Статья

Признаки, характеризующие объективную сторону организации объединения, посягающего на личность и права граждан

В статье дается уголовно-правовая характеристика признаков объективной стороны организации объединения, посягающего на личность и права граждан. Осуществляется попытка проанализировать современные взгляды на сущность объективной стороны рассматриваемого преступления, а также предлагается авторское решение наиболее сложных, малоизученных вопросов, касающихся данной проблемы.

УДК 343.341.3 

Страницы в журнале: 129-132

 

А.А. БИРЕМОВА,

соискатель кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета, судья Верховного Суда Республики Дагестан  marjust@yandex.ru

 

В статье дается уголовно-правовая характеристика признаков объективной стороны организации объединения, посягающего на личность и права граждан. Осуществляется попытка проанализировать современные взгляды на сущность объективной стороны рассматриваемого преступления, а также предлагается авторское решение наиболее сложных, малоизученных вопросов, касающихся данной проблемы.

Ключевые слова: общественное объединение, религиозное объединение, личность, права граждан.

 

Signs describing the objective of the United encroaching on the individual and the rights of citizens

 

Biremova A.

 

The article gives a legal description of the criminal objective signs of the United encroaching on the person and the rights of citizens. It attempts to analyze the modern views on the nature of the objective side of the crime, and proposes a solution to the author’s most complex, little-studied issues related to the problem.

Keywords: public organization, religious organization, person, rights of citizens.

 

Согласно ст. 8 УК РФ «основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом». Следовательно, объективная сторона преступления, являясь важным элементом разграничения составов преступлений и основания уголовной ответственности, играет существенную роль при квалификации всех преступлений.

Проблемами объективной стороны преступления в российской уголовно-правовой науке занимались такие ученые, как А.А. Тер-Акопов, Л.Д. Гаухман, М.И. Ковалев, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.В. Наумов, А.А. Пионтковский, И. Реннерберг, Г.В. Тимейко, Т.В. Церетели и др.

Объективная сторона преступления характеризует внешнюю сторону общественно опасного деяния и сопровождается причинением вреда этим объектам либо созданием угрозы причинения им вреда.

В.Н. Кудрявцев, характеризуя объективную сторону преступления, пишет: «Объективная сторона преступления есть процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, рассматриваемый с его внешней стороны, с точки зрения последовательного развития тех событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) субъекта и заканчиваются наступлением преступного результата»[1].

Для определения основания уголовной ответственности и квалификации организации объединения, посягающего на личность и права граждан, имеют значение только те объективные признаки преступления, которые указаны в ст. 239 УК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 239 УК РФ объективная сторона преступления заключается в создании религиозного и общественного объединения и руководстве таким объединением.

«Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[2]). Тогда как ст. 117 ГК РФ определяет общественные объединения как добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Хотя определения в указанных нормативных актах не совпадают, различия между ними не носят принципиального характера.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[3] «религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».

А.И. Рарог полагает, что создание религиозного или общественного объединения означает как учреждение такого объединения, так и его фактическую организацию без официальной регистрации; руководство — это осуществление функций лидера или распорядителя объединения[4].

А.В. Бриллиантов под созданием религиозного или общественного объединения предполагает совершение действий, в результате которых объединение готово к функционированию (подыскание участников, разработка идеологии объединения, выработка устава, регистрация учредительных документов и т. п.).

Руководство указанным объединением пред-полагает деятельность лица, которое, не будучи его организатором, осуществляет различные руководящие функции: организует обучение и идеологическую обработку членов объединения, распределяет между ними обязанности при совершении каких-либо противоправных деяний и т. п.[5]

Признаком, относящимся к свойствам деяний и вытекающим из деятельности объединения, является сопряженность с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а также побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершению иных противоправных действий.

Сопряженность деятельности религиозного или общественного объединения с вышеуказанными деяниями может иметь место лишь в том случае, когда они фактически совершены. Другими словами, состав создания объединения считается оконченным с момента совершения членами объединения конкретного преступления. В связи с этим предлагаем формулировку «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием» заменить на «создание религиозного или общественного объединения с целью совершения насилия».

Под насилием следует понимать лишение свободы, причинение побоев, истязание и др. Насилие или иное причинение вреда здоровью граждан могут быть вменены членам объединения в тех случаях, когда они совершались не по причине случайных обстоятельств, а ввиду того что они предусмотрены в доктрине конкретного объединения. Также может иметь место насилие, которое не было следствием культивируемой идеологией объединения, но осуществлялось, к примеру, при насильственном удержании лиц, желающих покинуть секту. В случае причинения средней тяжести или тяжкого вреда здоровью или убийства содеянное, наряду со ст. 239 УК РФ, подлежит дополнительной квалификации (по ст. 112, ст. 111 и ст. 105 соответственно).

Насилие в анализируемой уголовно-правовой норме включает в себя не все действия, ограничивающие волю потерпевшего, а только те, которые связаны с посягательством на здоровье. Данный вывод следует из анализа содержания норм ст. 239 УК РФ, в которой дается формулировка «сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда здоровью». Следовательно, насилие в данной норме — это один из способов причинения вреда здоровью. В этой связи полагаем более правильным использовать формулировку «...над гражданами или причинением вреда здоровью».

