УДК 342.41
Страницы в журнале: 69-73
Г.Р. Хабибуллина,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального университета Россия, Казань goulnara.khabiboullina@ksu.ru
Показано, что наградное право как межотраслевой правовой институт имеет собственную систему принципов, в установлении и охране которых принимают участие конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации. В данной системе представляется возможным выделить общие, межотраслевые, общеотраслевые и внутриотраслевые принципы. В качестве общеотраслевых преимущественно выступают принципы конституционного права (о конституционном статусе государственных наград и субъектах наградного права), а внутриотраслевых — принципы в том числе административного права, регулирующего наградные процедуры в системе исполнительных органов власти. Выделяются также группы в подсистеме межотраслевых принципов наградного права.
Ключевые слова: принципы права, наградное право, конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации.
Наградное право как совокупность правовых норм, регулирующих обязанность государства по специальному поощрению личности (коллектива) за заслуги перед ним в соответствии с определенной процедурой, и право личности требовать в установленных законодательством случаях такого поощрения [1, с. 9—10], рассматривается в качестве комплексного правового института [5, с. 3—9]; комплексного института правового поощрения [4, с. 32—41]; комплексного межотраслевого функционального института [3, с. 215—251]; межотраслевого правового института с приоритетом норм конституционного права [5, с. 10]; института административного права, который лишь в обеспечительной части, связанной с гарантиями в наградном деле, является межотраслевым институтом частного и публичного права [8, с. 24—89]; правового института, который в сфере нормирования государственных наград является конституционно-правовым институтом, а в области нормирования наград органов государства выступает административно-правовым институтом [7, с. 114]; отрасли законодательства и подотрасли права, составными частями которого выступают нормы конституционного, административного и трудового права [6, с. 153—154], и т. д.
Межотраслевые начала в правовом регулировании наградных правоотношений проявляются и на уровне наградного законодательства. Так, согласно Закону Республики Татарстан от 10.10.2011 № 74-ЗРТ «О государственных наградах Республики Татарстан» [8, с. 10; 10, с. 47—49] государственные награды Республики Татарстан являются высшим выражением государственного и общественного признания достижений награжденных за их значительный вклад в государственное, экономическое, социальное, научное и культурное развитие Республики Татарстан, заслуги в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за активную деятельность и иные заслуги перед Республикой Татарстан и ее многонациональным народом. Соответственно, поощрительные нормы могут содержаться в любом сегменте отраслевого законодательства.
Региональное законодательство о государственных наградах содержит не только нормы-дефиниции, но и нормы-принципы, обуславливающие правовое регулирование наградных правоотношений.
В частности, Закон Республики Башкортостан от 17.07.1995 № 3-З «О государственных наградах Республики Башкортостан» в качестве общих принципов наградного права называет конституционные основы награждения государственными наградами Республики Башкортостан, виды государственных наград (ордена, медали и знаки отличия), субъектов награждения, повторное награждение, посмертное награждение, учреждение комиссии по государственным наградам при Президенте Республики Башкортостан.
В Законе Республики Саха (Якутия) от 15.06.2004 135/1-З № 275-III «О государственных наградах Республики Саха (Якутия)» отмечаются такие принципы учреждения и присвоения государственных наград Республики Саха (Якутия), как открытость, гласность и общедоступность.
Законом Калининградской области от 20.09.2010 № 488 «О наградах Калининградской области» выделяются такие принципы наградного права, как объективность, поощрение граждан за личные заслуги и достижения, единство требований и равенство условий награждения областными наградами для всех граждан и организаций, недопущение какой-либо дискриминации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, образования, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
В теории наградного права как составной части учения о правовом поощрении соответствующие принципы рассматриваются в качестве внутриотраслевых или межотраслевых.
Так, Е.В. Трофимов выделяет следующие внутриотраслевые принципы наградного права как правового института отрасли административного права: наградная автономия; атрибутивность наград; исключительность наград; защищенность наград; гарантированность статуса награжденных; стабильность; демонстрация наград; социальная справедливость; целесообразность; непринудительность [9, с. 136].
Принципы наградного права, выделенные В.А. Виноградовым в отношении государственных наград (разграничение полномочий государственных органов в сфере учреждения (установления) наград, принцип награждения за заслуги перед государством, принцип добровольности заслуженного поведения, всеобщности награждения, разнообразия наград) [1, с. 10], можно считать общими для конституционного и административного права.
