А.А. ТЕЛЕГИН,
кандидат юридических наук, доцент
Развитие науки уголовно-исполнительного права требует четкого определения задач, подготовки кадров, создания научных учреждений, материально-технического обеспечения, планирования научной работы, ее координации, внедрения и активного проявления иных элементов.
Оптимальные условия функционирования научных организаций предполагают сокращение сроков внедрения результатов научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы в практическую деятельность Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС), а также в учебный процесс образовательных учреждений.
При этом указанные органы и учреждения непосредственно внедряют результаты научных разработок в оперативно-служебную деятельность, проводят эксперименты с учетом местных условий и сложившейся обстановки, организуют обучение личного состава новым приемам и методам работы, обеспечивают распространение опыта использования научных разработок.
Научно-исследовательские и высшие образовательные учреждения УИС совместно с соответствующими службами консультируют сотрудников, которые внедряют результаты научных разработок в практику, вносят предложения во ФСИН России и территориальные органы УИС об экспериментальной проверке результатов научных исследований, изучают и обобщают опыт использования разработок[1].
Управления ФСИН России по направлениям своей деятельности анализируют и обобщают информацию о ходе внедрения результатов научных исследований в деятельность УИС. По итогам работы за полугодие они представляют на рассмотрение Совета по научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности ФСИН России соответствующие материалы, а НИИ ФСИН России обеспечивает научно-методологическое сопровождение внедрения разработок в практику.
Порядок организации и проведения работ по регистрации и учету научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в УИС регламентирует специальная инструкция[2], основу которой составляет Положение о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ[3].
Большинство научных исследований, выполняемых ведомственными учреждениями, носит прикладной характер.
Вместе с тем, как отмечает профессор А.М. Никитин, эти исследования в основном обеспечивают лишь управленческую деятельность главка. Практические же работники пока не находят ответа на многие вопросы, поставленные перед пенитенциарной наукой[4].
На этот же недостаток было указано на заседании коллегии Минюста России в декабре 2004 года, где отмечалось, что для повышения роли науки в реформировании УИС необходимо обеспечить реализацию полного цикла научных разработок — от формирования заявок служб главного управления и его территориальных подразделений до внедрения результатов научно-исследовательских работ в деятельность органов и учреждений УИС.
Безусловно, наука уголовно-исполнительного права находится в прямой взаимосвязи с деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и эта взаимосвязь во многом диалектична. Проблема внедрения научных достижений требует совместных усилий для успешного преодоления возникающих на этом пути трудностей. На наш взгляд, к ним в первую очередь относится отсутствие в органах УИС должной информации о тенденциях и направлениях развития науки уголовно-исполнительного права в условиях становления рыночной экономики, о рекомендациях и предложениях о совершенствовании уголовно-исполнительной политики в соответствии с общепринятыми международными стандартами.
Изучение ситуации на местах и специальное исследование, проведенное нами в 2004 году, показали, что далеко не все исправительные учреждения располагают хотя бы минимумом научной литературы по уголовно-исполнительной проблематике. В большинстве исправительных учреждений отсутствуют библиографические списки или карточки, практически никто не знакомится с планами изданий научной и специальной литературы, а предварительная подписка оформляется, как правило, только на ведомственный журнал «Преступление и наказание».
Практически 2/3 руководящего состава исправительных учреждений не имеют представления о работах, оказавших значительное влияние на развитие теории и практики исполнения наказания. Справедливости ради надо сказать, что существенно улучшилось лишь поступление в колонии специальных выпусков «Тюремной библиотеки», которые издает общественная организация «Новый дом» в рамках программы поддержки и развития российских правозащитных организаций, реализуемой при содействии женевской ассоциации «Дорога Свободы».
Около 30% начальников колоний никогда не общались с ведущими учеными-пенитенциаристами и около 40% — с ведущими педагогами и психологами[5]. Только 15% из числа опрошенных начальников колоний за время работы в исправительных учреждениях обращались за консультациями в научные учреждения, вузы или к отдельным ученым и только 18% принимали участие в обсуждении каких-либо научных работ по пенитенциарной проблематике.
Невелика роль методических кабинетов колоний в деле распространения передового опыта работы с осужденными и пропаганды достижений пенитенциарной науки. Более 80% опрошенных начальников колоний заявили, что их обеспечение специальной научной литературой в совокупности с иными материалами остается невысоким и явно не способствует осуществлению качественной профессиональной подготовки кадров в исправительном учреждении.
Как показало проведенное анкетирование, основным источником, который освещает теоретические проблемы науки уголовно-исполнительного права и пропагандирует передовой опыт работы исправительных учреждений, является упомянутый журнал «Преступление и наказание». На него подписываются абсолютно все (100%) начальники колоний, что вполне объяснимо: небольшой по объему журнал содержит разнообразную юридическую информацию, которая удовлетворяет запросы читателей. Тем не менее в этом журнале довольно редко помещаются обзорные статьи о состоянии научной деятельности и ее проблемах, о вышедших в свет монографиях и прочей специальной литературе.
Поскольку научная деятельность подчинена запросам практики, то в науке уголовно-исполнительного права можно выделить следующие формы научной работы, способствующие распространению научных взглядов:
· представление органам управления УИС научных предложений и рекомендаций;
· командировки научных работников в исправительные учреждения для проведения
на местах консультаций и участия в служебной подготовке с чтением лекций и докладов;
· выездные заседания Научного пенитенциарного общества по обсуждению конкретных проблем;
· участие научных работников в проведении различных научных форумов и экспериментов;
· проведение заседаний кафедр, отделов и научно-исследовательских лабораторий с приглашением практических работников и включение их в состав ученых советов и методических комиссий;
· руководство научной работой соискателей;
· работа ученых в подготовительных комиссиях законодательных органов, а также подготовка и рецензирование проектов ведомственных нормативных актов;
· выступления ученых-пенитенциаристов в СМИ;
· подготовка и издание научной литературы и правовая пропаганда роли и значения науки в решении проблем практики.
