Статья

Развитие частных высших учебных заведений в Украине в условиях влияния постсоветских традиций высшего образования: хозяйственно-правовой аспект

Исследуются вопросы природы и места частных высших учебных заведений в системе высшего образования; обобщаются взгляды ученых на проблему развития правового регулирования хозяйственной деятельности частных высших учебных заведений; обосновываются тенденции развития частного высшего образования.

УДК 342.733(477) 

Страницы в журнале: 148-151

 

М.А. ТИМОШЕНКО,

кандидат юридических наук, зам. декана юридического факультета  частного высшего учебного заведения «Европейский университет» (Киев)

 

Исследуются вопросы природы и места частных высших учебных заведений в системе высшего образования; обобщаются взгляды ученых на проблему развития правового регулирования хозяйственной деятельности частных высших учебных заведений; обосновываются тенденции развития частного высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, частное высшее учебное заведение, образовательная деятельность.

 

Development of Private Higher Educational Establishments in Ukraine in the Conditions of the Post-Soviet Traditions of Higher Education: Economic and Legal Aspect

Timoshenko M.

In this article we investigate questions of the nature and location of private higher education institutions in higher education, summarize the views of scientists on the issue of legal regulation of economic activities of private institutions of higher education, reveal trends of private higher education.

Keywords: private educational, private higher educational establishment, educational activity.

 

Система высшего образования имеет ключевое значение для развития интеллектуального потенциала любого общества и государства, что определяет уровень их цивилизованности. В связи с этим одной из основных функций государства является надлежащее обеспечение функционирования системы высших учебных заведений, в том числе и основанных на частной собственности.

Появление частных высших учебных заведений в Украине в начале 1990-х годов связано прежде всего с происходившими в 1980-х годах процессами демократизации советского общества и ослабления советской административно-командной системы управления. В результате  в странах постсоветского пространства стали развиваться субъекты хозяйствования, основанные как на государственной, так и на частной форме собственности. И несмотря на то, что на момент провозглашения независимости Украины законодательство было несовершенным и стартовые условия развития частных высших учебных заведений по сравнению с высшими учебными заведениями иных форм собственности были неравными, частные высшие учебные заведения стали самостоятельным элементом системы высшего образования Украины.

История становления частного высшего образования в Украине насчитывает уже более 20 лет, но нельзя не отметить, что правовое регулирование хозяйственной деятельности частных высших учебных заведений в настоящее время находится в состоянии трансформации, обусловленной:

1) усилением процессов глобализации и международной интеграции, наиболее выраженных в системе образования. Это требует адекватного совершенствования правового регулирования хозяйственной деятельности частных высших учебных заведений в аспекте защиты национальных традиций высшего образования и активизации транснационального сотрудничества в сфере высшего образования;

2) сохранением так называемого постсоветского влияния на развитие системы высшего образования в целом, выраженного в приоритете правового обеспечения хозяйственной деятельности государственных и коммунальных высших учебных заведений в системе высшего образования: в льготах по налогообложению, наличии более развитой материально-технической базы, в особенностях хозяйственно-правового статуса и т.п.

С подобной ситуацией столкнулось большинство стран постсоветского пространства. В связи с этим в современных условиях развития системы высшего образования необходима активизация научных исследований с целью выработки единого подхода к правовому регулированию хозяйственно-правового статуса всех высших учебных заведений на равных условиях. При этом следует обратить внимание на тенденции развития хозяйственной деятельности частных высших учебных заведений и правового регулирования этой деятельности: это позволит, используя прогностический метод изучения государственно-правовых явлений, определить направления развития данной  деятельности.

