УДК 346.6:336.71
Страницы в журнале: 82-86
И.В. Макеров,
главный специалист отдела правового обеспечения администрации г. Белгорода, аспирант кафедры трудового и предпринимательского права Белгородского государственного национального исследовательского университета Россия, Белгород bb55n@yandex.ru
Анализируются документы, определяющие направление развития банковского и страхового секторов, и в частности положения, которые указывают на необходимость развития долгосрочной банковской кредитной и страховой деятельности с целью эффективного функционирования экономики. Исследуются положения действующего российского законодательства, регулирующего банковскую и страховую деятельность, в целях выявления правовых условий, способствующих развитию долгосрочной банковской и страховой деятельности. Автор приходит к выводу о том, что правовая основа банковского сектора и страхового сектора в настоящее время не содержит условий, способствующих развитию долгосрочной деятельности.
Ключевые слова: банковское кредитование, страхование, налогообложение.
В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации [4] говорится о том, что центральное место в ней занимают положения, «предусматривающие для развития и эффективного функционирования экономики дальнейшее детальное развитие гражданского законодательства путем восполнения обнаружившихся в нем пробелов, превращения в общие нормы (генерализации) ряда имеющихся частных правил, пополнения законодательства новыми институтами, уточнения норм, допускающих неоднозначное толкование».
В современных рыночных условиях потребность в банковском кредите и страховой защите банковской деятельности, связанной с кредитованием, ничуть не уменьшилась, а только возросла, так как для развития экономики нужны ресурсы, которых, как правило, не хватает. В докладе Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук от 05.06.2013 «Новая экономическая политика. Политика экономического роста» говорится, что в ближайшие годы стране необходимо будет решать острые проблемы, связанные с многолетним недофинансированием как производственной, так и социальной инфраструктуры [5]. Потребность в инвестиционных ресурсах выявила проблему в законодательстве, связанную с регулированием долгосрочной банковской кредитной и страховой деятельности.
На государственном уровне, в ряде постановлений Правительства РФ и Центрального банка РФ, неоднократно обращалось внимание на необходимость повышения роли банковского и страхового секторов, а также важность осуществления кредитной и страховой деятельности на долгосрочной основе и создания для этого надлежащих правовых условий.
Так, вопросы развития банковской деятельности и ее взаимодействия со страховой были рассмотрены в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации [12]. Укрепление устойчивости банковского сектора, повышение качества осуществления функции по аккумулированию денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции — основные идеи указанной стратегии. Но в ней также указывалось на то, что одним из существенных факторов, сдерживающих кредитную активность, по оценкам самих банков, является высокий кредитный риск. В связи с этим в Стратегии обращалось внимание на необходимость укрепления института залога как способа обеспечения обязательств по возврату долгов по банковским кредитам. Страхование банковской деятельности также должно было способствовать снижению этих рисков.
Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2002 № 1361-р была одобрена Концепция развития страхования в Российской Федерации (далее — Концепция № 1361-р) [8], в которой говорилось, что страхование является важнейшим инструментом формирования долгосрочных, наиболее важных для российской экономики внутренних инвестиционных ресурсов.
О важности развития экономики и долгосрочных приоритетах развития банковского и страхового секторов, необходимости инвестирования средств в основной капитал также говорится в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Концепция № 1662-р) [7]. В документе отмечалось, что одним из целевых ориентиров долгосрочных приоритетов банковского сектора является повышение его вклада в финансирование инвестиций в основной капитал и усиление долгосрочной составляющей в банковском кредитовании.
Приоритетом страхового сектора в Концепции № 1662-р является стимулирование развития страхового рынка с одновременным совершенствованием требований к инвестированию страховых резервов.
В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года [11] говорится, что развитие банковского сектора до настоящего времени шло преимущественно в рамках экстенсивной модели, в основе которой лежала ориентация банков на краткосрочные результаты деятельности. Стала очевидной необходимость более решительного перехода к модели развития банковского сектора, характеризующейся приоритетом качественных показателей деятельности и ориентацией на долгосрочную эффективность, что соответствует духу Концепции № 1662-р и отвечает долгосрочным приоритетам развития экономики. В связи с этим в указанной стратегии говорится о необходимости создания правовых и иных условий для формирования высокоразвитого и конкурентоспособного банковского сектора, отвечающего интересам российской экономики.
Другим документом, указывающим на необходимость повышения роли страхового рынка в экономике страны, является Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года [14]. В ней отмечается, что одним из факторов, сдерживающих развитие страховой отрасли, является крайне низкий спрос на страховые услуги. Исходя из этого, Стратегия ставит цель превращения страховой отрасли в значимый сектор экономики России. Страхование должно обеспечить привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны.
Все вышеперечисленные документы были составлены в разное время на основе анализа состояния экономики и законодательной базы и степени участия банковского и страхового секторов в ее развитии. Во всех этих документах указывается, что роль банковской и страховой деятельности в развитии экономики должна быть более значительной. Состояние реального сектора экономики требует долгосрочного вложения средств в основной капитал и осуществления страховой деятельности на долгосрочной основе. С тех пор ситуация не изменилась. В докладе Ассоциации российских банков 2015 года говорится о том, что зачастую банкам выгодней и спокойней кредитовать торгово-сервисные компании (причем на краткие сроки), чем промышленные, строительные и сельскохозяйственные предприятия [1]. Из этого следует, что кредитные организации, как и прежде, в основном стараются выдавать краткосрочные кредиты, вкладывать свои средства на более длительный срок у них нет заинтересованности.
В связи с этим возникает вопрос: почему банковский и страховой секторы осуществляют свою деятельность в основном на краткосрочной основе? Для ответа на него необходимо рассмотреть действующее законодательство в части урегулирования сроков в банковской и страховой деятельности.
В п. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [6] (далее — Закон № 395-1) говорится, что к банковским операциям относится в том числе размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Статья 30 этого же закона указывает на то, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, а также на то, что в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг, сроки их выполнения. При этом процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения устанавливаются кредитной организацией по согласованию с клиентами (ст. 29). В ст. 819 Гражданского кодекса РФ дано определение кредитного договора: «По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее». При этом, как указано в ст. 821 ГК РФ, кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного договором кредита при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная сумма не будет возращена в срок. В п. 1 ст. 425 ГК РФ о сроке действия договора говорится: «Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения».
Из вышеизложенного следует, что банки сами определяют, с кем заключать договор, кому предоставлять или не предоставлять кредит, по какой процентной ставке и на какой срок. То есть кредитная организация исходит прежде всего из своих интересов, организует свою работу для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности. В Законе № 395-1 границы сроков кредитования не установлены, их устанавливает сам кредитор, определив заранее, на каких условиях и на каком временном интервале он получит максимальную выгоду.
Также законодательством не определено различие в кредитовании на краткосрочной и долгосрочной основе.
В законодательстве, регулирующем страховую деятельность, есть ряд статей, прямо или косвенно связанных со временем. Сроки страхования имеют большое значение для успешной деятельности. Точно выбранные интервалы времени страхования способствуют снижению финансовых потерь, повышению эффективности страховой деятельности как для страхователя, так и для страховщика.
В п. 3 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела Российской Федерации» [13] (далее — Закон № 4015-1) говорится, что добровольное страхование осуществляется на основе договора страхования и правил страхования, в которых должно содержаться положение о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования. Начало действия договора страхования определено ст. 957 ГК РФ, в которой сказано: «Договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса». То есть точкой отсчета действия договора страхования считается получение первого необходимого размера денежных средств или страхового тарифа. В п. 2 ст. 11 Закона № 4015-1 страховой тариф определятся как ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Конкретный размер страхового тарифа определятся договором добровольного страхования по соглашению сторон. В пп. 4 п. 1 ст. 942 ГК РФ говорится, что при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о сроке действия договора. Этим подчеркивается, что время начала и окончания страховой защиты должно быть зафиксировано в договоре страхования.
На основании ст. 958 ГК РФ договор страхования может быть прекращен досрочно, если после вступления его в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось. Данная формулировка положения ст. 958 ГК РФ говорит о том, что необходимость в страховой защите может отпасть раньше установленного договором срока. Кроме того, в нормативной базе, регулирующей страховую деятельность, не устанавливаются различия, зависящие от времени страхования, а время действия страховой защиты, ее длительность определяет сам страховщик.
Далее необходимо рассмотреть принципы налогообложения банковской и страховой деятельности, так как налоги существенно влияют на ресурсную базу организаций.
Налогообложение банковской и страховой деятельности осуществляется на основе Налогового кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. На основании п. 1 ст. 247 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Порядок определения доходов и их классификация даются в ст. 248 НК РФ. В пп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ говорится, что к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации). И в пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ дано определение внереализационных доходов, которые являются доходами, из которых исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Далее говорится, что доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. Для всех организаций п. 1 ст. 284 НК РФ устанавливает общую налоговую ставку в размере 20%, из которых сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом налоговая ставка для отдельных категорий налогоплательщиков в бюджеты субъектов Российской Федерации может быть понижена, но при этом налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.
