УДК 347.961
Страницы в журнале: 64-66
Р. ТУЛИНОВ,
аспирант Российской академии правосудия
Автор, отмечая актуальность проекта закона о нотариате, вносит ряд предложений, связанных с совершенствованием норм законодательства о нотариальной деятельности.
Ключевые слова: защита и охрана прав граждан, нотариат, гражданский процесс, законодательство о нотариате.
The draft law on notariate, which has a real future
Tulinov R.
The author, noting the relevance of the project of the notaries act, makes a number of proposals related to the improvement of the norms of legislation of the notarial activity.
Keywords: protection and protection of the rights of citizens, notaries, civil procedure, the law on notariat.
Проект федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» относится к числу тех, которые по-настоящему актуальны для практики. Особенность этого законопроекта заключается в его органической связи с законодательством гражданским, которое сейчас находится в завершающей фазе обновления. Может возникнуть вопрос: не надо ли было дождаться принятия Гражданского кодекса РФ в новой редакции?
Однако нельзя не учитывать, что не только ГК РФ влияет на законодательство о нотариате, — существует и обратная связь, и потому своевременность появления проекта бесспорна.
Целесообразно сохранение, расширение и усиление некоторых правил о нотариате в ГК РФ. Есть и особо важные правила, которые подлежат включению не только в нотариальный закон. К ним относится, в частности, правило об обязательной нотариальной форме, сфера действия которого объективно требует расширения.
Нотариат — один из наиболее позитивных традиционных правовых институтов, испытанных многовековой историей функционирования и подтвердивших свое основное назначение и незаменимость в современном росcийском государстве и в других государствах с развитой правовой системой.
Нотариат представляет собой уникальное системное образование с присущими ему публичными правовыми функциями. Смысл нотариальной деятельности — в обеспечении достойного уровня систематической и полноценной охраны и защиты прав и социальных интересов каждого заинтересованного субъекта права, от гражданина и индивидуального предпринимателя до юридического лица, муниципального образования и государства.
Как известно, суд — система, которая была колыбелью нотариата. Связи суда с нотариатом изменились, обе системы независимые, но их функциональные отношения остаются актуальными и необходимыми как для осуществления правосудия, так и для защиты прав и интересов граждан и иных субъектов права, участвующих в судебных процессах, особенно в гражданском судопроизводстве.
Существуют дела, которые находятся в ведении нотариата, но если гражданин считает, что нотариус совершил требуемое действие неправильно либо отказал в совершении нотариального действия, он вправе оспорить в суде действие нотариуса или его отказ в совершении действия (глава 37 «Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении» ГПК РФ). Своим решением суд подтвердит правильность действия нотариуса или, напротив, укажет его ошибку и тем самым даст нотариусу верный обязательный ориентир.
Будущий нотариальный закон в части регулирования порядка рассмотрения судом заявлений о совершении нотариальных действий может внести свою лепту.
Например, ввиду того что правила главы 37 ГПК РФ изложены очень кратко, некоторые существенные для практики разъяснения даются в комментариях. Правоположения этих комментариев, если они оправдывают себя, бывают источником новой нормы закона. В связи с этим нельзя не высказать и некоторые предложения:
1) разработать на основе представленного кондиционного, интересного и обоснованного проекта закона о нотариате проект Нотариального кодекса Российской Федерации;
2) усилить в проекте раздел о доказательствах, включив в него в качестве нового вида нотариальную экспертизу, что фактически уже апробировано, поскольку нотариальная экспертиза — разновидность юридической экспертизы;
3) дополнить ст. 127 проекта частью 3 следующего содержания: «В совершении нотариального действия не может быть отказано, если оно не противоречит назначению, принципам нотариата и действующему законодательству».
Эти пожелания связаны прежде всего со сложностью многих вопросов нотариального права, рассматриваемых судом.
Например, при решении в суде вопроса о лишении нотариуса полномочий одна из сторон, т. е. нотариальная палата, может быть представлена двумя и более знатоками нотариального права, а нотариус с целью доказать свою правоту мог бы апеллировать к заключению такого эксперта.
В целом же, полагаем, проект закона о нотариате отвечает своему назначению, научно обоснован и, безусловно, не случайно содержит почти 300 статей против 109 статей Основ законодательства о нотариате: гражданское законодательство совершенствуется, а с ним меняются и требования к работе нотариата.
Иногда надпись нотариуса после текста документа может создавать иллюзию, что свидетельствуется весь текст (например, в случае, когда удостоверяется подпись переводчика, но при этом точность перевода нотариусом не проверяется и соответственно не подтверждается). Желательно, чтобы из самой нотариальной надписи было ясно, к каким фактам, содержащимся в документе, удостоверительная надпись относится, а к каким отношения не имеет. Для этого достаточно было бы ввести удостоверительную надпись с ограничительной оговоркой.
Если кроме удостоверяемого нотариусом факта документ содержит иную информацию, в удостоверительной надписи должно быть указано на это особой ограничительной оговоркой.
Нельзя не отметить, что принятие Нотариального кодекса РФ имеет не только юридико-технический характер. Этот шаг подтвердит заботу законодателя о фундаментальном воплощении системы норм и принципов в современном законе, к которому граждане обращаются с надеждой и доверием в ответственные моменты своей жизни.