УДК 341:346.11
А.С. ПУРТОВ,
аспирант кафедры публичного права Всероссийской академии внешней торговли
Статья посвящена принципу взаимной выгоды в международных экономических отношениях. Посредством анализа взаимосвязей этого принципа с основными принципами международного права и специальными принципами международного экономического права автор раскрывает его содержание и функции. Подчеркивается особая роль этого принципа в эпоху глобализации, в том числе и для России.
Principle of mutual advantage in the system of principles of modern international law: the essence and the functions
A.S. Purtov
The article deals with the principle of mutual advantage in the international economic relations. Analyzing the correlations between the principle of mutual advantage and other principles of international law, the author determines the essence of the former and its functions. The author lays special emphasis on its important role for Russia in the age of globalization.
Принцип взаимной выгоды занимает одно из ведущих мест в международном праве, и прежде всего в сфере правового регулирования международных экономических отношений. Он зафиксирован в ряде важнейших многосторонних международных документов, в частности в Уставе ООН 1945 года (ст. 55), международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (ст. 1), Основных принципах, определяющих международные торговые отношения и торговую политику (Принципы ЮНКТАД) 1964 года (принцип восьмой), Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года (преамбула, статьи 26—27), Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.
Находит отражение принцип взаимной выгоды и во множестве двусторонних межгосударственных соглашений об экономическом сотрудничестве. Так, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве от 26.05.2005 Россия и Чехия подчеркивают, что будут развивать, укреплять и диверсифицировать экономическое, промышленное и научно-техническое сотрудничество во всех областях на принципах равноправия и взаимной выгоды. В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области морского транспорта от 04.10.2007 отмечается, что стороны желают укреплять и развивать отношения между двумя государствами на основе принципов равенства и взаимной выгоды. Встречается упоминание о принципе взаимной выгоды и в международных договорах, заключаемых между иностранными государствами. Примерами могут служить Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о торгово-экономическом сотрудничестве от 29.01.1999 и Договор между Республикой Таджикистан и Киргизской Республикой о сотрудничестве в военной области от 26.05.2004.
Посредством принципа взаимной выгоды осуществляется учет обоюдных интересов и целей. Речь идет не о том, что стороны в международных экономических отношениях должны обязательно получать одинаковые блага, а о том, чтобы каждый из участников имел справедливые и равные возможности в той или иной приемлемой для себя форме их извлекать.
Российская Федерация придерживается принципа взаимной выгоды в международных экономических отношениях, ведь включение сторонами этого принципа в международные договоры создает для них юридическую обязанность учитывать взаимные государственные интересы, выстраивать равноправные отношения, основанные на справедливом распределении выгод и обязательств. Однако факт следования Россией принципу взаимной выгоды подтверждается не только приведенными примерами. Так, согласно концепции внешней политики Российской Федерации страна строит свое международное сотрудничество на основах равноправия, взаимного уважения интересов и взаимной выгоды. Словно в подтверждение этого положения министр иностранных дел России С.В. Лавров, выступая на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, отметил: «Развивать наши связи (России с зарубежными государствами. — А.П.) мы будем исключительно на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга, выполнения имеющихся договоренностей. Мы намерены развивать отношения с партнерами… на основе международного права, без каких-либо игр с нулевым результатом»[1].
Таким образом, принцип взаимной выгоды не только известен в международном праве, но и может служить в качестве одного из ключевых принципов внешней политики государства. Юристами-международниками этот принцип рассматривается как специальный принцип международного экономического права[2] или как основной принцип международного права[3].
Данный принцип вытекает из принципов суверенного равенства и сотрудничества государств и находится в тесной связи с основными принципами международного права и специальными принципами международного экономического права. Как справедливо замечает И.И. Лукашук, «при чрезвычайно высоком уровне нормативной обобщенности принципов содержание каждого из них уточняется путем сопоставления с другими принципами. В результате они могут осуществлять свою функцию только в едином комплексе»[4].
