УДК 340.12
Страницы в журнале: 16-19
М.Г. АРУТЮНОВА,
аспирант кафедры теории и истории государства и права Северо-Кавказского федерального университета (филиал) в г. Пятигорске r.a777@rambler.ru
Статья посвящена правоохранительной политике, имеющей возможность определять основные приоритеты своей деятельности, способствуя сохранению ценностных качеств права.
Ключевые слова: приоритеты, правоохранительная политика, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, модернизация правоохранительной системы.
The Priorities of Modern Russian Law Enforcement Policy
Arutyunova M.
The article focuses on law enforcement policy designed to define the main priorities of its activities, contributing to the conservation of valuable qualities of law.
Keywords: priorities, law enforcement policy, the President’s Address to the Federal Assembly, the modernization of the law enforcement system.
В толковом словаре русского языка под словом «приоритет» понимается «первенство по времени в открытии, изобретении чего-нибудь; вообще первенствующее положение и т. п.»[1]
Н.В. Исаков, анализируя основные приоритеты российской правовой политики, отмечает: «Правовая политика, выступая в качестве средства демократических преобразований общества, способна формировать и в перспективе достигать целей стратегического характера:
1) создавать и развивать основы правового государства и гражданского общества;
2) регулировать сложные отношения между обществом и государством;
3) реально обеспечивать права и свободы человека и гражданина»[2].
Далее автор обращает внимание: в связи с тем, что в основе правовой политики лежит система целей, правовых концепций и доктрин по организации социальных отношений, она имеет уникальную возможность определять основные приоритеты своей деятельности. Логически рассуждая, Н.В. Исаков подчеркивает: приоритетом правовой политики, ее ориентиром в сфере правового регулирования являются универсальные ценности, имеющие ключевое значение для развития общества[3].
Прежде чем приступить к рассмотрению приоритетов современной российской правоохранительной политики, следует отметить, что по этому вопросу отсутствует единство в научной терминологии. Занимаясь исследованием приоритетов правовой политики, еще в 2003 году на это обратила внимание А.П. Коробова[4]. Автором верно замечено, что это проявляется, в первую очередь, в том, что категория «приоритет правовой политики» не является общепринятой (впрочем, как и многие другие категории, с помощью которых описывается правовая политика). «С одной стороны, единым термином охватываются совершенно разные по своей природе и социальному предназначению явления, допустим, такие, как стратегические цели данной политики и ее тактические задачи. С другой стороны, когда речь, несомненно, идет об одном и том же явлении, его вроде бы синонимичные наименования на поверку оказываются в принципе не тождественными понятиями. Такими свойствами обладают, например, понятия “приоритет” и “элемент” правовой политики»[5].
Правоохранительная политика — это особый вид правовой политики. Очевидным на сегодняшний день является то, что эффективное правовое регулирование невозможно без ясного и глубокого понимания приоритетов правовой политики. Обращаясь к исследованию, которое провели А.П. Мазуренко и Ю.А. Титенко, отметим: верную позицию занимают ученые, утверждая, что нужно стремиться к тому, чтобы отдельные направления современной российской правовой политики были увязаны воедино, подчинялись бы общим целям и задачам, ориентировались на одни и те же социальные ценности. Из этого следует: в качестве приоритетов правовой политики могут выступать только такие ориентиры, которые в равной мере были бы важны одновременно как для права в целом, так и для любой его отрасли, для каждого вида государственной политики и любой сферы правового регулирования[6].
В.Ю. Панченко, обращаясь к анализу ряда аспектов проблемы современной российской правовой политики в сфере юридической помощи, говорит о том, что «приоритетом современной российской правовой политики, ядром ее собственно правового содержания являются приоритет прав человека, их соблюдение и защита»[7].
Нам хотелось бы добавить: основными ориентирами любого вида правовой политики, в том числе и правоохранительной, являются приоритет прав человека, их соблюдение и защита. Все остальные приоритеты более подробно раскрывают содержание базовых.
