Статья

Принципы административно-правового регулирования экономики и предпринимательства

Рассматриваются правовые и организационные проблемы реализации принципов правового регулирования экономики и предпринимательства, на основании чего формулируются предложения по закреплению в административном законодательстве принципов регулирования экономики.

УДК 342.951

Страницы в журнале: 49-51

 

З.А. Саидов,

кандидат экономических наук, ректор Чеченского государственного университета Россия, Грозный saidov1@chesu.ru

 

Рассматриваются правовые и организационные проблемы реализации принципов правового регулирования экономики и предпринимательства, на основании чего формулируются предложения по закреплению в административном законодательстве принципов регулирования экономики.

Ключевые слова: принцип, регулирование, экономика, предпринимательство, контроль, свобода, защита, конкуренция, собственность, хозяйство.

 

Принципы административно-правового регулирования экономики представляют собой те руководящие идеи, на которых строится административно-правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов. Иначе говоря, речь идет об общих нормах, служащих основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности в сфере экономики [6, с. 27]. Как следствие, мы обнаружим такие общие, абстрактные нормы, предназначенные для ориентирования деятельности в сфере экономики всех органов власти, не только в специализированных актах, направленных сугубо на регулирование хозяйственной деятельности, но и в общих нормативных правовых документах, включая Конституцию РФ.

Очевидно, что сущность и набор данных принципов варьируются в зависимости от выбранной модели хозяйственных отношений и роли государства в регулировании хозяйственных отношений. Так, в административно-командной системе плановой экономики нормы правового регулирования хозяйственных отношений будут значительно отличаться от установок правового регулирования, применяемых в рамках рыночной экономики. При плановой экономике административно-правовое регулирование осуществлялось в основном под влиянием общих принципов административного права (законности, планирования и учета, защиты социалистической собственности и т. п.) [3, с. 72]. Это связано с тем, что хозяйственные отношения в советский период развития нашего государства практически не обладали какой-либо спецификой и автономией и по сути являлись сугубо властными отношениями; как следствие, они регулировались общими принципами административного права. С появлением рыночной экономики деятельность хозяйствующих субъектов приобрела автономию, перешла из разряда публично-правовых явлений в частноправовое поле. Как следствие, понадобилось разработать ряд новых принципов, касающихся административно-правового регулирования в сфере экономики, которые по большей части направлены на ограничение вмешательства государства в автономную деятельность частных хозяйствующих субъектов.

Ограничение административно-правового регулирования коснулось не только хозяйственных отношений, но и отразилось на более общем уровне — в основных правах и свободах, закрепленных в Конституции РФ, конкретизация которых как на отраслевом, так и на межотраслевом уровне затронула и сферу экономики [1, с. 51]. Конкретно речь идет о том, что базовой идеей в отношении административно-правового регулирования стал примат основных прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ), которые ограничивают административно-правовое вмешательство в любой сфере жизнедеятельности, в том числе и в области хозяйственной деятельности, так как их защита является «обязанностью государства». Таким образом, если принять во внимание, что отдельные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов являются непосредственным выражением основных прав и свобод человека (например, свобода предпринимательской деятельности, закрепленная ст. 34 Конституции РФ), то становится очевидным, что административно-правовое регулирование в сфере экономики ограничено основными правами и свободами граждан, т. е. вмешательство органов исполнительной власти в ведение хозяйственной деятельности небезгранично.

Конституция РФ, безусловно, содержит ряд принципов, применяемых в административно-правовом регулировании экономики [2, с. 156]. Основные из них закреплены, на наш взгляд, в ст. 8 Конституции РФ, в которой указывается, что российская экономика строится на принципах «единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности».

В части 2 данной статьи также закреплены гарантии защиты собственности, которая является неотъемлемым атрибутом любых хозяйственных отношений.

