УДК 347.426.6
СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №7 2011 Страницы в журнале: 88-91
Н.Н. ХАРИТОНОВ,
аспирант кафедры международного частного и предпринимательского права юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета
Рассматриваются правовые основы и проблематика компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями правоохранительных органов.
Ключевые слова: моральный вред, правоохранительные органы, государство, гражданин.
Problems of indemnification of moral harm, caused by illegal actions law enforcement bodies
Kharitonov N.
The article examines the legal framework and problems of compensation moral damage caused by illegal actions of law enforcement.
Keywords: moral harm, law enforcement bodies, the state, the citizen.
Функции современного государства чрезвычайно разнообразны, с древнейших времен и до сегодняшних дней они варьируются и их число увеличивается. Однако существуют такие функции государства, которые носят неизменный характер, например, правоохранительная деятельность, осуществляемая специализированными государственными органами.
Правоохранительные органы обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью. Для успешного решения задач, стоящих перед правоохранительными органами, государство наделяет их определенными полномочиями, карательный характер которых может создавать потенциальную угрозу несоблюдения прав и свобод граждан. Во избежание таких нарушений в развитых странах создана система по предупреждению потенциальных угроз попрания прав и свобод граждан; основной ее составляющей являются институты гражданского общества, эффективная деятельность которых позволяет значительно снизить количество нарушений со стороны правоохранительных органов.
Однако даже самое развитое гражданское общество не может защитить от ошибочной, незаконной деятельности правоохранительных органов.
В случае нанесения гражданину вреда в действие вступает система компенсации причиненного ущерба. Основополагающими международными правовыми актами в этой сфере являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. В соответствии с данными правовыми актами лицо, понесшее наказание в результате незаконного осуждения, получает компенсацию.
Правовые нормы о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями правоохранительных органов, приняты в нашей стране в конце 70-х годов ХХ века. В частности, ст. 58 Конституции СССР 1977 года предусматривала: «Граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей».
В развитие данной нормы был принят Указ Президиума ВС СССР от 18.05.1981 № 4892-Х «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей». В данном нормативном правовом акте законодатель установил порядок работы системы. Была введена презумпция виновности правоохранительных органов в случае незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Право на возмещение причиненного вреда возникало в силу постановления оправдательного приговора, прекращения уголовного дела за отсутствием события, неналичием в деятельности состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления; прекращения дела об административном правонарушении.
Однако механизм правовой защиты носил ограниченный характер в связи с тем, что регулировал лишь порядок возмещения имущественного ущерба.
Между тем, испытывая на себе незаконные действия правоохранительных органов, человек не столько несет имущественные потери, сколько ощущает нравственные страдания. Негативное действие таких переживаний может в значительной мере превышать материальные убытки. Естественно, такие потери должны компенсироваться государством в полной мере, покрывающей причиненные страдания, однако достаточный характер такого возмещения и критерии его определения трудно просчитать, так как они зависят от большого количества индивидуальных особенностей.
Отечественный законодатель пришел к данному выводу лишь в 1991 году, определив в ст. 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1; далее — Основы гражданского законодательства) моральный вред как физические или нравственные страдания, причиненные гражданину неправомерными действиями. Нормой была установлена обязанность возмещения при наличии вины причиненного вреда. Также указывалось, что моральный вред компенсируется в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемом судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Однако по аналогии с компенсацией имущественного ущерба законодатель не установил порядок возмещения морального вреда.
А.М. Эрделевский считает, что принятие такого порядка не требовалось: возмещение должно было производиться из средств государственной казны (п. 2 ст. 127, п. 3 ст. 25 Основ гражданского законодательства), гражданин мог обратиться в суд с иском о возмещении морального вреда в соответствии с нормами ГПК РСФСР 1964 года, а суд в установленные ГПК РСФСР сроки должен был определить размер возмещения морального вреда в денежной форме (ст. 131 Основ гражданского законодательства)[1].
Между тем отсутствие четкого регламента на практике создавало определенные трудности для взыскания морального вреда во время действия Основ гражданского законодательства.
В настоящее время компенсация ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, гарантирована ст. 53 Конституции РФ.
Возмещение вреда происходит по общему правилу, установленному ст. 1064 ГК РФ. Ущерб, нанесенный личности, имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Однако обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Так, согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования соответственно.
Из вышеизложенного следует, что ответственность за причинение вреда государственными органами возлагается на государственную казну, т. е. на государство.
Согласно п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, нанесшее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с данной нормой государственный орган обладает презумпцией виновности в отношении нарушенных прав и свобод человека и должен доказать отсутствие своей вины в возможном их нарушении. Только в этом случае государство будет освобождено от обязанности возмещения вреда потерпевшему.
Также согласно п. 3 ст. 1064 ГК РФ может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Такая конструкция применена законодателем в ст. 1070 ГК РФ: в частности, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. В этом случае возмещение вреда наступает априори, даже при отсутствии вины государственных органов.
Определение суммы компенсации морального вреда в данной ситуации является самой сложной задачей, стоящей перед судом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ моральным вредом признаются физические и нравственные страдания, причиненные действиями, нарушающими личные неимущественные права. Закреплена специальная компетенция суда в части установления размеров компенсации морального вреда, для определения которого суд должен принимать во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Кроме того, согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При установлении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ).
Учитывая фактическое отсутствие твердых параметров для установления размеров компенсации морального вреда, предлагаем в части определения суммы компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями правоохранительных органов в виде незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, установить федеральным законом, что размер компенсации должен состоять из предельных сумм денежных компенсаций за каждый день нарушения прав и свобод гражданина с варьированием соответствующих сумм в зависимости от вида незаконных действий правоохранительных органов.
Указанная сумма должна явиться базовой компенсацией за незаконные действия правоохранительных органов.
В письме Минфина России от 28.09.2009 № 08-06-08/457 «О практике взыскания судами морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности» указано: «Из числа изученных судебных актов, поступивших в Правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации в 2008—2009 годах, о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу граждан компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, условно выделяются:
— в 67% от общего числа судебных актов сумма взысканной компенсации морального вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности не превышает 150 000 рублей;
— в 21% судебных актов сумма взысканной компенсации морального вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности не превышает 300 000 рублей;
— в 11% судебных актов сумма взысканной компенсации морального вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности превышает 300 000 рублей;
— не более 1% судебных актов сумма взысканной компенсации морального вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности превышает 700 000 рублей.
Анализ судебной практики показал, что основным критерием, который влияет на размер присужденной за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, является длительность срока нахождения гражданина под стражей. Дополнительными критериями являются: избрание в отношении гражданина меры пресечения в виде подписки о невыезде, правовой статус лица (военнослужащий, сотрудник органов внутренних дел, государственный служащий, общественный деятель, предприниматель и т. д.), увольнение с работы, ухудшение здоровья вследствие незаконного привлечения к уголовной ответственности, проблемы в семейной жизни, возникшие вследствие незаконного осуждения, и т. п.
Из анализа поступивших судебных актов также усматривается, что практика взыскания судами морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, сложилась таким образом, что в среднем за год незаконного нахождения под стражей в пользу гражданина присуждается 200 000 рублей»[2].
Учитывая, что среднестатистическая зарплата в России составляет 15 тыс. руб. (по материалам сайта www.statistika.ru), то сумму в 200 тыс. руб. человек мог просто заработать за год. Однако это, на наш взгляд, недостаточная компенсация за незаконное и несправедливое решение государства, ограничившее права и свободу гражданина.
Учитывая практику Европейского суда по правам человека (постановления от 16 октября 2008 г. по делу «Лобанов против Российской Федерации»; от 18 марта 2010 г. по делу «Максимов против Российской Федерации»), данную сумму можно увеличить вдвое — до 400 тыс. руб. за 1 год незаконного нахождения под стражей.
Закрепив данные нормы в законодательном порядке, Российская Федерация подтвердит не на словах, а на деле, что стремится к надлежащей защите прав и свобод человека и гражданина.
Библиография
1 См.: Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда // КонсультантПлюс.
2 КонсультантПлюс.