УДК 343.9
С.Л. ПАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии и профилактики преступлений Омской академии МВД России
Во всем мире производство и продажа пиротехнической продукции приносят бизнесменам значительные доходы; в этой «развлекательной» отрасли всегда находятся криминальные субъекты, желающие заработать на нелегальном обороте всевозможных пиротехнических изделий.
В настоящее время в России функционируют три крупные торговые компании (обладающие зарегистрированным товарным знаком), занимающиеся оборотом пиротехнических изделий, — «Большой праздник», «Салют России» и «Русский фейерверк»: около 80% легального рынка страны приходится именно на эти бренды. Общий среднегодовой оборот отечественного рынка пиротехнических изделий оценивается экспертами в 350—500 млн долл. Большую часть (около 75%) рынка пиротехники составляют товары китайского производства[1].
Важной ступенью научного познания является разработка понятийного аппарата. Уточнение терминологии в сфере оборота пиротехнических изделий важно не только в теоретическом плане, но и в практической деятельности, в которой точность понятий имеет определяющее значение с точки зрения эффективности проводимых предупредительных мер[2].
Пиротехническое изделие — устройство, содержащее пиротехнический состав, основанное на использовании процесса горения и предназначенное для создания специальных эффектов, в том числе в виде тепла, света, звука, дыма, аэрозоли или их комбинаций[3].
Оборот пиротехнических изделий — производство, распространение (купля-продажа, обмен), хранение, применение, использование, перевозка (доставка, транспортировка), ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз из Российской Федерации пиротехнических изделий, их транзит по территории Российской Федерации, утилизация (уничтожение).
Незаконный оборот пиротехнических изделий — оборот на территории Российской Федерации пиротехнической продукции, изготовленной с нарушением прав интеллектуальной собственности, а также находящейся в неисправном состоянии или не имеющей сертификата качества (лицензии[4]).
Значительная часть пиротехнических изделий[5] реализуется в новогодние праздники, но в последние несколько лет данная продукция приобретается гражданами для празднования семейных и корпоративных юбилеев, проведения свадебных церемоний, политических и спортивных торжеств, для развлечения во время дачного сезона, в качестве «забавы» несовершеннолетних и пр.
Еще 15—20 лет тому назад вопрос о безопасности производства, хранения и эксплуатации пиротехнической продукции в стране не стоял, поскольку в свободной продаже были лишь безобидные бенгальские огни и хлопушки, выпускаемые отечественными заводами оборонного комплекса. В настоящее время производство салютных батарей, римских свечей и других пиротехнических изделий на базе большинства российских предприятий нерентабельно из-за недоступности и дороговизны сырья, поэтому оптовые продавцы закупают готовую продукцию в основном за границей (в первую очередь в странах Юго-Восточной Азии).
Большая часть контрафактной, поддельной и некачественной продукции, попадающей на отечественный потребительский рынок, изготавливается в Китае. На больших заводах Китая выпускают доброкачественный товар для солидных компаний (в том числе российских), а мелкие производители изготавливают низкокачественные подделки (например, римские свечи) и под той же самой известной торговой маркой реализуют их в небольшие компании, а то и вовсе частным лицам[6].
Среди других потребительских товаров пиротехническую продукцию выделяет большой ассортимент, сложный химический состав и зачастую особые условия обращения (транспортировка, хранение на специально оборудованных складах и т. д.) и использования. Особенностью отечественного оборота контрафактной и фальсифицированной пиротехнической продукции является и тот факт, что такой товар не только нарушает права потребителей, но и нередко опасен для их здоровья. Кроме того, российские традиции, обычаи предполагают использование пиротехнических изделий лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, и несовершеннолетними (детьми)[7], что нередко приводит к трагическим последствиям (зачастую потерпевшие не могут быстро ликвидировать последствия возгорания и своевременно оказать помощь пострадавшим).
Пиротехническую продукцию (в первую очередь контрафактную, бракованную) нельзя хранить долго, так как в ней создаются продукты полураспада, которые являются катализатором химических процессов: через определенное время такие изделия могут взорваться сами по себе.