Л.Д. Ухова, выделяя принципы поощрения добросовестного труда, на наш взгляд, отметила преимущественно межотраслевые принципы института правового поощрения, а именно заслуженность, справедливость, гласность, разумность, соразмерность, индивидуализацию, публичность, объективность, своевременность, доступность и формальную определенность поощрения, использование всего многообразия видов и форм поощрения, их соразмерное сочетание [11, с. 5], хотя справедливость, гласность, формальная определенность и соразмерность, как свидетельствуют теория права и правоприменительная практика, являются скорее общеправовыми принципами, действующими в сфере регулирования поощрительной деятельности государства и его органов.
В субъектах Российской Федерации, учредивших конституционные и уставные суды, складывается соответствующая судебная практика по обеспечению верховенства конституций и уставов в соотношении с нормами наградного законодательства.
Деятельность конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации позволяет установить:
1) общие принципы права, определяющие правовое регулирование наградных правоотношений. Так, конституционность норм регионального наградного законодательства рассматривается в контексте принципа признания человека, его прав и свобод, в том числе «права человека и гражданина на государственную награду» [2, с. 36] в качестве высшей ценности;
2) взаимосвязи общих и внутриотраслевых принципов, определяющих содержание сути наградного права. К примеру, единство требований и равенство условий, установленных к порядку награждения государственными наградами субъекта Российской Федерации, обуславливается содержанием конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина. Так, в постановлении Конституционного Суда Республики Карелия от 04.06.2009 «По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия правовых предписаний абзаца 6 пункта 2 статьи 2 Закона Республики Карелия от 26 апреля 2006 года № 978-ЗРК “О признании утратившей силу статьи 7 Закона Республики Карелия “О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия” и внесении изменений в Закон Республики Карелия “Об установлении звания “Ветеран труда Республики Карелия” и порядке его присвоения” в связи с обращением гражданки Казанцевой Алефтины Фирсовны» законодательное изменение критериев отнесения граждан к ветеранам труда Республики Карелия, в том числе такого критерия, как продолжительность добросовестного труда, было оценено в контексте конституционного принципа равенства всех перед законом. По мнению Конституционного Суда Республики Карелия, само по себе изменение законодателем условий приобретения правового статуса ветерана труда, в частности, увеличение стажа, необходимого для признания граждан ветеранами труда Республики Карелия, не посягало на принцип равенства и не поставило граждан, получивших право на его присвоение до 01.01.2005 г. и после 01.09.2006 г., в неравное положение;
3) содержание межотраслевых принципов права, действующих в сфере правового регулирования наградных правоотношений.
К примеру, в постановлении Конституционного Суда Республики Башкортостан от 29.04.2004 № 25-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 и абзаца первого пункта 3 Инструкции о порядке представления к награждению медалью “Материнская слава”, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 16 апреля 1998 года № УП-204 “О медали “Материнская слава”, в связи с жалобами граждан Котиковой Васимы Анасовны и Хакимзяновой Елены Викторовны» раскрывается содержание межотраслевого принципа публичности в наградных правоотношениях. Согласно правовым позициям Конституционного Суда Республики Башкортостан его действие выражается в возникновении публично-правовых обязательств Республики Башкортостан по поощрению заслуг граждан, в том числе по воспитанию детей, а также в установлении публично-правового порядка награждения медалью «Материнская слава», в котором, помимо Президента Республики Башкортостан, принимают участие иные органы государственной и местной власти.
Кстати, публичность как принцип правового регулирования наградных правоотношений предопределяет и право многодетных матерей обращаться к Президенту Республики Башкортостан с соответствующей просьбой.
При разбирательстве по жалобе Конституционный Суд Республики Башкортостан также применил межотраслевой принцип непререкаемости закона («закон обратной силы не имеет»), отметив при этом, что при решении вопроса о награждении многодетных матерей медалью «Материнская слава» действует общее правило, согласно которому нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т. е. не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Одновременно Суд указал на то, что обжалуемая инструкция о порядке представления к награждению медалью «Материнская слава», утвержденная Указом Президента Республики Башкортостан от 16.04.1998 № УП-204 «О медали “Материнская слава”», не относится к нормативным правовым актам, которым нельзя придавать обратную силу, однако решение этого вопроса находится в компетенции Президента Республики Башкортостан, который вправе самостоятельно решать вопрос о пределах ее действия во времени.
