У. НОРОВ,
преподаватель кафедры права и государственной службы Института повышения квалификации государственных служащих Республики Таджикистан
В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан государство гарантирует каждому человеку права и свободы, а также личную неприкосновенность; лишение этого права может осуществляться только в рамках закона (статьи 17—18). Сегодня проблема преступности рассматривается в теории и на практике как вопрос защиты человека от преступных посягательств. Это понятно и оправданно: именно против человека совершаются практически все преступления даже тогда, когда в сферу преступных интересов попадают интересы государства. Каждое государство, преследуя цель сохранения суверенитета, территориальной целостности, защиты конституционного строя и народа, обязано заботиться о своей национальной безопасности. В настоящее время преступность стала приобретать принципиально новые качества, представляющие угрозу не только для отдельного человека или граждан, но и для государства в целом.
Общее определение понятия «безопасность» введено ст. 1 Закона Республики Таджикистан «О безопасности» (в ред. Закона Республики Таджикистан от 12.12.1997 № 498): «Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Со временем понимание категории безопасности расширилось и стало означать состояние, ситуацию спокойствия, возникающую в результате отсутствия реальной опасности. Существуют различные виды безопасности государства, одним из которых является национальная безопасность.
Национальная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личностей (граждан) общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз[1].
Внутренняя сторона национальной безопасности отражает способность государства и общества предотвратить или устранить разрушительные процессы и явления, защитить себя от опасностей и угроз, возникающих внутри страны (военные конфликты, разрушение моральных устоев общества, техногенные катастрофы, ослабление обороноспособности по разным причинам и др.).
Внешняя сторона национальной безопасности отражает состояние международных условий для успешного функционирования общества, способность государства предотвратить агрессию, оказать сопротивление давлению извне, не допустить блокаду, преодолеть информационно-идеологические диверсии и т. д., т. е. обеспечить защиту от внешних угроз.
Внутренняя и внешняя стороны национальной безопасности взаимосвязаны и взаимозависимы: чем успешнее проходит развитие экономики страны, тем легче укреплять ее обороноспособность. И с другой стороны, отсутствие военной угрозы извне позволяет выделять больше средств на решение внутригосударственных проблем.
Национальная безопасность имеет свою определенную структуру, которая выделяет три уровня безопасности: личности, общества и государства. Связующим звеном является безопасность личности: защита ее жизни, прав, свобод, достоинства, неприкосновенности жилища и т. д.
Права человека — это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия лица, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прав на жизнь, личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни[2]. Права человека охраняются государством и закреплены в правовых нормах, они обеспечивают индивиду возможность действовать по своему усмотрению (свободы или негативные права) или получать определенные блага (собственно права или позитивные права). Негативные права закрепляют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Позитивные фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия.
Безопасность общества означает способность государства защитить интересы всех социальных групп населения страны, обеспечить устойчивую экономическую, политическую, культурную эволюцию, предполагает наличие общественных институтов, правовых норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы граждан и противостоять действиям, ведущим к расколу общества.
Безопасность государства достигается эффективным управлением и координацией деятельности политических сил, а также действиями институтов их защиты (системы государственного руководства и органов государственной власти).
Сегодня существование такого негативного явления, как торговля людьми и рабство, стало проблемой мирового масштаба, представляющей угрозу всему человечеству. Торговля людьми — это современная форма рабства, которая сопровождается самыми циничными и жесткими нарушениями прав человека. Человек становится объектом сделки, к нему применяется право собственности как к товару, вещи. Людей насильно, обманным путем, перевозят через государственные границы, принуждают к труду, ставят в долговую зависимость, лишают свободы передвижения, совершают в отношении них физическое, психологическое и сексуальное насилие. Большую часть среди жертв торговли людьми составляют женщины, вовлекаемые в принудительную проституцию.
Интерес к проблеме противодействия торговле людьми проявляет тенденцию к постоянному и устойчивому росту как в мировом масштабе, так и на региональных уровнях. В рамках ООН все большее число специализированных учреждений рассматривает данный вопрос среди приоритетных. Активно занимается данной темой и Международная организация по миграции. В 2004 году в рамках СНГ Таджикистан выступил с инициативой разработки соответствующей конвенции.