Развитие интеллектуального потенциала любого государства, как уже отмечалось, обусловлено развитием системы высших учебных заведений, в том числе и частных. Так, белорусский ученый Н.В. Суша отмечает, что в экономической системе любого государства система высшего образования является важнейшим стратегическим ресурсом и отправным пунктом выхода из кризиса. Причем на сегодня главной проблемой функционирования системы высшего образования становится эффективность сочетания государственного и негосударственного секторов. Основные цели образования — получение учащимися знаний, стимулирование их к дальнейшему познанию, формирование образованного общества, создание для всех равных возможностей и т. д.[1]. Высшее образование является исключительной сферой национального суверенитета. Его значение возрастает в связи с тем, что во всех сферах жизнедеятельности общества значительно увеличивается интеллектуальная составляющая. Это отражается на повышении требований к профессиональной и социальной мобильности, а также образованности человека[2]. Исходя из этого, ученые подчеркивают, что развитие системы высшего образования основано на единых принципах хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности учебных заведений, которые обеспечивают реализацию целей образовательной деятельности в целом.

В юридической литературе тенденции развития правового регулирования хозяйственной деятельности частных высших учебных заведений рассматриваются достаточно эпизодически, и эти исследования, как правило, носят общий характер.

При этом среди современных тенденций развития системы образования отмечается особенность ее хозяйственной деятельности, связанная с усилением мобильности, активизацией международной интеграции, что требует адекватного изменения правового регулирования в контексте стимулирования указанных интеграционных процессов.

По мнению В.Ф. Черныша, современный мир отличается высокой мобильностью образования, обеспечиваемой доступностью связи, возможностью свободного перемещения ученых и учащихся, значительным количеством учебных пособий, развитием сферы образования, сети Интернет и других электронных информационных ресурсов[3]. В.Ф. Черныш отмечает, что в последние годы значительно усилился интерес к качеству образования. Он проявляется как в активизации работы аккредитационных комиссий, так и в работе национальных учреждений по контролю за качеством высшего образования. Причем на сегодня международный рынок образовательных услуг более чем на 50% состоит из учреждений системы частного образования, и на нем могут работать и работают те частные высшие учебные заведения, которые предоставляют соответствующий уровень образовательных услуг[4].

По мнению Н.Г. Чибисова, сегодня частные высшие учебные заведения способны готовить современных специалистов, которые независимо от характера своей подготовки могли бы работать, ориентируясь в глобальных, общемировых, социокультурных и технологических процессах[5]. Отмечается, что в современных условиях развития страны рынок образовательных услуг уже сформировался и продолжает развиваться. Он представляет собой социальный механизм, обеспечивающий непрерывную связь между производителями и потребителями экономических благ в сфере высшего образования. Основными субъектами образовательного рынка являются высшие учебные заведения разных форм собственности, государство в лице уполномоченных субъектов и потребители, обеспечивающие заказ на подготовку специалистов[6].

Рассматривая указанные аспекты развития системы высшего образования применительно к тенденциям совершенствования правового регулирования хозяйственной деятельности частных высших учебных заведений в Украине, можно отметить двойственный характер этих тенденций:

— с одной стороны, хозяйственная деятельность частных высших учебных заведений является основой развития и внедрения в образовательную деятельность новейших технологий, связанных с необходимостью международной интеграции и институционализации высшего образования, с распространением высоких стандартов высшего образования и т. д.;

— с другой стороны, правовое регулирование хозяйственной деятельности частных высших учебных заведений остается прежним, т. е. устаревшим, не соответствующим современным требованиям, и обусловлено это доминированием в системе высшего образования государственных высших учебных заведений, хозяйственная деятельность которых имеет более консервативный характер.

Тем не менее И.И. Тимошенко отмечает, что частная форма образования в Украине имеет «перспективный и необратимый характер». Об этом говорит поступательный характер ее развития. Частное образование — это явление не случайное и не временное, его возникновение и развитие — это проявление объективных процессов развития государства, достаточной зрелости общества, способности его на революционные действия, в частности на коренное изменение сознания общества, проявление высокого интеллекта нации, смелости и решительности ее представителей строить новый духовный и технологический мир[7].

По общему мнению ученых, для развития частного высшего образования необходимы:

— дальнейшая реализация политики уравнивания в правах всех высших учебных заведений[8];

— развитие благоприятной среды для функционирования частного образования[9];

— выведение частного образования из института предпринимательской деятельности[10];

— дальнейшая специализация высшего образования[11];

— обеспечение взаимосвязи между потребностями рынка труда и уровнем образования[12] и т.д.

