А.А. ТЕЛЕГИН,
докторант Академии управления МВД России
Кадры науки уголовно-исполнительного права начали формироваться во второй половине 50-х годов прошлого столетия и росли вместе с развитием самой науки. В настоящее время кадровая составляющая научно-технического потенциала науки уголовно-исполнительного права состоит из научных и научно-педагогических работников, специалистов научно-технических подразделений и организаций, а также специалистов сферы научного обслуживания.
Организация работы с кадрами научных организаций и образовательных учреждений ФСИН России носит государственно-правовой характер. Это объясняется тем, что порядок защиты диссертаций, присвоения ученых степеней и званий, правовое положение научных работников, их назначение на должность и замещение должностей на конкурсной основе, проведение аттестаций, привлечение сотрудников к дисциплинарной и административной ответственности и многое другое регламентируют уставы, положения, приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.
Научные кадры организаций и учреждений могут быть структурированы по ряду качественных и количественных показателей: по возрасту, квалификации, индексу локализации (сфере научного обслуживания), научной специализации, результативности научной деятельности и т. д. При делении кадров науки уголовно-исполнительного права по профессиональным группам известное большинство составляют научные сотрудники и преподаватели. Если до 1986 года соотношение между численностью научных сотрудников и преподавателей было один к двум[1], то в связи с общим увеличением количества научных организаций и образовательных учреждений, специализирующихся на проблемах исполнения уголовных наказаний, это соотношение существенно изменилось, что свидетельствует о повышении интенсивности научного труда.
В 2004 году в научных организациях и образовательных учреждениях Минюста России трудились более 100 докторов наук, профессоров, свыше 400 кандидатов наук, доцентов. За 2003 год ими было подготовлено 4 учебника, 25 монографий, 108 учебных и учебно-методических пособий. Лучшие из них были представлены во Всероссийском выставочном центре и выдвинуты для участия в конкурсе на соискание премии Президента РФ и Правительства РФ в области образования[2].
В НИИ ФСИН России по состоянию на 1 января 2005 г. работало 25 докторов наук и 40 кандидатов наук, занятых в исследованиях по 36 темам, в рамках которых было подготовлено 73 документа. В их числе методические рекомендации, учебно-методические пособия, учебники, предложения по изменению и дополнению законодательства, законопроекты и др.
Научный потенциал, действующий в настоящее время в рамках МВД России, обладает значительным превосходством. Так, в 2000 году в 25 научных и образовательных учреждениях МВД России работало 515 докторов наук и 2857 кандидатов наук, ежегодно подготавливающих более 3000 научных разработок, предложений и методических рекомендаций. Диссертационные исследования велись по 17 научным специальностям, докторантуры открыты в 8, а адъюнктуры — в 22 организациях и образовательных учреждениях[3].
Конечно, любой коллектив образователь-ного учреждения, лаборатории, кафедры лишь тогда будет признан центром в какой-либо отрасли знаний, когда он способен не только генерировать накопленный научный материал, но и выдвигать новые идеи, развивать их и проводить в практику.
Самая распространенная должность среди преподавателей — старший преподаватель (более 50%), а у научных сотрудников — старший научный сотрудник (более 60%). Так, высокая квалификация старших научных сотрудников в научно-исследовательских институтах позволяет относить их к когорте ведущих специалистов в конкретной отрасли знаний. Кроме того, высокая квалификация кадров основных научных работников подтверждается значительным трудовым стажем (свыше 20 лет) большей части этой категории специалистов (60%).
Об основательном изменении научного потенциала, сложившегося в сфере исполнения наказания за последние 10 лет, свидетельствует увеличение соотношения абсолютной численности докторов и кандидатов юридических наук — один к четырем. Безусловно, большинство докторов совмещают научную работу с работой в образовательных учреждениях. Тем не менее с учетом возможности обоюдного роста это соотношение между категориями научных работников в ближайшие годы сохранится.
Увеличение количества научных работников в области уголовно-исполнительного права зависит от различных внешних факторов: от постановки новых задач по подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы, создания новых научных организаций либо реорганизации с изменением штатной численности уже существующих, объема финансирования сферы НИОКР и т. п. Так, реализация Концепции научного обеспечения реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста России на 2004—2006 гг. предусматривает создание в Сибирском федеральном округе (г. Кемерово) самостоятельного высшего образовательного учреждения для подготовки специалистов юридического профиля; организацию на высших академических курсах Академии права и управления обучения лиц, состоящих в резерве на выдвижение, на базе Томского филиала этой Академии — курсов повышения квалификации и переподготовки медицинских работников учреждений уголовно-исполнительной системы. Повышению качества научной работы должны способствовать меры по обеспечению роста квалификации научных работников и созданию условий для научной организации труда. К сожалению, кроме полностью себя оправдавшей подготовки кандидатов наук на базе аспирантуры (адъюнктуры)[4], никаких иных постоянно действующих форм повышения квалификации ученых-пенитенциаристов нет.
Казалось бы, сложившиеся условия формирования научных кадров требуют организации регулярной стажировки преподавателей и научных работников в «родственных» высших образовательных учреждениях и соответствующих научных организациях. Однако только 17% из числа опрошенных показали, что они за время работы обучались на курсах повышения квалификации или были стажерами в научных организациях по профилю своей работы. Не лучше обстоят дела и со стажировкой научных работников и преподавателей высших образовательных учреждений непосредственно в исправительных учреждениях и органах, исполняющих наказания. Только 45% опрошенных проходили стажировку. Очевидно, что вина в этом не только научных работников, но и органов управления УИС, которые редко прибегают к помощи научных организаций.
