Статья

Пути повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о малом и среднем предпринимательстве

Ж.Н. ИДИЛОВА, соискатель Уральской государственной юридической академии, старший прокурор отдела управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Московской области, младший советник юстиции Представлены проанализированные варианты путей повышения эффективности прокурорско-надзорной деятельности, в том числе по защите субъектов малого и среднего бизнеса.

УДК 343.163 

Страницы в журнале: 60-65

 

Ж.Н. ИДИЛОВА,

соискатель Уральской государственной юридической академии, старший прокурор отдела управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Московской области, младший советник юстиции

 

Представлены проанализированные варианты путей повышения эффективности прокурорско-надзорной деятельности, в том числе по защите субъектов малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, правовая статистика, банк результатов контрольной и надзорной деятельности.

 

Ways to improve the efficiency of Public Prosecutions the enforcement of legislation about small and medium-sized businesses

 

Idilova Zh.

 

Presents options for improving of effectiveness prosecutors and supervisory activities, including the protection of small and medium business.

Keywords: small and medium business, legal statistics, bank of the results of the control and surveillance activities.

 

За годы рыночных трансформаций малое и среднее предпринимательство превратилось в важный сектор экономики. Мировая экономика сейчас делает ставку на малый и средний бизнес. Доля небольших компаний в ВВП развитых стран, например, Франции, Великобритании, Германии, Италии, США, превышает 50%, а в некоторых достигает 70%. Россия тоже движется по пути увеличения доли малого бизнеса неплохими темпами, но этого недостаточно. «За последние 10 лет мы видим, что в структуре ВВП доля малого бизнеса удвоилась с 10 до 20%. Но даже по сравнению с восточноевропейскими странами эта доля еще недопустимо низка»[1]. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не отразиться на организации прокурорского надзора, его целях, задачах, а главное — на способах его осуществления.

Являясь ключевым элементом современной рыночной экономики, предпринимательство способствует образованию регулируемого, социально ориентированного рыночного механизма, поддержанию здоровой конкурентной среды, обеспечению предпосылок для быстрого и устойчивого экономического роста.

Анализ законодательных и иных нормативных правовых актов о надзоре за соблюдением законов в контрольной деятельности органов исполнительной власти и практики их применения свидетельствует о наличии элементов трансформации поискового прокурорского надзора за соблюдением законов из «компенсаторного» (особенно в сфере, где отсутствуют или не могут в полной мере функционировать по ряду объективных причин ни система судов, ни Уполномоченный по правам человека, ни различные органы правопорядка и контроля (надзора), ни другие государственные и негосударственные общественные организации) в орган, которому контролирующие структуры в соответствии с требованиями законодательства представляют информацию для правовой оценки законности и обоснованности проверок.

В условиях необходимости интеграции России в мировое сообщество и обеспечения ее конкурентоспособности  нонсенсом является то, что в стране до сих пор применяется фактически изжившая себя методика оптово-валовой и внеконкурентной оценки деятельности хозяйствующих субъектов и не используется весь потенциал и спектр мер государственного стимулирования их деятельности, механизм защиты развивающегося сектора малого и среднего бизнеса.

По нашему мнению, основой складывающейся идеологии организации и ведения статистического учета и контроля проверок хозяйствующих субъектов, защиты от незаконных захватов активов и контроля над малым и средним бизнесом должна стать единая правовая статистическая система оценки, адресной государственной поддержки и стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Практическая реализация новой идеологии, на наш взгляд, предполагает разработку новой (унифицированной) правовой статистической формы, а также создание методической базы, основанной на приоритетах и критериях международной практики.

Разработка комплекса унифицированных правовых методов и интегрированных статистических форм описания деятельности хозяйствующих субъектов и нарушений их прав должна стать основой для создания в стране единой системы измерения и оценки показателей стратегической и текущей политики государства. Следует отметить, что такое решение является важнейшим элементом осуществляемой административной реформы и на сегодняшний день актуально для исполнения. В сочетании с одновременным целевым применением стимулирующего потенциала государства эти нововведения позволят значительно усилить востребованность, роль и значение правовой статистической информации, доверие к ней и повысить авторитет органов прокуратуры.

 

Практическое решение задачи целесообразно осуществлять в рамках единого проекта создания государственного правового статистического банка результатов контрольной и надзорной деятельности в России, формируемого путем обязательной и немедленной сдачи всеми государственными органами и должностными лицами актов о результатах проведенных ими проверок.

Актуальность и перспективность такого решения определяется тем, что фактически будет создан банк конкретной информации о результатах проверок в целом по России. В случае обеспечения доступа к ним, например путем размещения в сети «электронного органа», все государственные органы и должностные лица, физические и юридические лица, ученые и практики смогут существенно повысить оперативность и эффективность своей аналитической деятельности и, как следствие, улучшить качество принимаемых управленческих решений.

Кроме того, анализ множества результатов однотипных проверок позволит обосновать и закрепить на законодательном уровне право отказа в их проведении, что значительно сократит их количество и вместе с тем обеспечит прозрачность контрольной и надзорной деятельности государственных органов.

Крайне важным, на наш взгляд, является то, что такой подход сделает очевидными решения многочисленных проблем и задач, которые носят хронический характер и подлежат устранению. Речь прежде всего идет об организационно-методических недостатках в организации, о планировании и исполнении планов контрольной и надзорной деятельности в России. В связи с этим возникает необходимость разработки и реализации единого национального антикоррупционного правового статистического проекта или, иначе, создания единой антикоррупционной модели российской правовой статистики.

С этих позиций принципиально важен методологический и прикладной аспект решения проблемы правового статистического измерения и оценки деятельности госорганов страны, а в конечном счете — определения коэффициента полезного действия правовой системы государства. По нашему мнению, такое направление основано на прагматичном определении их деятельности как мощного экономического фактора, от направленности, стабильности которого в значительной мере будет зависеть позитивное решение задачи вхождения России в число наиболее развитых государств мира.

Необходимо разработать положение о правовой статистической системе адресной государственной поддержки и стимулирования деятельности органов государства, физических и юридических лиц (далее — Положение). Речь идет о полном отказе от практики выделения и разделения правовых субъектов по категориям правового, социального и экономического статуса, видам профессиональной деятельности и т. д.

Взамен предлагается взять за основу классическое, типовое и унифицированное разделение правовых субъектов на государственные органы, физических и юридических лиц, но при этом внедрить единую правовую статистическую систему адресного отбора, оценки, поддержки и стимулирования их по конкретно установленным показателям и параметрам, и в первую очередь субъектов малого и среднего бизнеса.

Практическая задача Положения — определение условий и порядка функционирования единого государственного банка результатов контрольной и надзорной деятельности, призванного стать информационно-инновационной основой для принятия правовых управленческих решений органами государства, физическими и юридическими лицами в пределах своей юрисдикции.

Положение преследует цель создания в России единой информационной правовой статистической системы, обеспечивающей постоянное, системное и целенаправленное государственное стимулирование названных категорий правовых субъектов по критериям соответствия результатов их деятельности требованиям политики интеграции страны в мировое сообщество, реального участия в индустриально-инновационных программах и инвестиционных проектах.

Общую организационно-правовую основу реализации Положения составляют:

— в технологическом плане — система непрерывного правового статистического контроля и прокурорского надзора за ходом реализации органами государства, физическими и юридическими лицами своих конституционных прав, свобод и обязанностей;

— в техническом плане — постоянное ведение централизованного учета установленных на правовом статистическом уровне показателей и параметров, а также периодическая оценка результатов реализации органами государства, физическими и юридическими лицами действующих политических приоритетов, вышеназванных критериев и иных требований.

Методологическую и методическую основу Положения составляет система информационных понятий, описывающих процессы информационного обмена и взаимодействия в рамках единой модели правового статистического пространства-времени.

В целом Положение исходит из объективного и функционального определения всех правовых субъектов (государства и его органов, физических и юридических лиц) одновременно как источников и потребителей правовой статистической информации.

Если реализовать предложенный в Положении методологический подход, следует иметь в виду: на данный момент он является принципиально новым для России. При этом необходимо исходить из того, что в настоящее время вопрос о согласовании с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок хозяйствующих субъектов, а также вступление в силу Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для органов прокуратуры является актуальным, так как обязанность по ведению реестра плановых и внеплановых мероприятий возложена на органы прокуратуры.

Для целей совершенствования механизмов государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций (далее — СРО) необходима реализация комплексного подхода, предполагающего разработку соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», устанавливающих исчерпывающие требования к осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО и распространяющих указанные требования на все сферы экономической деятельности.