Международные правовые акты, ратифицированные парламентом Таджикистана, являются составной частью правовой системы государства. В случае несоответствия положений национальных правовых актов республики нормам международного права приоритетной является система международного права.
Преступления, связанные с торговлей людьми, относятся к преступлениям, посягающим на свободу человека, и носят транснациональный характер. Ответственность за них регламентируется положениями международного права (например, конвенциями относительно рабства 1926 года и против транснациональной преступности 2000 года[3]), а также нормами уголовного права каждой страны. В соответствии с указанными конвенциями под рабством понимается состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или их часть, а под работорговлей — всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников. Раб — это лицо, находящееся в положении или состоянии рабства. Лицо, находящееся в подневольном состоянии, может оказаться в такой ситуации в результате действия институтов или обычаев, сходных с рабством. Абсолютное запрещение рабства и работорговли подтверждено и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, где указано: «Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах».
Проанализировав статьи УК Таджикской ССР 1961 года, мы не нашли положений, согласно которым лицо можно было привлечь к уголовной ответственности за торговлю людьми; это означает, что в советское время проблемы торговли людьми не существовало. Однако в 1998 году был принят новый Уголовный кодекс Республики Таджикистан (далее — УК РТ), впервые установивший уголовную ответственность за торговлю людьми, но, к сожалению, по нормам УК РТ пострадавшими считались только лица, не достигшие 18-летнего возраста[4].
В конце ХХ века продолжался резкий рост преступлений, связанных с торговлей людьми с целью дальнейшей их продажи для использования в различных целях, например, рабского труда, сексуальной эксплуатации, изъятия органов или тканей для использования их в качестве донорских. Пострадавшими выступали наряду с несовершеннолетними и лица старше 18 лет. Это вызвало необходимость внести соответствующие дополнения в УК РТ. В целях приведения в соответствие УК РТ международным правовым актам, признанным Таджикистаном, в 2003—2008 гг. были внесены изменения и дополнения в УК РТ, в частности, дополнена ст. 130 (1), которая установила уголовную ответственность за торговлю людьми. Также парламентом страны был принят Закон Республики Таджикистан от 15.07.2004 № 47 «О борьбе против торговли людьми».
Торговля людьми — это купля-продажа людей с согласия или несогласия путем обмана, вербовки, укрывательства, выдачи, передачи, похищения, мошенничества, использования беспомощного состояния, дачи взятки для получения согласия лица, которое контролирует другое лицо, а также иных форм принуждения с целью последующей продажи, вербовки для сексуальной или уголовной деятельности, использования в вооруженных конфликтах, порнографическом бизнесе, для принудительного труда, рабства или деяний, схожих с рабством, долговой зависимости или усыновления с коммерческой целью[5].
При рассмотрении данного состава преступления становится очевидным, что его объектом является физическая свобода человека, т. е. право каждого человека находиться в пространстве по собственному волеизъявлению.
Объективная сторона преступления по ст. 130 (1) УК РТ заключается в купле-продаже человека, вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении в целях его эксплуатации. В частях 2 и 3 ст. 130 (1) установлены квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки данного преступления. Купля-продажа предполагает заключение возмездной сделки, в результате которой потерпевший независимо от своего волеизъявления (как по собственной воле, так и против желания) переходит в собственность покупателя. Платой за сделку может выступать денежная сумма либо движимое или недвижимое имущество, оказание услуг различного характера и т. п. На квалификацию преступления не влияет, что именно явилось платой за данного человека. Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента совершения деяния.
Субъективная сторона преступления по ст. 130 (1) УК РТ — вина в виде прямого умысла — заключается в том, что лица, совершающие куплю-продажу человека, сознают, что они совершают общественно опасное, противоправное деяние, но тем не менее желают его совершить. По ч. 3 ст. 130 (1) УК РТ в качестве одного из особо отягчающих обстоятельств установлена ответственность за деяния, повлекшие по неосторожности смерть, тяжкий вред здоровью или иные последствия для потерпевшего. Как представляется, в этом случае неосторожная форма вины по отношению к последствиям не совсем оправдана. Учитывая характер и степень общественной опасности совершаемого деяния, виновные должны осознавать, что их действия могут причинить потерпевшему существенный вред независимо от его выражения: смерть, тяжкий вред здоровью, психические расстройства, заболевание наркоманией, токсикоманией, венерическими болезнями, алкоголизмом и т. п.