Так называемая внутрипрофессиональная специализация кадров ведет к их фактическому разделению. В частности, в науке уголовно-исполнительного права среди ученых все больше выделяются профессиональные группы тех, кто отдает предпочтение разработке теоретических основ науки, исследованию проблем прикладного значения либо преподаванию и популяризации науки. На вопрос анкеты: «Какой научной работе Вы отдаете предпочтение?» большинство опрошенных (55%) указало на разработку проблем теории уголовно-исполнительного права, 37% отдали предпочтение изучению вопросов практики исполнения наказаний и только 8% — иным видам научной работы.
Приведенные факты дают возможность упрощенно разделить научных работников на две группы, включающие основной и вспомогательный персонал. К первой относятся академики, лица с учеными степенями или званиями, специалисты с высшим образованием без ученой степени или звания, занимающиеся непосредственно научно-исследовательской или научно-педагогической работой. Вторую группу составляют лаборанты, машинистки, заведующие учебными кабинетами и методисты, персонал библиотек, архивов и т. п.
Как известно, общее рабочее время научных работников делится на время для научно-исследовательской и научно-организационной работы. Установлено, что повсеместно увеличиваются непроизводительные затраты времени, препятствующие созданию оптимальных условий труда научных работников. Среди обстоятельств, снижающих эффективность научной работы, более 90% респондентов указали частые и не всегда целесообразные совещания на различных уровнях; внеплановые задания и поручения; подготовку различных справок и сведений, не предусмотренных формами плановой отчетности; участие в различных проверках, не относящихся к научной деятельности; составление заключений по жалобам и заявлениям граждан; выполнение вспомогательных работ.
На кафедрах высших образовательных учреждений УИС сейчас на 10—15 преподавателей приходится 1—2 человека вспомогательного персонала (лаборант и методист). Такое положение нельзя считать благополучным в науке, где подготовительная и техническая части исследований весьма трудоемки. Для научных учреждений оптимальным должно быть соотношение между основным и вспомогательным научным персоналом 1:1, что позволит более интенсивно использовать возможности высокооплачиваемых научных работников. В последнее время произошло значительное омоложение научного потенциала: в 1980-х годах из числа основных научных работников более 50% защищали кандидатские диссертации к 35 годам, докторские — к 45, а сейчас этот показатель существенно снизился: для кандидатских работ — до 30—32 лет, для докторских — до 40—42 лет.
Своего рода резервом научных кадров являются выпускники юридических вузов. Учитывая сложность проблем современной науки, преподавательский состав наряду с воспитанием у слушателей потребности в постоянном совершенствовании знаний прививает им навыки самостоятельной работы с научной и методической литературой, привлекает их к участию в работе научных кружков, семинаров, в конкурсах и др. Однако если ставить целью последовательное и комплексное занятие слушателей (курсантов) научно-исследовательской работой, необходимо создать программу, объединяющую их довузовскую и вузовскую научную работу. Целесообразно еще в юридических классах образовательных учреждений общего основного и среднего начального профессионального образования с правовым уклоном организовывать работу научных кружков по основным юридическим дисциплинам, где можно знакомить учащихся с общими направлениями и методикой научно-исследовательской работы. Талантливые ребята, сочетающие хорошую успеваемость с успехами в научно-исследовательской работе, должны впоследствии иметь приоритет при поступлении в вуз, а после его окончания иметь возможность для углубленного занятия научными исследованиям. Слушатели, проявившие способности к научно-исследовательской работе, должны беспрепятственно получать рекомендации кафедр и организационно-научного отдела института и пользоваться преимуществом при поступлении в адъюнктуру, что в конечном счете даст возможность создать в науке пласт творчески мыслящих, эрудированных и перспективных личностей.
Стремясь увеличить научный потенциал уголовно-исполнительного права, ФСИН России запланировала осуществить следующие мероприятия: исследовать потребность в кадрах на текущий и перспективный периоды (параллельно с прогнозом потребности в специалистах на 2010 год); создать в адъюнктуре НИИ ФСИН России научные специальности психолого-педагогической и экономической направленности; открыть докторантуру и диссертационные советы по специальностям «уголовный процесс», «криминалистика и судебная экспертиза», «оперативно-розыскная деятельность», «теория и история права и государства», «история правовых отношений»; направить в Правительство РФ материалы по созданию Сибирского юридического института в г. Кемерово[5].
Департамент ФСИН России, укрепляя научные организации и образовательные учреждения новыми кадрами, стремится к целесообразному балансу научного опыта и авторитета опытных кадров и новаторства. Хочется верить, что свежие научные силы смогут оперировать тем потоком информации, который определяет в настоящее время лицо и содержание науки уголовно-исполнительного права.
Библиография
1 См.: Нисевич В.Е. Кадры науки: Обзор по отчетам НИР и диссертациям, поступившим в ВНТИЦентр в 1979—1985 гг. — М., 1986.
2 См.: Никитин А.М. Роль и задачи пенитенциарной науки на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы: Сб. науч. тр. (ВНИИ УИС Минюста России). — М., 2004. № 1. С. 36.
3 См.: Лебедев А.А., Попков В.Ю. Проблемы развития отраслевой науки МВД России в начале XXI века // Система милицейской науки: проблемы интеграции и дифференциации: Сб. ст. методол. семинара по проблемам управления. — М.: Академия управления МВД России, 2000. С. 8.
4 См. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (утв. приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814).
5 См. пункты 8—11 Плана мероприятий по реализации Концепции научного обеспечения реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста России на 2004—2006 гг., утвержденного приказом ФСИН России от 25.12.2003.