Необходимо отметить, что выстраивание системы государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО должно осуществляться исходя из общих задач и общественно значимых функций, исполнение и реализация которых возложены на СРО, т. е. предметом государственного контроля должно быть прежде всего соблюдение требований к разработке СРО стандартов, формированию предписанных законодательством исполнительных органов, осуществлению контроля за членами СРО, формированию средств компенсационных фондов и управлению ими, участию в урегулировании споров, являющихся, по сути, достаточно легко верифицируемыми признаками.

В связи с изложенным при разработке соответствующих нормативных правовых актов следует обратиться также к вопросу о целесообразности определения федерального органа исполнительной власти, ответственного за ведение реестров СРО в различных сферах экономической деятельности и уполномоченного на осуществление государственного контроля за СРО именно в части соответствия их требованиям законодательства о саморегулировании, при необходимости отсрочив передачу указанных полномочий на определенный переходный период.

Таким образом, целесообразно рассмотреть вопрос об объединении контрольно-надзорных полномочий в рамках прокурорских полномочий. Кроме того, реализация указанного предложения позволит устранить проблему, существенно ограничивающую возможности оперативного наблюдения за деятельностью СРО и заключающуюся в отсутствии единого подхода федеральных органов исполнительной власти к ведению реестров СРО, организации и осуществлению контрольных (надзорных) процедур.

В связи с этим предлагается возложить на вновь созданное в структуре Генеральной прокуратуры РФ независимое управление функции информационно-справочного анализа, трансформировав их затем в межведомственный информационно-аналитический институт с целью использования результатов его работы при принятии законов и учета при принятии политически важных решений на государственном уровне.

В России возникла объективная возможность создания качественно новой организационно-правовой и методической ситуации, которая потребует (в данном случае — от уполномоченного органа, а более всего для этих целей подходят органы прокуратуры с их потенциалом, техническими возможностями и необходимой потребностью в сборе правовой статистики непреступных правонарушений) определения с новых позиций своей политической роли и практического значения в системе управления государством. На данный момент, на наш взгляд, вопрос о внесении организационно-правовых и методических коррективов наиболее остро стоит в сфере учета, регистрации и контроля актов о назначении проверок хозяйствующих субъектов. Об этом прямо свидетельствует ежегодная динамика роста всех нарушений, выявляемых прокурорами при осуществлении проверок хозяйствующих субъектов.

Мы видим необходимость разработки и внедрения специального нормативного акта, предусматривающего единый для органов вневедомственного контроля и надзора порядок учета (регистрации) правонарушений непреступного характера, устанавливающего единую методику их классификации, анализа и обобщения. Положительное решение вопроса сделает общедоступной практику систематического отслеживания нарушений законодательства, введет действенную систему своевременного и полного сбора данных и информирования о количестве выявляемых нарушений, их видах, причиненном материальном ущербе и принятых мерах реагирования[2]. В этой связи необходимо разработать и принять ряд актов, определяющих порядок предоставления в органы прокуратуры информации о правонарушениях в сфере экономики, в том числе касающейся и нарушений законодательства о защите малого и среднего предпринимательства, а также положение о центре правовой информации, позволяющем ввести в действие единую систему общегосударственного учета, оперативной обработки, анализа и реализации сведений о совершенных правонарушениях в различных сегментах малого и среднего предпринимательства.

С учетом необходимости обеспечения прокурорского надзора за соблюдением прав предпринимателей при проведении контрольно-надзорных мероприятий не только на этапе отслеживания законности их назначения, но и на этапе надзора за соблюдением прав участников коммерческого оборота в процессе проведения таких мероприятий, а также того, что судебные разбирательства в случае нарушения контролирующими органами прав предпринимателей, как правило, носят затяжной характер, требуется разработка законодательных норм и механизма возможного участия прокурора в течение всего периода проведения контрольного мероприятия.

При этом следует обеспечить комплексный подход органов прокуратуры к надзору за всем процессом контрольного мероприятия, включая анализ оснований его назначения, внимание и реагирование в случае необходимости на незаконные действия проверяющих, оформление результатов проверки. Нужно четко определить полномочия органов прокуратуры, которые должны основываться на оперативном устранении фактов нарушений, приводящих к противоправному вмешательству в коммерческую деятельность лица, с целью недопущения подмены функций судебной власти.

