Статья

Проблемы становления и развития правовых основ идеологии ЕврАзЭС и пути их решения

Проанализированы проблемы становления и развития правовых основ идеологии ЕврАзЭС. Определены несколько подходов к формированию путей становления данной идеологии.

 УДК 341.217

Страницы в журнале: 135-141 

 

М.Л. Воронкова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Поволжского института управления им. П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, Саратов marina.voronckowa2012@yandex.ru

 

Проанализированы проблемы становления и развития правовых основ идеологии ЕврАзЭС. Определены несколько подходов к формированию путей становления данной идеологии. Автором предложены принципы идеологии ЕврАзЭС, основные направления ее развития, рассматриваются основные проблемы, с которыми могут столкнуться государства в процессе ее закрепления.

Ключевые слова: идеология ЕврАзЭС, основные принципы идеологии, основные элементы идеологии, проблемы становления и развития идеологии ЕврАзЭС, правовые основы идеологии ЕврАзЭС.

 

Евразийское экономическое сообщество (далее — ЕврАзЭС) было образовано сравнительно недавно — в 2000 году. Оно создано в условиях начинающегося мирового кризиса, который сегодня затронул все страны мира, заставил задуматься о тенденциях развития существующих развитых цивилизаций, их ценностях, на которых они строят свою государственность.

Кризис — это важный толчок к тому, чтобы задуматься, есть ли будущее у человечества, которое во главу угла поставило индивидуализм, эгоизм, удовольствия, культуру потребления, а точнее — идеологию потребления. Данная идеология приобретает все новые черты. Именно она направила технический прогресс против человечества, ведет к все большему контрасту между бедными и богатыми странами, ставит под угрозу мирное сосуществование народов.

Известный российский ученый, политолог, публицист А.И. Неклесса еще в 2002 году предупреждал, что «в меняющемся контексте возникает и принципиально иной уровень угроз. Это не только борьба интеллекта, финансов, организационных принципов, технических возможностей и технологических решений, но, прежде всего, борьба мировоззрений, кодекса поведения прежней цивилизации и моральных начал новой культуры. Деградация прежней социальной среды все чаще напоминает историческую ситуацию поздней Античности — синкретизм и размывание культурных горизонтов, общее падение уровня морали и глобальное распространение идеологии общества потребления» [6, с. 45].

Таким образом, либеральные идеи во многом оказались очередной утопией. Те идеи, которые продвигались в середине прошлого века, сегодня становятся все более далекими от реальности. Теперь либеральные ценности используются как прикрытие чего-то тотального, выступают как оправдание войн, используются как средство для нарушения границ других государств, для разрушения понятия государственного суверенитета.

Анализируя кризис либеральной идеологии, многие ученые сегодня начинают искать новые идеологические основы для государственного строительства, а учитывая процессы глобализации — и для целых групп государств. Что же можно противопоставить капиталистической идеологии глобального потребления и какие страны способны реализовать новую идеологию?

На сегодняшний момент у государств ЕврАзЭС нет единой идеологии, идеи, которая могла бы объединить, скрепить этот союз и обозначить цель дальнейшего его развития. В данной работе попытаемся ответить на вопросы: нужна ли в рамках ЕврАзЭС единая идеология, возможно ли найти в рамках этих государств основу для построения общей идеологии и с какими проблемами столкнутся государства при становлении и закреплении новой идеологии?

Для начала рассмотрим понятие «идеология» и проанализируем конституции 5 стран—участниц ЕврАзЭС на предмет идеологии.

Термин «идеология» имеет древнегреческое происхождение и переводится как «учение об идеях». Философ Платон применил этот термин в своих трудах одним из первых. В его творчестве гармонично сочетаются глубокий интерес к общественным отношениям и философский идеализм. «Особое значение имеет понятие “идея”, используемое древнегреческим мыслителем и послужившее этимологическим обозначением новой области знания — “идеологии”, а впоследствии применяющееся при характеристике общественной жизни в качестве ее определенного феномена и элемента общественного сознания одновременно» [4, с. 76].