Н.В. Суша считает, что развитие частного высшего образования имеет хозяйственно-экономические предпосылки и хозяйственно-экономическое назначение для развития экономики государства: «Возникновение высших негосударственных учебных заведений обусловлено несоответствием между структурой высококвалифицированной рабочей силы и потребностями экономики; наличием организаций, обладающих необходимыми материальными резервами и навыками для развития образовательной деятельности; наличием высококвалифицированного контингента преподавателей, которые имеют возможность создавать новые программы, курсы и т.д.»[13].

Анализируя опыт Российской Федерации, ученые отмечают, что на постсоветском прост-ранстве импульсом для становления негосударственного сегмента в образовании стали новые возможности содержания образования, организации учебного процесса, обеспечения адекватной оплаты труда преподавателей и сотрудников, реализации предпринимательских подходов в образовании[14].

Утверждается, что система негосударственных высших учебных заведений положительно влияет на развитие хозяйствование страны посредством:

— увеличения валового национального продукта и сокращения безработицы в области высшего образования;

— противодействия монополизму в экономике;

— заполнения образовательных пробелов, возникших в процессе перехода к рыночным отношениям;

— гибкого реагирования на спрос рынка труда с помощью переподготовки кадров и т. д.[15].

Своеобразное видение тенденций и перспектив развития частного высшего образования сложилось у К.Б.Иваненко, который выделяет три варианта дальнейшего развития частного высшего образования:

а) инерционный, обусловленный стихийными процессами развития образования в целом и высшего образования в частности. Именно такой вариант, по мнению ученого, является наиболее вероятным в отсутствие реформ и обеспечения синхронного развития как государственного, так и частного секторов высшего образования. При инерционном варианте развития высшего образования возникает угроза бессистемного развития как системы высших учебных заведений, так и их хозяйственной деятельности;

б) перспективный (нормализованный), возможный при условии стабилизации экономики государства, расширения инвестиционной деятельности в сфере негосударственного образования, равномерного распределения учебных заведений по территориальному признаку. Этот вариант обеспечивает гармонизацию образовательной и стабилизацию хозяйственной деятельности в сфере подготовки специалистов;

в) оптимистичный, который возможен при условии ускоренного роста экономики государства, что в свою очередь будет стимулировать и развитие хозяйственной деятельности частных высших учебных заведений. Этот вариант позволит увеличить финансовую стабильность негосударственного образования, рост доходов и повышение уровня жизни населения, что обеспечит появление дополнительных ресурсов для развития государственного и негосударственного секторов в высшем образовании[16].

Таким образом, ученый акцентирует внимание на первичности экономического роста государства и производном характере развития системы высшего образования. Соответственно, и правовое регулирование хозяйственной деятельности частных высших учебных заведений будет исходить от правотворческих органов государства и корректироваться в зависимости от экономического роста государства.

Обобщая взгляды ученых касательно общих закономерностей развития правового регулирования хозяйственной деятельности частных высших учебных заведений, следует подчеркнуть характерные особенности, которые, полагаем, отражают специфику становления системы высшего частного образования в Украине:

1) отсутствие в юридической науке комплексных научных исследований вопросов правового регулирования хозяйственной деятельности высшей школы в целом и частной высшей школы в частности;

2) бессистемный характер развития правового регулирования хозяйственной деятельности частных вузов, что связано с отсутствием исторических традиций развития частной высшей школы в Украине, отсутствием единых концептуальных основ развития высшего образования и частного высшего образования, непоследовательностью политики государства в сфере образования, неоднозначностью отношения к частному высшему образованию как со стороны общества в целом, так и со стороны органов государственной власти и местного самоуправления;

3) усиление правовой зарегулированности функционирования системы частного высшего образования. Со времен провозглашения независимости Украины высшая школа прошла сложный путь от создания рыночных условий хозяйствования к современному ужесточению контроля за хозяйственной деятельностью частных высших учебных заведений со стороны государства;

4) отсутствие равноправия в условиях осуществления хозяйственной деятельности между частными высшими учебными заведениями и высшими учебными заведениями других форм собственности;

5) необеспеченность свободной конкуренции между высшими частными учебными за-ведениями в сфере высшего образования;

6) усиление влияния политических факторов развития общества на становление правового регулирования хозяйственной деятельности в сфере частного высшего образования;

7) непоследовательность развития законодательной базы Украины, регламентирующей хозяйственную деятельность частных высших учебных заведений, что создает дисбаланс развития высшего образования из-за отсутствия стабильности правового регулирования в этой сфере.