Можно согласиться с мнением Н.Д. Бут, которая отметила ряд проблем и недостаточно урегулированных вопросов, в том числе отсутствие как на федеральном, так и на региональном уровне реестров субъектов малого и среднего бизнеса, обусловливающее многочисленные нарушения при установлении сроков проведения проверок. Представляется необходимым ввести единую систему учета обращений субъектов малого и среднего предпринимательства для дальнейшего анализа правовых и статистических данных о нарушениях. В этой связи предлагается возложить аккумуляцию всех указанных реестров на федеральном уровне на центр правовой информации, который обеспечивал бы взаимодействие с основными создаваемыми в органах государственной власти электронными компонентами, а также с информационной системой налоговых органов. Кроме того, представляется целесообразным внедрить электронную регистрацию проверок малых и средних предприятий, что обеспечит эффективную работу контролирующих государственных органов и будет направлено на пресечение их непосредственного контакта с сотрудниками органов правовой статистики. Центр должен выступить в качестве незаинтересованного и объективного посредника между субъектами малого и среднего предпринимательства и множеством государственных и иных органов, организаций в масштабе страны.

Посредством данной системы всем правоохранительным и иным органам по защищенным каналам в режиме online целесообразно предоставить удаленный доступ к сведениям правовой статистики без права корректировки данных.

Принятие закона о государственной правовой информации и статистике предоставило бы возможность осуществлять надзор за законностью и обоснованностью назначенной проверки, фиксацией проверок, отказами в их проведении и др. Данные нормы будут способствовать защите прав и свобод субъектов малого и среднего бизнеса от неправомерного вмешательства в их деятельность.

Возможности внедрения новых информационных технологий открыли бы широкие перспективы для международного обмена информацией по правовой статистике. Мерами по сокращению числа проверок субъектов малого и среднего предпринимательства могут стать не только согласование планов, но и проведение различными органами единых проверок таких субъектов.

Таким образом, сложившаяся практика назначения, регистрации и предоставления в Генеральную прокуратуру РФ лишь результатов проверок требует дальнейшего совершенствования. Как представляется, получаемые сведения не позволяют объективно оценивать экономическую эффективность государственного контроля и надзора. Регистрация и предоставление результатов проверок носят явочный характер.

Поэтому уже на данном этапе необходимо задуматься о создании единого межведомственного информационного пространства в рамках электронной базы данных государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции. Внедрение электронных технологий в процесс регистрации актов государственных органов контроля (надзора) о назначении и результатах проверок значительно сократит время, позволит осуществлять сбор сведений для оценки экономической эффективности государственного контроля (надзора), а также реализовать мероприятия по обеспечению открытости и прозрачности в их работе, начать внедрение электронного прокурорского надзора в данной сфере. 

Сложность учета складывающейся правоприменительной практики выявления нарушений законодательства о защите малого и среднего бизнеса и, соответственно, необходимость создания специализированного подразделения подтверждает и проведенный в работах автора анализ статистических данных, позволивший отметить, что по фактам нарушений прав субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе по фактам рейдерства, в год возбуждается крайне незначительное количество уголовных дел.

В целях успешного решения задач по ликвидации необоснованных административных ограничений в предпринимательской сфере, эффективной борьбы с рейдерскими захватами активов и контроля над малым и средним бизнесом следует широко использовать гласность и прозрачность в деятельности органов прокуратуры на данном участке работы на базе возможностей средств массовой информации и Интернета (сайтов органов прокуратуры), установления активного информационного обмена по соответствующим вопросам с предпринимательским сообществом. В связи с чем, на наш взгляд, необходимо создать web-сайт по правовой информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, посвященный защите прав субъектов малого и среднего бизнеса.

 

Библиография

1 http://www.gazeta.ru/business/2010/09/17/3420680.shtml

2 См.: Викторов И.С. Исполнение законов и борьба с экономической преступностью // Законность. 1998. № 11. С. 4—10.

 

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Государство активно реализует совокупность мер по поддержке развития и функционирования малого и среднего бизнеса, в том числе в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы».
Добавлено: 07.10.2023
В статье анализируется применение Руководящих принципов ООН, касающихся предпринимательской деятельности в аспекте прав человека.
Добавлено: 28.12.2021