В Советском энциклопедическом словаре дается следующее определение: «идеология (от “идея” и “логия”) — система правовых, политических, нравственных, религиозных, эстетических, философских и других взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности» [7, с. 481].

Важно отличать понятие идеологии в дохристианский период и понятие идеологии, связанное с периодом Нового времени. Первое понятие связано с философскими учениями, поисками идеальной картины мира, не исключающей, а практически всегда, открыто для всех, включающей в себя потусторонний мир. Они не содержали тайных доктрин. Такого рода идеологии характерны для древних дохристианских развитых цивилизаций.

Со времен императора Константина христианство на многие столетия становится государствообразующей религией, основой развития множества государств. Народы, принимавшие христианство, не нуждались в идеологии: эта религия заменила любую идеологию.

Второе понятие идеологии во многом связано с богоборческими идеями Нового времени, атеизмом. В новом понимании термин «идеология» «был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, де Траси ввел данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права» [2, с. 333].

Если рассматривать идеологии, появившиеся после эпохи Просвещения, может показаться, что они исключают потустороннюю реальность, ограничиваются рамками этого мира, пределами человеческой жизни. Но их детальный анализ позволяет выявить несколько иные черты. Во-первых, все они пытаются стать противовесом христианству. Во-вторых, в большинстве случаев они имеют двойные стандарты и содержат тайные доктрины для избранных (рас, наций, народов, элиты). В-третьих, они обязательно содержат знания о потустороннем мире, но эти знания завуалированы и обычно представляют собой языческое мировоззрение. Таковы и современные идеологии.

Теперь необходимо рассмотреть правовые основы идеологий в странах ЕврАзЭС, особенности их закрепления на конституционном уровне.

В ст. 13 Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) закреплен принцип идеологического многообразия, который означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Таким образом, согласно Конституции РФ, в России нет и не может быть обязательной для всех государственной идеологии.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что этот принцип закреплен в гл. 1 Конституции РФ, в которую нельзя вносить поправки. Для изменения ст. 13 Конституции РФ необходимо будет принимать новую конституцию (порядок пересмотра Конституции РФ установлен гл. 9 Конституции РФ). Длительный процесс разработки и принятия нового текста конституции может привести к дестабилизации обстановки внутри нашего государства.

В Конституции Республики Беларусь 1994 года (далее — Конституция Республики Беларусь) идеологическое многообразие прослеживается в ст. 4 разд. I «Основы конституционного строя», в которой закреплено, что «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан». Раздел 1 Конституции Республики Беларусь можно изменить только путем референдума, что закреплено в ч. 2 ст. 140 этой конституции.

В Конституции Республики Казахстан 1995 года (далее — Конституция Республики Казахстан) основы идеологии государства уже заложены в ч. 2 ст. 1: «Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте». Таким образом, в Конституции Республики Казахстан уже закреплены такие важные принципы, которые, на наш взгляд, могут лечь в основу идеологии любого государства. Это такие принципы, как патриотизм, экономическое развитие на благо всего народа, общественное согласие и т.п. Вместе с тем идеологическое многообразие закреплено в ч. 1 ст. 5 Конституции Республики Казахстан: «В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий».

В Республике Таджикистан также на конституционном уровне признается политический и идеологический плюрализм. В ст. 8 Конституции Республики Таджикистан 1994 года (далее — Конституция Республики Таджикистан) закреплено: «идеология ни одной партии, общественного объединения, религиозной организации, движения или группы не может быть признана как государственная». В Конституции Республики Таджикистан специально уделено внимание запрету устанавливать государственную идеологию, такая идеология не совместима с принципом идеологического многообразия. Изменения в Конституцию Республики Таджикистан можно внести только путем всенародного референдума.

