Статья

Производство по делам о выдаче исполнительных листов на решения третейских судов: сравнительный анализ законодательства Украины и Российской Федерации

Анализируется законодательство Украины и Российской Федерации, регламентирующее производство по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

УДК 347(477)(470):347.769(477)(470)

Страницы в журнале: 142-146

 

Н.С. СКРИПЕЦ,

аспирант кафедры гражданского права и процесса Львовского национального университета им. Ивана Франко natalia_sk@ukr.net

 

Анализируется законодательство Украины и Российской Федерации, регламентирующее производство по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Определены преимущества и недостатки нормативно-правового регулирования каждого из государств. Сформулированы предложения относительно избрания оптимальной формы производства по делам об исполнении решения третейского суда.

Ключевые слова: постановление, суд, третейский суд, исполнительный лист.

 

Proceedings on Executive Letters’ Issuance: Comparative Analysis of the Legislation of Ukraine and Russian Federation

 

Skrypets N.

 

The article analyzes the legislation of Ukraine and Russian Federation, which regulates proceedings in cases concerning issuance of executive letters on the enforcement of the decision of the court of arbitration. Advantages and disadvantages of each state’s legal regulation are highlighted. Proposals on the optimal form of proceedings in cases on the enforcement of the court of arbitration decisions are made.

Keywords: court resolution, court of arbitration, executive letter.

 

Анализируя современные мировые тенденции, можно заметить, что с каждым годом все больше лиц предпочитают внесудебные альтернативные способы разрешения конфликтов. Государственные суды «отпугивают» своим чрезмерным формализмом и неоправданной длительностью рассмотрения дел. В то же время негосударственные институции, такие как третейские суды, «обещают» быстрое решение спора, не осложненное лишними формальностями. В связи с этим с каждым годом количество обращений в третейские суды растет.

При рассмотрении любого дела, как в суде государственном, так и в суде третейском, важным для участников такого процесса является его результат, т. е. исполнение принятого решения. Именно в этом аспекте третейские суды «пассируют» перед государственными, поскольку не имеют собственных полномочий для обеспечения принудительного исполнения своих решений. Поэтому сторона, в пользу которой принято решение третейского суда, может выбрать один из двух путей: ждать добровольного исполнения решения третейского суда противоположной стороной или обращаться в государственный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Рассмотрим процедуру рассмотрения судом общей юрисдикции дела по заявлению о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Для более детального анализа этого вопроса считаем целесообразным исследовать и сравнить законодательство двух государств, близких как территориально, так и нормативно, а именно Украины и Российской Федерации. Такое сопоставление позволит узнать больше о законодательстве обоих государств, определить преимущества и недостатки нормативного регулирования того или иного государства, выбрать оптимальную форму для производства по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Прежде всего следует отметить, что производство по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда регламентируется нормами Гражданского процессуального кодекса Украины 2004 года[1] (далее — ГПК Украины) (гл. 2 раздела VII-1) и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года (далее — ГПК РФ) (гл. 47 раздела VI). Отдельные вопросы, касающиеся исполнения решений третейских судов, освещены также в Законе Украины «О третейских судах» 2004 года (далее — Закон Украины) и Федеральном законе Российской Федерации от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Закон № 102-ФЗ). Нельзя обойти вниманием и правовую позицию высших судебных органов по этому вопросу, а именно Обобщение Верховного Суда Украины от 11 февраля  2009 года «Практика применения судами Закона Украины “О третейских судах”» (далее — Обобщение ВСУ) и информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 года «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об обжаловании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов» (далее — Обзор ВАС РФ).

На первый взгляд, оба законодателя закрепили одинаковый порядок рассмотрения этой категории дел. Однако при детальном исследовании нормативно-правового регулирования производства по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда обнаруживается ряд отличий, которые играют ключевую роль в осуществлении судопроизводства в рассматриваемой категории дел.