Таким образом, сам текст Конституции РФ превращает государство «из организации, которая непосредственно управляла народным хозяйством, только в регулятора экономических отношений̆» [2, с. 157]. Как следствие, принципы административно-правового регулирования экономики адаптированы к такому пониманию и выражают ограничение свободы административно-правового регулирования в отношении сферы автономно действующих субъектов хозяйственной деятельности.

Примат основных прав и свобод, закрепленный в Конституции РФ (ст. 2), оказывает непосредственное влияние и на сущность норм административно-правового регулирования хозяйственных отношений на отраслевом уровне. Так, мы обнаружим в п. 2. ст. 5 Налогового кодекса РФ принцип запрета ретроактивности налоговых актов, ухудшающих положение налогоплательщиков: «акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют». Аналогичным образом, в Гражданском кодексе РФ закрепляется свобода предпринимательской деятельности (ст. 23). Наконец, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [5] устанавливает принцип невмешательства государства во внешнеторговую деятельность, который исключает неоправданное вмешательство государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесение ущерба участникам такой деятельности и экономике Российской Федерации (п. 9 ст. 4).

Таким образом, принципы экономического устройства, закрепленные в Конституции РФ и упорядочивающие административно-правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, конкретизируются на уровне отраслевых законодательных и подзаконных актов и, как следствие, в индивидуальных административных актах.

Стоит отметить, что законодательно определены только некоторые принципы, их конкретный перечень не установлен в рамках позитивного права. В первую очередь это связано с отсутствием нормативного правового акта, содержащего принципы административно-правового регулирования экономики или нормы ограничения вмешательства административной власти в свободное саморегулирование хозяйствующих субъектов. Это также вызвано отсутствием общего мнения у представителей науки экономического и административного права относительно набора принципов регулирования экономики [7]. Как следствие, вполне закономерным, на наш взгляд, является выдвижение собственного списка принципов административно-правового регулирования.

Принимая во внимание тот факт, что Конституция РФ является системообразующим актом российского правопорядка, который непосредственно распространяет свое действие и на административно-правовое регулирование в сфере экономики, принципы административно-правового регулирования экономики могут быть идентифицированы именно в рамках данного акта. На наш взгляд, отдельные авторы, не признаваясь в этом, придерживаются именно такого подхода [4, с. 9].

 В соответствии с Конституцией РФ, а также уточнениями на отраслевом уровне принципами административно-правового регулирования экономики, на наш взгляд, являются:

— принцип свободы предпринимательства или свободы экономической деятельности;

— свободного перемещения товаров, финансовых средств и услуг;

— поддержки конкуренции;

— равенства форм собственности и обеспечения ее защиты;

— единства экономического пространства.

 

Список литературы

 

1. Гаджиев Г.А. Предмет конституционной экономики // Очерки Конституционной экономики. М., 2009.

2. Баглай М.В. Конституционное право Россий̆ской̆ Федерации. М., 2007.

3. Коренев А.П. Принципы советского административного права // Правоведение. 1967. № 3.

4. Лаптева В.В., Занковский С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право. М., 2006.

5. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ // Российская газета. 2003. 18 дек.

6. Общая теория государства и права. Т. 2. Теория права / под ред. М.Н. Марченко. М., 1998.

7. Предпринимательское право России / под ред. B.C. Белых. М., 2008.

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
В статье анализируются особенности правового регулирования международного сотрудничества в сфере ядерной энергетики, исследуется его современное состояние и рассматриваются перспективы развития
Добавлено: 01.12.2024
Природные бедствия и катастрофы страшны своей непредсказуемостью и часто тяжелыми последствиями, несущими большой материальный урон и нередко — гибель людей. После каждой природной катастрофы мы обычно видим стремление многих государств оказать помощь и содействие
Добавлено: 01.12.2024
В статье рассматриваются вопросы, возникшие в ходе дискуссии по поводу принятия Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
Добавлено: 01.12.2024
Распространенное, но не урегулированное законодательством применение арбитражными судами понятия «экономическая целесообразность», способное предрешить результат спора, обусловило актуальность исследования
Добавлено: 01.12.2024