УДК 343.121
А.Н. ДЕРЮГА,
кандидат юридических наук, доцент ДВЮИ МВД России
В статье рассматриваются нормы федерального законодательства об административной ответственности, регулирующие вопрос применения административной ответственности к несовершеннолетним. Предлагается ввести ряд дополнений и изменений в действующее законодательство об административной ответственности несовершеннолетних.
Ключевые слова: административное правонарушение, несовершеннолетние, административная ответственность.
In article are considered rates federal legislation about administrative responsibility, adjusting question of the using to administrative responsibility to minor. They are offered additions and changes to acting legislation about administrative responsibility minor.
Keywords: administrative responsibility, minor, administrative transgression.
В научной литературе представлены различные подходы к проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних, но все они сходятся в главном — в необходимости совершенствования деятельности социальных институтов защиты прав несовершеннолетних, правового механизма применения мер административного принуждения в отношении подростков и их законных представителей.
Исследуя КоАП РФ как источник предупреждения правонарушений и защиты прав несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что нормы его Общей части определяют несовершеннолетнего в качестве специального субъекта административного правонарушения. (Специальным субъектом административного правонарушения следует считать любое совершившее административное правонарушение физическое лицо, обладающее, помимо общих признаков, — дополнительными, с наличием которых закон связывает особые материально-процессуальные последствия). Так, ст. 3.9 КоАП РФ, определяя административный арест как один из видов административного наказания, устанавливает невозможность его применения в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет. Права несовершеннолетнего защищаются и в том случае, когда правонарушение совершено его родителями. Согласно ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться к женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.
При использовании этой нормы на практике могут возникнуть два вопроса: имеют ли такую «привилегию» лица мужского пола, и какое решение необходимо принять, если на момент совершения родителями административного правонарушения их детям не исполнилось 14 лет, а на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности исполнилось?
На первый вопрос ответ очевиден. При условии воспитания детей в неполной семье, вне зависимости от пола родителя, к нему нельзя применить административный арест. Кроме того, суд при вынесении решения о назначении наказания в виде административного ареста должен учитывать и материальное положение полной семьи. На наш взгляд, это важно в том случае, когда в такой семье кормильцем является только один родитель, например, в случае инвалидности другого или нахождения последнего в декретном отпуске по уходу за ребенком.
Что касается второго вопроса, ответ не столь категоричен. Так как ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ указывает на невозможность именно применения административного ареста к указанной категории граждан, то действие этой нормы связано с моментом принятия решения по делу об административном правонарушении, а не с его возбуждением и расследованием. Однако, как показывает практика, в деятельности мировых судов и судов общей юрисдикции этот законодательный нюанс не учитывается и данная норма рассматривается в пользу расширения прав граждан.
Указанное положение находит свое дальнейшее развитие в ч. 4 ст. 4.2 КоАП РФ, где среди прочих обстоятельств, смягчающих административную ответственность, устанавливается совершение административного правонарушения несовершеннолетними.
Вызывает интерес ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, которая предусматривает расширенное отношение законодателя к списку обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. На первый взгляд, имеется конфликт между этой нормой (в части слов «законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях») и пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ, которые определяют предмет ведения Российской Федерации в области установления общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их наложения. Анализ региональных законов это предположение подтвердил. Например, законы субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа не предусматривают норм, определяющих перечень дополнительных обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Однако КоАП РФ действительно дает возможность субъектам Российской Федерации устанавливать другие подобные обстоятельства, так как ограничения, указанные в пунктах 1 и 2 ст. 1.3 КоАП РФ, касаются не порядка назначения административного наказания, а лишь его применения. Таким образом, законы субъектов Российской Федерации имеют возможность устанавливать в этой сфере свои правила, не противоречащие федеральным. Так, смягчающим обстоятельством при назначении административного наказания в отношении несовершеннолетнего можно признать совершение административного правонарушения впервые или неблагополучное имущественное положение.
Анализируя нормы Особенной части КоАП РФ в части защиты прав несовершеннолетних, интерес вызывают статьи 6.10, 20.20, 20.22.
Части 1 и 2 ст. 6.10 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в употребление пива и напитков, изготавливаемых на основе спиртных или одурманивающих веществ. Проблемой применения данной нормы является определение субъекта этого правонарушения. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН) различных субъектов Российской Федерации по-разному оценивают минимальный возраст, по достижении которого наступает административная ответственность. Основанием одной точки зрения является положение ст. 2.3 КоАП РФ, устанавливающее возраст 16 лет, другой — мнение о том, что несовершеннолетний несовершеннолетнего в употребление спиртосодержащих напитков и одурманивающих веществ вовлечь не может. Научные позиции в этом вопросе также различны[1].