Иными словами, международные правовые принципы представляют собой систему, составные части которой образуют внутреннее единство. Принципам присущи глубокое взаимопроникновение нормативного содержания и регулятивного действия, а также единая целенаправленность[5]. Лишь во взаимодействии с другими элементами системы ее отдельные компоненты выполняют все свои задачи, а в совокупности они определяют функционирование всей системы, реализацию процесса правового регулирования международных отношений.
Для раскрытия содержания и функций принципа взаимной выгоды представляет интерес выявление взаимосвязи принципа взаимной выгоды с основными принципами международного права и специальными принципами международного экономического права.
Принцип взаимной выгоды и основные принципы международного права
1. Международное экономическое сотрудничество есть объективная необходимость, вызванная, в частности, таким процессом, как возрастание экономической взаимозависимости государств. Любое экономическое сотрудничество должно основываться на справедливых, равных и взаимовыгодных началах. Все государства обладают правом на получение выгод от экономического сотрудничества, а также правом на участие в решении экономических проблем глобального характера для всеобщей взаимной выгоды (связь с принципом сотрудничества).
2. Юридическое равенство сторон в международных экономических отношениях должно дополняться равенством фактическим — реальной взаимовыгодностью сотрудничества. Единство равенства и взаимной выгоды не раз подчеркивалось в специальной литературе[6]. Равенство рассматривается как предпосылка достижения взаимной выгоды, а взаимная выгода — как конкретное выражение равенства[7] (связь с принципом суверенного равенства государств).
3. Принцип взаимной выгоды неотделим от обязанности государств не вмешиваться в дела друг друга. Государства обязаны воздерживаться от применения силы или угрозы силой (в том числе экономического характера), злоупотребления мерами протекционизма, введения односторонних экономических блокад и санкций. Однако не существует запретов для того, чтобы подвергать международному регулированию отдельные вопросы, входящие в сферу внутренних государственных дел. Тенденция, складывающаяся в последнее время, свидетельствует о сужении внутренней компетенции государств, все больше и больше вопросов становится объектом международно-правового регулирования (связь с принципами невмешательства и неприменения силы или угрозы силой).
4. Залог взаимовыгодного экономического сотрудничества — добросовестное исполнение международных обязательств всеми сотрудничающими сторонами. При высоком уровне взаимности приобретаемых выгод нарушение обязательств одной из сторон лишает ее возможности воспользоваться предназначенными ей благами. Поэтому утверждение принципа
взаимной выгоды в экономических отношениях между государствами выступает важным фактором реализации предписаний международного экономического права[8 ](связь с принципом добросовестного выполнения обязательств).
5. Право каждого государства на получение выгод от сотрудничества подлежит защите и восстановлению (в случае нарушения) посредством мирных международных механизмов. При возникновении спора стороны обладают возможностью прибегнуть к ряду средств, позволяющих восстановить нарушенный баланс, достигнуть компромисса. При этом полностью исключаются какие-либо силовые пути решения проблемы (связь с принципом мирного разрешения споров).
Принцип взаимной выгоды и специальные принципы международного экономического права
1. Через принципы взаимной выгоды и неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами обеспечиваются средства существования государств. Ни одно государство не может быть лишено таких средств. Особую важность эти принципы имеют для развивающихся стран и для развитых государств, на территории которых сосредоточены большие запасы природных богатств (к таковым по праву можно причислить и Россию). И первых и вторых они защищают от противоправных посягательств со стороны влиятельных развитых стран, тем или иным образом стремящихся поставить под собственный контроль процессы добычи и разработки и распоряжение природными ресурсами на чужой территории и даже превратить такие государства в свои «сырьевые придатки» (связь с принципом неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами).
2. Принцип недискриминации подразумевает обязанность воздерживаться от определенных ухудшающих режим для партнера действий и право требовать этого же от партнера. Принцип взаимной выгоды содержит в себе равное право всех сторон на получение максимального спектра благ от экономических связей и обязанность своими действиями обеспечивать и охранять это право. В результате складывается правовая конструкция, которая юридически обеспечивает баланс интересов задействованных (сотрудничающих) сторон (связь с принципом недискриминации).