Подсудность. Первым отличием производства по делам относительно исполнения решений третейских судов в Украине и Российской Федерации является подсудность. Так, согласно ст. 423 ГПК РФ заявление о выдаче исполнительно листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в районный суд по месту жительства или месту нахождения должника либо, если место жительства или место нахождения неизвестно, по месту нахождения имущества должника — стороны третейского разбирательства. Таким образом устанавливается подсудность по месту жительства/нахождения должника. Украинский законодатель подошел по-другому к решению этого вопроса: в ст. 389-7 ГПК Украины закреплено, что заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в суд по месту проведения третейского рассмотрения. Стоит отметить: такое определение подсудности украинским законодателем повлекло немалые проблемы на практике. Ведь до 2009 года в национальном законодательстве Украины не закреплялась обязанность третейского суда рассматривать дела по своему местонахождению. Следовательно, на практике были случаи, когда местные суды выдавали исполнительный лист на решение третейского суда, располагавшегося в другой области, и в отношении имущества, которое также находилось в другой административно-территориальной единице. Например, суды Запорожской области рассмотрели 16 дел в отношении имущества, расположенного в г. Ялта, 4 дела — в Днепропетровской области, 3 дела — в г. Кривой Рог, по одному делу — в городах Симферополе и Геническе. Во всех этих случаях имело место искусственное привлечение ответчиками физических лиц, зарегистрированных в городе Запорожье, которые якобы намеревались приобрести спорное имущество, но не признавали за истцом права собственности[2]. Украинский законодатель отреагировал на сложившуюся ситуацию только после опубликования Обобщения ВСУ и разоблачения в нем ряда злоупотреблений с подсудностью дел об исполнении решений третейских судов государственными судами. Поэтому 5 марта 2009 года были внесены изменения в Закон Украины, в котором определено место проведения третейского разбирательства. Так, согласно ст. 30 Закона Украины местом проведения третейского рассмотрения дела в постоянно действующем третейском суде является местонахождение этого третейского суда. Место проведения третейского рассмотрения дела в третейском суде для разрешения конкретного спора определяется третейским соглашением.

Теперь попытаемся выяснить, кто из законодателей (украинский или российский) более удачно определил подсудность дел о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Как представляется, российское законодательство в этом аспекте стоит на принципах защиты прав должника. Ведь исполнение решения третейского суда, принятого не в его пользу, в первую очередь повлечет определенные негативные последствия для него. Украинский законодатель определяет подсудность данной категории дел, исходя из следующих принципов:

1) стороны добровольно избрали постоянно действующий третейский суд для решения имеющегося между ними спора или же добровольно определили место проведения третейского рассмотрения судом ad hoc, а следовательно, логично, что и процедура исполнения такого решения определяется исходя из места проведения третейского рассмотрения;

2) в определенных случаях, а именно по ходатайству одной из сторон, государственный суд должен истребовать материалы третейского дела. Очевидно, что законодатель учел и этот аспект и решил упростить процедуру передачи материалов дела, уменьшив территориальные расстояния.

Как видим, оба способа определения подсудности дел о выдаче исполнительного листа на решение третейского суд являются обоснованными и имеют право на существование. Один базируется на первоочередном учете интересов должника, другой исходит из принципов договорного характера третейского рассмотрения и определения сторонами места его проведения.

Сроки рассмотрения. Отличаются в украинском и российском законодательстве и сроки рассмотрения дела о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Так, ст. 425 ГПК РФ определяет, что анализируемая категория дел должна рассматриваться судьей в срок, не превышающий одного месяца. Украинский законодатель предусматривает в ст. 389-9 ГПК Украины срок вдвое короче для такого рассмотрения, а именно 15 дней с момента поступления заявления в суд. Учитывая, что при рассмотрении данной категории дел не происходит разрешения спора по существу, а лишь устанавливается наличие/отсутствие оснований, которые могут быть причиной для отказа в выдаче исполнительного листа, то, как представляется, 15-дневного срока для рассмотрения дела о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда вполне достаточно. Так, регламентация 15-дневного срока рассмотрения анализируемой категории дел в украинском гражданском процессуальном законодательстве является обоснованной и соответствует положению ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года относительно разумного срока рассмотрения дела судом.

Истребование материалов третейского дела. Как украинское, так и российское гражданское процессуальное законодательство предусматривают возможность государственного суда истребовать материалы третейского дела при рассмотрении вопроса о выдаче исполнительного листа. Обязательным условием для такого истребования определяют наличие ходатайства обеих сторон (ст. 425 ГПК РФ) или хотя бы одной из сторон (ст. 389-9 ГПК Украины). В данном вопросе российский законодатель оказался последовательней, чем украинский. Ведь при формулировке ст. 425 ГПК РФ он предусмотрел обязательное условие для истребования материалов третейского дела государственным судом (согласие двух сторон), а также указал, что данная правомочность является правом суда, а не обязанностью, о чем свидетельствует словосочетание «судья может». Следовательно, при рассмотрении дел о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда истребование материалов дела происходит крайне редко. Что касается украинского законодателя, то, во-первых, истребование материалов третейского дела оно определяет обязанностью суда при наличии ходатайства одной из сторон, о чем свидетельствует формулировка «суд истребует». Кроме этого, следует отметить и несогласованность норм ГПК Украины и Закона Украины, ведь в последнем закреплена обязанность суда истребовать дело из постоянно действующего суда, независимо от воли сторон (ст. 56). Поэтому смело можно констатировать тот факт, что процедура истребования материалов третейского дела в российском законодательстве, в отличие от украинского, определена без нормативного «конфликта».