Субъектом данного преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления возраста уголовной ответственности 16 лет. В качестве одного из отягчающих обстоятельств устанавливается также специальный субъект (п. «е» ч. 2 ст. 130 (1) УК РТ), что совершенно справедливо: лицо, которое в силу занимаемой должности или выполняемой работы стоит на страже интересов личности независимо от того, является оно должностным лицом или нет, а сфера его деятельности — не обязательно государственные, но и коммерческие и иные учреждения, предприятия и организации.
Внесенные изменения в УК РТ способствовали активизации работы правоохранительных органов по борьбе с торговлей людьми. Прежде всего, стали тщательно изучаться все случаи исчезновения людей, усилился контроль над выдачей виз и гражданами, проходящими через таможенные и пограничные зоны, а также выездом различных туристических групп и вылетом чартерных рейсов. Изучение фактов выезда и вывоза девушек за рубеж стало предметом гласности и освещения в СМИ. Каждый случай возбуждения уголовного дела находится под пристальным вниманием правоохранительных органов Республики Таджикистан.
Анализ преступлений, по которым возбуждались уголовные дела (по статьям 130 (1) «Торговля людьми» и 132 «Вербовка людей для эксплуатации» УК РТ), показал, что эти виды преступлений особенно были распространены в городе Душанбе и в Согдийской области Республики Таджикистан. Это объясняется прежде всего тем, что именно здесь скапливается большая часть населения страны, вынужденного в связи с экономическим кризисом мигрировать за пределы страны. В первую очередь жертвами торговли людьми становятся женщины и девушки, дающие согласие работать за рубежом в различных фирмах; впоследствии они попадают в сексуальное рабство, становясь жертвами трафика. Торговля людьми в Таджикистане стала одним из видов «бизнеса» вследствие гражданской войны и ухудшения экономической ситуации.
На развитие торговли людьми влияет и географический фактор. Таджикистан расположен между секс-рынками Восточной Азии и Ближнего Востока и является поставщиком «живого товара» в такие страны, как Турция, ОАЭ, Узбекистан, Россия и др. Торговля людьми в Таджикистане носит организованный транснациональный характер. Зачастую лица, занимающиеся торговлей людьми, используют свои контакты в правительственных структурах для незаконного оформления поддельных документов.
Практика следственных и судебных органов показывает, что для вербовки женщин, девушек, детей и вывоза их за границу с целью дальнейшей продажи и вовлечения в сексуальную эксплуатацию действуют организованные группы. Среди участников этих групп одни занимаются поиском и вербовкой жертв, другие — подготовкой поддельных документов, третьи оказывают помощь в вывозе и незаконном пересечении границы. В принимающих странах действуют члены организации, которые продают жертву, вовлекают ее в сексуальную эксплуатацию, отбирают документы, контролируют поведение, забирают заработок. Часто исполнителями таких преступлений являются женщины, превратившие подобный «бизнес» в источник доходов. В прошлом некоторые из них сами занимались проституцией.
Таким образом, своевременное принятие соответствующих мер на законодательном уровне, а также плодотворное взаимодействие органов государственной власти, в частности правоохранительных органов, способствовали пресечению преступлений, связанных с торговлей людьми, негативно воздействующих на состояние национальной безопасности Республики Таджикистан.
Библиография
1 См.: Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность. — М., 2005.С. 20.
2 См.: Лукашев Е.А. Права человека. — М., 2003. С. 2—5.
3 См.: Таджикистан: на пути к гендерному равенству. — Душанбе, 2003. С. 86.
4 Уголовный кодекс Республики Таджикистан. — Душанбе, 2001. С. 265—266.
5 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Республики Таджикистан. — Душанбе, 2006. С. 273.