Статья

Работа органов прокуратуры с обращениями граждан и ее роль в защите прав и свобод человека и гражданина

В.Г. КАМЫШОВ, аспирант Московского гуманитарного университета Рассматривается порядок работы органов и учреждений прокуратуры с обращениями граждан; устанавливается, что прокуратура есть гарант реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

УДК 342.7 

Страницы в журнале: 54-57

 

Ключевые слова: прокуратура, обращение, гражданин, разрешение, прокурор, Генеральная прокуратура РФ.

 

Work of bodies of Office of Public Prosecutor with references of citizens and its role in protection

of the rights and freedom of the person and the citizen

 

Kamyshov V.

 

The operating procedure of bodies and establishments of Office of Public Prosecutor with references of citizens is considered; it is established that the Office of Public Prosecutor is the guarantor of real observance of the rights and freedom of the person and the citizen.

Keywords: Office of Public Prosecutor, the reference, the citizen, the permission, the public prosecutor, the State Office of Public Prosecutor of the Russian Federation.

 

В  соответствии со статистическими данными в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются значительное количество заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов. «Важность разрешения заявлений, жалоб и иных сообщений, в которых содержатся сведения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, неразрывно связана с конституционными приоритетами, ставящими человека на первое место в системе ценностей государства и общества... Рассматривая и разрешая обращения, прокурор получает информацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод»[1].

При этом обеспечение эффективности прокурорского надзора требует такой организации работы прокуратуры, чтобы она постоянно располагала объективной и достаточно полной информацией о состоянии законности (нарушениях и обстоятельствах, способствующих нарушениям)[2]. В этих целях приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 200 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации. Поступающая информация в данной инструкции определена как:

1) обращение — изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица;

2) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

3) жалоба — просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

4) ходатайство — изложенное в письменной форме обращение заявителя с просьбой о признании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод;

5) коллективное обращение — обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания[3].

В деятельности органов прокуратуры работа с обращениями граждан занимает значительное место. Ее объем ежегодно возрастает примерно на 6%. По справедливому замечанию Ю.Е. Винокурова, это говорит о том, что граждане России широко используют предоставленное им ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в государственные органы, в том числе и органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод, торжества добра над злом[4].

Жалобы, заявления и обращения могут поступать как от лиц, права которых нарушены, так и от их представителей, а также по их просьбе от уполномоченных представителей общественных организаций, трудовых коллективов. Переданные в прокуратуру заявления, жалобы и предложения разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день. Согласно ст. 34 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» запрос омбудсмена в Российской Федерации разрешается в срок не позднее 15 дней со дня его регистрации, если в самом запросе не установлен иной срок. При наличии оснований срок рассмотрения обращений продлевается прокурором или его заместителем. Заявитель должен быть об этом уведомлен с объяснением причины продления срока.

Незамедлительно разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, руководителя Администрации Президента РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителей, секретаря Совета безопасности РФ, членов Государственного совета, председателей палат Федерального собрания РФ и их заместителей, председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также обращения, взятые на особый контроль.

Особенность данного вида правозащитной деятельности, по мнению А.В. Чурилова, заключается в том, что эта деятельность инициируется гражданами, выражающими несогласие с теми или иными действиями (решениями) должностных лиц и выборных органов власти. Эта работа проводится в несколько этапов. На первом определяется отношение поднятых заявителем вопросов к компетенции органов прокуратуры и происходит отсев тех обращений, рассмотрение которых отнесено к ведению других органов. Вторая стадия — разрешение прокурором заявлений и жалоб по существу с принятием необходимых организационных решений (об удовлетворении жалобы и применении мер прокурорского реагирования либо о признании доводов заявителя необоснованными)[5]. Все заявления, обращения, жалобы должны быть приняты к рассмотрению, или переданы в нижестоящие органы прокуратуры, или направлены в другие органы, или приобщены к ранее поступившей жалобе.

Заявления, жалобы и обращения граждан, должностных и иных лиц, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 7-дневный срок со дня регистрации должны быть отправлены по назначению. Рассмотрение сообщений о нарушении прав и свобод, как правило, дает возможность прокурору установить состав правонарушения, выяснить суть поступившего к нему обращения, определить меры, необходимые для устранения причин, способствующих обнаруженным правонарушениям. При неполноте материалов прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления недостающих документов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. В тех случаях, когда заявления, жалобы не содержат всех необходимых для принятия решения данных либо когда предъявленные доказательства вызывают сомнение, прокурор проводит проверку. Заявления, жалобы, запросы (обращения) о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов субъектов Российской Федерации, военных прокуратур окружного звена, проверяются, как правило, с выездом на место[6].

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» в качестве повода для прокурорских проверок следует рассматривать материалы уголовных, гражданских арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона[7].

Наиболее часто прокурор получает сведения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина в ходе личного приема граждан. Потребность в реализации данного полномочия возникает в тех случаях, когда восстановление нарушенных прав требует обращения в органы, наделенные соответствующей компетенцией, а заявитель необходимой для этого информацией не обладает в силу своего образовательного уровня, недоступности платной консультативно-юридической помощи либо иных причин.