Основания для отказа в выдаче исполнительного листа. Несколько отличаются и основания для отказа в выдаче исполнительного листа в украинском и российском гражданском процессуальном законодательстве. Общими для нормативных правовых актов обоих государств, исходя из положений ст. 426 ГПК РФ и ст. 389-10 ГПК Украины, являются следующие основания:

1) третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным законом;

2) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, вы-

ходящим за пределы третейского соглашения;

3) состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или закону;

4) решение третейского суда было отменено судом в соответствии с законом;

5) спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законом.

В то же время ст. 426 ГПК РФ предусматривает два дополнительных основания: 1) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права; 2) сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения.

В статье 389-10 ГПК Украины как основания для отказа в выдаче исполнительного листа также определены: 1) пропущенный срок для обращения о выдаче исполнительного листа, а причины пропуска не признаны судом уважительными (для сравнения: следствием пропуска срока, установленного для обращения об исполнении решения третейского суда, ст. 45 Закона № 102-ФЗ определено возвращение заявления без рассмотрения; 2) решение третейского суда содержит способы защиты прав и охраняемых интересов, не предусмотренные законом; 3) постоянно действующий суд не предоставил по требованию соответствующее дело; 4) третейский суд решил вопрос о правах и обязанностях сторон, не участвовавших в деле.

Интересным представляется и тот факт, что согласно ст. 60 ГПК Украины каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Следовательно, именно заявитель по делам о выдаче исполнительного листа обязан доказать отсутствие оснований для отказа в выдаче исполнительного листа, а противоположная сторона — их наличие. Таким образом, при рассмотрении анализируемой категории дел в Украине наблюдается чистая модель состязательности и принцип диспозитивности гражданского судопроизводства. В то же время ст. 426 ГПК РФ разграничивает основания для отказа в выдаче исполнительного листа, доказательство наличия которых возлагаются на сторону, и основания, наличие которых выясняет непосредственно суд. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что при рассмотрении анализируемой категории дел в Российской Федерации, в отличие от Украины, принципы диспозитивности и состязательности действуют в ограниченном виде.

Конечно, каждое государство выбрало для себя наиболее подходящую модель рассмотрения дел о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, которая отвечает принципам гражданского судопроизводства, закрепленным в национальном законодательстве.

Обжалование определений суда. По-разному законодатели исследуемых стран решают вопрос о возможности апелляционного обжалования определений, вынесенных по результатам рассмотрения дела о выдаче исполнительного листа о принудительном исполнении решения третейского суда. Так, в ст. 427 ГПК РФ предусматривается возможность апелляционного обжалования определения как о выдаче исполнительного листа, так и об отказе в его выдаче. Однако украинский законодатель в ст. 389-11 ГПК Украины позволяет обжаловать лишь определение об отказе в выдаче исполнительного листа, а определение о выдаче исполнительного листа, следуя буквальному толкованию законодательства, апелляционному обжалованию не подлежит. Как представляется, по данному вопросу более оправданной является позиция российского законодателя, который гарантирует возможность апелляционного обжалования обоих определений, обеспечивая при этом права как заявителя, так и лица, относительно которого выдан исполнительный лист.

Резюмируя, отметим: несмотря на сходство, производство по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в Украине и РФ имеет свои национальные особенности. К однозначным преимуществам украинской модели рассмотрения анализируемой категории дел следует отнести сокращенные сроки судебного разбирательства. А вот в российском законодательстве лучше прописана процедура истребования материалов третейского дела, а также обоснованно закреплена возможность апелляционного обжалования определения о выдаче исполнительного листа. Исследование законодательства и судебной практики обоих государств будет способствовать улучшению судопроизводства по делам о выдаче исполнительного листа о принудительном исполнении решения третейского суда, заимствованию положительного зарубежного опыта.

 

Библиография

1 Узагальнення Верховного Суду України «Практика застосування судами Закону України «Про третейські суди»». URL : http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/n_005700-09

 

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Природные бедствия и катастрофы страшны своей непредсказуемостью и часто тяжелыми последствиями, несущими большой материальный урон и нередко — гибель людей. После каждой природной катастрофы мы обычно видим стремление многих государств оказать помощь и содействие
Добавлено: 01.12.2024
В статье рассматриваются возникающие в ходе судебного следствия ситуации, когда по мнению сторон или суда необходимо огласить ранее полученное и имеющееся в уголовном деле заключение эксперта либо необходимо получить от эксперта, давшего это заключение, разъяснения по заключению
Добавлено: 01.12.2024
В статье рассматриваются вопросы, возникшие в ходе дискуссии по поводу принятия Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
Добавлено: 01.12.2024