В Конституции Кыргызской Республики 2010 года (далее — Конституция Кыргызской Республики) нет статьи, устанавливающей идеологическое многообразие, но в ст. 4 закреплена многопартийность и политическое многообразие. Конституционно зафиксировано, что «в Кыргызской Республике признается политическое многообразие и многопартийность. Политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения могут создаваться гражданами на основе свободного волеизъявления и общности интересов для реализации и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, трудовых, культурных и иных интересов». Понятие «идеологическое многообразие» тесно связано с понятиями «политический плюрализм» и «политическое многообразие». Политическое многообразие возникает только при условии идеологического многообразия, хотя значение второго понятия шире первого. Из идеологического многообразия в целом вытекает свобода мысли, взглядов, убеждений не только в политической, но и других сферах общественных отношений. Но так как в конституции разрешено создавать общественные объединения в целях удовлетворения интересов в различных областях жизни, то следует заключить, что в Киргизии на конституционном уровне закреплено идеологическое многообразие. Изменения в разд. 1 Конституции Кыргызской Республики, в котором отражены многопартийность и политическое многообразие, вносятся только путем всенародного референдума (ст. 114 Конституции Кыргызской Республики).

Таким образом, в конституциях всех стран—участниц ЕврАзЭС закреплено идеологическое многообразие или политический плюрализм как основа конституционного или государственного строя. В силу особой значимости глав, в которых находятся положения об идеологическом многообразии, они изменяются в особом усложненном порядке, а в некоторых случаях требуют принятия новой конституции (Россия) или утверждения на общенародном референдуме (Белоруссия, Таджикистан, Киргизия).

Таким образом, на первый взгляд, государственной идеологии в странах ЕврАзЭС не существует. Вместе с тем, во многом конституции этих стран похожи, они отражают в себе основы демократизма, республиканскую форму правления, в них зафиксированы права и свободы граждан (личные, политические, социально-экономические) и многое другое, что позволяет сделать вывод о приоритете в этих странах либеральной идеологии. Частью либеральной идеологии является закрепление на конституционном уровне идеологического многообразия. Эта идеология может стать частью новой идеологии, которая будет сформирована на межгосударственном уровне в рамках ЕврАзЭС.

Теперь обратимся непосредственно к основам идеологии ЕврАзЭС. На наш взгляд, существует несколько способов закрепления новой идеологии:

1) путем использования опыта СССР в построении единой, общеобязательной для стран-участниц идеологии, но в ее основу заложить одну религию;

2) закрепить основы идеологии на принципах свободного выбора государств—участников ЕврАзЭС, при этом сохранить культурную и религиозную идентичность государств, их полный политический суверенитет. Постепенно сформировать идеологическое пространство вокруг основного ядра ЕврАзЭС — России.

Проанализируем каждый из вариантов.

Для создания единой, общеобязательной идеологии необходимы кардинальные изменения в отношениях между странами—участницами ЕврАзЭС. Необходимо, во-первых, изменить все внутригосударственные конституции, в которых в настоящее время закреплено идеологическое многообразие. Исключив идеологическое многообразие, в текст конституций необходимо либо включать постулаты о государственной идеологии каждого государства, либо упоминать об общей (единой) идеологии государств. Во-вторых, создать наднациональные органы (прежде всего, необходим наднациональный парламент), которые разработают проект конституции ЕврАзЭС, затем принять общий текст конституции ЕврАзЭС и создать наднациональный орган конституционного контроля за исполнением этого документа. В этой конституции необходимо закрепить основные постулаты новой идеологии, а затем принять специальный закон о новой идеологии. В связи с общеобязательностью идеологии нужно также создать контролирующие идеологические органы.

