Статья

Принципы организации и деятельности прокуратуры Азербайджанской Республики

Т.А. АЛЫЕВ, cтудент юридического факультета Бакинского государственного университета (Азербайджанская Республика) Статья содержит обзор и анализ основных принципов организации и деятельности прокуратуры Азербайджанской Республики.

УДК 341:347.963 

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №7 2011 Страницы в журнале: 157-160

 

Т.А. АЛЫЕВ,

cтудент юридического факультета Бакинского государственного университета (Азербайджанская Республика)

 

Статья содержит обзор и анализ основных принципов организации и деятельности прокуратуры Азербайджанской Республики.

Ключевые слова: Конституция Азербайджанской Республики,  прокуратура, принципы.

 

The principles of organization and operation of the Prosecutor's Office of Azerbaijan Republic

 

Alyev Т.

 

This article contains an overview and analysis of the basic principles of organization and operation of the Prosecutor's Office of Azerbaijan Republic.

 Keywords: Constitution of the Republic of Azerbaijan, the Prosecutor's Office, the principles.

 

Изучая предмет, явление, можно выделить  основу, которая определяет их содержание и природу, т. е. принципы. Принцип (лат. principium — начало) содержит в себе основное начало, на котором построено что-нибудь (научная система, теория, политика, устройство и т. п.)[1].

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Соблюдение этих принципов обязательно для любого прокурорского работника независимо от занимаемой должности или конкретного направления  деятельности[2]. 

Принципы деятельности прокуратуры понимают также как системообразующие элементы организации и деятельности органов прокуратуры — основополагающие начала, определяющие сущность и назначение прокурорской системы[3].

Принципы организации и деятельности прокуратуры Азербайджанской Республики закреплены в Конституции АР и в других законах  как основополагающие требования, выражающие политическое и государственное назначение прокуратуры, определяющие задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов осуществления прокурорской деятельности. Эти принципы определяют отличие органов прокуратуры от иных правоохранительных органов. Согласно ст. 133 Конституции АР прокуратура Азербайджанской Республики осуществляет в предусмотренных законом порядке и случаях надзор за исполнением и применением законов, возбуждает уголовные дела и ведет следствие, поддерживает в суде государственное обвинение, возбуждает в суде иск, приносит протесты на решения суда[4].

К числу принципов прокурорского надзора относятся положения, основанные на Конституции АР, которые возводят прокуратуру в ранг независимого государственного органа с предоставлением ему необходимых полномочий для успешного устранения нарушений закона, от кого бы таковые ни исходили.

Принципы не следует смешивать с условиями и порядком выполнения прокурором законоохранительных функций: условия и порядок выполнения прокурором своих функций относительно принципов организации и деятельности прокуратуры всегда носят подчиненный характер.

Принципы организации и деятельности прокуратуры тесно связаны и взаимообусловлены. Их нельзя отрывать друг от друга. Только комплексное их понимание и проведение в жизнь обеспечит деятельность прокурора, отвечающую требованиям Конституции АР и других законов.

Осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен руководствоваться также принципами, определяющими сущность и значение именно этой отрасли. Так,  поддерживая государственное обвинение в суде по уголовным делам, прокурор должен учитывать такие принципы правосудия, как независимость судей и подчинение их только закону, право подсудимого на защиту, презумпцию невиновности, публичность и гласность процесса и др. Если прокурор не будет соблюдать эти принципы, он допустит нарушения служебного долга и может поставить себя вне органов прокуратуры.

Органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру Азербайджанской Республики, возглавляемую Генеральным прокурором АР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Органы прокуратуры действуют на основе законности и в соответствии с Конституцией АР, а в предусмотренных законом случаях осуществляют надзор за правильным применением и исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям; принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы они не исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности; взаимодействуют с другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами; опираются на активную помощь граждан в деле укрепления правопорядка.

Необходимо подчеркнуть, что в Законе Азербайджанской Республики от 07.12.1999  «О прокуратуре» (далее — Закон о прокуратуре АР)  нашли отражение и дальнейшее развитие конституционные принципы, относящиеся как к организации, так и к деятельности органов прокуратуры. Закрепленные в Законе о прокуратуре АР принципы носят общеобязательный характер, т. е. они обязательны не только для органов прокуратуры, но и для всех государственных органов, общественных организаций, граждан и должностных лиц, за законностью деятельности которых осуществляют надзор органы прокуратуры.

