Статья

Проблемы реализации конституционного права на жилище детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 

Раскрываются проблемы реализации конституционного права на жилище такой категорией граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

УДК 347.639

Страницы в журнале: 90-93 

 

Н.В. Колесникова, 

аспирант Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, руководитель юридического агентства «Консенсус» Россия, Орел rosarko@yandex.ru

 

Раскрываются проблемы реализации конституционного права на жилище такой категорией граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Автор анализирует  проблемы закрепления специализированного жилья и сохранения закрепленного жилья в пригодном для проживания состоянии, а также ответственности органов исполнительной власти, на которые возложены соответствующие обязанности в области реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилище.

Ключевые слова: конституционноe право на жилище, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, специализированное жилое помещение, порядок закрепления жилья.

 

В  современном российском обществе большое значение придается вопросу приобретения недвижимого имущества, прежде всего жилья. Сегодня много говорится о необходимости обеспечения жильем граждан различных категорий. Нам хотелось бы остановиться на проблеме обеспечения жильем такой категории населения, как дети. Речь пойдет о реализации конституционного права на жилище детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.  При этом важную роль, на наш взгляд, в данных правоотношениях играет оказание правовой поддержки и помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, со стороны адвокатуры и профессиональных квалифицированных юристов, практикующих в сфере защиты прав детей, при взаимодействии с органами исполнительной власти.

Статья 40 Конституции РФ 1993 года устанавливает, что «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Гарантии прав на имущество и жилое помещение определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон № 159-ФЗ). В соответствии со ст. 3 данного Закона, законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Общественные отношения, связанные с обеспечением органами исполнительной власти жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации нашли свое закрепление на законодательном уровне. В частности, с одной стороны, приняты законы, регулирующие вопросы о дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в Кировской области принят Закон Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию». С другой стороны, приняты отдельные законы и иные подзаконные акты, регулирующие вопросы обеспечения органами исполнительной власти жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К примеру, в Белгородской  области принят Закон Белгородской области от 25.01.2007 № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области», в Орловской области — Закон Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон Орловской области).

Закон № 159-ФЗ предусматривает обязанность органов исполнительной власти обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью. При этом в данном законе не конкретизируются формы обеспечения жилой площадью.

По результатам анализа федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации можно выделить следующие формы обеспечения жилой площадью: предоставление жилья на основании договора социального найма и предоставление субсидии на приобретение либо строительство жилья.  Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации 2004 года (далее — ЖК РФ) отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В ст. 57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по договорам социального найма. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривается исключение из общего правила в отношении категорий лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Именно к данной категории относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Однако на практике возникают сложности с определением места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года  местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Постоянное либо преимущественное проживание является оценочным понятием и характеризует срок нахождения лица в определенном месте, образ поведения в данном месте. Достаточно часто на практике возникает вопрос — на территории какой области или района ребенок сможет реализовать свое право на получение жилой площади. В связи с этим целесообразно законодательно установить, каким образом будет определяться место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве примера обратимся к ч. 3 ст. 3 Закона Орловской области. В данном случае необходимо отметить, что Закон Орловской области в редакции от 05.09.2012 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2013, претерпел ряд существенных изменений. Законодатель на уровне субъекта Российской Федерации ушел от понятия «договор социального найма» применительно к обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посчитав целесообразным применить такое понятие, как «договор найма специализированного жилого помещения». Кроме того, специализированное жилое помещение предоставляется детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения родителей,  не в черте соответствующего населенного пункта, как это устанавливалось ранее, а по месту постановки их на учет. На наш взгляд, такие изменения должны иметь положительное практическое значение.

Вместе с тем практикующие юристы и адвокаты  достаточно часто сталкиваются с серьезными нарушениями норм действующего законодательства со стороны органов исполнительной власти относительно порядка выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановки их на  учет, вынесения решения о предоставлении жилья таким детям и непосредственно обеспечения данной категории детей жильем. Более того, серьезную озабоченность сегодня  вызывает и порядок закрепления жилья за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, равно как и сохранность такого жилья в пригодном для проживания состоянии. Нерешенным

остается вопрос об ответственности органов исполнительной власти, на которые возложены выше обозначенные обязанности, за их невыполнение.  На практике приходится сталкиваться с такими весьма неприятными ситуациями, когда дети-сироты вынуждены добиваться своего права либо на закрепленное жилье, либо на обеспечение в установленном законом порядке жильем из специализированного жилищного фонда в судебном порядке. Фактически детям указанной категории приходится судиться с теми органами исполнительной власти, которые в силу закона должны выступать в их интересах и на которые возложена обязанность по содействию детям в реализации их права на жилище, гарантированного Конституцией РФ.

Внеочередное предоставление жилья не должно предполагать включение лица в какую-либо очередь. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, имеющие в соответствии с положениями ЖК РФ право на его внеочередное получение, должны быть обеспечены жильем незамедлительно по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

 

Таким образом, действующее законодательство, регулирующее вопросы предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации требует дополнительной проработки и совершенствования.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Исследование направлено на решение задач выявления пробелов и противоречий в нормах о правосубъектности несовершеннолетних, а также определения возможных путей нейтрализации этих дефектов права.
Добавлено: 02.07.2023
В статье анализируются некоторые спорные аспекты установления родственных отношений между родителями и детьми. Автор исследует исторические особенности признания родственных отношений в России, а также современные проблемы кровного и социального родства.
Добавлено: 04.12.2022
Статья посвящена анализу существующих международных правовых договоров по защите прав детей на предмет наличия в них норм, касающихся защиты прав детей в цифровом пространстве.
Добавлено: 05.11.2022
Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Добавлено: 30.08.2022
В статье акцентируется внимание на актуальных для Российской Федерации проблемах защиты прав, свобод и законных интересов детей, подчеркивается важность всех составляющих правового статуса ребенка для его полноценного существования и развития.
Добавлено: 04.05.2022