УДК 347.79:629.12
Страницы в журнале: 61-65
Р.М. ГАСАНОВ,
кандидат юридических наук, почетный работник прокуратуры РФ, почетный адвокат России
Рассматриваются правовые механизмы обеспечения развития современных технологий создания конкурентоспособной морской техники, а также проблемы, связанные с пробелами в законодательстве и слабым межведомственным взаимодействием.
Ключевые слова: морская деятельность, судостроение, конкурентоспособность, правовое регулирование, новые технологии.
The article is dedicated to the legal mechanisms that will ensure the development of modern technologies in creation of the competitive maritime engineering, and also to the problems connected with the gaps in Legislation and weak inter-departmental cooperation.
Keywords: maritime activity, shipbuilding, competitiveness, legal regulation, new technologies.
Морская деятельность является важной составляющей жизни человечества, обеспечивая коммуникации, добычу и доставку ценных полезных ископаемых, а также возможность оказания помощи при защите жизненно важных интересов различных государств.
Понимание роли морской деятельности лежит в основе отношения к национальному судостроению ведущих морских стран мира. Продукция судостроения — инструмент осуществления морской деятельности, ее базис. Все морские страны имеют систему экономического регулирования национального судостроения и судоходства, а по существу — систему их серьезной экономической поддержки. Масштабы такой поддержки столь велики, что Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) с целью создания нормальных условий конкуренции в коммерческом судостроении приняла специальное соглашение, ограничивающее прямую финансовую поддержку национального судостроения.
На сегодняшний день соотношение стоимости «плавающего тоннажа» гражданских судов и боевых кораблей — один к одному (примерно по 1 трлн долл.). При этом тоннаж собственно ВМС примерно в 100 раз меньше при существенно больших затратах каждой единицы[1].
Важнейшим средством военно-морской мощи являются морские силы общего назначения (МСОН): атомные подводные лодки и надводные корабли. Номенклатура боевых надводных кораблей МСОН включает авианосные корабли, универсальные десантные корабли, ногоцелевые корабли океанской зоны для охранения авианосцев и самостоятельных действий (эсминцы), универсальные корабли морской зоны (фрегаты), корабли ближней зоны (корветы) и противоминные корабли.
Обостряющаяся борьба за углеводородные ресурсы возбудила интерес многих стран к Арктическому региону. США, Канада, Норвегия, Дания, Китай заявляют о своих правах на Арктику. Интерес к Арктическому региону обусловит появление новых типов кораблей. Формально это будут корабли традиционных типов. А по существу — гибриды кораблей и судов усиленного ледового плавания.
Облик создаваемых кораблей во многом определяется новыми разработками и технологиями. К настоящему времени достаточно четко оформились пять-шесть технологий, определяющих облик современного корабля. Это новые принципы снижения уровня физполей при возрастающей роли неакустических полей, технологии комплексного подхода к обеспечению живучести, использование роботизированных систем, CALS-технологии (непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла), переход к так называемым электрическим кораблям.
Однако главной и серьезно заявившей о себе тенденцией становится постепенный переход функций генератора и носителя технического прогресса в морской технике от флота военного к флоту гражданскому. По многим позициям гражданский флот уже обогнал флот военный. Не случайно некоторые гражданские классификационные общества разработали соответствующие нормативы и правила для проектирования кораблей ВМС.
Наряду с эволюционным развитием традиционных типов гражданских судов ряд принципиально новых направлений морской деятельности существенно повлиял на облик гражданской морской техники и гражданского судостроения. В первую очередь следует назвать охватившую большинство морских стран «лихорадку» освоения углеводородных ресурсов на шельфах морей и океанов (Северное море, Мексиканский залив, шельфы Австралии, Анголы, Вьетнама, Африки, Персидский залив и др.).
Важнейшим типом транспортного средства стали суда для перевозки сжиженного или сжатого газа (СПГ) (газовозы), основная технологическая новинка которых — грузовые отсеки-танки для хранения СПГ.
В Российской Федерации в части военно-морской деятельности за последние годы осуществлен перевод производства и вооружения на российскую научно-промышленную базу; завершено строительство головных кораблей отдельных классов и начато их серийное производство, достигнута тенденция роста количества кораблей, несущих боевую службу в различных районах Мирового океана. ВМФ России последовательно интегрируется в международную систему безопасности на море.
Однако некоторые тенденции, характеризующие современное состояние ВМФ, вызывают озабоченность. Недофинансирование, по мнению многих аналитиков, является главной причиной негативных процессов на флоте. Исследование причин возникновения этих процессов позволяет отнести к ним отсутствие приоритетов, пренебрежение новыми научными разработками, запоздалое реформирование судостроения. Результаты влияния перечисленных факторов нашли отражение в долгострое, проблемах с головными образцами, в непропорционально высокой стоимости постройки судов и кораблей.
Негативную организационную роль сыграло резкое изменение в начале 1990-х годов системы взаимодействия Минобороны России с промышленностью в части, касающейся определения перспектив формирования государственной программы вооружений (ГПВ) и государственного оборонного заказа (ГОЗ), экспертизы проектов и т. п., что в настоящее время актуализирует необходимость реформирования этой системы и ее адекватной правовой регламентации.
Современное состояние гражданского флота и судостроения характеризуется следующими основными тенденциями:
— возросло число судов под российским флагом, продолжилось обновление торгового флота, контролируемого Россией, за счет строительства крупнотоннажного танкерного флота за рубежом;
— продолжается поисковое бурение на континентальном шельфе с целью освоения морских минеральных и энергетических ресурсов, в результате чего были открыты 43 нефтяных и газовых месторождения;
— на начало сентября 2009 года в Российском международном реестре судов зарегистрировано 346 судов общей грузоподъемностью 1,4 млн т DW. Однако степень участия российского транспортного флота в общем объеме перевозок собственных внешнеторговых и транзитных грузов остается крайне низкой (в пределах 4—5%). Упущенная выгода составляет ежегодно до 6 млрд долл. на фрахт[2];
— значителен урон от «старения» флота. Между тем ситуация с постройкой новых судов и морской техники для освоения шельфа непроста. Прежде всего это новизна для нашего судостроения большей части океанотехники. Немалую роль сыграл и факт ухода из отечественного судостроения южных верфей для постройки крупнотоннажной техники.
Россия существенно отстает от мировых лидеров судостроения по общему уровню технологии и организации работ. В результате удельная трудоемкость производства в отрасли в 3—5 раз выше, а продолжительность постройки судов — в 2—2,5 раза больше.
Весьма остро стоит проблема кадров: научных, инженерно-технических, рабочих.
В целях повышения конкурентоспособности отечественного судостроения разработана, одобрена и утверждена Правительством РФ Стратегия развития судостроительной промышленно-
сти на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу (утв. приказом Минпромэнерго России от 06.09.2007 № 354; далее — Стратегия). Основная цель Стратегии — создание нового конкурентоспособного облика отрасли на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы.
Основные ниши рынка судостроения обозначены ГПВ и стратегиями развития отраслей экономики, которые являются потребителями продукции судостроения, а также в значительной мере потребностями нефтегазового сектора.
Создание научно-технического потенциала для обеспечения ВМФ конкурентоспособной морской техникой нового поколения предусмотрено Федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие гражданской морской техники» на 2009—2016 годы, принятой постановлением Правительства РФ от 21.12.2008 № 103. Главным вектором ФЦП становится обеспечение создания морской техники для освоения шельфа.
Основными целевыми показателями (индикаторами) Стратегии являются безусловное обеспечение государственных нужд ВМФ и других силовых структур, максимально возможное создание океанотехники для освоения шельфа, достижение Россией на мировом рынке военного кораблестроения уровня 15—20% и экспорта гражданской продукции — до 2% от мировых продаж. Это создаст предпосылки для преодоления ситуации, в которой Россия стала аутсайдером на море и которая является угрозой не только для собственно морской деятельности, но и для будущего страны, для интересов обороны и безопасности России.
Судостроительная промышленность, обладая, как одна из важнейших отраслей народного хозяйства, высоким научно-техническим и производственным потенциалом, оказывает влияние на многие другие смежные отрасли и на экономику страны в целом, а также на ее обороноспособность и политическое положение в мире.
До 1990 года отечественное судостроение занимало одно из лидирующих положений в мире. Оно обеспечивало треть мирового военного кораблестроения, а Россия входила в десятку наиболее развитых стран по линии гражданского судостроения.
К началу XXI века отечественное судостроение утратило свои ведущие позиции. Анализ основных показателей его экономического и технического уровня в сравнении с аналогичными показателями передовых судостроительных компаний других стран дает основания утверждать, что российское судостроение уже более 15 лет находится в системном кризисе.
Правительство РФ, осознавая сложность положения, принимает адекватные меры. Так, в настоящее время действует несколько федеральных целевых программ, обеспечивающих развитие судостроительной отрасли. Выше упоминалась, например, ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009—2016 годы. Другая программа, о которой также следует упомянуть, это ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009—2013 годах» (утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 606). Важное место в государственной поддержке развития судостроения занимает ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 № 84).
Помимо ФЦП, значительный импульс развитию отечественного судостроения придадут, вероятно, и программы ОАО «Газпром» и ОАО «Нефтяная компания “Роснефть”», а также ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), объединяющая судостроительные предприятия, которые производят около 60% общего объема производства судостроительной отрасли. Чтобы средства, выделяемые из различных источников для обеспечения заказами отечественного судостроительного комплекса, использовались эффективно, в ОСК ведутся работы по следующим приоритетным направлениям:
— реализация ГПВ и обеспечение необходимого уровня обороноспособности страны;
— создание конкурентоспособной отрасли в сфере гражданского судостроения и возвращение ее на мировой рынок коммерческого судостроения;
— проведение институциональных преобразований в отрасли, реструктуризация и реформирование предприятий ОСК в целях консолидации ресурсов для достижения необходимого роста объемов выпуска современных кораблей и судов[3].
При этом главной целью является преодоление существующего технологического отставания в судостроении России от уровня мирового судостроения.
Анализ результатов работы по обеспечению выполнения предприятиями ГОЗ показывает, что необходимо организовать более тесное взаимодействие заказчиков Минобороны России и исполнителей оборонного заказа, как на этапе разработки ГПВ, так и при ее ежегодной корректировке.
В части гражданского судостроения подготовлены и направлены в Министерство промышленности и торговли РФ предложения к программе производства гражданской продукции на предприятиях трех судостроительных центров: Северном, Западном и Дальневосточном. В предложениях предусматривается строительство около 700 судов на верфях ОСК, из которых более 250 судов должны быть построены по различным ведомственным программам. План строительства около 150 судов и средств морской техники был сформирован в виде отдельной программы из-за невозможности их производства в России на данном этапе по причине отсутствия соответствующей технологической базы[4].
С целью расширения рынка сбыта продукции гражданского судостроения ведутся интенсивные переговоры с потенциальными иностранными заказчиками о поставке и совместном производстве судов и объектов морской техники. Подписаны меморандумы о сотрудничестве и ведется подготовительная работа с рядом ведущих судостроительных предприятий Финляндии, Южной Кореи, Хорватии и других стран.
Для преодоления существующего технологического отставания в судостроении подготовлены предложения к проекту комплексного плана развития судостроительных предприятий ОСК и создания высокотехнологичных производств. Учитывая также то, что на существующих верфях отсутствуют необходимые возможности для создания крупнотоннажных судов (танкеров и газовозов водоизмещением более 80 тыс. т), ОСК на период 2009—2014 гг. подготовлены следующие предложения:
— создание новой современной верфи на Дальнем Востоке и модернизация ОАО «Средне-Невский судостроительный завод»;
— модернизация ОАО «ПО “Севмаш”» и создание центра технического обслуживания морской техники в Мурманске на базе 35-го СРЗ для обеспечения освоения арктического шельфа;
— модернизация ОАО «Дальневосточный завод “Звезда”» и ОАО «Северо-Восточный ремонтный центр» и создание центра технического обслуживания морской техники на базе ДВЗ «Звезда»[5].
В целях исполнения соответствующих распоряжений Правительства РФ предстоит расширение ОСК за счет судостроительных предприятий южного региона страны. Для обеспечения повышения конкурентоспособности отечественного судостроения предполагается дальнейшая оптимизация производственных мощностей с учетом приоритетности развития ряда предприятий в интересах выполнения государственных программ обеспечения обороны, преимущественное объединение технологически однотипных предприятий и переход на современный технологический уровень в каждом из созданных региональных центров судостроения.
Одним из важных вопросов, требующих решения в рамках реформирования отрасли, является сохранение первого уровня кооперации, в том числе путем включения в состав ОСК в качестве дочерних организаций интегрированных структур приборостроительного профиля.
Представляется необходимой законодательная поддержка судостроительной отрасли. Ассоциацией судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области и рядом субъектов Федерации (Санкт-Петербург, Архангельск) был представлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания условий для развития судостроительной промышленности Российской Федерации». Законопроект, в частности, предполагает снижение до нуля ставки НДС, освобождение от ввозного НДС и пошлин на импортные комплектующие и технологическое оборудование, не имеющее аналогов у нас в стране, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, выдачу квот добычи на вновь строящиеся рыбопромысловые суда и др. Замечания связаны с исключением из законодательных актов ряда основных статей (положений), сохранение которых чрезвычайно важно для создания равных конкурентных экономических и правовых условий работы отечественного судостроения. Решение сформулированных в законопроекте основных проблемных вопросов и других задач позволит обеспечить достижение целей, стоящих перед судостроительной промышленностью России.
Все ведущие морские мировые державы стремятся иметь системы вооружения, соответствующие современному уровню. Именно такое оружие позволит обеспечить превосходство в военных конфликтах. Борьба интересов в многополярном мире, острая конкуренция производителей и научно-технический прогресс приводят к активизации развития военных технологий.
Анализ создания новых образцов вооружения и военной техники (ВВТ) отчетливо показывает, что последние десятилетия прошли под влиянием стремительного прорыва в жизнь новых технологий. Основным направлением совершенствования оружия и вооружения кораблей становится комплексирование оружия и систем его управления на основе цифровых технологий, оптико-волоконных линий передачи информации в многофункциональных комплексных системах, решающих все боевые задачи, стоящие перед кораблем. Использование средств обмена информацией позволяет перспективным кораблям получать информацию любого уровня и от любого источника (например, по концепции NCW ВМС США), а следовательно, контролировать огромные пространства.
Следует отметить, что внедрение новых материалов и технологий с усложнением техники сопровождается удорожанием вооружений. Отечественная система создания вооружения должна обеспечивать не только возможность достижения мирового уровня, но и непрерывное совершенствование широкой номенклатуры ВВТ с целью опережения ведущих мировых производителей вооружения[6].
По нашему мнению, развитие новой морской техники должно основываться на органичном сочетании следующих направлений деятельности:
— мониторинг развития вооружения передовых стран, прогноз развития ситуации, формирование требований к перспективным образцам вооружения и основных направлений их развития. Это относится прежде всего к деятельности научно-исследовательских институтов Минобороны России (военных учебно-научных центров) в рамках ВУНЦ ВМФ ВМА;
— развитие базовых и критических военных технологий, обеспечивающих достижение заданных требований к перспективным образцам вооружения и их дальнейшее совершенствование. Это направление относится преимущественно к деятельности оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и реализуется как в ходе конкурентной борьбы за оборонный заказ, так и в рамках государственных программ;
— совершенствование и повышение эффективности системы заказа оборонных НИОКР. В 1990-х годах система НИОКР зачастую выполняла роль средства поддержания отдельных предприятий и, несмотря на принимаемые в последние годы меры, до настоящего времени еще не стала действенным механизмом продвижения вперед и получения конечного результата в виде новых, более эффективных образцов ВВТ;
— концентрация финансовых средств на приоритетных направлениях развития для обеспечения требуемых сроков создания ВВТ в условиях высоких темпов морального старения вооружения. В рамках данного направления целесообразно рассматривать пути привлечения внебюджетных источников финансирования;