К числу межотраслевых принципов права, определяющих правовое регулирование наградных правоотношений, региональные органы конституционной юстиции относят принцип социального государства, направленный на обеспечение достойной жизни граждан, в том числе граждан, имеющих особые заслуги перед субъектом Российской Федерации.
Так, Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 06.04.2011 «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 112-РЗ “О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан” в редакции Закона Республики Коми от 7 мая 2010 года № 33-РЗ по жалобе гражданина Федотова Валерия Владимировича» (далее — Постановление от 06.04.2011) обратился к казуальному толкованию оспариваемого правоположения, указав, что по своему конституционно-правовому смыслу создание условий для достойной жизни получателями пенсий по старости может заключаться и в предоставлении мер социальной поддержки в виде дополнительного материального обеспечения (ежемесячной денежной выплаты) неработающим гражданам, являющимся получателями трудовой пенсии по старости и награжденным государственными наградами СССР, государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами Республики Коми.
Рассматривая дела о соответствии норм наградного законодательства конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, конституционные и уставные суды решают исполнительно-распорядительные проблемы. Так, в Постановлении от 06.04.2011 содержится по существу оценка правоприменительной практики, сложившейся на основе оспариваемой нормы, согласно которой право на ежемесячную денежную доплату за особые заслуги перед Республикой Коми у неработающих пенсионеров возникало только при условии их награждения соответствующими наградами в период трудовой и иной общественно полезной деятельности на территории Республики Коми, что позволяло органам социальной защиты населения отказывать в назначении такой выплаты гражданам, удостоенным государственных наград уже после завершения ими трудовой и иной общественно полезной деятельности в связи с назначением в соответствии с законодательством трудовой пенсии. Конституционный Суд Республики Коми заключил, что такое правовое регулирование (и, соответственно, правоприменительная практика) не соответствует принципам государственной наградной системы Российской Федерации и государственной наградной системы Республики Коми, а также ограничивает гарантированное законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми право граждан на дополнительное материальное обеспечение по указанному выше основанию.
Итак, система наградного права должна рассматриваться в единстве научной, правотворческой и правоприменительной практики как комплексное правовое образование, основанное на сложной системе правовых принципов, в которой представляется возможным выделить общие, межотраслевые, общеотраслевые и внутриотраслевые принципы. В качестве общеотраслевых преимущественно выступают принципы конституционного права (о конституционном статусе государственных наград и субъектах наградного права), а внутриотраслевых — принципы в том числе административного права, регулирующего наградные процедуры в системе исполнительных органов власти. Подсистема межотраслевых принципов наградного права может быть разделена на несколько подгрупп: межотраслевые принципы публичного права, межотраслевые принципы частного права, межотраслевые принципы публичного и частного права, межотраслевые принципы материального права, межотраслевые принципы процессуального права, межотраслевые принципы материального и процессуального права.
Список литературы
1. Виноградов В.А. Конституционно-правовые основы регулирования наград государства в Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2011.
2. Винокуров В.А. Новый этап правового регулирования наградной системы современного российского государства // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12.
3. Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права: Теория и законодательная практика. СПб., 2003.
4. Киселева О.М., Малько А.В. Институт правового поощрения в России: историко-юридический аспект // Изв. высших учебных заведений. Правоведение. 1999. № 3.
5. Кокурина О.Ю. Формирование наградного права как комплексного правового института Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 7.
6. Малько А.В. Проблемы наградной политики в России // Изв. высших учебных заведений. Правоведение. 1997. № 4.
7. Сердобинцева Е.В. Сфера государственных наград как объект конституционно-правового регулирования // Российский юридический журнал. 2009. № 5(65).
8. Трофимов Е.В. Наградное дело в Российской Федерации: административно-правовое исследование. СПб., 2013.
9. Трофимов Е.В. Наградное дело и наградное право в системе правового регулирования // Вопросы права и политики. 2012. № 5.
10. Трофимов Е.В. Наградное дело как предмет правового регулирования // Административное право и процесс. 2012. № 3.
11. Ухова Л.Д. Правовое регулирование добросовестного труда по российскому трудовому законодательству: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.