Статья

Проблема защиты прав ребенка в Республике Дагестан

З.А. АЛИЕВА, доцент кафедры трудового права и основ правоведения Дагестанского государственного университета Рассматриваются проблемы защиты прав ребенка в Российской Федерации в частности в Республике Дагестан, а также некоторые вопросы детской преступности.

УДК 342.7 

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №6 2011 Страницы в журнале: 105-107

 

З.А. АЛИЕВА,

доцент кафедры трудового права и основ правоведения   Дагестанского государственного университета

 

Рассматриваются проблемы защиты прав ребенка в Российской Федерации в частности в Республике Дагестан, а также некоторые вопросы детской преступности.

Ключевые слова: уполномоченный по правам ребенка, законодательные органы, защита прав детей, независимый институт, юридическая помощь, международные документы.

 

Problem of protection of the rights of the child in Republic Dagestan

 

Alieva Z.

 

In article problems of protection of the rights of the child in the Russian Federation in particular in Republic of Daghestan, and also children’s criminality are considered.

Keywords: representative by the rights of the child, a legislature, protection of the rights of children, independent institute, a legal aid, the international documents.

 

Всеобщей декларацией прав человека ООН провозглашено, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Необходимость в особой защите ребенка предусмотрена также Конвенцией ООН о  правах ребенка, Женевской декларацией прав ребенка (в частности, статьями 23 и 24), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10), а также уставами и соответствующими документами специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

Федеральный закон от 24.07.1998  № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установил основные гарантии прав и  законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, создание для этого в России правовых и социально-экономических условий.

Однако простого законодательного закрепления прав детей недостаточно для того, чтобы добиться их выполнения. Очевидна необходимость создания на федеральном уровне независимых органов, которые занимались бы исключительно защитой прав ребенка, например, независимого института уполномоченного по правам ребенка.

1 сентября 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев подписал Указ № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Учреждение этой должности связано с необходимостью отдельного регулирования сферы защиты прав детей, которая, по словам Д.А. Медведева, является «очень тонкой, но в то же время очень важной».

В указе также рекомендовано органам власти субъектов Российской Федерации учредить должности уполномоченных по правам ребенка.

Создание такого института позволит не только эффективнее защищать права детей, но и более результативно предупреждать случаи нарушения их прав.

В настоящее время такие институты созданы и работают в 25 субъектах Российской Федерации, дополняя своей деятельностью уже существующие формы и средства защиты прав ребенка. Данный институт не подменяет традиционные структуры, в компетенции которых находятся вопросы защиты прав несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, здравоохранения, образования).

 Задачами уполномоченного по правам ребенка являются: обеспечение государственных гарантий в области защиты прав, законных интересов и свобод ребенка, содействие в совершенствовании законодательства республики о правах ребенка и приведении его в соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права, а также содействие деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих организаций в области обеспечения и защиты прав ребенка, разъяснение и пропаганда этих прав, развитие межрегионального сотрудничества в данной области.

Уполномоченному по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей  предоставляется ряд прав, в том числе право запрашивать и получать от органов государственной власти необходимые сведения и материалы, беспрепятственно посещать органы государственной власти, проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными органами проверку деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц, направлять в органы исполнительной власти обращения, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и интересов детей.

Должность уполномоченного по правам ребенка введена и в Республике Дагестан, но это, к сожалению, никак пока не сказалось на положении дагестанских детей, особенно тех, кто нуждается во всемерной поддержке. Это и дети-сироты, проживающие в специализированных детских учреждениях, и дети-сироты, проживающие в многодетных семьях, дети из неблагополучных и неполных семей, а также дети-инвалиды.

Приоритетным  в работе уполномоченного по правам ребенка должно стать решение проблемы жестокого обращения с детьми. Всего в Российской Федерации, по последним данным, проживает около 28 млн детей. В 2008 году 161 тыс. детей пострадали от насилия, еще 1914 — погибли от рук взрослых (родителей либо их законных представителей), а 2300 детям был причинен тяжкий вред здоровью[1].

Не все благополучно обстоит в Республике Дагестан и с проблемой детской преступности. Так, по данным Информационного центра МВД РД, в 2009 году несовершеннолетними было совершено 419 преступлений, за 10 месяцев 2010 года этот показатель составил уже 331 преступление. В отношении же несовершеннолетних в 2009 году было совершено 288 преступлений, а за 10 месяцев 2010 года зафиксировано 218 преступлений.