— развитие кооперации с ведущими зарубежными производителями вооружений. Взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество позволит не только получать доступ к передовым зарубежным технологиям, но и перераспределять с зарубежными странами расходы на НИОКР, повышать серийность производств и получать другие преимущества. Сегодня ни одна страна в мире, включая США, не способна на передовом уровне разрабатывать и поддерживать в производстве всю номенклатуру ВВТ и их составных частей;
— развитие унификации вооружения и техники, сокращение типажа ВВТ, их составных частей и комплектующих. Унификация способствует сокращению затрат на НИОКР и повышению серийности, что приводит к снижению стоимости производства. По сравнению с поддержанием в производстве нескольких конкурирующих между собой образцов, представляется более приоритетным направление создания модификаций наиболее перспективного образца;
— расширение использования передовых гражданских технологий; реализация мероприятий по сокращению стоимости создания вооружения. Анализ показывает, что темп удорожания вооружения превышает уровень роста оборонных расходов государства даже в условиях устойчивого развития экономики;
— повышение серийности ВВТ. Высокосерийное производство обеспечивает не только снижение средней стоимости создания образца ВВТ, но и повышение качества и надежности техники, опыта ее эксплуатации;
— более интенсивное использование ВВТ на учениях, в ходе боевой службы; анализ эксплуатации и применения вооружения с целью использования его результатов в ходе дальнейшего ее совершенствования;
— повышение качества внутреннего обустройства помещений корабля; обеспечение экологических требований, быта личного состава в части выполнения современных норм обитания, технической эстетики, безопасности экипажа и т. п., что позволит повысить качество эксплуатации кораблей и престиж морской службы.
Разработка основных мероприятий по реализации рассмотренных актуальных направлений деятельности при создании военно-морской техники является необходимым условием получения отечественным ВМФ от ОПК России кораблей качественно нового поколения, освоение которых и их улучшение в процессе создания потребует проведения целого комплекса мероприятий, затрагивающих как флот, так и промышленность.
Анализ перспективных для российского судостроения ниш на мировом рынке судов показывает, что наиболее выгодными являются высокотехнологичные изделия. Однако для их производства судостроению необходимо вернуть прежние позиции в области применения наукоемких технологий.
Опыт работы в рыночных условиях показал, что особенностью современного этапа развития прикладной науки стала необходимость ее более глубокой интеграции с академической, а также комплексного правового обеспечения.
В настоящее время трудоемкость постройки судна в России в 2—3 раза больше, чем в Европе и Азии. Кроме того, разрыв технического процесса между КБ и верфью приводит к увеличению сроков сдачи судна в эксплуатацию и повышению затрат на его постройку. Вопрос настоящего и будущего отечественного судостроения, его реформирования является сегодня вопросом государственной важности. Решить проблему выживания российского судостроения можно, только используя комплексный подход по следующим основным направлениям.
Во-первых, необходимо принять на государственном уровне решения, направленные на поддержку смежных отраслей, — подъем судостроительного машиностроения.
Во-вторых, следует оказывать помощь предприятиям в модернизации производства, освобождении от налогового бремени, а также решать вопросы о льготном кредитовании.
В-третьих, необходимо создать Академию оборонно-промышленного комплекса — учреждение высшего профессионального образования, которое обеспечило бы подготовку и переподготовку кадров как для судостроительной отрасли, так и для предприятий смежных отраслей промышленности.
Библиография
1 См.: Пашин В.М. Морская деятельность и современность. Судостроение — базис морской деятельности. В сб. тезисов: Современные технологии создания конкурентоспособной морской и речной техники // Материалы науч. конф. 18—20 ноября 2009 г. Казань.
2 См.: Пашин В.М. Указ. раб.
3 См.: Форафонов С.Н. Основные направления стратегического развития ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». В сб. тезисов: Современные технологии создания конкурентоспособной морской и речной техники // Материалы науч. конф. 18—20 ноября 2009 г. Казань.
4 Там же.
5 См.: Форафонов С.Н. Указ. раб.
6 См.: Архипов А.В. Пути достижения передового уровня развития вооружения. В сб. тезисов: Современные технологии создания конкурентоспособной морской и речной техники // Материалы науч. конф. 18—20 ноября 2009 г. Казань.