Требования Конституции АР к надзору за применением и исполнением законов могут быть выполнены лишь при условии строгой централизации и единства всей системы органов прокуратуры. Прокуратура Азербайджанской Республики представляет собой государственный орган, объединяющий территориальные органы прокуратуры и военную прокуратуру.

Принципы организации и деятельности прокуратуры отражают как объективные, так и субъективные начала, поскольку явления и идеи носят объективный характер, не зависящий от воли законодателя. Идеи не регулируют общественные отношения, а лишь отражают их объективные закономерности. После законодательного закрепления идеи, ставшие принципами, приобретают и объективный, и субъективный характер. Объективность принципов проявляется в том, что они регулируют общественные отношения, носящие объективный характер, субъективность — в том, что принципы являются продуктом сознательного творчества законодателя.

Законодательное закрепление принципов организации и деятельности прокуратуры определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность их соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником. Статья 5 Закона о прокуратуре АР предусматривает следующие принципы деятельности прокуратуры: законность; равенство всех граждан перед законом; уважение прав и свобод физических и прав юридических лиц; объективность, беспристрастность, основанность на фактах; единство и централизацию, территориальную и специализированную подчиненность Генеральному прокурору АР; независимость; политическую беспристрастность.

Как видно, в данном перечне не предусмотрен принцип гласности. Полагаем, этот принцип должен быть закреплен в ст. 5 Закона о прокуратуре АР как один из наиболее важных принципов ее организации и деятельности.

Принцип законности, присущий всем видам государственной деятельности, применительно к прокурорскому надзору имеет особое содержание, отличное от содержания других видов государственной деятельности, и получает свое выражение в том, что вся деятельность прокуратуры строится на основе закона, допустима лишь в формах, предписанных законом, и осуществляется только законными методами. Критерием оценки деятельности прокурора является закон, и только с позиции закона он должен оценивать тот или иной нормативный акт.

Другими словами, применительно к прокурорскому надзору принцип законности имеет двойную направленность — внешнюю и внутреннюю. Внешняя направленность принципа законности заключается в том, что прокуроры осуществляют надзор за применением и исполнением законов; внутренняя — в том, что, осуществляя этот надзор, прокуроры обязаны законными способами и средствами выявлять нарушения и реагировать на эти нарушения закона.

Принцип законности в деятельности прокуратуры ни в коем случае нельзя противопоставлять целесообразности, поскольку в самом законе выражена наивысшая государственная целесообразность.

Нельзя не согласиться с мнением А.Б. Ломидзе о том, что реализация принципа законности при осуществлении прокурорского надзора приобретает особое значение, когда прокуроры принимают меры к наказанию правонарушителей[5]. Каждое действие прокурора, каждый акт его реагирования должны быть строжайшим образом основаны на законе, совершаться в формах, определенных законом, и ни в коем случае не нарушать права граждан и юридических лиц. 

Принцип единства прокуратуры проявляется, во-первых, в единстве задач, которые выполняют генеральный прокурор республики и подчиненные ему прокуроры, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов. Независимо от того, генеральный это прокурор или прокурор района, все они обязаны выполнять задачи по охране политической и экономической системы государства, законных интересов граждан, а также предприятий, учреждений и организаций.

Во-вторых, все прокуроры являются представителями государства и единой системы прокурорских органов. Принцип единства позволяет одно лицо прокурорского надзора заменить другим. Нижестоящему прокурору может быть поручено выполнение обязанностей вышестоящего прокурора. В то же время вышестоящий прокурор может брать на себя выполнение всех обязанностей нижестоящего прокурора.

В-третьих, прокуроры как представители государства, единой системы прокурорских органов выполняют свои функции независимо от направления  деятельности и по отношению ко всем поднадзорным объектам, везде выступая органом надзора за исполнением законов Азербайджанской Республики.

В-четвертых, деятельность органов прокуратуры регулируется едиными нормативными актами.

С принципом единства тесно связан принцип централизации прокурорского надзора, который означает, что подчиненность органов прокуратуры идет только по вертикали: каждый нижестоящий прокурор подчинен вышестоящему, а все прокуроры — генеральному прокурору. Подчиненность прокуроров включает в себя:

— представление нижестоящими прокурорами вышестоящим прокурорам отчетов о деятельности прокуратуры, информации о состоянии законности и правопорядка,  дел и материалов, истребованных вышестоящей прокуратурой;

— проведение нижестоящими прокурорами  проверок (согласно имеющимся данным о нарушениях законов), результаты которых необходимы вышестоящим прокурорам для анализа состояния законности и деятельности по ее обеспечению;

— реализацию (с учетом местных условий) рекомендаций вышестоящих прокуроров по внедрению положительного опыта в организацию и деятельность прокуратуры, а также по повышению квалификации прокуроров.