Указанные точки зрения имеют под собой юридическую основу. Рассматривая подробнее первую, необходимо отметить жесткую позицию ее сторонников в понимании смысла частей 1 и 2 ст. 6.10 КоАП РФ. Так как диспозиции этой нормы не содержат прямой ссылки на специальный субъект — совершеннолетнего, а также нет официального примечания к данной статье, устанавливающей это, значит, субъектом рассматриваемого правонарушения следует считать лицо, подпадающее под признаки общего субъекта. Возраст общего субъекта установлен ст. 2.3 КоАП РФ — 16 лет. Итак, важно лишь доказать факт вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртосодержащих напитков или одурманивающих веществ. В этом и заключается вопрос. Как правило, несовершеннолетние употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества в кругу своих сверстников, где все участники этого противоправного деяния приблизительно одного возраста.
Таким образом, муниципальные КДН, использующие такой подход, сталкиваются с проблемой доказывания вины той части группы несовершеннолетних, которые вовлекали в употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ другую ее часть. Учитывая высокую степень внутригрупповой нейтрализации в подростковой среде, их корпоративную солидарность, сделать это крайне трудно.
На практике можно столкнуться и с более сложными моделями противоправного деяния, когда субъектами этого правонарушения являются не один, а два и более участников. Также не исключена возможность совместных действий по «вовлечению» разновозрастных субъектов. В такой ситуации возникает необходимость определения степени участия в правонарушении каждого субъекта. Сложность вышеуказанных процессуальных действий подтверждает правоприменительная практика, которая знает лишь единичные случаи наказания несовершеннолетних за вовлечение других несовершеннолетних в употребление пива и напитков, изготавливаемых на основе спиртных или одурманивающих веществ.
Сторонники привлечения к административной ответственности только совершеннолетних доказывают свою позицию следующим. Во-первых, объектом охраны КоАП РФ является не только общественная нравственность. Употребляя спиртосодержащие напитки и одурманивающие вещества, несовершеннолетние, в первую очередь, наносят вред собственному здоровью. Впрочем, общественная нравственность по смыслу части 1 и 2 ст. 6.10 КоАП РФ скорее связана с нравственным развитием самих подростков, т. е. касается опять же личных интересов, а не окружающих. В противном случае, это объект охраны статей 20.20—20.22 КоАП РФ.
Иначе возникает юридический парадокс, допускается возможность применения наказания за нарушение прав самого нарушителя.
Таким образом, диспозиции частей 1 и 2 ст. 6.10 КоАП РФ ориентированы прежде всего на защиту прав несовершеннолетних от безнравственного и вредного их здоровью поведения совершеннолетних лиц.
Во-вторых, лицо, не достигшее полного совершеннолетия, не считается полностью дееспособным, а значит, и деликтоспособным. Наличие таких понятий, как частичная и ограниченная дееспособность, связано прежде всего с возрастом субъекта и определяет недостаточную готовность его обладателя оценивать свои действия и руководить ими. Возможность осознания противоправного характера деяния и предвидения наступления общественно вредных последствий — это результат работы созревшего разума. Поэтому наличие в действиях подростка признаков «вовлечения» еще не доказывает присутствие вины. Зачастую это способ самовыражения, стремление подражать и казаться более взрослым среди своих сверстников.
Указанные выше доводы подтверждаются решениями судебных органов. Так, на основании Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2005 года (утв. По-
становлением Президиума ВС РФ от 01 марта 2006 г.) на вопрос, подлежит ли привлечению к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 6.10 КоАП РФ несовершеннолетнее лицо в возрасте 17 лет, был дан следующий ответ. «Согласно части 1 статьи 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных
напитков или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
По смыслу этой нормы привлечению к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ подлежит совершеннолетнее лицо.
Несовершеннолетнее лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, содержащегося в статье 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[2].
Проблему единообразного толкования субъекта рассматриваемого правонарушения, на наш взгляд, можно решить двумя способами. Первый способ — добавить к существующему примечанию ст. 6.10 КоАП РФ еще одно предложение следующего содержания: «Субъектами правонарушения в частях 1 и 2 настоящей статьи являются лица, достигшие полного совершеннолетия». Второй способ требует изменения содержания указанных частей ст. 6.10 КоАП РФ, в которые, не меняя основного содержания, в конце должны быть добавлены слова: «лицами, достигшими полного совершеннолетия».
Другой, не менее серьезной проблемой, с которой сталкиваются не только КДН, но и инспекции по делам несовершеннолетних ОВД, является предупреждение употребления спиртосодержащих напитков, а также появление несовершеннолетних в состоянии опьянения в общественных местах. Речь идет о Федеральном законе от 07.03.2005 № 11-ФЗ «Об ограничении розничной продажи и употреблении (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее — Закон № 11-ФЗ), а также соответствующем правозащитном механизме КоАП РФ.