Основные признаки фальсификации пиротехнических изделий:
— отсутствие на упаковке наименования, предупреждения об опасности, информации о размерах опасной зоны вокруг работающего изделия и сроке годности, описания условий хранения, способов утилизации, реквизитов производителя;
— несовпадение названий или изготовителей товара, указанных на изделии и в сертификате;
— копия сертификата не заверена подписью и оригинальной печатью органа, выдавшего сертификат, либо нотариуса или владельца сертификата;
— в графе сертификата «Дополнительная информация» нет класса опасности;
— код органа по сертификации знака соответствия на изделии не совпадает с кодом в номере сертификата и др.[8]
Использование контрафактной, поддельной пиротехнической продукции — процесс крайне опасный. Строгие правила изготовления пиротехнических изделий указывают, что заряд должен «взорваться» (сработать) через определенный период времени после поджигания. Однако в действительности нередко бывает иначе. В более чем 50% случаев причиной травм становятся не халатные действия «поджигающих», а бракованная пиротехническая продукция. По статистике, каждый 50-й фейерверк (петарда, хлопушка) может сработать совсем не так, как сказано в инструкции[9]. Итог — распространенные травмы конечностей, органов слуха и зрения. Так, в 2005 году более 10 человек погибли и около 300 пострадали в новогодние праздники из-за неправильного использования пиротехнических изделий (около 70% пострадавших — дети).
Рассмотрим основные причины оборота контрафактных, поддельных, некачественных пиротехнических изделий на потребительском рынке[10].
1. Закон (а также технический регламент), который регулировал бы оборот пиротехнической продукции в России, до сих пор не принят. Отклоненный в 2005 году законопроект «Об обороте пиротехнических изделий невоенного назначения» предусматривал запрет на оборот на территории страны пиротехнических изделий, имеющих разлетающиеся поражающие элементы, предлагал ряд ограничений, касающихся продажи и использования пиротехнической продукции, предусматривал механизмы контроля над приобретением и использованием подобных изделий, а также ужесточал порядок ввоза пиротехнических товаров в страну. Отсутствие закона в указанной сфере затрудняет деятельность соответствующих структур по противодействию нарушениям в области оборота пиротехнических товаров.
2. Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» введена в действие классификация пиротехнических изделий по степени потенциальной опасности при применении (радиусу опасной зоны): от I до V класса . Получение лицензии стало обязательным лишь для производства пиротехнической продукции и распространения пиротехнических изделий IV—V классов. К сожалению, упрощенная система лицензирования позволяет отдельным производителям выпускать на потребительский рынок контрафактные, некачественные пиротехнические товары.
3. Сегодня для того, чтобы торговать пиротехническими изделиями (а они рассматриваются как пожаровзрывоопасная продукция), необходимо получить разрешение в Минэкономразвития России, Минпромнауки России, а также сертификат соответствия. К сожалению, наличие в стране значительного числа негосударственных сертификационных организаций (лабораторий) приводит к тому, что ряд недобросовестных производителей пиротехнических товаров в рамках добровольной сертификации за взятки получают разрешительные документы на реализацию пиротехнических изделий, не отвечающих требованиям безопасности.
4. На отечественном рынке существует неоправданно большое количество оптовых структур, посредников на этапе продвижения товара от производителя к потребителю, что, безусловно, служит питательной средой для распространения контрафактной, поддельной, «залежалой» пиротехнической продукции. Основная масса контрафактной и фальсифицированной пиротехнической продукции реализуется на рынках, в мелких магазинах, киосках и палатках.
Кроме того, определенный вклад в нелегальный рынок пиротехнических изделий вносит процесс реализации товаров посредством сети Интернет[11].
5. Из-за невысоких доходов значительного числа населения страны люди в силу ограниченных финансовых возможностей отдают предпочтение прежде всего ценовой характеристике приобретаемой продукции, а уже потом ее качеству и торговой марке. Социальная пассивность отдельных граждан, по ряду субъективных причин крайне редко обращающихся в соответствующие структуры по фактам приобретения поддельных товаров, способствует процветанию нелегального рынка пиротехнических изделий.
6. Правонарушения и преступления, связанные с оборотом контрафактной и фальсифицированной пиротехнической продукции, относятся к категории высоколатентных, что обусловлено, во-первых, несовершенством законодательства, регулирующего такого рода предпринимательскую деятельность, во-вторых, трудностями по выявлению фактов оборота поддельной пиротехнической продукции и привлечению виновных к ответственности.
Так, в 2004 году в стране было выявлено (зарегистрировано) всего 9 преступных посягательств, связанных с нарушением правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК РФ), в 2005 — 7 преступлений и в 2006 году — 7 уголовно наказуемых деяния[12].
7. Среди пользователей пиротехническими изделиями немалое количество несовершеннолетних, которые в силу материальных возможностей приобретают по низкой цене сомнительную пиротехнику, тем самым невольно подпитывая оборот контрафактной продукции в данной сфере.
Необходимо принять срочные меры по противодействию обороту контрафактных, фальсифицированных пиротехнических изделий[13]. Такими мерами могут стать:
1. Разработка и принятие комплексной государственной программы, а также региональных программ по борьбе с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции как в целом по потребительскому рынку, так и по отдельным группам товаров.
В рамках реализации программных мероприятий переработка проекта и принятие закона «Об обороте пиротехнических изделий невоенного назначения», регламентирующего оборот пиротехнической продукции в стране.
2. Создание при администрациях различных территориальных формирований страны рабочих групп, которые должны регулярно (а не только в праздничные дни) осуществлять контроль над оборотом легальной пиротехнической продукции, а также выявлять и уничтожать поддельную, опасную пиротехническую продукцию.
3. Изучение опыта различных территориальных формирований страны с целью принятия решения о внесении в региональные кодексы об административных правонарушениях норм об ответственности за устройство фейерверков негосударственными организациями в запрещенных для этого местах, или в неустановленное время, или без получения письменного разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, а равно за использование неисправного или неаттестованного оборудования либо несертифицированных фейерверочных изделий.
4. Создание в субъектах Российской Федерации экспертных центров и лабораторий по производству исследований контрафактной и фальсифицированной продукции, в том числе в сфере оборота пиротехнических товаров.
5. Регулярное проведение сотрудниками Управления государственного пожарного контроля МЧС России[14]совместно с другими правоохранительными органами, Роспотребнадзором и иными заинтересованными ведомствами рейдов (например, в рамках оперативно-профилактической операции «Пиротехника») по проверке торговых точек, занимающихся реализацией пиротехнических изделий, с целью изъятия из оборота контрафактной и некачественной пиротехнической продукции, использование которой может угрожать здоровью и жизни потребителей.
6. Проведение регулярных рекламных акций по защите рынка от недоброкачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции, а также публикация в средствах массовой информации (в том числе и на сайтах Рунета) сведений о недобросовестных поставщиках, продавцах поддельной и некачественной пиротехнической продукции.
7. Внедрение в преддверии новогодних праздников практики организации во всех крупных регионах страны горячих линий МЧС России для населения, с тем чтобы граждане могли получить необходимые рекомендации по приобретению и использованию пиротехнических изделий.
8. Осуществление по заявкам (сигналам) правообладателей и потребителей проверки торгующих организаций, занимающихся сбытом некачественной, фальсифицированной и контрафактной пиротехнической продукции.
9. Совершенствование деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный научно-производственный центр НИИ прикладной химии» по разработке, производству и утилизации пиротехнической продукции гражданского назначения.
10. Использование в борьбе с контрафактом возможностей не только соответствующих государственных структур, но и общественных формирований, осуществляющих защиту прав потребителей: Службы по борьбе с фальсификацией, Национального агентства по борьбе с фальсифицированной продукцией и др.
