УДК 340.12
Страницы в журнале: 7-15
Е.Т. БАЙЛЬДИНОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Новосибирского государственного технического университета e-mail: ergali.06@mail.ru
Рассматривается проблема понимания права в контексте его роли в обеспечении устойчивого общественного развития. Автор приходит к мнению, что устойчивости общественного развития (социальной гармонии) может способствовать моральное видение права как интегрированный подход в его понимании.
Ключевые слова: правопонимание, устойчивое развитие, социальная гармония, позитивизм (нормативизм), юснатурализм, социологическая теория права, психологическая теория права, марксистская теория права, мораль, моральное видение права.
The problem of understanding right from the standpoint of ensuring the sustainability of global development.
Moral Theory of Law
Bayldinov Е.
The article argues a problem of law essence in the context of its role in ensuring the sustainability of society development. The author concludes that the sustainability of society development as a social harmony could be facilitated by the moral vision of law.
Keywords: law interpretation, sustainable development, social harmony, positivism (normativism), jus-naturalism, sociological law theory, psychological law theory, Marxist law theory, moral, moral vision of law.
В контексте поиска путей и методов обеспечения устойчивости общественного развития (социальной гармонии) как некоего общественного порядка неизбежно встает вопрос о праве, причем не только о его способности обеспечить такое динамическое состояние общества, но и о его сущности, поскольку именно понимание природы права, источников его формирования во многом определяет его способность эффективно выполнять свое основное социальное предназначение. Поэтому, как нам видится, процесс познания права можно строить лишь исходя из четкого представления той практической роли, которую оно выполняет в обществе. А эта роль и основное социальное предназначение состоят, как известно, в установлении определенного общественного порядка и регулировании общественных отношений в целях его поддержания и защиты. Однако в основе любого регулируемого общественного порядка лежит какая-то базовая социальная цель. Определив эту цель, можно понять ту духовную основу, на которую опирается и в которой берет свое начало право, а следовательно, понять природу права в целом.
На разных этапах истории человечества цели регулирования были разными. В первобытном бесклассовом обществе целью было обеспечение блага общины, рода. Источником права (обычаев) в таком обществе выступали интересы всей общины (рода, племени), которые обеспечивались силой общественного мнения и авторитетом старейшин, выражавших эти интересы. С имущественным расслоением и разрушением родовой общины целью регулирования постепенно становилось обеспечение интересов господствующих в обществе слоев населения (закрепление политической власти за представителями одного рода, предоставление и закрепление определенных привилегий за представителями имущих классов в целях поддержки последними существующего общественного порядка и т. д.). При этом на определенных стадиях развития общества при низком уровне образованности населения и доминировании религиозного сознания такая организация общественных отношений рассматривалась как вполне справедливая. По мере духовного развития общества формировались идеи всеобщего равенства и свободы, справедливость стала пониматься иначе, причем в разных странах по-своему, и в результате цели правового регулирования в разных культурах и общественных системах оказываются разными.
Современное человечество постепенно приходит к пониманию того, что его главной ценностью является благополучие и устойчивое развитие всех и каждого. (Правда, такое понимание наступает не везде в одно и то же время и в каждой стране и культуре имеет свою специфику.) Подобное состояние общества предполагает такую организацию общественных отношений, когда каждый индивид (а государство в первую очередь!) признает за всеми другими людьми такие же права на благополучие, счастье и устойчивое развитие, как и за собой. В контексте данной работы под устойчивым общественным развитием (или социальной гармонией) понимается сохраняющееся во времени и пространстве динамическое состояние сбалансированности интересов всех членов общества. По отношению к каждому человеку устойчивое развитие (или социальную гармонию) следует понимать как безопасное, свободное, всестороннее и гармоничное развитие каждой личности в согласии с окружающей природной и социальной средой на основе равных прав и равных возможностей. Именно такой общественный порядок позволительно охарактеризовать как социальную гармонию, когда развитие общества происходит наиболее устойчиво и стабильно, и именно такой общественный порядок, как представляется, следует признать основной целью права.
Если исходить из того, что основной целью правового регулирования на современном этапе развития человечества необходимо признать достижение и поддержание устойчивости его развития (всеобщей социальной гармонии), то возникает вопрос: что есть право, способное обеспечить реализацию такой цели?
Анализ общемирового правового развития, а также основных концепций правопонимания показывает, что источником правовых предписаний (норм) всегда выступала и выступает воля определенных людей — коллективная воля общины (рода, племени), единоличная воля вождя, монарха (узурпатора), объединенная воля господствующего класса, правящей элиты или — в идеале — населения в целом. Воля же, индивидуальная или коллективная, есть выражение интересов соответственно индивида, социальной группы, класса или общества в целом. (По мнению Р. Иеринга, содержание права составляют интересы субъектов социального взаимодействия, т. е. интересы общества в целом, а единственным источником права является государство[1].) В свою очередь воля (интерес) есть продукт сознания, индивидуального или общественного. На определенных этапах развития человечества (а в отдельных странах — и по сей день) индивидуальное или общественное сознание, находясь под религиозным влиянием, отождествляло волю (интересы) людей с волей Бога. Следовательно, реальным первоисточником права может выступать лишь сознание индивида или коллектива людей, находящихся у власти. Другими словами, право есть продукт человеческого сознания, оно рождается, формируется и развивается в результате сознательной деятельности людей. Тогда процесс правового регулирования (воздействия права на общественные отношения) можно выразить следующей схемой: Сознание — Воля (Интересы) — Нормы поведения — Общественное поведение (Общественный порядок).