В соответствии с Законом о прокуратуре АР генеральный прокурор руководит органами прокуратуры, издает приказы, указания, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками органов прокуратуры, и контролирует их деятельность.

Принцип независимости. Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений. Генеральный прокурор  и подчиненные ему прокуроры при осуществлении надзора за применением и исполнением законов независимы от каких бы то ни было местных органов. Если бы существовала двойная подчиненность прокурора (по вертикали и горизонтали), то прокуратура не смогла бы объективно выполнять свои функции.

Кроме того, принцип независимости проявляется в особом порядке назначения прокуроров на должность и освобождения от должности. Согласно ст. 133 Конституции АР, генеральный прокурор АР назначается на должность и освобождается от должности Президентом АР по согласованию с миллимеджлисом Азербайджанской Республики. Заместители генерального прокурора, прокуроры, осуществляющие руководство специализированными республиканскими прокуратурами, прокурор Нахичеванской Автономной Республики назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом АР по представлению Генерального прокурора АР.

Финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры осуществляются за счет средств государственного бюджета. В соответствии со ст. 39  Закона о прокуратуре АР собственность прокуратуры является государственной. Это обстоятельство играет немаловажную роль в обеспечении независимости прокуратуры.

Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Это требование является конкретным проявлением принципа независимости органов прокуратуры в отношениях с органами власти. Участие представителей прокуратуры в различных комиссиях и других органах означало бы разделение с ними ответственности за действия и решения и препятствовало или делало почти невозможным осуществление надзора за исполнением ими законов[6]. 

Закон о прокуратуре АР запрещает создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры. Кроме того, прокуроры не вправе заниматься по совмecтительству иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Независимость деятельности прокуратуры обеспечивается также неприкосновенностью прокуроров. Согласно ст. 33 Закона о прокуратуре АР уголовное дело, а также производство об административном правонарушении в отношении прокурорского работника могут быть возбуждены только после обращения Генерального прокурора АР с согласия Председателя Верховного суда АР. Расследование уголовного дела, любая проверка сообщения о факте правонарушения прокурорским работником являются исключительной компетенцией прокуратуры. Не допускаются обыск, привод, личный досмотр прокурорского работника, а также досмотр его вещей и используемого им транспорта.

В уголовном законодательстве (статьи 286—288 УК АР) прямо сказано, что вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора с целью воспрепятствовать объективному, полному и всестороннему расследованию дела или другой его законной деятельности  влечет установленную законом уголовную ответственность.

В юридической литературе высказаны предложения о дополнении рассмотренных принципов иными. В частности, обосновывается необходимость и целесообразность выделения группы принципов, которые прямо не закреплены в законодательстве о прокуратуре, но вытекают из его смысла и содержания и могут выступать в качестве самостоятельных принципов организации и деятельности прокуратуры. К ним относятся: 1) принцип внепартийности (деполитизации) органов прокуратуры и ее работников; 2) принцип равенства всех перед законом и прокуратурой; 3) принцип неотвратимости ответственности правонарушителей за совершенные ими правонарушения; 4) принцип объективности и непредвзятости прокурора в его деятельности; 5) принцип широкого состава (широты состава) поднадзорных субъектов; 6) принцип невмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов; 7) принцип обеспечения соблюдения, защиты и реализации прав лиц, привлекаемых (привлеченных) к ответственности;

8) принцип содействия прокурора правосудию и независимости судей; 9) принцип обязательности исполнения требований прокурора. Таким образом, приведенный перечень принципов остается открытым[7]. 

 

Библиография

1 См.: Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 3. — М., 2007. С. 827.

2 См.: Прокурорский надзор: Учеб. / Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — М., 2011. С. 21.

3 См.: Российский прокурорский надзор: Учеб. для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. — М., 2001. С. 98.

4 См.: Конституция Азербайджанской Республики. — Баку, 2011. С. 25.

5 См.: Ломидзе А.Б. Прокурорский надзор за законностью принимаемых следователями процессуальных решений: Метод. пособие. — М., 2000. С. 45.

6 См.: Велиев И.В. Правовые и организационные основы формирования и деятельности прокуратуры Российской Федерации, Азербайджанской Республики и Республики Казахстан: Моногр. — М., 2005. С. 133.

7 См.: Черепанов М.М. Принципы организации и деятельности российской прокуратуры: Автореф. дис. ...  канд. юрид. наук. — М., 2007. С. 14.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024