Статья 3 Закона № 11-ФЗ не допускает потребление (распитие) несовершеннолетними пива и напитков, изготовляемых на его основе, в любых общественных местах. Ответственность за подобные действия устанавливается ст. 20.22 КоАП РФ и несут ее родители или иные законные представители несовершеннолетних. Однако диспозиция данной нормы уточняет предельный возраст несовершеннолетнего (до 16 лет), действия которого подпадают под признаки «распития» в любых общественных местах. Ответственность за распитие пива и напитков, изготовляемых на их основе, в общественных местах несовершеннолетними 16 лет и старше определяется ст. 20.20 КоАП РФ.
Но проблема заключается в том, что ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ устанавливает запрет на употребление пива и напитков, изготовленных на его основе, только в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Таким образом, другие общественные места, к которым можно отнести дворовые площадки, подъезды многоквартирных домов, их задние дворы, скамейки, лавочки и иные места, расположенные вдоль тротуаров и дорог, остались без соответствующей охраны.
Отсутствие в диспозиции ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ прямого запрета на употребление несовершеннолетними от 16 до 18 лет пива и напитков, изготавливаемых на его основе, во всех общественных местах делает ч. 1 ст. 3 Закона № 11-ФЗ фактически декларативной.
Эта правовая нестыковка существенно осложняет правоприменительную практику. Ситуация, когда несовершеннолетние употребляют пиво и другие слабоалкогольные напитки в группе, является типичной. Должностным лицам правоохранительных органов необходимо определить возраст каждого участника правонарушения, выявив среди них только тех, кто не достиг 16-летнего возраста. Таким образом, остальные участники распития в зависимости от практики применения ч. 1 ст. 6.10 КоАП РФ привлекаются лишь к административной ответственности за вовлечение в распитие или не привлекаются к ответственности вовсе.
На практике сотрудники правоохранительных органов, в частности участковые уполномоченные или инспекторы по делам несовершеннолетних ОВД, обязаны в любом случае
задержать всех участников распития, вне зависимости от возраста и наличия основания привлечения их к административной ответственности, за вовлечение (ст. 6.10 КоАП РФ) или за распитие (статьи 20.20—20.22 КоАП РФ), но при этом установить их возраст и долю участия в данном противоправном действии, составить соответствующие протоколы об административных правонарушениях. Если среди участников распития оказались несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет, не подпадающие под административную ответственность, то сотрудники ОВД должны подготовить информацию о противоправном поведении указанных лиц (на основании ч. 1 ст. 3 Закона № 11-ФЗ) и информировать районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в целях принятия последними мер профилактического воздействия. На основании п. «д» ст. 17 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв. указом Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г.) на комиссии возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних, совершивших иные антиобщественные поступки, итогом которых может стать вынесение предупреждения.
К сожалению, такое состояние несовершеннолетнего, при котором он, с одной стороны, нарушил закон, а с другой — не подпадает под административную ответственность, не позволяет полноценно использовать механизм задержания на основании ст. 27. 3 КоАП РФ. Поэтому все процессуальные действия производятся в как можно более короткий срок. На наш взгляд, участковые уполномоченные или инспекторы по делам несовершеннолетних обязаны передать таких подростков их законным представителям.
Однако для этого требуется еще более бдительный контроль над дальнейшим поведением подростков, что на практике обеспечить трудно.
Таким образом, выход из этой ситуации видится в нескольких вариантах изменения законодательства.
Самый простой способ связан с изменением содержания ч. 1 ст. 3 Закона № 11-ФЗ, где необходимо после слова «несовершеннолетними» добавить слова «в возрасте до шестнадцати лет». Однако такая либерализация закона к потреблению несовершеннолетними пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в общественных местах порождает те же изменения в ч. 4 ст. 2 Закона № 11-ФЗ, снимая запрет на продажу слабоалкогольных напитков лицам 16 лет и старше. Более того, ст. 6.10 КоАП РФ также потребует своего изменения, связанного с ограничением возраста, породит безнаказанность совместного употребления слабоалкогольных напитков взрослыми и несовершеннолетними старше 16 лет. Поэтому такие изменения законодательства принять нельзя.
На наш взгляд, более эффективным является изменение диспозиции ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, где после слов «спортивных сооружений» следует добавить: «а несовершеннолетними шестнадцати лет и старше — в любых общественных местах».
Однако наиболее интересный вариант — возможность дополнения ст. 20.22 КоАП РФ, так как указанная статья специально ориентирована на защиту здоровья и нравственного воспитания несовершеннолетних. Целесообразно создать в ее структуре две части. Таким образом, ст. 20.22 КоАП может выглядеть следующим образом:
1. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах — влекут наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда».
2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет, — влекут наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
На наш взгляд, учет мнения о том, как применять положения общих норм КоАП РФ, изменения норм его Особенной части, будет служить более эффективной профилактике правонарушений в сфере нравственного воспитания и защиты здоровья несовершеннолетних.
Библиография
1 См.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. — М., 2002. С. 173; Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. — М., 2002. С. 263.
2 Бюллетень ВС РФ. 2006. № 5.