С данных позиций право в объективном смысле можно определить как обеспеченные государством нормы общественного поведения, в которых выражена воля находящихся у власти людей. В идеальных случаях эта воля совпадает с интересами подавляющего большинства населения.
Таким образом, право как социальный регулятор есть инструмент достижения определенных политических (государственных) целей. Право всегда выражает цели регулирования, продиктованные интересами людей, находящихся у власти. Вопрос здесь заключается только в том, насколько интересы (цели) властных элит совпадают с интересами (целями) большинства населения. В таком случае понятие права можно сформулировать так: право есть социальный регулятор, служащий инструментом достижения определенных политических (государственных) целей и представляющий собой систему норм, направленных на достижение этих целей, а потому обеспечиваемых государством.
Как известно, в доктрине до сих пор нет единого взгляда на сущность права. При этом все основные концепции права (правопонимания) едины в том, что право есть социальный регулятор, однако различаются в видении природы этого регулятора и, соответственно, его источников, а также целей регулирования.
Исходя из целей обеспечения устойчивости общественного (общечеловеческого) развития, проанализируем основные правовые теории с позиции способности понимаемого ими права достичь этих целей.
Юридический позитивизм (нормативизм). В соответствии с данной теорией право есть система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Источником права выступает государственная воля, а человек получает права не в силу своего появления на свет, а в силу закрепления этих прав в актах государства. Другими словами, только нормы государственных предписаний выступают истинным правом.
Достоинство этой теории видится в том, что она фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения, указывает на прямую связь права и государственной воли, подчеркивает общеобязательность и формальную определенность права. Недостатком этой теории является то, что она отрицает естественность прав человека, рассматривает в качестве единственного источника права субъективную волю людей, находящихся у власти, и, в принципе, допускает произвол государственной власти. Кроме того, данная теория не рассматривает право в динамике, в его связи с регулируемыми общественными отношениями, его движущие силы, а также результат регулирования.
Право, понимаемое с позиций позитивизма (нормативизма), способно обеспечивать устойчивость общественного развития в том случае, если к власти на демократической основе будут периодически приходить высокоморальные и хорошо образованные люди, понимающие нужды общества и ясно видящие пути его развития. Иначе говоря, источником позитивного права в этом случае будут служить моральные взгляды и правосознание руководящих элит.
Теория естественного права (юснатурализм). Исходной посылкой естественно-правового понимания выступает разделение права и закона, согласно которому, в отличие от закона (искусственного права), создаваемого людьми, существует более высокое по статусу естественное право, имеющее началом некую вселенскую программу, в соответствии с которой устроена и функционирует Вселенная и, следовательно, вся социальная жизнь людей. С позиций данной теории право есть не столько нормы, сколько идеология, в основе которой лежат идеи справедливости, свободы и формального равенства всех людей. Если нормы «искусственного» закона соответствуют естественному вселенскому порядку, который признает за каждым человеком равный статус, равную свободу от рождения и представляет собой воплощение высшей справедливости, то тогда они составляют право. Все люди равны по своей природе, они обладают естественными и неотъемлемыми правами в силу факта своего появления на свет, и поэтому государство не может наделять их уже имеющимися у них правами, оно обязано их обеспечивать. Тем самым «искусственный» закон должен быть подчинен естественному праву. Данная теория признает духовным началом права общечеловеческие нравственные ценности, отражает в принципе идею социальной гармонии, однако ее недостаток — в отсутствии строгой регулятивности и конкретной нормативности. Как указывает М.И. Байтин, «высокие, но абстрактные идеалы при всей их значимости сами по себе не могут заменить властного нормативного регулятора отношений между людьми»[2]. Кроме того, без четкой формальной определенности участники общественных отношений могут по-разному понимать такие ценности, как справедливость, свобода и равенство, и, соответственно, по-разному оценивать закон на предмет его правомерности или неправомерности, вплоть до отказа соблюдать закон.
Что касается способности права, понимаемого с позиций юснатурализма, обеспечивать устойчивость общественного развития, то, как представляется, правовые нормы, в основе которых лежат нравственные ценности, идеи справедливости, равенства, свободы и естественных прав человека, безусловно, сыграют свою роль, в особенности, если на таком прочном нравственном фундаменте будет сформирована и развита гармоничная нормативно-правовая система.