Иное причинение вреда здоровью граждан, входящих в объединение, означает, что в соответствии с существующими догмами члены объединения ограничиваются в пище, отказываются от соблюдения санитарно-гигиенических требований, занимаются самоистязанием, членовредительством, склоняются к самоубийству, вступлению в половую связь и т. п.

Под побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей понимается склонение их к отказу от исполнения конституционных обязанностей (уклонение от военной службы, от уплаты налогов, от выполнения родительских обязанностей и т. д.).

Побуждение к совершению иных противоправных действий предполагает подстрекательство к совершению различного вида правонарушений. Однако надо иметь в виду, что побуждение другого лица к совершению преступления необходимо дополнительно квалифицировать как подстрекательство к совершению конкретного преступления.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»[7]донорство крови и ее компонентов — свободно выраженный добровольный акт. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом.

В последнее время врачи все чаще сталкиваются с пациентами, которые являются членами религиозной организации «Свидетели Иего-вы». Эти люди отказываются от переливания крови по религиозным убеждениям, следуя библейской заповеди «воздерживаться от… крови» (Деяния, 15:28, 29)[8].

Уважая мировоззренческий и религиозный выбор каждого человека, полагаем, следует критически отнестись к постулатам Свидетелей Иеговы.

В жизни любого человека может наступить критический момент, когда для ее сохранения потребуется переливание крови. Переливание крови — это крайняя мера, направленная на спасение жизни больного, и для ее применения есть определенные показания.

Однако в материалах Свидетелей Иеговы недвусмысленно говорится, что даже если вы и умрете, не послушавшись доводов врача, то это не беда — рано или поздно все умирают. «Даже при оказании лучшей медицинской помощи в самых лучших больницах люди рано или поздно умирают. С переливанием крови или без, они умирают. Все мы стареем, и жизнь подходит к концу. Это не обреченность. Это реальность. Смерть — это наша действительность...»[9]

В связи с этим предлагаем закрепить в диспозиции рассматриваемой уголовно-правовой нормы такой конструктивный признак, как побуждение лица к отказу от пользования правами и свободами человека и гражданина, поскольку нередко потерпевшие, следуя культивируемой объединением идеологии, отказываются от права на квалифицированную медицинскую помощь, права на участие в управлении делами государства и от других гарантируемых законом прав и свобод граждан.

Согласно ч. 2 ст. 239 УК РФ основными действиями являются участие в деятельности объединения и пропаганда деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 239 УК РФ.

Участие — единственная форма объективной стороны состава анализируемого преступления, выполнение которого возможно как в форме действия, так и в форме бездействия. Активное участие в объединении образует такие действия, как сбор средств, вербовка новых членов, совершение определенных поступков в интересах данного объединения. Пассивное участие предполагает не только номинальное членство, но и выполнение предписаний объединения, т. е. невыполнение некоторых действий, которые лицо должно и могло выполнить. Например, отказ матери обратиться за медицинской помощью в случае болезни ее ребенка, в результате чего здоровье либо жизнь ребенка поставлены в опасность.

Участник — это самая уязвимая фигура  для уголовного преследования, поскольку спектр его деятельности наиболее широк. Необходимо оценить добровольность совершения тех или иных действий, образующих состав участия.

Отдельно законодатель выделяет пропаганду деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 239 УК РФ. Пропаганда — это распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей в обществе. Речь идет о пропаганде деятельности объединения, а именно насильственных действий, иного причинения вреда здоровью граждан и побуждении граждан к отказу от исполнения своих гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний.

 

Библиография

1 Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. — М., 1960. С. 9.

2 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

3 СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

4 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова (и др.); отв. ред. А.И. Рарог. 7-е изд., перераб. и доп. — М., 2011. С. 216.

5 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Я.Е. Иванова и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. — М., 2010. С. 472.

6 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 28. Ст. 1064.

7 См.: Свидетели Иеговы. Кто они такие? — Watch tower bible and tract society of Pennsylvania. 2010. С. 7.

 

8 См.: Петров А.М. Свидетели Иеговы и переливание крови // Религия и право. 2004. № 1.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Анализируется многогранная деятельность прокуратуры в сфере надзора за исполнением законодательства, охватывающая широкий спектр вопросов — от контроля за деятельностью органов местного самоуправления до защиты прав профессиональных спортсменов и несовершеннолетних
Добавлено: 03.11.2024
Современное закрепление в демократических странах мира на конституционном (государственном) уровне принципа равноправия личности связано как с многовековой историей его формирования, так и с динамичным развитием человеческой цивилизации, расширением круга ее субъектов, изменением их социального и правового статуса, непосредственной трансформацией содержания самого принципа
Добавлено: 05.07.2024
Рассматривается социальное и правовое назначение участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Раскрыты атрибутивные признаки безопасности личности, общественной и государственной безопасности и роль граждан в их обеспечении. Обоснована взаимодетерминированность интересов личности, общества и государства в обеспечении обороны страны и безопасности государства.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются положения монографии «Реализация и защита прав граждан в сфере обороны и безопасности Российской Федерации» (М., 2024), подготовленной Федотовой Юлией Григорьевной — экспертом в сфере национальной безопасности, кандидатом юридических наук, советником юстиции 3-го класса
Добавлено: 04.03.2024