УДК 340.134
Страницы в журнале: 10-14
Т.В. Росик,
соискатель отдела теории государства и права Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины Украина, Киев rosik_t@mail.ru
Проведено обобщение взглядов ученых на проблему понимания содержания и разновидностей факторов правотворчества; указано на необходимость научного переосмысления проблематики их развития в современных условиях трансформации общественных отношений; проанализированы критерии классификации факторов правотворчества; раскрыты особенности развития факторов правотворчества в современный период развития общественных отношений.
Ключевые слова: правотворчество, фактор, явление, классификация, характеристика, общество, исследование, условие.
Правотворчество как феномен объективной действительности считается сложным и многоаспектным явлением, имеющим социально обусловленный правовой характер. Такое сочетание социальных и правовых характеристик правотворчества предопределяет его сущность и результативность осуществления, связанные с формированием, изменением и прекращением действия правовых норм, а также с их правовым воздействием на общественные отношения. Указанным обосновывается необходимость научного исследования правотворчества как явления объективной действительности, которое находится в состоянии изменения и трансформации под влиянием системы факторов, обусловливающих характер, содержание и результаты правотворческой деятельности.
В современных условиях трансформации большинства сфер общественных отношений, связанной с интенсификацией их развития, роль правотворческой деятельности в обеспечении своевременного и эффективного правового регулирования общественных отношений значительно возрастает. В таких условиях на первый план выходит проблема гарантирования взаимосвязи состояния развития общественных отношений и качества норм национального и международного права, обеспечивающей надлежащий уровень эффективности правового регулирования общественных отношений в конкретный период их развития. В свою очередь это доказывает необходимость научного исследования и переосмысления системы факторов, раскрывающих содержание и желаемый результат правотворчества, выступающих критерием качества существующего правового регулирования. От того, насколько с научной точки зрения подробно и всесторонне будет проанализирована проблематика содержания и разновидностей факторов правотворчества, особенностей их влияния на правотворческую деятельность в современных условиях развития общества, будет зависеть уровень научной обоснованности осуществления правотворческой деятельности, касающейся разработки и принятия правовых норм в той или иной сфере правового регулирования общественных отношений. В юридической литературе проблематика факторов правотворчества изучена достаточно основательно. Указанные вопросы исследовались в работах таких ученых как С.С. Алексеев, Д.А. Керимов, Д.А. Ковачев, А.С. Пиголкин, Р.О. Халфина, Ю.С. Шемшученко, А.И. Ющик. Однако учитывая то, что проблематика научного исследования факторов правотворчества зависит от конкретных условий развития общества и особенностей правотворческого процесса, сегодня в юридической науке значительно актуализируется научное исследование теоретико-правовых аспектов факторов правотворчества как явления объективной действительности, а также вопроса о том, что факторы правотворчества должны максимально отражать особенности текущего правотворчества как разновидности юридической практической деятельности.
Следует особенно отметить, что современных научных исследований проблем факторов правотворчества в теории государства и права не проводилось. Это еще раз указывает на необходимость соответствующего современного переосмысления указанной проблематики. Поэтому целью данного исследования будет обобщение существующих взглядов на проблемы сущности, содержания и разновидностей факторов правотворчества и уточнения особенностей их развития в современных условиях трансформации общественных отношений.
Прежде всего следует сказать о том, что в юридической науке вопрос факторов правотворчества не является новым. Уже довольно продолжительное время теория правотворчества анализирует содержание и значение факторов, влияющих на процесс разработки и принятия нормативных правовых актов. Изучаются объективные условия развития общественных отношений, являющиеся предпосылками правотворчества; исследуются вопросы значения и уровня влияния факторов правотворчества на весь процесс создания права; обращается внимание на методологию их выявления и полноту анализа. В юридической литературе преимущественно рассматриваются факторы правотворчества, которые определяются как основные принципы и специфические социальные условия, влияющие на правотворческий процесс. В то же время подчеркивается, что факторы правотворчества имеют правообразующее значение и должны быть тщательно изучены, исследованы и проанализированы именно на проектной стадии правотворчества [6, с. 38—76]. А. Нашиц, рассматривая вопросы сущности факторов правотворчества, отмечает комплексность существующих научных представлений о факторах, определяя их как совокупность природных и общественных (материальных и духовных) обстоятельств. Ученый отмечает также то, что факторы имеют социальный источник происхождения и определяют природу правовых норм, в чем и проявляется их значение [6 , с. 77].
Д.А. Керимов в своих работах выделяет единственный определяющий фактор правотворчества, а именно цель, которую преследует правотворец, выражая в праве волю народа. В таком случае фактором правотворчества, по убеждению ученого, является волеизъявление народа, трансформированное (сформулированное) правотворцем [4, с. 18]. А.Б. Венгеров называет основным фактором правотворчества его цель, что касается упорядочения и стабилизации общественных отношений, обусловленных внутренними преобразованиями общества (влияние социальной борьбы, борьбы экономических и социальных интересов и т. д.) [2, с. 491]. Л.И. Спиридонов раскрывает сущность факторов правотворчества как системы культурных, экономических, политических и других аспектов, в результате воздействия которых создателем права является все общество [10, с. 147].