Безусловно, не все названные формы имеют непосредственное и прямое отношение к внедрению научных достижений в практику, но все они в той или иной мере способствуют осуществлению этого процесса.
Для дальнейшего совершенствования научного обеспечения реформирования УИС только с начала 2003 года было издано более 100 нормативных актов Минюста России и более 170 актов, регламентирующих деятельность ее органов и учреждений[6].
При непосредственном участии ученых-пенитенциаристов осуществлялись доработка и сопровождение проекта федерального закона о положениях УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ, а также внесение изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности». Подготовлен проект федерального закона, предусматривающего наказания в виде ограничения свободы. Кроме того, подготовлены предложения об исключении из УК РФ, УИК РФ и других законодательных актов положений о наказании в виде ареста[7].
Наряду с этим велась работа над другими нормативными актами, затрагивающими интересы УИС, в числе которых проекты федеральных законов «О государственной правоохранительной службе Российской Федерации» и «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности».
В 2003 году только по 55 темам Плана научного и научно-технического обеспечения деятельности ФСИН России было подготовлено более 70 выходных различных документов[8]. Если учесть работу, выполненную по планам НИИ ФСИН России и образовательных учреждений, а также экспресс-исследования, то указанные цифры увеличатся многократно. Например, только НИИ ФСИН России осуществил 110 плановых и внеплановых научных разработок, подготовил 57 инициативных научных документов (статьи и иные публикации). В 2004 году проведено 36 тематических исследований, в рамках которых подготовлено 73 документа (методические рекомендации, учебно-методические пособия, учебники, предложения по изменению и дополнению действующего законодательства, проекты законодательных актов).
ФСИН России, констатируя тот факт, что за последнее время ведомственная наука внесла определенный вклад в разработку законов, предложений, программ и рекомендаций, направленных на совершенствование УИС, вместе с тем отмечает, что исследования не в полной мере соответствуют практическим требованиям и перспективам развития органов и учреждений. Для устранения этих недостатков перед НИИ ФСИН России была поставлена задача проанализировать практику внедрения научных исследований и подготовить предложения по организации внедрения научной продукции в деятельность подразделений УИС.
В целях установления органической связи проводимых научных исследований с практическими проблемами органов и учреждений УИС необходимо активизировать практику посещения научными сотрудниками и преподавателями образовательных учреждений как территориальных органов УИС, так и исправительных учреждений, а также проведение в них научно-практических и читательских конференций, семинаров, лекций, собеседований и т. п.
Хорошим способом предупреждения разработки и последующего внедрения «нерентабельных» для практики тем исследований может быть ежегодное направление территориальными органами управления УИС в адрес Совета по научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности ФСИН России перечня тем, которые они считают актуальными и подлежащими разработке.
Как представляется, преодолению трудностей на пути внедрения научной продукции в деятельность подразделений УИС будет способствовать развивающаяся практика заключения договоров на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность, а также договоров творческого сотрудничества между научными организациями и отдельными предприятиями и учреждениями.
В связи с тем что общий процесс интенсификации науки привел к увеличению информационного потока в области науки уголовно-исполнительного права, НИИ ФСИН России необходимо периодически, с учетом накопления соответствующего материала издавать справочники, кратко освещающие выводы и рекомендации, предложенные в результате разработок научных тем, и первичные результаты их реализации.
Методологически правильно укреплять науку уголовно-исполнительного права во всех видах ее проявления, повышать авторитет научных знаний. Для этого органы управления должны чаще и весомее поощрять научных и практических работников, принимающих активное участие во внедрении научных достижений.
Подводя итог, следует отметить, что чем выше будет уровень организации внедрения результатов научной деятельности в практику, тем проще будут решаться стоящие перед наукой уголовно-исполнительного права задачи и эффективнее будет складываться работа учреждений и органов, на которые возложено исполнение наказаний.
Библиография
1 См. Положение об организации научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации (утв. Приказом Минюста России от 26.02.2001
№ 68).
2 См. Инструкцию о порядке регистрации и учета результатов научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в уголовно-исполнительной системе (утв. Приказом Минюста России от 26.02.2001 № 68).
3 Утв. Приказом Минпромнауки России от 17.11.1997 № 125. Регистрацию и учет НИОКР, проводимых в УИС за счет средств госбюджетных ассигнований, осуществляет ВНТИЦ Минпромнауки России и по закрытым НИОКР — Главный информационный центр МВД России.
4 См.: Никитин А.М. Роль и задачи пенитенциарной науки на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы: Сб. науч. тр. ВНИИ УИС Минюста России. 2004. № 1. С. 35.
5 Имеется в виду период осуществления ими должностных функций на местах. Понятно, что во время получения ими специального образования, повышения квалификации или участия в работе научно-практических конференций такое общение в рамках образовательного процесса неизбежно. — Примеч. авт.
6 См.: Ялунин В.У. Задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой Минюста России, и пути их решения // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы: Сб. науч. тр. ВНИИ УИС Минюста России. 2004. № 1. С. 10—12.
7 См. там же. С. 12—13.
8 См.: Никитин А.М. Указ. раб. С. 33—34.