УДК 343.81
Страницы в журнале: 121-125
В.Д. ИСМАИЛОВ,
соискатель ученой степени кандидата наук Чеченского государственного университета, судья Верховного Суда Чеченской Республики e-mail: allmg@mail.ru
Исследуются проблемы систематизации института исправления осужденных к лишению свободы; формулируются базовые положения концепции системы исправления осужденных к лишению свободы.
Ключевые слова: проблема, система, концепция, метод, систематизация, исправление.
The problems of systematization institute for correcting sentenced to imprisonment
Ismailov V.
The problems of systematic corrections institution of persons sentenced to imprisonment, formulated the basic concepts of system fixes sentenced to imprisonment.
Keywords: problem, system, concept, method, organize, fix.
Систематизация направлений деятельности института исправления осужденных к лишению свободы, регулируемых действующим законодательством, — это работа по приведению их в единую, согласованную cтруктуру. Прежде чем приступить к исследованию данного процесса, следует определить метод систематизации.
В последние годы у исследователей системы исправления осужденных к лишению свободы приобретает популярность концептуальный метод систематизации. Исходя из того что концепция (от лат. conceptio — понимание) — это определенный способ понимания, трактовки процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип[1], авторы пытаются концептуальным путем систематизировать выделенные элементы, входящие в структуру системы исправления осужденных к лишению свободы. К примеру, В.И. Белослудцев представил концептуальную модель системы исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы в виде следующих составляющих:
— цель исправления осужденных, «которая конкретизируется в системе задач, стоящих перед субъектом и объектом педагогического процесса, организуемого в местах лишения свободы»;
— «объект исправления — выявление степени социально-нравственной запущенности и глубины моральной деформации личности осужденного»;
— «процесс исправления, эффективность которого зависит от знания субъектом исправительного воздействия закономерностей функционирования управляемого объекта, результативности управляющих воздействий, контроля и коррекции поведения управляемого объекта, осознания целевой функции управления и критериев оценки эффективности ее достижения»;
— «результаты исправления — оценка степени исправления осужденного и закрепление результатов исправления (постпенитенциарный аспект, предполагающий социальную адаптацию лиц, освобожденных от отбывания уголовного наказания)»[2].
В.И. Белослудцев, беря за основу концепцию общей теории систем, где системообразующим фактором выступает целевая направленность, пытается применить элементы (компоненты) системы исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы через промежуточные механизмы. Но цель вступает в противоречие с результатом, снижая при этом эффективность системного подхода.
А.Ю. Агахаджиев называет свой метод систематизации методологической формой концептуального решения. Рассматривая систематизацию в рамках предмета своего исследования, т. е. как интеграцию общественного воздействия в систему исправления осужденных к лишению свободы, автор моделирует данный процесс следующим образом. Объединяя все составляющие общественного воздействия как элемента (компонента) системы исправления осужденных общей целью — исправлением, А.Ю. Агахаджиев посредством концептуального решения ее реализации подчиняет данный элемент фокусированному полезному результату системы исправления осужденных — формированию у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированию правопослушного поведения[3].
Иначе говоря, чтобы подчинить общественное воздействие как элемент (компонент) системы исправления осужденных результату, А.Ю. Агахаджиев прежде всего объединяет все его составляющие общей целью. Поскольку общественное воздействие он представил как многоуровневую, иерархичную организационно-правовую структуру, целевая направленность, по его мнению, формируется посредством функциональной зависимости[4].
Метод систематизации А.Ю. Агахаджиева несколько нарушает принципы функциональной системы — он приводит общественное воздействие как элемент (компонент) системы исправления осужденных к результату через цель. Это замедляет процесс достижения фокусированного полезного результата, сформулированного автором в соответствии с ч. 1 ст. 9 УИК РФ, поскольку интервал между целью и результатом может быть значительным[5]. По закону функциональной системы каждый элемент (компонент) системы должен быть подчинен только фокусированному полезному результату. Именно в этом случае мы получаем тот конкретный механизм взаимодействия элементов (компонентов) системы исправления осужденных к лишению свободы, в основе которого лежит освобождение каждого элемента (компонента) системы «от избыточных степеней свободы, не нужных для получения данного конкретного результата, и, наоборот, сохранение всех тех степеней свободы, которые способствуют получению результата»[6].
Таким образом, применяя концептуальный метод систематизации, следует учитывать, что элементы (компоненты) системы исправления осужденных к лишению свободы должны быть подчинены только фокусированному полезному результату, миновав при этом любые промежуточные механизмы, в том числе и целевую направленность. Кроме того, для успешного осуществления концептуального метода систематизации необходимо согласовать создаваемую концепцию системы исправления осужденных к лишению свободы с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р)[7]. В противном случае возможные противоречия между указанными концепциями могут стать следствием ряда проблем, снижающих эффективность системного подхода к модернизации института исправления осужденных.
Учитывая изложенные обстоятельства, можно приступить к осуществлению концептуального метода систематизации. Попытаемся систематизировать установленные элементы (компоненты) исправления осужденных к лишению свободы и на этой основе создать концепцию системы исправления осужденных к лишению свободы (далее — Концепция). Причем Концепция должна восприниматься в виде методологического проекта, направленного на упорядочение взаимодействия законодательства, обеспечивающего функционирование различных направлений института исправления осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также на поиск новых форм и методов исправления осужденных.
