Н.Б. МАЛОВА,
аспирант РПА Минюста России, начальник отдела государственного земельного контроля Управления Роснедвижимости по Республике Карелия
Современное право пошло по пути нормативного закрепления принципов права и принципов его основных институтов. Одним из последних новшеств в земельном праве стал институт разграничения государственной собственности на землю. Он получил закрепление в нормах Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) и изданных в его развитие законах и нормативных актах.
Статья 1 ЗК РФ в качестве принципа земельного законодательства выделила разграничение государственной собственности на собственность Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Однако в Федеральном законе от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» отсутствовала традиционная для российского нормотворчества статья о принципах правового регулирования соответствующей области общественных отношений. Не установлены они и в иных правовых актах, регулирующих разграничение государственной собственности.
Принципы правового регулирования есть общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых отношений[1].
По мнению В.М. Попова, можно выделить следующие принципы:
· верховенство Конституции РФ и федеральных законов — правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю не может осуществляться договорами между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъекта о разграничении предметов ведения и полномочий и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части полномочий, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
· приоритет органов государственной власти России в процессе разграничения государственной собственности на землю — перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, подготавливаются федеральными органами исполнительной власти и утверждаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления лишь согласовывают их;
· производность права собственности на земельный участок от права собственности на недвижимое имущество, расположенное на нем, в его границах или под ним;
· безвозмездность приобретения права собственности на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю — публичные образования не платят кому-либо за сам факт приобретения права собственности на земельные участки[2].
Е.А. Кодина дополняет эти принципы еще одним — принципом сохранения прав и законных интересов частной собственности и иных зарегистрированных в установленном порядке форм собственности на землю[3].
В Федеральном законе от 24.06.1999 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» перечислены следующие основные принципы разграничения предметов ведения:
· конституционность;
· верховенство Конституции РФ и федеральных законов;
· равноправие субъектов Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий;
· недопустимость ущемления прав и интересов субъекта Федерации;
· согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов;
· добровольность заключения договоров, соглашений;
· гласность заключения договоров, соглашений.
В Указе Президента РФ от 16.12.1993 № 2144 «О федеральных природных ресурсах» в качестве основного выделен принцип общегосударственного значения федеральных природных ресурсов.
Таким образом, можно сформулировать следующие принципы правового регулирования разграничения государственной собственности на землю, отвечающие понятию разграничения:
· конституционное закрепление полномочий по разграничению государственной собственности — эти полномочия отнесены Конституцией РФ (ч. 1 ст. 72) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, которые вправе принимать по вопросам общей компетенции федеральные законы и законы субъектов Федерации. Исключена возможность установления новых полномочий по разграничению государственной собственности на основании различных соглашений, в том числе федеративных договоров;
· верховенство федерального законодательства — порядок и основы разграничения должны быть урегулированы федеральными законами. Принимаемые по вопросам разграничения законы субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам и регулировать эти отношения только в части, не урегулированной федеральным законодательством;
· приоритет и контроль органов государственной власти России в процессе разграничения государственной собственности на землю — Росимущество должно осуществлять контроль за разграничением государственной собственности на землю (так как разграничение есть распоряжение собственностью страны от имени России). Ответственность каждого публичного собственника за свои действия (после внесения изменений в ЗК РФ и Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») при обращении за государственной регистрацией права может привести к бесконтрольности проводимого разграничения. К сожалению, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним так и не стала гарантом законности сделок с недвижимым имуществом и регистрации прав;
· безвозмездность приобретения земельных участков в результате разграничения — разграничение земельных участков в собственность субъектов Федерации и муниципальных образований производится бесплатно. Этот принцип обосновывается исторической обусловленностью и необходимостью такого разграничения;
· производность права собственности на земельный участок от права собственности на недвижимое имущество, расположенное на нем, в его границах или под ним — соответствует общему принципу единства судьбы земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества. Принадлежность права на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке, производна от принадлежности права на земельный участок. Учитывая специфику советского земельного законодательства (не признававшего иных форм собственности на землю, кроме государственной) и то, что разграничение недвижимого имущества, находящегося на земле (зданий, сооружений), началось недавно, целесообразно производить разграничение права собственности на землю в зависимости от принадлежности права собственности на недвижимое имущество, находящееся на земельном участке;
· единство порядка оформления прав собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в результате разграничения государственной собственности на землю — порядок проведения землеустроительных работ, постановки участка на кадастровый учет, его государственной регистрации должен быть единым для всех собственников, регламентироваться федеральными законами и не содержать каких-либо исключений;
· сохранение и обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю на предоставленные им земельные участки — порядок разграничения государственной собственности на землю должен гарантировать гражданам и юридическим лицам сохранность их прав (права аренды, безвозмездного срочного пользования) на земельные участки, подвергнутые разграничению. Земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, в настоящее время не признаны объектом разграничения (Федеральный закон от 17.04.2006 № 53-ФЗ). В процессе разграничения эти права должны быть учтены и обеспечена их сохранность без возложения на их обладателей бремени переоформления каких-либо документов. То же самое касается сохранности условий действующих договоров аренды, изменение которых не должно быть связано со сменой собственника земельного участка;
· сохранение целевого назначения земельных участков — при разграничении государственной собственности на землю не могут быть изменены категория земель и вид разрешенного использования. Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую должен осуществляться только в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
· сохранение и учет стратегического, экономического и исторического значения участков, подлежащих разграничению — принимаемые федеральные законы, провозглашающие право собственности на земельные участки, должны учитывать и сохранять значение соответствующих земельных участков;
· регулирование порядка распоряжения неразграниченными земельными участками федеральными законами — регулирование может осуществляться только в соответствии с федеральными законами. Сегодня порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В процессе разграничения могут быть сформулированы новые принципы, которые должны получить закрепление в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок разграничения государственной собственности на землю. В любом случае принципы должны быть основаны на нормах Конституции РФ.
Библиография
1 См.: Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 2001. С. 135.
2 См.: Попов М.В. Комментарий к Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю». — М., 2002. С. 15—16.
3 См.: Кодина Е.А. Муниципальная собственность на землю: механизмы ее приобретения в процессе разграничения государственной собственности на землю // Местное право. 2003. № 7—8. С. 28—29.