Таким образом, государства частично утратят политический суверенитет, поскольку будут созданы наднациональные политические органы. Кроме того, изменение конституции каждой страны, упразднение в них принципа идеологического многообразия — очень сложный процесс, связанный с принятием текстов новых конституций, проведением общенародных референдумов, что может привести к системным кризисам внутри этих государств. Создание контролирующих органов приведет к тотальному контролю за людьми, исключит свободу выбора, запретит свободу слова.

Что же касается духовной основы такой идеологии, то здесь возникают неразрешимые трудности. Во-первых, все государства—члены ЕврАзЭС являются светскими, что предполагает режим отделения государства от религиозных организаций и отказ религиозных организаций от претензий на государственную власть. Во-вторых, в каждом государстве существует одна религиозная организация, членами которой являются подавляющее большинство населения. И если в России это православие, то, например, в Республике Казахстан — ислам. В таких условиях крайне сложно найти единую религиозную основу, это может привести к конфликтам на религиозной почве с крайне негативными последствиями. Также следует понимать, что ничего хорошего из политизации религии никогда не получалось. Религия и идеология имеют существенные отличия: религия более сложное и многогранное понятие, нежели идеология.

Современное понятие идеологии, существующее со времен просвещения, внешне исключает наличие потусторонней реальности, строго ограничиваясь рамками этого мира. История идеологий XX века доказала, что оторванные от религии нравственные основы, навязанные насилием, приводят к построению всевозможных утопий, ценой которых становятся миллионы человеческих жизней.

Поступательное же создание основ идеологии ЕврАзЭС на принципах свободного выбора является наиболее приемлемым и безболезненным вариантом. Для выработки таких основ необходимо создать временный наднациональный парламент ЕврАзЭС (с детально прописанными сроками существования) на основе соглашений между государствами. Создавать его нужно уже в условиях четкого понимания всеми государствами сути новой идеологии. Для этого предварительно нужно провести несколько встреч и конференций, на которых следует определиться с основами новой идеологии.

Новая идеология может базироваться на следующих общих принципах:

1) обязательное сохранение политического и духовно-культурного суверенитета каждого государства—участника ЕврАзЭС;

2) патриотизм;

3) общественное согласие;

4) политическая стабильность;

5) государственная целостность;

6) экономическое и социальное развитие на благо всего народа;

7) культурная самобытность, сохранение нравственных ценностей.

На наш взгляд, основы идеологии ЕврАзЭС должны включать следующие элементы.

1. Тесное сотрудничество государств в экономической сфере в условиях частичной утраты государствами—участниками ЕврАзЭС экономического суверенитета.

2. Разработка единой валюты в рамках ЕврАзЭС, которой должны стать рубль либо иная валюта, не являвшаяся ранее валютой какого-либо государства. Единой валюты для ЕврАзЭС в настоящее время не существует, но предложения по разработке такой валюты есть. Так, в 2004 году Президент Республики Белоруссия А. Лукашенко предлагал ввести общую валюту для ЕврАзЭС. Затем такое предложение поступило в марте 2010 года от И. Шувалова. Он предложил ввести единую валюту только в рамках Таможенного союза (для России, Белоруссии и Казахстана). Есть предложения и по наименованию новой валюты. Так, Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил такое название, как «евраз», предлагается также назвать данную валюту «евразийский рубль». Глава Национального Банка Республики Казахстан Г. Марченко считает, что страны ЕврАзЭС могут перейти к единой валюте в 2022 году» [3].

3. Обязательное сохранение внутри государств на конституционном уровне идеологического и политического многообразия.

4. Сохранение русского языка внутри ЕврАзЭС как основного, вместе с тем признание языками ЕврАзЭС языков государств—участников. Уже сегодня база для сохранения русского языка как основополагающего в ЕврАзЭС создана. В конституциях Кыргызской Республики (ст. 10), Республики Беларусь (ст. 17) он признан в качестве государственного, наряду с языками республик. В Конституции Республики Казахстан закреплено, что «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык» (ч. 2 ст. 7). В Конституции Республики Таджикистан русский язык указан как язык межнационального общения (ст. 2).