  В связи с изложенным выше и в целях реализации Указа Президента РФ от 01.09.2009 № 986 предлагаем следующие рекомендации по защите прав ребенка для включения их в республиканскую программу защиты прав детей.

1. Законодательным органам предлагается разработать специальный модельный закон об уполномоченном по правам ребенка в Республике Дагестан, который позволит создать региональную законодательную базу для работы уполномоченного. В законе следует предусмотреть нормы вступления уполномоченного в должность и его полномочия. Среди них — осуществление приема граждан и рассмотрение обращений, касающихся нарушения прав ребенка, оказание детям, а также их законным представителям бесплатной юридической помощи; кроме того, информирование правоохранительных органов о фактах нарушения прав ребенка, участие в разработке нормативных правовых актов, осуществление просветительской работы по повышению информированности детей и взрослых в указанной сфере.

2. Приоритетным направлением в деятельности уполномоченного по правам ребенка в республике следует обозначить защиту прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для этого необходимо сформировать республиканский банк данных, контролировать деятельность детских специализированных учреждений.

3. Необходимо проводить мониторинг печатной, аудио- и видеопродукции с целью установления обстоятельств, пагубно влияющих на нравственное и духовное здоровье детей. Рекомендовать к принятию закон об ограничительном барьере. К примеру, во Франции фильмы с элементами жестокости и эротики могут демонстрироваться только после 22 часов. Во многих странах есть «запретные» ТВ-каналы с кодами доступа для взрослых.

4. Детям, а также их законным представителям надо оказывать бесплатную юридическую помощь по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка.

5. Следует провести социологические исследования: «Проблемы эксплуатации детей в сфере труда в Республике Дагестан», «Проблемы детской бедности в Республике Дагестан», «Дети улиц: состояние и проблемы». По итогам анализа действующего законодательства необходимо вносить предложения в соответствующие органы власти, разработать законодательные инициативы.

6. Для борьбы с насилием над детьми надо разработать республиканскую стратегию. Ужесточение на законодательном уровне наказания для людей, совершивших преступления в отношении детей, — прерогатива федеральных органов. В рамках же республики необходимо разработать программу по координации деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций, молодежных организаций для предотвращения  и недопущения насилия над детьми как внутри семьи, так и извне.

7. Следует ввести в республике официальный сокращенный телефонный номер, состоящий из двух-трех цифр, на который могли бы позвонить дети и сообщить о том, что они подвергаются насилию.  Дети должны получать не только психологическую помощь — необходимо, чтобы за таким телефоном стояла специальная оперативная служба, которая могла бы изъять ребенка из семьи, принять какие-либо оперативные меры по отношению к человеку, который относится к ребенку ненадлежащим образом.

8. Надо предложить ВГТРК республики создать передачу по пропаганде усыновления детей-сирот из специализированных детских учреждений (детских домов, детских приютов) по аналогии с рубрикой «У вас будет ребенок» на Первом канале федерального телевидения.

9. Следует создать в республиканских СМИ странички с информацией о детях, нуждающихся в усыновлении, и о контактных телефонах детских домов с целью искоренения коррупции в этом вопросе.

10. Необходимо внести предложения правительству республики по изысканию средств и  возможностей для улучшения  жилищных условий детей-сирот и многодетных семей, а также семей, в которых есть ребенок-инвалид.

11. Надо информировать общественность о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка, пропагандировать положения Конвенции о правах ребенка.

Литература

 

Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г.

Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.

Женевская декларация прав ребенка, принятая Ассоциацией Лиги Наций 26 ноября 1924 г.

Декларация прав ребенка, принятая резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от

20 ноября 1959 г.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г.

Права ребенка: основные международные документы. — М., 1992. С. 18.

Федеральный закон от 24.07.1998  № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Россий-

ской Федерации».

Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка: защита прав граждан и юридических лиц в российском и зарубежном праве / Под ред. А.Б. Абовой. — М., 2002. С. 86.

Головань А. Проблема насилия над детьми станет приоритетной // NEWSru от 18.09.2009.

Положение детей в Российской Федерации: итоги социальной политики 1990-х годов и пер-

спективы // URL: www.rg.ru/2008/03/ 14/doklad-dok.html

 

Библиография

1  См.:  Головань А. Проблема насилия над детьми станет приоритетной // NEWSru от 18.09.2009.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024