Отдельные практические работники считают, что проверки соблюдения прав и свобод граждан нужно проводить не только в связи с имеющейся информацией о нарушении законов, но и без нее, в том числе в порядке общей профилактики. Такая позиция является глубоко ошибочной. Проверки соблюдения прав и свобод граждан представляют всего лишь разновидность контроля исполнения законов, поскольку защищаемыми в Российской Федерации могут быть только права и свободы, закрепленные законами (причем федеральными). Поэтому основания для прокурорской проверки, установленные ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», являются общими для всех видов проверок, в том числе осуществляемых для предупреждения нарушений прав и свобод граждан. Проверки, намеченные в целях предупреждения нарушений прав и свобод, могут быть проведены прокурором только при наличии достаточных поводов и оснований[8].

По ходу проверки необходимо выяснить: был ли факт нарушения прав и свобод человека и гражданина; если был, то в чем конкретно выразился; какие законы и правовые нормы при этом были нарушены; конкретно каким органом, организацией или лицом было допущено нарушение прав и свобод человека и гражданина; обстоятельства, способствующие данному нарушению. Заявление гражданина о прекращении рассмотрения его обращения позволяет проверяющему его заявление работнику прокуратуры остановить дальнейшую проверку, если в уже полученных материалах нет сведений о наличии нарушений закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования. По окончании проверки заявителю по его просьбе дается возможность ознакомиться с материалами и документами, относящимися к нарушению его прав и свобод, в той мере, в которой это не противоречит законным интересам других лиц, требованиям соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны.

Решение о предоставлении заявителю возможности рассмотреть документы принимает в Генеральной прокуратуре Генеральный прокурор РФ или его заместители, начальники управлений и отделов; в прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов, районов, военных и других специализированных прокуратурах — соответствующие прокуроры, их заместители, начальники управлений и отделов. После изучения документов работник прокуратуры составляет и вкладывает в надзорное производство справку о том, с какими материалами заявитель был ознакомлен.

При рассмотрении всех поставленных в обращениях граждан вопросов, при условии что приняты все меры для устранения нарушений прав и свобод заявителей, когда даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством, когда отправлен письменный ответ, обращения граждан считаются разрешенными и снимаются с контроля. В данном случае прокуроры руководствуются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Длительное время в юридической литературе и в правозащитных организациях дебатировался вопрос о возможности оставления обращения гражданина без разрешения. В судах был рассмотрен ряд дел, связанных с прекращением прокурорами переписки с гражданами. В результате судебные инстанции подтвердили соответствие Конституции РФ и законам установленного Генеральной прокуратурой РФ порядка оставления обращений граждан без разрешения в случаях, когда в повторных жалобах уже не содержалось новых доводов, а по всем предыдущим проводились объективные и полные проверки и были даны ответы[9]. В настоящее время Генеральная прокуратура РФ предусматривает ряд оснований, по которым обращения граждан можно оставить без рассмотрения, а именно:

— в обращениях отсутствуют сведения о фамилии и месте жительства заявителя (такие заявления признаются анонимными и остаются без движения, за исключением тех случаев, когда в таких обращениях содержатся сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях);

— содержание обращения лишено логики и смысла, а в материалах проверки предыдущих обращений имеется документ, свидетельствующий о психическом заболевании заявителя, не позволяющем адекватно оценивать происходящие события;

— обращение содержит выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а также нецензурные выражения;

— содержание обращения свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел или осуществлении надзорных полномочий.

В случае отказа в удовлетворении просьбы гражданину направляется аргументированное разъяснение в срок не позднее 10 дней. Решение об оставлении жалобы (обращения) без разрешения принимается начальником управления, отдела (на правах управления), старшим помощником прокурора в субъекте Российской Федерации, прокурором города, района, военным или специализированным прокурором на основании рапорта исполнителя.

В механизме защиты личных прав и свобод человека и гражданина прокуратура занимает самое важное место, так как правозащита является для нее особой задачей. Конечно, в интересах личности действуют и другие государственные органы, которые осуществляют правоохранительную деятельность. Но в государственном механизме России именно органы прокуратуры — гарант реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина, так как они являются наиболее действенными органами в защите всех прав граждан, представляют собой единую централизованную систему, владеющую целым рядом специфических правовых средств и различными формами прокурорского реагирования.

Генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка в интервью журналу «Человек и закон» 8 июля 2010 г. справедливо заметил, что «у работников прокуратуры никогда не бывает мало работы. Мы ощущаем, как растет востребованность прокуратуры, повышается ее авторитет. Люди нам доверяют, потому что получают здесь реальную помощь. Ни одно обращение гражданина не остается без внимания. Поэтому и количество жалоб в органы прокуратуры в последнее время значительно возросло»[10].

 

Библиография

1 Устименко И.В. Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2009. С. 124.

2 См.: Тризно И.Н. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2009. С. 111.

3 Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ: http://www.genproc.gov.ru

4 См.: Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: Учеб. — М., 2007. С. 171.

5 См.: Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора. — М., 1999. С. 41.

6 См.: Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Подготовлен для системы КонсультантПлюс. 2007.

7 http://www.genproc.gov.ru

8 См.: Чурилов А.В. Указ. раб. С. 49.

9 Там же. С. 44.

10 Чайка Ю.Я. Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки журналу «Человек и закон» // http://www.genproc.gov.ru/management/interview/document-88

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024