5. Развитие внутри стран взаимодействия государств с традиционными религиозными объединениями в духовно-нравственной и социальной области, что способствует укреплению духовных основ государства, сохранению духовно-нравственных ценностей и культурной идентичности народов и позволит противостоять идеологии глобализма.

6. Обязательная поддержка внутри государств—участников институтов традиционной семьи; пропаганда традиционных семейных ценностей; запрет абортов, признание аборта на законодательном уровне стран ЕврАзЭС тяжким преступлением против жизни человека; закрепление на законодательном уровне момент начала жизни — момент зачатия.

7. Право на существование сексуальных меньшинств в условиях строгого запрета пропаганды однополых отношений под угрозой уголовной ответственности (в России уже принят закон в данном направлении). Формирование в обществе отношения к этому явлению как к явному отклонению от нормы, а к людям, которые страдают данным недугом, сочувственного отношения.

8. Постепенная разработка единой политики в сфере образования, отличной от западной модели. Сейчас в системе образования происходят изменения, которые сложно назвать позитивными, но именно от образования нового поколения зависит наше будущее. В системе общего образования особое внимание необходимо уделить таким предметам, как история, литература, основы культуры государства. Именно через эти предметы можно сформировать патриотическое отношение к Родине, целостную личность, способную объективно оценивать действительность.

9. Сохранение государственных конституций. Конституции государств—участников ЕврАзЭС должны быть сохранены, это непременное условие для сохранения политического суверенитета государств.

10. Обязательное сохранение постулата о равенстве всех людей в достоинстве независимо от пола, расы, языка, социального, имущественного и иного положения и т.п.

11. Создание площадки для ведения переговоров и заключения договоров.

12. Поиск сотрудничества через согласие, а не через конкурентную борьбу, поскольку любая борьба всегда порождает насилие и вражду.

13. Поиск общности культур, постепенное осознание общности истории всех государств—участников ЕврАзЭС.

При этом в приведенном перечне можно выделить основы идеологии ЕврАзЭС в духовно-нравственной сфере (3—8, 13), основы идеологии ЕврАзЭС в сфере политики(3, 8—12), основы идеологии ЕврАзЭС в сфере экономики (1, 2).

Несмотря ни на какие изменения, Россия является мощным мировым игроком, внутри и вокруг которого может сформироваться единое идеологическое пространство, но оно должно быть основано не на страхе, а на позициях свободы выбора и свободной солидарности государств. Это произойдет только в случае, если Российская Федерации сможет переориентироваться с сырьевой экономики на экономику высоких технологий, если будет осуществлять последовательную политику в области науки и образования, не ориентированную на механическое перенимание у стран Западной Европы, а ищущей корни в собственной культуре.

Для нашей страны важно найти сегодня такую идею, которая могла бы добровольно объединить многие государства, и эта идея должна сплотить саму Российскую Федерацию. На мой взгляд, искать эту идею необходимо в истории нашего государства, ведь аналогов истории такого государства, как Россия, нет в мире. Через историю мы можем понять общность культур многих государств, входящих сегодня в Содружество Независимых Государств, осознать и не повторять вновь ошибки прошлого.

Россия и сегодня занимает значительную территорию, которая по протяженности своей границы превосходит все государства мира. В течение тысячелетия наши предки путем неимоверных усилий созидали Русское государство, образовали на огромной территории свой мир. Но любое государство — это не территория, это люди, которые ее населяют. И создать такое мощное государство можно было только благодаря идеям, покорившим и преобразовавшим народное сознание, превратившим отдельные народности в единый народ. И эта идея великого государства возникает с принятием православия. Мы становимся наследниками величайшей империи, столицей которой был Константинополь. С.С. Аверинцев, глубоко изучивший проблемы возникновения русской государственности, писал о столице Византии: «Константинополь не становится ни в какой ряд; это не европейский город, но его не назовешь и азиатским городом, по крайней мере до тех пор, пока турки не овладели им и не превратили в Стамбул. Это столица — иначе не скажешь — евразийская» [1, с. 216]. Этот город — неисполнимая мечта всех русских императоров — совместил в себе идеи европейского (с римской историей) и азиатского мира. Мы во всех смыслах являемся преемниками Византии с ее столицей. Эта особенность России может стать решающим фактором в определении ее роли в ЕврАзЭС.

