С.В. МОЛЧАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент
Автор анализирует правовые и политические решения, принятые в последние десятилетия международными организациями с целью обеспечить защиту прав и интересов пользователей глобальной информационной сети Интернет.
Ключевые слова: международное право, сетевые информационные ресурсы, защита прав пользователей Интернет.
The author examines the legal and political decisions in recent decades, international organizations, in order to protect the rights and interests of the global information network Internet.
Keywords: international law, online information resources, protection of the rights of Internet users.
Благодаря своим стремительным темпам роста глобальная Сеть совершает сегодня поистине революционные преобразования в ряде экономических областей. Вместе с тем она одновременно является мощным фактором социального, образовательного и культурного развития, предоставляя новые возможности простым гражданам и работникам образования, устраняя барьеры к созданию и распространению материалов, предлагая всеобщий доступ к постоянно увеличивающимся источникам цифровой информации[1].
Отражая эти возможности, огромное большинство содержащихся в Сети источников предоставляет информацию для совершенно законных деловых или частных интересов[2].
Однако сетевые информационные ресурсы несут также некоторое количество потенциально предосудительной либо противозаконной информации, которая может иногда использоваться как средство для преступных деяний. Хотя преимущества глобальной Сети на много перевешивают его потенциальные недостатки, игнорировать эти проблемы нельзя. Это — острые проблемы общественного, политического, коммерческого и юридического значения. Если не решить эти проблемы, то они, возможно, в сильной степени затруднят пользование глобальной информационной магистралью.
В силу этого целый ряд международных организаций и квазиорганизаций (Европейский Союз, группа G-8, Организация экономического сотрудничества и развития) приняли в конце ХХ — начало XXI вв. ряд прорывных политико-правовых решений в указанной области. О некоторых из них и повествует настоящая статья.
Начавшаяся в 1996 году интенсивная деятельность европейских институтов в этой области, политическое направление, указанное Европейским Парламентом[3] и Европейским Советом[4], Декларация Министров, принятая в результате Боннской конференции, и достижения в государствах — членах Европейского Союза — все это показывает, что Европа во многих отношениях занимает ведущее положение в деле изучения этих проблем и предложения решений, основанных на отраслевом саморегулировании, фильтрации и рейтинговой оценке материалов, а также на повышении доверия к пользователям через понимание. Комиссия стремится решить проблемы двумя путями: во-первых, предлагая Рекомендацию Совета по защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и, во-вторых, осуществляя представленный План мероприятий, являющийся результатом интенсивных консультаций со всеми заинтересованными сторонами, проводимых в рамках этого процесса. Борьба против материалов противозаконного содержания требует внутриотраслевого сотрудничества по ограничению распространения материалов, а также нуждается в хорошо функционирующей системе саморегулирования, направленной на высокий уровень защиты, что должно идти рука об руку с эффективным применением законов государствами-членами Европейского Союза и третьими странами. К материалам предосудительного содержания следует подходить не так, как к материалам противозаконного содержания, и здесь Интернет как самостоятельная отрасль также занимает ведущее положение, предоставляя пользователям доступ к необходимым инструментам и информацию о них.
Комиссия обозначила те области, где необходимо принимать конкретные меры и где должны быть предоставлены ресурсы Европейского Сообщества с тем, чтобы создать благоприятную среду для развития Интернета как самостоятельной отрасли:
—развитие саморегулирования и создание систем контроля за содержанием, включая общеевропейскую сеть горячих линий[5] в целях достижения высокого уровня защиты (в особенности защиты от детской порнографии и материалов расистского и антисемитского содержания);
—демонстрация и применение эффективных услуг фильтрации и совместимых систем рейтинговой оценки, учитывающих культурное и лингвистическое многообразие;
—развитие мероприятий по ознакомлению пользователей, и в особенности детей, родителей и работников образования, с тем чтобы обеспечить им возможность пользоваться ресурсами Интернета с чувством безопасности и доверия.
Чтобы эти меры были эффективными, они должны осуществляться в рамках многолетнего плана мероприятий по следующим причинам.