В своем исследовании правоохранительной политики в России А.В. Малько отмечает: «Одной из важнейших задач сегодня является правильное определение приоритетов правоохранительной политики, ибо она, обладая признаками, присущими правовой политике в целом, такими, как научная обоснованность, последовательность, логичность, преемственность, не может быть безвекторной, развиваться в произвольно выбранных направлениях, решать сиюминутные задачи. Необходимо организовать полноценный процесс целеполагания, включающий определение ориентиров, рассчитанных на долгосрочную перспективу»[8].
Раскрывая приоритеты современной российской правоохранительной политики, обратимся к Концепции правоохранительной политики в Российской Федерации (проект)[9], в которой говорится о том, что «приоритеты правоохранительной политики — это основные наиболее актуальные направления формирования и реализации правовой политики в сфере охраны права и обеспечения правопорядка»[10].
На наш взгляд, приоритеты правоохранительной политики — это ориентиры правоохранительной политики. Мы ранее раскрывали значение слова «приоритет», и в этой связи хотелось бы сказать, что затрагивается категория, отражающая ценность права как регулятора общественных отношений по защите общечеловеческих и общемировых ценностей.
Постараемся избегать отождествления приоритетов правоохранительной политики с близкими по содержанию основными задачами правоохранительной политики, основными функциями правоохранительной политики, принципами правоохранительной политики, элементами правоохранительной политики и др.
Для того чтобы право сохранило ценностные качества, в рамках правоохранительной политики должны быть разработаны конкретные меры по устранению или хотя бы снижению уровня юридического невежества, отсталости, правовой невоспитанности граждан нашего государства. Речь идет о правовом нигилизме и правовом идеализме.
Являясь фундаментом правовой системы, конституция как основной закон государства намечает ориентиры социально-политического развития.
«Ведущую роль в формировании приоритетов правоохранительной политики может и должен сыграть глава государства, что он и делает, в частности, посредством обращений с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию, которые адресованы не только законодательному органу, но, фактически, и всем остальным властным структурам, а также обществу в целом и каждому его гражданину в отдельности»[11].
Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации 1993 года, А.В. Малько приходит к выводу о том, что «именно послания главы государства являются главным источником провозглашения приоритетов всех направлений государственной политики, в том числе и правоохранительной»[12].
Особую ценность для нашей работы представляет исследование А.В. Малько, проведенное с целью изучения посланий Президента РФ Федеральному Собранию с 1994 года.
Мы продолжили исследование в этом направлении и в этой связи обратились к Посланию Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, опубликованному в «Российской газете» 1 декабря 2010 года[13], где названы основные приоритеты политики нашего государства. Касаясь непосредственно правоохранительной политики, из обращения главы государства мы выделим основные положения.
Президент, говоря о модернизации, обратил внимание на то, что «только тогда будет достигнут ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать справедливые законы, функционировать независимые и уважаемые суды и органы правопорядка, которые пользуются настоящим доверием граждан»[14].
Все эти звенья, безусловно, тесно связаны, и реформировать нужно всю систему, а не отдельные институты.
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации глава государства призывает федеральных, региональных и муниципальных руководителей «не прятаться по кабинетам и наблюдать за тем, как на их территории растет и наглеет криминал. Они должны делать все, чтобы люди не боялись за свою жизнь и жизнь своих близких, не опасались потерять свое здоровье, имущество и человеческое достоинство»[15].
Сожалеет Президент РФ и о том, что за последнее время произошел целый ряд трагических событий, в результате которых погибли, были убиты наши граждане. «Их причинами являются, в том числе, и расхлябанность в деятельности правоохранительных и других властных органов, зачастую их прямое сращивание с криминалом»[16].
Обращаясь к Посланию Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, опубликованному в «Российской газете» 23 декабря 2011 года[17], следует подчеркнуть, что реформа правоохранительной системы открыла дорогу для прихода в эту сферу большого количества профессионалов, на деле защищающих права и законные интересы наших граждан. Далее глава нашего государства в своем выступлении отметил: по его указанию ведется масштабная антикоррупционная работа.
Помимо обращений главы государства с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию, Президент РФ в своих статьях, опубликованных в российских периодических изданиях, пишет о необходимости формирования правоохранительной политики и называет в числе ее приоритетов современный эффективный суд, преодоление пренебрежения к праву и суду, создание нормальных условий для действующего правоохранительного корпуса, воспитание в обществе высокой правовой культуры, законопослушания, уважение к правам других[18].