В борьбе с незаконным оборотом пиротехнической продукции немаловажная роль принадлежит виктимологической профилактике[15]. Данное направление предупредительной деятельности заключается в информировании покупателей о наличии на отечественном потребительском рынке контрафактной, поддельной (нередко опасной для здоровья) пиротехнической продукции и разъяснении их действий при покупке и дальнейшем использовании указанной группы товаров.
При покупке пиротехнических товаров необходимо тщательно ознакомиться с текстом прилагаемой инструкции (надписями на потребительской упаковке), который на разборчивом русском языке должен содержать следующие сведения:
— наименование пиротехнического изделия;
— условия применения;
— ограничения по условиям обращения и применения пиротехнического изделия;
— способы безопасной подготовки, запуска и утилизации изделия (при необходимости);
— правила хранения в быту;
— меры по предотвращению возгорания пиротехнического изделия и пожаров от них, а также в случае возникновения нештатных ситуаций;
— срок годности (или гарантийный срок) и дату изготовления;
— реквизиты изготовителя;
— информацию о сертификации и другие сведения, обусловленные спецификой пиротехнической продукции.
При использовании пиротехнических изделий следует в обязательном порядке соблюдать правила безопасности:
— не разбирать пиротехнические изделия ни до, ни после использования;
— не запускать пиротехнические изделия с руки, из окна, с балкона и т. д.;
— не разрешать использовать пиротехнические изделия лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также малолетним;
— не подходить к использованному изделию в течение 20—25 мин (возможно достреливание неиспользованных зарядов).
Предложенные криминолого-виктимологические меры не являются исчерпывающими, но они, безусловно, могут сыграть позитивную роль в дальнейшем развитии в России цивилизованного рынка, связанного с оборотом пиротехнической продукции, отвечающей предъявляемым требованиям как со стороны контролирующих структур, так и со стороны отдельных покупателей.
Библиография
1 См.: Павлов В. Феерический бизнес // Коммерсантъ—Деньги. 2006. 4 янв.
2 См.: Рабочая книга социолога. — М., 1976. С. 49.
3 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. проф. А.В. Наумов. — М., 1996. С. 521—522.
4 См.: Постановление Правительства РФ от 26.06.2002 № 467 «Об утверждении положений о лицензировании деятельности в области боеприпасов и пиротехнических изделий» // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2607.
5 В статье рассматриваются проблемы, связанные с оборотом пиротехнических изделий невоенного назначения (так называемой бытовой пиротехники): салютных батарей, ракет, фестивальных шаров, хлопушек, бенгальских свечей, петард и др.
6 См.: Кочемин Ю. Фейерверк вне закона // Независимая газета. 2007. 21 дек.
7 См.: Белоусова Т. О взорвавшихся петардах и злоупотреблении алкоголем // Новое обозрение. 2008. № 2. 16—21 янв.
8 См.: Пресс-релиз к брифингу на тему: «Вопросы оборота пиротехнических изделий в России»: Пресс-служба ДООП МВД России // http://www.mvd.rupress/release/ 3132/3132/
9 См.: Соболев М. Пиротехника — штука опасная! // Русский базар. 2006. № 25. 22—28 июня.
10 См., например: Сечная Н. Контрафакт // Советская Россия. 2004. № 115. 4 сент.; Опасная пиротехника // Деловой Омск. 2007. 12 дек.
11 См.: Ларионов А. Обзор рынка: пиротехника // Оптовик Бизнес Маркет. 2007. № 51. 24—30 дек.
12 См.: Состояние преступности в России за январь—декабрь 2006 г. — М.: ГИАЦ МВД России, 2007.
13 См.: Маркечко О. На каждый фейерверк по огнетушителю // Московский бухгалтер. 2005. № 1; Чапкевич Л.Е. Контрафактная и фальсифицированная продукция: проблемы и пути их решения // Право и экономика. 2005. № 6; Нератов Д. Предприниматели против контрафакта // Бизнес для всех. 2005. № 24 и др.
14 См. п. 99 приказа МЧС России от 17.03.2003 № 132 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 102.
15 См.: Ким Е.П., Михайличенко А.А. Виктимология: проблемы теории и практики: Учеб.-метод. пособие. — Хабаровск, 2004.