А.М. АБАЕВ,
кандидат педагогических наук, председатель Московского областного регионального отделения ОГФСО «ЮНОСТЬ РОССИИ»
Статья посвящена практическому исследованию влияния занятий спортом на профилактику стресс-индуцированных состояний у подростков в российской школе.
Ключевые слова: занятия спортом, профилактика стресс-индуцированных состояний у подростков.
This article is devoted to practical study of the effect of exercise on prevention of stress-induced states in adolescents in the Russian school.
Key words: exercise, prevention of stress-induced states in adolescents.
Актуальность исследования. Проблема формирования у подрастающего поколения отношения к своему здоровью как к одной из самых значимых жизненных ценностей является очень актуальной, но практически нерешаемой современной школой. По мнению Е.В. Скородумовой, современная школа превращается из фактора призванного охранять здоровье детей, в фактор, разрушающий его.
Подростковый возраст является одним из критических этапов в жизни человека, так как, в силу анатомо-физиологических особенностей, в этом возрасте организм является наиболее незащищенным и уязвимым к воздействию различных средовых факторов [6]. Многочисленными исследованиями показана тесная взаимосвязь и взаимообусловленность изменений состояния здоровья детского населения с комплексом социально-гигиенических [7, 13, 14], социально-биологических факторов [3]. Комплексное влияние неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма, формированию функциональных расстройств и хронической патологии [16].
Итоги всероссийской диспансеризации детей показали, что только 32% из них являются здоровыми, 52% имеют функциональные отклонения или факторы риска заболевания, 16% детей страдают хроническими заболеваниями [5]. В условиях современной школы до 80% учащихся подвергаются неоправданным стрессам, что в еще большей степени способствует раннему формированию хронической патологии и ее прогрессированию. Так, около 50% учащихся имеют нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, у 50% — отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. 70% — страдают от гиподинамии, у 60% регистрируют изменения артериального давления. Более половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами.
На этом фоне большое значение приобретают вопросы оптимизации учебной и внешкольной деятельности детей, улучшения функционального состояния [1, 18] и качества жизни подростков в целом [9, 12]. Однако в настоящее время имеются лишь данные о состоянии отдельных параметров, определяющих качество жизни подростков [17]. В последнее время в мировой практике в последние годы отмечаются попытки выработки унифицированного подхода к оценке физического, психического и социального состояния здоровья ребёнка. При этом особый акцент делается на особенностях формирования психической сферы подростка. Вводятся такие понятия как «психическое здоровье», «психическое благополучие», «проблемы психического здоровья и ряда других [19].
Физическая культура в подростковом возрасте позволяет разрешить ряд проблем: не только обеспечить гармонизацию телесного (физического) и духовного (культурного), но и выступить в качестве мотивационной составляющей мышечного и эмоционального удовлетворения, развития психомоторики и функциональных возможностей, воспитания личности и существенного повышения ресурсов здоровья подростков.
Согласно концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы», утвержденной Правительством РФ, Согласно концепции, привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой является одним из бесспорным доказательств жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. Однако реальный уровень развития физической культуры в стране, по мнению Ю.М. Николаева [11], находится на низком уровне, а глобальный экологический кризис, стремительное развитие рыночных отношений в стране максимально актуализировали проблему способности личности к самореализации. Следует отметить, что на сегодняшний день, по данным статистики, показатель регулярных занятий физической культурой населения России значительно отстает от развитых стран, в которых постоянно занимаются физическими упражнениями до 40 — 50% населения, тогда как в Российской Федерации — только около 11%.
Основным источником получения объема двигательной активности у детей школьного возраста остается урок физической культуры в школе [8, 15]. Гипокинезия значительно ухудшает течение процессов адаптации (наличие дизадаптивных реакций гемодинамики, снижение активности антиоксидантных ферментов), что может приводить к развитию патологических процессов [4]. Это, в свою очередь, приводит к психическим напряжениями и стрессами (стресс-индуцированному состоянию, депрессивно-тревожному синдрому, синдрому хронической усталости), что при определенных неблагоприятных условиях может быть реальным причиной развития серьезных заболеваний. Показатели артериального давления (АД) отражают уровень реактивности нервной системы и адаптационных возможностей организма подростка. Длительное и чрезмерное психоэмоциональное напряжение, возникающее в условиях стрессовой ситуации, является одной из причин нарушения регуляции АД. С физиологической точки зрения лица, склонные к повышению АД, обладают слабыми адаптационно-приспособительными возможностями, проявляющимися на различных системных уровнях, при повышенной реактивности симпатоадреналовой системы [20]. Наиболее известными вариантами стресс-индуцированной артериальной гипертензии являются «гипертония белого халата» (повышение АД на приеме у врача) и «гипертония на рабочем месте» (стойкое повышение АД на работе). Распространенность артериальной гипертензии (АГ) у подростков составляет 12,5% [2].
Целью исследования являлось изучение влияний дополнительных занятий физической культурой и спортом на стресс-индуцированное состояние подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить влияние стресс-индуцированных состояний подростков на их здоровье.
2. Оценить психолого-педагогическое влияние занятий физической культурой на профилактику стресс-индуцированных состояний у подростков.