Руководствуясь методами построения концепций, а главным образом исходя из положений функциональной системы, мы можем представить структуру Концепции. Причем следует понимать, что содержание каждого раздела Концепции носит рекомендательный характер и может конкретизироваться компетентными органами.
1. Преамбула должна отражать обоснование применения метода функциональной системы. Например: «Создание Концепции системы исправления осужденных к лишению свободы обусловлено сложившейся вокруг института исправления осужденных к лишению свободы противоречивой ситуацией, когда нормативные правовые акты, успешно обеспечивающие функционирование различных направлений института исправления осужденных к лишению свободы, в совокупности не образуют согласованной эффективной системы, способной привести к желаемому результату.
Природа этих противоречий обусловлена методологическими ошибками системного характера, поэтому различные направления системного подхода были объединены и составили метод, позволяющий привести правовую базу, обеспечивающую функционирование различных направлений института исправления осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к упорядоченному взаимодействию, — метод функциональной системы. В соответствии с данным методом, спроектированным на институт исправления осужденных, и построена Концепция системы исправления осужденных к лишению свободы».
2. Общие положения. В этом разделе дается понятие системы исправления осужденных к лишению свободы, выделяются ее элементы, излагаются принципы Концепции. То есть общие положения задают направление дальнейшего концептуального решения систематизации.
Так, «систему исправления осужденных к лишению свободы следует понимать как комплекс направлений института исправления осужденных к лишению свободы, регулируемых действующим законодательством, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия, направленного на формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
К направлениям института исправления осужденных к лишению свободы, регулируемым действующим законодательством, относятся:
— формирование карательно-исправительной среды;
— воспитательная работа с осужденными;
— психологическая работа с осужденными;
— социальная работа с осужденными;
— образовательная работа с осужденными;
— общественно полезный труд осужденных;
— профессиональная подготовка осужденных;
— участие общественности в процессе исправления осужденных.
Работа данных направлений института исправления осужденных к лишению свободы организуется и проводится на основе следующих принципов:
— незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина;
— гуманизма;
— законности;
— обеспечения приоритета общечеловеческих ценностей во всех аспектах процесса исправления осужденных;
— системности и преемственности исправительного воздействия, дифференциации и индивидуализации с учетом особенностей личности осужденных;
— конфиденциальности и адресности при оказании помощи осужденным, предусмотренной уголовно-исполнительным законодательством;
— непрерывности исправительного воздействия на всех этапах содержания в исправительном учреждении;
— научной обоснованности мер исправительного воздействия».
3. Направления института исправления осужденных к лишению свободы. Данный раздел объединяет в себе восемь подразделов, в каждом из которых определяется понятие того или иного направления института исправления осужденных к лишению свободы, исходя из их специфических особенностей и соответствующих положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, формулируются предполагаемые мероприятия. А главное — каждое направление института исправления осужденных как элемент системы исправления осужденных должно быть подчинено фокусированному полезному результату — формированию у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированию правопослушного поведения. Приведем вариант одного из подразделов.
«3.1. Формирование карательно-исправительной среды.
Карательно-исправительная среда — это условия для процесса исправления осужденных, которые содержат элементы кары, адекватные совершенному преступлению, и в то же время создают соответствующую среду для оптимального применения средств исправления.
Формирование карательно-исправительной среды — это деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и законодателя в части создания условий для процесса исправления осужденных.
Процесс формирования карательно-исправительной среды, регулируемый действующим законодательством, направлен на формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Для успешного осуществления процесса формирования карательно-исправительной среды предполагается:
— дифференциация условий содержания осужденных с целью обеспечения выполнения ими установленных правил режима содержания; создание системы изучения факторов, способствующих эксцессам со стороны осужденных, с целью выработки мер, стимулирующих правопослушное поведение, а также усиления ответственности злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания;
— создание справедливой и контролируемой системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению, влекущей изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания, совершенствование порядков участия администрации исправительных учреждений в реализации механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания с учетом поведения и личностных характеристик данной категории осужденных;
— совершенствование системы мер взыскания в отношении осужденных, нарушающих установленный порядок отбывания наказания, влекущей изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения;
— разработка комплекса мер по формированию у работников уголовно-исполнительной системы умений и навыков, позволяющих обеспечить формирование соответствующей карательно-исправительной среды;
— внедрение в процесс формирования карательно-исправительной среды достижений науки и техники;
— вовлечение в процесс формирования карательно-исправительной среды широких слоев общественности;
— дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего процесс формирования карательно-исправительной среды, а также его коррекция в части согласования с законодательством, регулирующим деятельность иных направлений института исправления осужденных».
Библиография
1 Советский энциклопедический словарь. — М., 1989. С. 624.
2 См.: Белослудцев В.И. Педагогические основы исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы: дис. ... д-ра пед. наук. — Челябинск, 2000. С. 128.
3 См.: Агахаджиев А.Ю. Оптимизация общественного воздействия на осужденных к лишению свободы: моногр. — Грозный, 2010. С. 147.
4 Там же. С. 148—149.
5 См.: Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975. С. 37.
6 Там же. С. 34.
7 URL: http://www.rg.ru/2011/03/08/penitenciariya-site-dok.html