сами же образовательные отношения, безусловно, обладают особой спецификой, которая указывает на их социально-правовую природу.
Возмездная образовательная услуга — это вид профессиональной деятельности вуза, ее содержание и характеристики обусловлены самой сферой образовательных правоотношений, в которых она реализуется.
Особенности образовательной услуги вуза дали нам возможность рассматривать ее как единый комплекс приемов, действий, которые с учетом как объективных, так и субъективных факторов реализуются в образовательном пространстве вуза с целью удовлетворения потребностей личности.
На наш взгляд, правовое регулирование отношений в области возмездных образовательных услуг в высшем профессиональном образовании невозможно без учета особенностей данных услуг. Изучение норм гражданского законодательства, регулирующего возмездное оказание услуг, анализ научных подходов к пониманию и характеристике образовательной услуги дали возможность выявить особенности возмездных образовательных услуг, оказываемых вузом.
Образовательная услуга в максимальной степени связана с учебно-воспитательным процессом в вузе — деятельностью работника вуза (педагога) и студента. Учебный процесс вуза представлен:
— содержательной частью обучения (чему учат, какие дисциплины и в каком объеме преподают, какие цели и задачи ставят перед студентами);
— процессуальной частью обучения, включающей организацию учебного процесса, формы и методы преподавания, деятельность педагога по руководству процессом ознакомления, усвоения содержательной части обучения, а также методы, формы и приемы учебной деятельности студентов;
— результативной частью обучения, которая связана с процессом оценки качества получаемого образования. На протяжении всего процесса обучения со стороны педагога являются обязательными контроль и оценка результата знаний, умений и навыков конкретного студента. Качество и достигнутый уровень образования выпускника вуза должны быть подтверждены итоговой государственной аттестацией, успешность прохождения которой удостоверяется соответствующим документом (дипломом).
Содержательная, процессуальная и результативная части образовательной системы вуза тесно взаимодействуют друг с другом. Таким образом, система высшего профессионального образования обладает системностью, управляемостью, эффективностью, воспроизводимостью и результативностью.
По общепризнанному правилу образовательная услуга не имеет овеществленного результата, чем отличается от иных объектов гражданских прав, например, вещей.
Услуги по обучению в вузе являются двуедиными: для их реализации необходимо участие педагога и студента. Педагог выступает в качестве активной стороны образовательного процесса вуза. Он читает лекции, руководит проведением семинарских и практических занятий и т. д., а студенты, следовательно, получают образовательные услуги, заключающиеся в усвоении и дальнейшем воспроизведении информации. Тем самым работник вуза (педагог) оказывает студентам услуги, удовлетворяя их потребности в приобретении, закреплении конкретных знаний по дисциплине. Таким образом, возмездная образовательная услуга, оказываемая работником вуза, неотделима от ее носителя.
Образовательная услуга уникальна, неповторима, так же как и личность педагога: педагоги отличаются между собой уровнем интеллекта, темпом изложения материала, умением обосновать и доказать теоретический и практический материал. Образовательная услуга опосредуется свойствами самой личности.
Результат же потребления образовательных услуг проявляется только через определенное время, по завершении процесса обучения. Приобретенные в ходе образовательного процесса в вузе знания, умения, навыки имеют свойство накапливаться и в последующем проявляются в высокой профессиональной компетентности, более высоком уровне образованности и профессионализма.
В развитие концепции образовательных услуг следует отметить, что, на наш взгляд, возмездная образовательная услуга, оказываемая вузом, обладает комплексом специфических признаков, т. е. видовыми характеристиками, среди которых можно выделить следующие:
1) особенность содержания возмездной образовательной услуги — его регламентация государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, который определяет минимум содержания основных образовательных программ. Однако сам содержательный компонент высшего профессионального образования в конкретном вузе определяется образовательной программой, в соответствии с которой и реализуется вузом образовательная услуга;
2) накопительный эффект образовательной услуги заключается в постоянном «приращении» знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций, которыми овладевает студент на протяжении всего периода обучения в вузе;
3) универсальность образовательной услуги можно выявить через призму предметно-практической деятельности услугодателя и услугополучателя. С одной стороны, данная деятельность реализуется через профессиональную деятельность вуза, а с другой — одновременно потребляется студентами, что находит отражение в конкретном результате полученной образовательной услуги;
3) конечный продукт услуги выражается в результате, который не материализуется, не оставляет овеществленно-предметного продукта, он проявляется в момент его потребления. Результату всегда предшествует совершение определенных действий, не имеющих материального воплощения, но составляющих вместе с ним единое целое. В процессе получения образовательных услуг у потребителя возникают новые знания и умения;
4) результат образовательной услуги в дальнейшем проявляется в положительном (полезном) эффекте, который реализуется потребителем услуги как в профессиональной деятельности, так и для удовлетворения личных (бытовых) нужд;
5) конечный результат образовательной услуги будет выражаться в теоретической и практической готовности студента к профессиональной деятельности, что находит подтверждение при успешном прохождении итоговой государственной аттестации;
6) оплата производится за сам процесс оказания возмездных образовательных услуг, при этом возможность оплаты не ставится в зависимость от конечного результата;
7) на заказчика возмездной образовательной услуги невозможно возложить обязанность принять деятельность (действия) исполнителя, так как процедуры передачи-принятия услуги не может существовать, это обусловлено нематериальным характером образовательной услуги;
8) образовательная услуга реализуется путем передачи информации, но одинаково предоставляемая образовательная услуга создает разный эффект для потребителя услуги, что обусловлено его индивидуальными особенностями. Эффект от потребляемой образовательной услуги в значительной степени зависит не только от услугодателя, но и от участия в процессе ее потребления самого потребителя услуги. В каждом конкретном случае результат услуги не всегда достижим в силу субъективных особенностей услугополучателя.
Исходя из изложенного можно говорить о том, что возмездная образовательная услуга вуза — это неотъемлемая и составная часть образовательной деятельности учреждения, имеющая свои специфические особенности, обусловленные гражданско-правовой природой возмездной услуги.
Библиография
1 См.: Ситдикова Л.Б. Теоретические основы услуг по законодательству Российской Федерации // Юридическое образование и наука. 2008. № 1.
2 См. там же.
3 Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2007. С. 6.
4 См.: Гражданское право: учеб.: в 2 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. — М., 2003. Т. II. Полутом 2. С. 1.
5 См.: Санникова Л.В. Указ. раб. С. 12.
6 Бюллетень ВС РФ. 2002. № 11.
7 См.: Кванина В.В. Договор на оказание вузом образовательных услуг // Закон 2007. № 4.
8 Сырых В.М. Образовательные услуги и образовательные правоотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержание // Журнал российского права. 2010. № 4.
9 См.: Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права. 2009. № 3.
10 См.: Потапенко В.С. Гражданско-правовые элементы в системе регулирования услуг в сфере образования // Журнал российского права. 2008. № 11.
11 См.: Санникова Л.В. Указ. раб. С. 5.