Основными факторами, определяющими формирование права, являются материальные условия жизни общества, в котором существуют различные формы собственности, функционирует режим свободы предпринимательства (экономические факторы). Большое влияние на формирование права оказывают политическая обстановка в стране, характер взаимодействия различных слоев общества и групп населения, уровень активности политических партий, движений и общественных объединений (политические факторы). Принципиальное значение при создании новых юридических норм имеют также степень заботы общества и государства о личности, интересы и потребности в охране и обеспечении ее прав и свобод (социальные факторы). В многонациональном государстве процесс формирования права во многом определяется формами сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, заботой об их равноправии и свободном развитии, государственно-правовыми способами оформления их юридического статуса (национальные факторы). Международное положение государства, уровень и характер взаимоотношений с другими государствами и международными организациями также оказывает существенное влияние на правотворчество (внешнеполитические факторы). Идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства (идеологические факторы), также имеют существенное значение для правотворчества. Наконец, государство, осуществляя юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты (организационно-волевые факторы). Совокупность перечисленных факторов формирует основу для оптимального и эффективного осуществления правотворческой деятельности, активного творческого, опережающего влияния права на общественные отношения [7, с. 212].
Учитывая указанное выше, факторы правотворчества представляют собой комплекс объективных условий общественного развития, обусловленных потребностями и интересами общества на конкретном этапе его становления, которые определяют необходимость изменения правового регулирования. Важным вопросом факторов правотворчества является их классификация, которая дает возможность представить их в виде определенной системы. Проведение классификации факторов правотворчества позволит представить их в целом, как особое явление, которое имеет систему закономерностей их взаимосвязи и функционирования. Это также позволит обобщить основные закономерности развития факторов правотворчества в современных условиях трансформации общества. Несмотря на то, что в юридической литературе неоднократно предпринимались попытки провести обобщение факторов правотворчества и выделить их разновидности, все же следует отметить, что не существует единых подходов к характеристике разновидностей факторов правотворчества и почти отсутствуют обоснованные учеными подходы к классификации факторов правотворчества. К перечню факторов, которые составляют предпосылку законотворчества, учеными относятся:
— объективные факторы, среди которых выделяются экономические, территориальные, экологические, демографические;
— субъективные, в состав которых входят политические, идеологические, социально-групповые, национальные, культурологические, психологические факторы;
— обеспечивающие факторы, которые делятся на организационные, информационные и научные;
— факторы развития, а именно реальные условия жизнедеятельности общества, являющиеся движущей силой совершенствования функционирования общества.
При этом отмечается, что уровень влияния этих факторов неравнозначен, поскольку зависит от многих условий социального плана [11, с. 158].
Современный трансформационный характер развития общества непосредственно определяет специфику всех социальных явлений, которые происходят в обществе, в том числе и процесса правотворчества. Соответственно, содержание и роль факторов правотворчества, а также характеристику их влияния возможно раскрыть только с позиции исследования проблем переходного этапа жизнедеятельности общества, определяющегося как трансформационный.
В социологических и юридических источниках процесс (состояние) трансформации характеризуется как «специфическое положение определенного явления, в котором происходит процесс модификации (изменения) его внутренней структуры» [8]. В социологической литературе, посвященной исследованию проблем реформирования общества, отмечается, что любые социальные преобразования, происходящие в условиях трансформации общества, проходят через этап трансформационного кризиса, представляющего собой специфическое состояние общества, при котором с огромными трудностями для государства и его населения реализуются социальные модификации (изменения), происходящие в условиях социальных противоречий и конфликтов различных интересов [5]. Указанные изменения проходят при общей тенденции международной социализации (глобализации) и присоединения к международным стандартам во всех сферах жизнедеятельности. Именно эти модификации наиболее характерны для современного этапа развития социума, что связано с преобразованием (реформированием) многих сфер жизни общества. Все это непосредственно отражается и на явлении правотворчества, которое, с одной стороны является средством модернизации (преобразования) общества путем создания правовых норм, а с другой стороны выступает объектом системы социальных преобразований в соответствии с требованиями уровня развития общества и международных стандартов. В современных социологических литературных источниках трансформационный этап развития общества стран бывшего СССР характеризуется как переходный от затяжного кризисного этапа к этапу становления демократических институтов и внедрения реформаторских принципов развития государственно-правовых явлений, происходящих в условиях глобализационных процессов в социально-экономической, экологической и информационной сферах [1, с. 45—46]. По мнению Т.И. Заславской и Р.Г. Громовой, трансформация институтов общества непосредственно отразилась на его социальной структуре, что повлияло на изменение отношения общества к власти и собственности, детерминировало осуществление смены социальных элит и перераспределение социальных групп, ослабление государственной власти, распространение политического противостояния среди политических партий и движений, распад старых и формирование новых общественных институтов [3, с. 134—135] и активизировало комплексную трансформацию правового сознания и правовой культуры граждан [9]. Именно при таких переходных условиях развития общества возникают те проблемные сферы общественных отношений, которые требуют изменения правового регулирования, охватываемого явлением объективной социальной необходимости. Указанная конфигурация общественных отношений, не отвечающая интересам (уровню развития) общества и требующая дальнейшего правового упорядочения, составляет предпосылку процесса правотворчества, т. е. формирует содержание факторов правотворчества.