Материал и методы. Проведено обследование 120 подростков в возрасте 14-15 лет. Из них 67 подростков (группа 1) в возрасте 14,34±0,02 лет посещали занятия по физической культуре только в школе, 53 подростка (группа 2) в возрасте 14,33±0,03 лет дополнительно (3-4 раза в неделю) посещали занятия в спортивных секциях различных образовательных учреждениях города (УДО ДЮСШ).
Обследование состояло из 3-х блоков: 1) изучение АД проводилось стандартными методиками исследования клинических (случайных) измерений (САД — систолическое АД, ДАД — диастолическое АД), частота сердечных сокращений (ЧСС). Уровень психофизиологического статуса подростков измеряли уровнем стрессогенности (тест «Звезда» — на зрительно-двигательное согласование). Тест «самооценка психических состояний» (по Айзенку) позволил выявить у подростков уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.
Исследование статокинетической системы заключалось в визуально-пальпаторном обследовании и термографическом исследование миофасциального болевого синдрома (МФБС) — температурные градиенты (ТГ) триггерных точек (ТТ) шейно-воротниковой зоны по методике А. Fischer с использованием тепловизора AGEMA-470.
Статистическую обработку материала осуществляли с помощью компьютерной системы STATISTICA 6.1 for Windows. Исследование зависимости между переменными осуществляли с помощью корреляционного анализа. Достоверность различий оценивали по критериям Стьюдента и Вилкоксона.
Результаты и обсуждение. Нормотоническая реакция при измерении АД отмечена у 32 подростков группы 1 (САД=110,19±0,91 мм рт. ст.; ДАД=70,66±0,63 мм рт. ст.; (ЧСС=66,05±0,72) и 18 подростков группы 2 (САД=114,62±0,91 мм рт. ст.; ДАД=71,26±0,57 мм рт.ст.; ЧСС=64,75±1,04). Артериальная гипертензия выявлена у 17 подростков группы 1 (САД=135±1,02 мм рт. ст.; ДАД=86,21±0,99 мм рт.ст., ЧСС=72,05±0,72) и 20 подростков 2 группы (САД=145±1,17 мм рт. ст.; ДАД=84,56±1,19 мм рт.ст., ЧСС=79,60±1,01). Гипотоническая реакция при измерении АД выявлена у 18 подростков группы 1 (САД=90,01±1,13 мм рт. ст.; ДАД=61,23±1,03 мм рт.ст.; ЧСС=64,13±0,52 ), во 2 группе — у 15 подростков (САД=89,09±1,10 мм рт. ст.; ДАД=62,18±1,02 мм рт. ст.; ЧСС=60,81±0,98). Синдром «белого халата» выявлен у 7 подростков: один — в первой группы и 6 подростков во 2-й группе. Показатели тревожности по тесту «самооценка психических состояний» во 2-й группе были достоверно выше (p<0,05), а агрессивности — достоверно ниже по сравнению с 1-й группой. При этом показатели тревожности и агрессивности в обеих группах не выходят за рамки средних значений. У подростков 2-й группы с гипертензионным синдромом достоверно ниже (p<0,05) уровень стрессогенности, чем у лиц с гипертензионным синдромом из 1-й группы. Подростки 2-й группы с нормотонической реакцией АД имеют достоверно лучшие показатели по количеству ошибок (тест «Звезда»).
Анализ показал, что количество подростков, имеющих нормальный показатели АД, в 1-й группе было достоверно выше (p<0,05). Количество подростков, имеющих артериальную гипертензию, в свою очередь, достоверно (p<0,05) выше у подростков, регулярно занимающих спортом, что свидетельствует о более высоком уровне функциональных нагрузок на данную категорию подростков, однако подростки 2-й группы при этом обладают большим адаптационным потенциалом и более низким уровнем стрессогенности.
Активизация нейрогормональных систем при повышении АД приводит к изменениям в скелетных мышцах и кровеностных сосудах. Стресс, тревога и депрессия могут спровоцировать рефлекторный мышечный спазм, вазомоторные изменения формируют локальную ишемию и МФБС. В свою очередь, состояние периферических тканей самостоятельно влияет на симпатическую активность. Так, признаки МФБС были выявлены у более 90% подростков, при этом подъем АД при стресс-индуцированных состояниях носит адаптивный характер, направленный на обеспечение адекватного кровоснабжения скелетных мышц, при различных стрессовых ситуациях.
Из анализа полученных данных следует, что на показатели САД у подростков не занимающихся спортом оказывают более сильное влияние на МФБС (p>0,05) и стрессогенность. У подростков 2 группы с гипертензионным синдромом на регуляцию ДАД существенное влияние оказывают проявления МФБС и уровень тревожности.