1. Этот план четко показывает провайдерам и пользователям в ЕС, что безопасное пользование Интернетом возможно только через активное сотрудничество между ними при поддержке правительств.
2. Он мобилизует общеевропейский процесс кооперации и координации в целях решения стоящих проблем посредством конкретных действий и проектов.
3. Он обеспечивает надежную базу планирования как краткосрочных, так и долгосрочных действий.
4. Он допускает определенную степень гибкости при решении возможных новых проблем, принимая во внимание скорость технологического прогресса и рыночные явления в самом Интернете.
5. Он обеспечивает непрерывное участие государств-членов ЕС в предлагаемых мероприятиях и консультации Европейского Парламента по этим мероприятиям.
Специалисты в области глобального сетевого администрирования признают, что безопасное пользование является предпосылкой для полной реализации его возможностей. Это безопасное пользование всемирной сетью призван обеспечить настоящий План мероприятий, совместно с предложением о Рекомендации Совета по защите несовершеннолетних и человеческого достоинства, создавая тем самым благоприятную среду для сети и помогая ей предпринимать практические шаги для достижения этого[6].
С 1995 года и Большая восьмерка (главы восьми развитых стран мира (Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, России, Великобритании и США), уделяет особое внимание преступности в сфере высоких технологий. Создаются рабочие группы, главы государств выпускают коммюнике, министры юстиции выступают с планами действий. Большая часть работы в этом направлении координировалась официально учрежденной в 1997 году Лионской группой.
В мае 1998 года на встрече на высшем уровне в Бирмингеме (Великобритания) Большая восьмерка одобрила рекомендации по принятию десяти принципов и плана действия из десяти пунктов в области преступности в сфере высоких технологий. Министры провозгласили: «Мы призываем к тесному сотрудничеству с операторами связи, чтобы достичь соглашения о законодательном механизме, который бы позволял получать, представлять и хранить электронные данные в качестве улик и при этом обеспечивал бы должную защиту приватности, а также соглашения об обмене полученными сведениями с партнерами из других стран. Это поможет нам бороться с широким спектром преступлений, в том числе с злоупотреблениями в Интернете и других новых технологиях».
Большая восьмерка (G-8) провела несколько встреч с информационно-технологическими компаниями, на которых активно отстаивала требование к провайдерам хранить данные о действиях всех своих клиентов на случай, если это понадобится в будущем для расследования преступлений. Эти требования подверглись резкой критике на встрече G-8 в Японии в 2001 году, куда пригласили операторов сетевой отрасли и организации защиты гражданских свобод. В результате пришлось успешно отзывать уже обнародованные пресс-релиз и рекомендации по хранению операционных данных.
Однако G-8 продолжил усилия в области охраны порядка и борьбы с терроризмом. В течение всего 2002 года на ряде встреч в верхах с участием глав государств, министров финансов, юстиции и внутренних дел был обнародован ряд заявлений об усилении электронной слежки, возможности отслеживать коммуникации[7], а также о хранении данных[8]. Широко обсуждалось усиление трансграничного сотрудничества, — и тут, как и в случае с Конвенцией Совета Европы, не предусматривается требование об обоюдном признании криминальности.
В июле 2000 года Комиссия ЕС объявила о планах принятия новой Директивы о борьбе с киберпреступностью[9]. Сообщение Комиссии на этот счет было опубликовано в январе 2001 года[10]. Хотя предложение Комиссии во многом схоже с Конвенцией Совета Европы, в него дополнительно включены рекомендации по хранению служебных данных и ограничению анонимности. Осенью 2001 года эти предложения были вынесены на «общественное обсуждение» (с ограниченным числом приглашенных для выступлений); результаты его неясны, поскольку опубликованы не были. Предложение о хранении данных всплыло в Европейском парламенте при обсуждении другой инициативы, а именно директивы о защите данных электронных услуг. Законодательство, определяющее уголовную ответственность за модификацию данных и систем, а также за другие подобные правонарушения, разрабатывается в рамках Рамочного решения Совета министров, которое пока находится на стадии проекта[11]. Эта инициатива должна соответствовать стандартам Совета Европы и Большой восьмерки.