Статья 290 НК РФ уточняет, что является доходом банков. В пп. 1 п. 2 ст. 290 НК РФ говорится, что к доходам банков относится, в частности, доход от осуществления банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов. Проценты, полученные банком за выданный кредит, согласно пп. 6 ст. 250 НК РФ, признаются внереализационным доходом.
В пп. 1 п. 2 ст. 293 НК РФ говорится, что к доходам страховых организаций относятся доходы от осуществления страховой деятельности, страховые премии (взносы) по договорам страхования.
Рассмотрев основные моменты налогообложения банковской и страховой деятельности, видим, что в НК РФ не предусмотрено уменьшение или увеличение налоговых ставок для деятельности на краткосрочной или долгосрочной основе. Между тем «практика показывает, что чем дольше время операции, тем выше оказывается риск» [2, c. 13, 17]: предоставление крупного кредита на длительный срок сопряжено с высокой степенью риска его невозврата [3, с. 105].
Вложение денежных ресурсов на длительный период предполагает дополнительные издержки и риски, количество которых со временем суммируется. Отсюда и происходит развитие тех направлений банковской и страховой деятельности, которые после налогообложения дают большую прибыль с меньшими рисками. Это и способствует преобладанию краткосрочной деятельности над долгосрочной.
Сегодня у российской экономики существует большая потребность в долгосрочных банковских кредитах, так как для роста экономики необходимы вложения в основной капитал, а для этого нужны ресурсы на длительное время. Но развитие деятельности банковского сектора на долгосрочной основе сдерживается отсутствием законодательства, определяющего долгосрочность банковской деятельности, и рисками, которые могут появиться в долгосрочной перспективе и привести к финансовым потерям. В этих условиях возрастает роль залога как средства обеспечения банковского кредита, при реализации которого кредитору предоставляется возможность возврата выданных средств. Сохранность же самого залога при длительном кредитовании становится важным моментом, который требует дополнительного внимания всех заинтересованных сторон. В такой ситуации страхование залога на случай его уничтожения становится действенным механизмом компенсации возможных потерь. В пп. 1 п. 3 главы 6 положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» [9] говорится, что наличие (отсутствие) договора страхования предмета залога, принятого в качестве обеспечения ссуды, может рассматриваться как дополнительный фактор при оценке качества обеспечения по ссуде. Высокая оценка качества обеспечения по ссуде позволяет банкам уменьшать объем формирования резервов на возможные потери по ссудам и дополнительно использовать высвободившиеся средства в кредитной деятельности. Это взаимовыгодное сотрудничество банковского сектора и страхового, тем более на долгосрочной основе, снижает финансовые потери банков и расширяет их возможности по предоставлению долгосрочных кредитов, так необходимых для экономического роста.
Для удовлетворения существующей потребности реального сектора экономики в денежных ресурсах и инвестирования их в основной капитал с целью создания новых и обновлеия имеющихся основных фондов необходимо долгосрочное банковское кредитование и связанное с ним долгосрочное страхование. Правовая база банковского и страхового секторов в настоящее время не содержит условий, способствующих развитию долгосрочной деятельности. В этой связи необходимость совершенствования нормативной основы, регулирующей банковскую кредитную и страховую деятельность на долгосрочной основе, становится особенно острой.
Список литературы
1. Антикризисная тактика и стратегия: взаимодействие банков и регуляторов: докл. к XXVI съезду Ассоциации российских банков. URL: http:// arb.ru/b2b/discussion/godovoy_doklad_arb_2015-9903377/?sphrase_id=123361 (дата обращения: 10.11.2015).
2. Банковские риски / под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина и д-ра экон. наук, проф. Н.И. Валенцевой. 2-е изд., стер. М., 2008.
3. Брагин Н.И., Колмыкова Т.С., Щербаков А.П. Структурно-инвестиционные преобразования в экономике. М., 2008.
4. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации: одобр. решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Новая экономическая политика. Политика экономического роста: докл. Ин-та народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук от 05.06.2013. URL: http://so-l.ru/news/plist/ show/398029 (дата обращения: 10.11.2015).
6. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 13.07.2015) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. О Концепции развития страхования в Российской Федерации: распоряжение Правитель ства РФ от 25.09.2002 № 1361-р // Собрание законодательства РФ. 2002. № 39. Ст. 3852.
9. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности: положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П (ред. от 01.09.2015) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации: указ Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 (ред. от 29.07.2014) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года: заявл. Правительства РФ № 1472п-П13 и Банка России № 01-001/1280 от 05.04.2011 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
12. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации: заявл. Правительства РФ, Банка России от 30.12.2001 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13. Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 13.07.2015) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
14. Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293-р // Собрание законодательства РФ. 2013. № 31. Ст. 4255.