Особенность правотворческой деятельности на современном этапе определяется содержанием факторов правотворчества, которые отражают специфику трансформационных процессов, происходящих во многих сферах жизнедеятельности общества. В связи с этим считаем целесообразным обобщить факторы правотворчества с учетом особенностей современного состояния развития общественных отношений.
Учитывая сложность и многоаспектность факторов правотворчества, они должны быть упорядочены согласно определенной группе критериев, что позволит отразить всесторонность факторов правотворчества как таковых и дать их характеристику.
В зависимости от значения факторы правотворчества могут быть классифицированы на:
— основные, непосредственно определяющие неудовлетворительное (дестабилизирующее) состояние правового регулирования общественных отношений и развития общества, которые с помощью разрабатываемых правовых норм будут устранены или изменены. В качестве примера можно привести показатели дисциплины выполнения правил дорожного движения участниками дорожного движения, что сегодня повлияло на правотворческий процесс, касающийся постепенного ужесточения юридической ответственности за нарушение правил дорожного движения;
— факультативные, т. е. такие факторы, которые непосредственно не определяют неудовлетворительного (дестабилизационного) состояния правового регулирования общественных отношений и развития общества, но при некоторых условиях могут влиять на основные факторы, а также воздействовать на состояние правопорядка в обществе. В качестве примера можно привести правотворческую работу по упрощению регистрационных процедур в сфере предпринимательской деятельности, что должно содействовать ее развитию.
В зависимости от сферы правового регулирования общественных отношений факторы правотворчества делятся на:
— экономические, отражающие уровень экономического развития общества и связанные с изменениями в экономической сфере, которые определяют необходимость изменения правового регулирования. Наиболее характерным примером таких факторов является мировой экономический кризис, повлиявший на международное и внутригосударственное правотворчество, результатом чего стало принятие ряда антикризисных актов;
— политические, т. е. факторы, отражающие уровень политического развития общества и связанные с изменениями в политической сфере, определяющими необходимость изменения правового регулирования. В данном случае в качестве примера можно привести кризисные явления в политической сфере того или иного государства, которые привели к необходимости принятия нормативных правовых актов, нацеленных на преодоление политического кризиса;
— социальные, которые представляют собой систему факторов, отражающих уровень социального развития общества и социальной защищенности людей и связанные с изменениями в социальной сфере, определяющими необходимость изменения правового регулирования. Реформирование пенсионной системы, с которым сегодня столкнулась Украина, обусловлено дисбалансом демографического развития населения Украины, в результате чего возникла необходимость изменения пенсионного законодательства, повлекшая принятие соответствующих правовых актов в сфере пенсионного обеспечения;
— культурные, отражающие уровень культурного развития общества и связанные с изменениями в культурной сфере, что определяет необходимость изменения правового регулирования. В данном случае можно привести пример активизации правотворчества в сфере международного сотрудничества в культурной сфере, что является основой культурного развития общества.
В зависимости от территориальной распространенности общественных отношений, влияющих на правотворчество, можно выделить следующие факторы: национальные, отражающие внутригосударственные потребности и интересы общества, определяющие правотворческую деятельность; международные, природой которых являются международные потребности и интересы, влияющие на международное и национальное правотворчество.
В зависимости от характера факторы правотворчества делятся на объективные, отражающие реальное состояние развития общественных отношений и необходимость правового регулирования; субъективные, отражающие потребности и интересы конкретных субъектов в правотворческой сфере.
Подводя итог, следует указать, что изучение и анализ факторов правотворчества, условий их влияния на содержание форм (источников) права, а также специфика работы субъектов правотворчества доказывает: в современных условиях осуществления правотворчества значительно усиливается роль факторов правотворчества, которые имеют сложный много-
аспектный характер, могут быть классифицированы на виды и определяют содержание и результат правотворчества. Поэтому их научное исследование является крайне важным в современных условиях развития и совершенствования правовых систем особенно тех стран, которые образовались на территории бывшего СССР.
Список литературы
1. Авраамова Е., Дискин И. Социальные трансформации и элиты // Общественные науки и современность. 1994. № 3.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для вузов. — М., 1998.
3. Заславская Т.И., Громова Р.Г. Социальная стратификация в России // Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики) / под ред. Д.С. Львова. — М., 1999.
4. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. — М., 1962.
5. Критика российских реформ отечественными и зарубежными экономистами. URL: http://www. rusref.nm.ru
6. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / под ред. Д.А. Керимова и А.В. Мицкевича, послесловие Д.А. Керимова. — М., 1974.
7. Общая теория права: учеб. для юрид. вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; под общ. ред. А.С. Пиголкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1996.
8. Реформы современного общества. URL: http://www.pl.spb.ru
9. Реформы современности. URL: http://www. data.minsk.by
10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: учеб. — М., 1995.
11. Тихомиров Ю.А. Теория закона. — М., 1982.