Таким образом, важную роль в профилактике стресс-индуцированных состояний на занятиях физической культурой и спортом и в семье у подростков играют:
1) упражнения на эмоциональную составляющую стресса, повышение эмоциональной устойчивости и развитие воли (релаксация и саморегуляция, аутотренинг и диафрагмальное дыхание, игровые занятия, музыка, занятия в бассейне, массаж;
2) упражнения на активизацию обоих полушарий головного мозга (ходьба, бег, плавание, тренажеры — т. е. упражнения с одновременным включением в движении верхних и нижних конечностей);
3) на переключение внимания в свободное время на другое занятие (хобби);
4) организация правильного и сбалансированного питания;
5) работа с когнитивной познавательной составляющей стресса: осознание главных целей в жизни, «проговаривание» проблемы, визуализация проблемы в разных рамках.
В последнее время, по данным П. Новикова, в этой сфере наметился прогресс среди учащейся молодежи: в 2008 году в систематические занятия физической культурой и спортом было вовлечено более 7,5 млн детей и подростков, что составляет 34,5% от их общего числа. В 2007 году этот показатель составлял лишь 20%. Планируется, что к 2015 году он должен достичь 60%[10].
Выводы.
Соответствие психофизиологических возможностей организма основным требованиям учебного процесса является фактором профилактики развития хронического стресса и психосоматической патологии у школьников.
Регулярное использование вышеуказанных упражнений в течение 3-4 месяцев должно способствовать нормализации уровня АД, снижению уровня стрессогенности и тревожности у подростков.
Образовательные учреждения должны обучать культуре здоровья, вырабатывать единый подход к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного образовательного процесса, организованного с учетом морфофизиологических, половых и возрастных особенностей учащейся молодежи, социально-гигиенической, санитарно-эпидемиологической обстановки, в которой находятся образовательные учреждения.
Список использованной литературы
1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д.В.Колесова. — М: Педагогика, 1987. — 152 с.
2. Аналитический обзор научно-исследовательских работ завершенных к 01.01.2008 г. в рамках проблем, координируемых НС по гигиене и охране здоровья детей и подростков
3. Барсукова Н.К., Лоранский Д.Н., Водогреева Л.В., Дедовских Н.В. Медико-социальные аспекты формирования здоровья в современных условиях // Здравоохранение Рос. Федерации. — 1996. — № 1. — С. 30-33.
4. Быков Е.В. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем. // Теория и практика физической культуры. — 2003.— №7. — C. 51-54.
5. Российские дети становятся все ниже и слабее // Медицина-Урал: Информационный бюллетень. 2007. — № 5 (107). — С. 3.
6. Курникова М.В. Исследование и оценка функционального состояния ведущих систем организма у подростков, занимающихся физической культурой и спортом: Методическое пособие для студентов / Автор-сост. М.В. Курнико-ва. — Н. Новгород, 2009. — С. 36.
7. Кучма В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях/ В.Р. Куч-ма — М.: ММА имени И. М. Сеченова, 1996.
8. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И.Лубышева. — М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 c.
9. Марута Н. А. Диагностика и терапия неврозов в условиях современного патоморфоза / Н.А.Марута// Український вісник психоневрології. — 1995. — Т. 3. Вип. 2. — С. 314-315.
10. Материалы расширенного заседание президиума коллегии Минспорттуризма России по вопросам физической культуры и спорта от 10 марта 2010 г. http://www.sport-fcp.ru
/xml/t/default.xml?lang= ru&nic=def&mid=
1&ntype= 1&p=1&year=0&pid=1118
11. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категорийный аппарат / Ю.М. Николаев. // Теор. и практ. физ. культ. — 2002. — № 3.— С. 15-20.
12. Пивень Б. Н. Клинический патоморфоз неврозов / Б.Н.Пивень, О.А.Голдобина // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1997. — Т. 97. Вып. 11. — С. 12-16.
13. Рапопорт Ж.Ж. Образ жизни и здоровья детей / Ж.Ж.Рапопорт // Педиатрия. —1990 — № 6. — С. 79-82.
14. Рахманов Р.С. О влиянии образа жизни и экологических факторов на состояние здоровья молодежи допризывного возраста/
Р.С. Рахманов, А.В. Покровский, А. А. Дюдяков // Гигиена и санитария. — 1999. — № 2. — С. 19-21.
15. Сергеев В. Урок физического воспитания. // Физическая культура в школе. — 1998. — № 1. — C. 16-20.
16. Скородумова Е.В. Обоснование здоровьесберегающих технологий у детей в начальный период обучения в школе / Е.В. Скородумова: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Самара. — 2007. — 24 с.
17. Соколова Н.В. Научное обоснование комплексного подхода к гигиенической оценке качества жизни учащейся молодежи / Н.В. Со-колова: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. — Воронеж . — 2008. — С. 4.
18. Хананашвили М.М. Информационные неврозы / М.М.Хананашвили — Л.: Медицина, 1978 .— 141 с.
19. Чубаровский В.В. Проблема ранней диагностики профилактики расстройств личности у учащихся подростков / В.В.Чубаровский, И.К. Рапопорт, Л.Ф. Бережков, Е.Г. Бирюкова// Материалы Всерос. науч.-практ. конфер. «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)». — М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. — С. 503-504.
20. Шляхто Е.В. Причины и последствия активации симпатической нервной системы при артериальной гипертензии / Е.В. Шляхто, А.О. Конради // Артериальная гипертензия. —Т. 9. — №3. — 2003. — С. 81-88.