В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года говорил о необходимости в самое ближайшее время создать специальную законодательную базу для административного судопроизводства и о формировании в судах судебных составов, разрешающих споры граждан с органами власти всех уровней. Дополнительной защитой прав граждан послужит возможность подавать коллективные иски, иски в интересах неограниченного круга лиц, а также иски от лица общественных организаций. Глава государства просил ускорить внесение соответствующих поправок в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации[19].
На основе изучения посланий Президента ФР Федеральному Собранию как основного средства формирования и реализации его правовой политики, координирующей политику всех остальных субъектов, а также ряда изданных в последнее время нормативных актов и предпринятых конкретных действий, А.В. Малько выделяет следующие приоритеты правоохранительной политики:
— соблюдение (равно как охрана и защита) прав и свобод человека и гражданина;
— укрепление законности;
— совершенствование законодательства о правоохранительной деятельности;
— гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний, повышение эффективности последней за счет неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости;
— установление и поддержание оптимального баланса между карательной и превентивной функцией правоохранительной деятельности с упором на профилактику преступлений;
— возвращение доверия населения к правоохранительным структурам;
— проведение последовательной кадровой политики, повышение профессионализма и уровня культуры работников правоохранительных органов;
— улучшение материально-технического и финансового обеспечения правоохранительных органов и спецслужб;
— организация эффективного механизма взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств (прежде всего, Содружества Независимых Государств) в целях объединения усилий в борьбе с преступностью и профилактики совершения преступлений;
— создание системы согласованных действий, предпринимаемых в рамках реализации правоохранительной и антикоррупционной политики, направленных на достижение общих задач[20].
Изучая «Основы государственной политики борьбы с преступностью в России»[21], разработанные на базе научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации авторский коллектив в составе А.Я. Сухарева, А.И. Алексеева, М.П. Журавлева еще в 1997 году сформировал основные приоритеты правоохранительной политики, которые актуальны по сегодняшний день. В числе таких приоритетов следует назвать:
1) контроль и преодоление наиболее разрушительных тенденций преступности;
2) систематизацию соответствующих мер в рамках правоохранительной политики по преодолению наиболее разрушительных тенденций преступности, нейтрализацию ее причин и условий;
3) защиту граждан и общественных интересов от преступных посягательств;
4) в случае совершения преступных посягательств — восстановление нарушенной справедливости, наказание виновных, возмещение причиненного вреда;
5) обеспечение максимально возможного ограничения преступности, сведение ее к такому уровню, при котором она перестанет быть угрозой национальной безопасности, способной подорвать устои жизни общества, повернуть его развитие вспять;
6) пресечение сращивания криминальных и властных структур;
7) снижение уровня коррупции и криминализации экономики.
Отметим также, что модернизация правоохранительной системы — это важнейший приоритет правоохранительной политики.
Библиография
1 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — М., 2010. С. 596.
2 Исаков Н.В. Основные приоритеты современной российской правовой политики / под ред. В.А. Казначеева. — Пятигорск, 2003. С. 60.
3 См. там же.
4 См.: Коробова А.П. Приоритеты правовой политики // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., С. 97—111.
5 Там же. С. 97—98.
6 См.: Мазуренко А.П., Титенко Ю.А. Правовая политика и правовое развитие общества / под ред. А.В. Малько. — М., 2007. С. 35.
7 Правовая политика современной России: формы и средства реализации (обзор материалов «круглого стола») // Государство и право. 2012. № 9. С.112.
8 Правоохранительная политика в России: проблемы теории и практики / под ред. А.В. Малько. — Тамбов, 2010. С. 8—9.
9 Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект) / под ред. А.В. Малько. — Саратов, 2012. 32 с.
10 Там же. С. 10.
11 Там же. С. 9.
12 Там же.
13 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года // Российская газета. 2010. 1 дек.
14 Там же.
15 Там же.
16 Там же.
17 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 года // Там же. 2011. 23 дек.
18 Медведев Д.А. Россия, вперед! // Там же. 2009. 10 сент.
19 См.: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию. URL: http:www.президент.рф
20 См.: Концепция правоохранительной политики в Российской Федерации (проект). С. 18—19.
21 Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. — М., 1997. 64 с.