Ученым и политикам следует обратить внимание на то, что ни одна идеология не может существовать без духовных оснований и нравственных идей. Неправильно считать, что экономика и политика являются платформой построения любого общества. В основе любого человеческого института лежат духовные идеи, истинные или ложные, в которые верят целые поколения. Как раз сегодня многие верят, что основой общественного и государственного строительства является экономика, на второе место ставят политику, а потом уже все остальное. Это тоже идеология — идеология капитализма, в которой кумиром являются финансовые и иные ресурсы, якобы управляющие миром. Но мировой кризис опытным путем подтвердил, что это не так. Если начинается кризис, значит, основная идея не верна. Необходимо искать новый фундамент, новые идеи для дальнейшего развития либо возвращать давно утраченные.

В свое время секулярные идеологии Нового времени большинство своих идей заимствовали из христианства. Но отрывать духовные идеи от их основ, от религии оказалось утопичным. Если мы снова выберем этот путь, то вернемся к секулярным идеологиям, но в гораздо худшем варианте, при этом и религиозной идеологии быть не должно, поскольку это приведет к политизации религии, к разрушению основ светскости государства и конфликтам на религиозной почве. Сохранение культурной и религиозной идентичности государств и уважение традиций друг друга — единственный путь к миру и согласию.

 

Таким образом, считаем, что ЕврАзЭС не сможет существовать без объединяющих идей, а значит, правовые основы новой идеологии просто необходимы, новая идеология должна обеспечить жизнеспособность ЕврАзЭС, обозначить цель его развития, скрепить страны на базе взаимной поддержки и честного сотрудничества. Объединяющей силой должна стать Россия. Для этого нужно осознавать, что «право на достойное будущее страны обеспечивается далеко не только конкурентоспособностью экономики или боеспособностью вооруженных сил. Скорее эти качества — производное от социального и культурного статуса общества, а также — калибра правящего класса, его интеллектуального и властного мастерства» [5]. 

Без идеологии не обходится ни одно общество независимо от периода его существования, в то же время тотальное навязывание идей без сохранения свободы выбора за человеком может в очередной раз привести к тоталитаризму в рамках уже не одного государства, а группы объединенных государств. Данная проблема может быть разрешена путем построения такой идеологии, которая могла бы на добровольных началах привлечь государства и их граждан, она должна быть построена на общности истории государств и основана на уважении традиций каждого из них.

 

Список литературы

 

1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7.

2. Большая советская энциклопедия: В 51 т. / под ред. С.И. Вавилова, Б.А. Введенского. — М., 1952. Т. 17.

3. Каковы преимущества вступления в Таможенный союз? URL: http://myfins.ru/2010/11/02/tamojenniy_soyuz/ (дата обращения: 12.07.2013).

4. Литягин Е.В. Идеология как необходимый фактор жизни современного общества: Дис. ... канд. филос. наук. — Горно-Алтайск, 2004.

5. Неклесса А.И. Вектор судьбы России — ее культурно-исторический проект. URL: http://www. perspektivy.info/misl/cenn/vektor_sudby_rossii—jeje_kulturno-istoricheskij_projekt_2008-04-12.htm (дата обращения: 27.07.2013).

6. Неклесса А.И. Неопознанная культура. Гностические корни постсовременности // Глобальное сообщество: картография постсовременного мира / отв. ред. А.И. Неклесса. — М., 2002.

 

7. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. — М., 1980.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети