Статья

Проблемы налогового правоприменения в Республике Польша и Российской Федерации

Рассматриваются проблемы налогового правоприменения и совершенствования налогового права в Республике Польша и в Российской Федерации. Авторы обосновывают необходимость принятия в Польше Налогового кодекса — Кодекса дани, нормы которого должны соответствовать европейскому праву.

УДК 347.73

Страницы в журнале: 79-91 

 

Евгений Руськовски,

доктор юридических наук, ординарный профессор Университета в Белостоке, судья Высшего административного суда в 1994—1998 гг. Польша, Белосток eugen@list.pl

 

Славомир Преснарович,

кандидат юридических наук (Университет в Белостоке), Судья Высшего административного суда Польша, Белосток s.pres@wp.pl

 

Е.В. Черникова,

доктор юридических наук, кандидат экономических наук, зав. кафедрой правого обеспечения экономики и финансов РАНХиГС  при Президенте Российской Федерации, судья 10-го Арбитражного апелляционного суда Россия, Москва ec8064@mail.ru

 

Рассматриваются проблемы налогового правоприменения и совершенствования налогового права в Республике Польша и в Российской Федерации. Авторы обосновывают необходимость принятия в Польше Налогового кодекса — Кодекса дани, нормы которого должны соответствовать европейскому праву. В России речь идет  о дальнейшем совершенствовании налогового правоприменения: введении упрощенного производства в арбитражных судах, апелляционного обжалования по налоговым спорам и процедуры медиации.

Ключевые слова: налоговое право, правоприменение, совершенствование налогового законодательства, Положение о налогах, Кодекс дани, Европейский суд справедливости в Люксембурге, Договор о вступлении Польши в ЕС, ответственность за налоговое правонарушение.

 

Понятие налогового правоприменения. Налоговое право в Республике Польша — понятие относительно однозначное, и потому для науки более важным является определение таких сложных понятий, как соблюдение, исполнение, реализация и применение налогового права. В Польше нет однозначного определения понятия «налоговое правоприменение»[1]. Учитывая классическое определение данной отрасли права, полагаем, что налоговое правоприменение — это процесс, завершающийся властным решением о правах и налоговых обязанностях по индивидуальным и конкретным делам, независимо от правовой формы и характера такого решения[2].

Следовательно, налоговое право применяют органы публичной власти или (как исключение) другие уполномоченные субъекты. Но в польской научной литературе известны и другие, более сложные определения налогового правоприменения[3].

По нашему мнению, процесс налогового правоприменения означает установление:

— действующих положений налогового законодательства и создание на их основе налогово-правовой нормы;

— действительного (фактического) налогово-правового состояния;

— правильной субсумпции, т. е. связи конкретного индивидуального фактического состояния с налогово-правовой нормой;

— правовых последствий, определенных наоговым законодательством, и созданных на основе этих последствий налогово-правовых норм.

Завершается этап вынесением властного решения органом, применяющим налоговое право по индивидуальным и конкретным делам о налоговых правах и обязанностях[4].

В принципе налоговое правоприменение осуществляется как налоговое судебное производство, в котором участвуют субъекты, с одной стороны, применяющие налоговое право (активные субъекты), а с другой — субъекты, к которым применяются нормы налогового права (пассивные субъекты). Следовательно, налоговые органы — активные субъекты в сфере налогового правоприменения, а административные суды — субъекты, которых касается налоговое правоприменение (пассивные субъекты).

Таким образом, в налоговом производстве налоговое право применяют налоговые органы и субъекты, исполняющие некоторые функции этих органов.

Налоговые органы образуются в соответствии со ст. 13 Закона от 29 августа 1997 г., именуемого Положением о налогах[5].

Налоговые органы в Польше подразделяются на два вида: государственные органы и органы местного самоуправления. Государственными органами признаются начальники финансового (казначейского) и таможенного управлений как органы первой инстанции, два директора — финансового (казначейского) и таможенного управлений — как органы второй инстанции (по определенным делам действуют как органы первой инстанции), министр финансов как орган первой или второй инстанции или орган, наделенный исключительной компетенцией по определенным делам.

Местные налоговые органы — войт, бургомистр (президент города), староста или маршал воеводства — действуют как органы первой инстанции, а также местные самоуправленческие коллегии по обжалованию решений местных налоговых органов.

В соответствии с Положением о налогах Совет министров Польши вправе наделить руководителей (начальников) налоговых органов правомочиями вышеназванных органов (так называемых налоговых спецорганов)[6]. В соответствии с законом определенной компетенцией налоговых органов наделены также и другие субъекты, например, директор управления финансового (казначейского) контроля, генеральный инспектор финансового контроля, председатель управления по выплатам в Государственный фонд реабилитации лиц с ограниченными возможностями, концессионный орган по эксплуатационным платам и т. п. И хотя в 2003 году система налоговых органов была обновлена, статус налоговых органов Польши по-прежнему нуждается в модернизации[7].

Пассивными субъектами налогового правоприменения в области налогового производства в налоговых органах признаются сторона этого производства, субъекты с правами стороны, а также участники производства. Заметим, что правоспособность и дееспособность по на-логовым делам определяет гражданское законодательство, если налоговое законодательство не предусматривает иное. На практике по-прежнему спорным остается определение стороны в налоговом производстве[8].

Правосудие в Республике Польша осуществляют: Верховный суд, общие, административные и военные суды (ст. 175 Конституции Республики Польша 1997 года, далее — Конституция РП).

В 2004 году в Польше введена двухинстанционная административная судебная система6, действующая в соответствии с принципом законности. В первой инстанции контроль осуществляют воеводские административные суды и Высший административный суд Польши (кассационный). В судах действует принцип состязательности: перед судом в качестве отдельных субъектов (сторон производства) выступают жалобщик, т. е. субъект, имеющий право на внесение жалобы, и налоговый орган, решение которого обжалуется. Стороны, участвовавшие в воеводском административном суде, вправе обжаловать принятое решение в Высшем административном суде Польши, если имело место нарушение материального права в силу неправильного толкования, неправильного правоприменения или нарушения норм судопроизводства, и если нарушение могло существенным образом повлиять на результат дела. Кассационную жалобу обязательно готовит адвокат. Как воеводские суды, так и Высший административный суд могут отказать в принятии жалобы или отменить решение налогового органа или (соответственно) Высшего административного суда. Решения по существу в судебно-административной практике встречаются редко.

В Польше кроме административных судов налоговые санкции правомочны применять общие и военные суды, в том числе Верховный суд. Они вправе рассматривать дела о финансовых преступлениях и нарушениях, меры наказания за которые предусмотрены в Уголовном финансовом кодексе1, принятом 10 сентября 1999 г.

 

СТАТЬЯ БОЛЬШАЯ, ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Тематика здравого смысла и абсурда в праве поднимается впервые в отечественной юриспруденции. Необходимость исследования этих категорий обусловлена кризисными тенденциями в сфере юридической практики — в правотворчестве, правореализации и правоприменении
Добавлено: 01.02.2024
В статье рассматривается значение кодификации для сферы международного частного права, исследуются отдельные факторы, влияющие на кодификацию международного частного права, в частности разрешение спорных правоотношений, осложненных иностранным элементом, и проблематика кадрового потенциала во внешнеэкономической деятельности
Добавлено: 28.12.2023
В статье раскрываются сущность, специфика и назначение принципа презумпции экологической опасности, исследуются понятия «принципа права», «принцип экологического права», «правовая презумпция», сопоставляются категории «принцип права» и «правовая презумпция»
Добавлено: 07.10.2023
Статья посвящена анализу формирования института замены уголовных наказаний иными видами юридической ответственности в российском законодательстве.
Добавлено: 28.12.2020
Институт несостоятельности (банкротства) существует не одно столетие и, несмотря на его негативные последствия его применения, как для непосредственных субъектов хозяйственных правоотношений...
Добавлено: 01.11.2020