3. Наиболее эффективное осуществление принципа взаимной выгоды зависит от установления режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Их использование представляет собой более совершенный по сравнению с общим уровень взаимовыгодности экономического сотрудничества. Но существуют и правомерные исключения, не являющиеся нарушением принципа взаимной выгоды, а приближающие к его более полной реализации (связь с принципами наибольшего благоприятствования и национального режима).
4. Установление преференциального режима для некоторых партнеров также не является отступлением от принципа взаимной выгоды. Право вводить такой режим на добровольной основе принадлежит самим государствам. Основная социальная функция принципа взаимной выгоды состоит в том, чтобы содействовать сокращению резкого экономического неравенства государств. Поэтому содержание данного принципа должно быть ориентировано на дифференцированный подход к государствам в зависимости от уровня их экономического развития. Эта социальная функция принципа взаимной выгоды отчасти реализуется через применение преференциального режима для развивающихся стран (связь с принципом преференциального режима).
5. Понятия взаимной выгоды и взаимности не тождественны. Однако принцип взаимности отчасти помогает судить о наличии реальной взаимовыгодности в сотрудничестве. Наряду с материальной и формальной взаимностью для определения существования взаимной выгоды нужно также учитывать реальное экономическое (и зачастую политическое) положение государств; предоставляемые друг другу режимы; факт следования участниками другим принципам и нормам международного права и международного экономического права; особенности внутреннего законодательства; внешнеполитические цели, основанные на государственных интересах, и т. п. (связь с принципом взаимности).
Таким образом, содержание принципа взаимной выгоды и вытекающие из него функции, его закрепление в многочисленных международных многосторонних документах и двусторонних соглашениях, мнения авторитетных ученых, а также стремление участников любого межгосударственного экономического сотрудничества получить от него различные обоюдные блага в той или иной форме дают возможность рассматривать принцип взаимной выгоды в качестве основного принципа современного международного права. Наиболее заметную роль этот принцип играет именно в международных экономических отношениях, что также предопределяет его существование в качестве специального принципа взаимной выгоды в таких отношениях.
В эпоху глобализации, одной из характерных особенностей которой является растущая взаимозависимость государств, принцип взаимной выгоды приобретает особое значение. Только учет интересов друг друга, выстраивание отношений на равноправной и справедливой основе, а также отказ от порочной практики экономической дискриминации будут содействовать получению всеобщей выгоды участниками международного сотрудничества.
Россия, по праву претендующая на роль одной из ведущих держав глобализирующегося мира, должна всемерно способствовать утверждению принципа взаимной выгоды в международном праве и внешней политике государств — как для защиты и отстаивания своих национальных интересов, так и для развития справедливой глобальной системы международных экономических отношений.
Библиография
1 Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. 29 сентября 2008 г.
2 См., например: Бувайлик Г.Е. Правовое регулирование международных экономических отношений. — К., 1977. С. 292; Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. — М., 2004. С. 109.
3 См., например: Богуславский М.М. Международное экономическое право. — М., 1986. С. 95—118; Шабан И.С. Принципы равноправия и взаимной выгоды в международных экономических отношениях государств // Международное право и международный правопорядок. — М., 1981. С. 141—148; Шумилов В.М. Международное право. — М., 2008. С. 66—67.
4 Лукашук И.И. Механизм международно-правового регулирования: Учеб. пособие. — К., 1980. С. 66.
5 См.: Войтович С.А., Кучер Б.И. Система принципов международно-правового регулирования межгосударственных экономических отношений // Международные отношения и международное право: Вестник Киевского ун-та. 1984. № 18. С. 14.
6 См., например: Минасян Н.М. Равенство государств как принцип международного права // Советский ежегодник международного права. 1966—1967. — М., 1968. С. 105.
7 См.: Фомин В.В. ООН и международная торговля. Правовые вопросы. — М., 1971. С. 140.
8 См.: Войтович С.И. Принцип взаимной выгоды в межгосударственных экономических отношениях // Советское государство и право. 1986. № 2. С. 122.