В отличие от многих ситуаций, где во главу угла ставились интересы правоохранительных структур, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) обычно демонстрирует более широкий взгляд на вопросы информационной безопасности. В 1992 году ОЭСР обнародовала свои Руководящие принципы по безопасности информационных сетей[12]. Принципы (их в общей сложности девять) подчеркивают важность соблюдения прозрачности, соразмерности изначально поставленным задачам и других демократических ценностей при обеспечении безопасности информационных систем. Осенью 2001 года Рабочая группа ОЭСР по информационной безопасности и приватности (WPISP) создала экспертную группу для пересмотра Руководящих принципов. За период с декабря 2001 года по июнь 2001 года эксперты провели четыре встречи и в конце концов рекомендовали внести в Принципы ряд изменений. Осенью 2002 года ОЭСР опубликовала официальную версию измененных Руководящих принципов. Несмотря на существенные изменения, в них по-прежнему говорится о необходимости обеспечения ключевых демократических ценностей, таких, как открытость, прозрачность и защита персональных данных в глобальной Сети.
Библиография
1 Нисневич Ю. Информационная политика России: проблемы и перспективы. — М., 1998.
2 О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера: Проект федераьнлгл закона // Справочно-правовая система » Гарант".
3 Резолюция Европейского Парламента от 24 апреля 1997 г., посвященная посланию Комиссии о противозаконном и предосудительном содержании на Интернете; Резолюция Европейского Парламента от 24 октября 1997 г., посвященная Предварительному докладу Комиссии о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в аудиовизуальных и информационных службах (European Parliament Resolution of 24 April 1997 on the Commission communication on illegal and harmful content on the Internet, European Parliament Resolution of 24 October 1997 on the Commission Green Paper on the protection of minors and human dignity in audiovisual and information services (COM (96) 483).
4 Резолюция Совета Европейского Союза и Совещания представителей государств-членов Европейского Союза в рамках Совета (Resolution of the Council of the European Union and the Representatives of the Member States meeting within the Council OJ No. C70, 6.3.1997, p. 1. http://www.echo.lu/legal/en/internet/resol.html).
5 Горячая линия — это центр, предоставляющий пользователям возможность сообщать о материалах, с которыми приходится сталкиваться при работе в Интернете, содержание которых они считают противозаконным. По полученному от пользователя сообщению будут приниматься соответствующие меры. Чтобы эта служба работала эффективно, необходимо, чтобы передача сообщений на горячую линию не была затруднительной.
6 Communication to the European Parliament, the Council, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions COM(96) 487 http://www.echo.lu/legal/en/internet/communic.html
7 См., например: Глобальная Кампания за свободы в Интернете, письмо участников Генеральному секретарю Совета Европы Вальтеру Швиммеру. 28 февраля 2002 г. (http://www.gilc.org/speech/coe_hatespeech_2.html).
8 Рекомендации по отслеживанию сетевых коммуникаций через национальные границы при расследовании терроризма и преступности. Опубликованы на встрече министров юстиции и внутренних дел стран Большой восьмерки в Монт-Тремблант, Квебек, май 2002 года.
9 Принципы в отношении наличия данных, необходимых для защиты общественной безопасности, опубликованы на встрече министров юстиции и внутренних дел » Большой восьмерки» в Монт-Тремблант, Квебек, май 2002 года.
10"European Union Ministers Vow Cyber Crime Crackdown», Reuters, 29 июля 2000 года.
11 Сообщение Комиссии в адрес Совета, Европейского парламента, Экономического и социального комитета и Регионального комитета, » Создание более безопасного информационного общества путем усиления безопасности информационной инфраструктуры и борьбы с компьютерной преступностью», COM(2000) 890, окончательный вариант, 26 января 2001 г. (http://www.privacyinternational.org/issues/cybercrime/eu/)
12 Предложение Комиссии по Рамочному решению Совета об атаках на информационные системы (COM (2002) 173, окончательный вариант), 19 апреля 2002 г.