 

Библиография

1 См.: Суша Н.В. Экономические проблемы высшего негосударственного образования Республики Беларусь в период становления рыночных отношений: автореф. дис. … канд. экон. наук. — Минск: БГУ, 1997. С. 3.

2 См.: Абрекова Л.О. Реализация идей личностно-ориентированого образования в негосударственном вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Ставрополь, 2000. С. 12.

3 См.: Черныш В.Ф. Международное сотрудничество. Доступ к мировому качеству образования и обучения: сертификация // Экономико-правовые аспекты деятельности приватных вузов, концептуальные основы их деятельности и развития: материалы ІІ междунар. семинара лидеров приватного образования.  — Харьков, 2000. 172—173.

4 См. там же.

5 См.: Чибисова Н.Г. Концепция воспитательной работы в вузах негосударственной формы собственности // Там же. С. 179.

6 См.: Швагирёва А.А. Развитие предпринимательской деятельности негосударственных вузов на рынке образовательных услуг в современных условиях: автореф. дис. … канд. экон. наук. — М.: МГОУ, 2004. С. 19.

7 См.: Тимошенко І.І. Розвиток приватної освіти в Україні: основні підсумки і перспективи // Программа и материалы междунар. семинара лидеров приватного образования «Приватное образование в посттоталитарном обществе: первые итоги, проблемы, перспективы». — Харьків, 1999. С. 80.

8 См.: Орлов П.І. Правове регулювання діяльності вищих навчальних закладів приватної форми власності // Із виступу на Всеукраїнській науково-практичній конференції «Правове регулювання вищої освіти України: сучасний стан та перспективи розвитку». — К.: Європейський університет, 2009.

9 См.: Єрохін С.А. Про необхідність приведення законодавчо-нормативної бази в Україні відповідно до вимог Конституції // Там же.

10 См.: Цимбалюк В. С. Ліцензування та акредитація освітніх послуг як засоби формування інформаційного суспільства в Україні // Там же.

11 См.: Маліновська І.В. Спеціалізований вищий навчальний заклад у системі вищої освіти // Там же.

12 См.: Савчук О.П. Практична підготовка студентів: сучасний стан і перспективи розвитку // Там же.

13 См.: Суша Н.В.  Указ. раб. С. 3.

14 См.: Лукашенко М. Рыночная трансформация системы образования в России. // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №4.  С. 18—28.

15 См.: Суша Н.В. Указ. раб. С. 3.

 

16 См.: Иваненко К.Б. Негосударственное высшее образование России: тенденции и особенности развития (социологический аспект исследования): автореф. дис. … канд. социол. наук. — Екатеринбург, 2004. С. 15—16.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье проанализированы современные тенденции управления системой высшего образования и его регулирования в отдельных зарубежных странах. Анализ зарубежного опыта демонстрирует стремление к формированию государственно-общественной модели управления образовательными организациями высшего образования, а также к поиску баланса процедур внутренней и внешней оценки их деятельности
Добавлено: 03.11.2024
Рассматриваются актуальные вопросы цифровизации контрольной (надзорной) деятельности в сфере высшего образования. На основе анализа административно-правового регулирования и правоприменительной практики автором сделаны выводы о недостаточном уровне «цифровой зрелости» контрольной (надзорной) деятельности в сфере образования
Добавлено: 28.12.2023
Рассматриваются отдельные вопросы нормативно-правового сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации.
Добавлено: 02.09.2020
Рассматриваются актуальные вопросы, связанные со спецификой права человека на высшее образование и обеспечением этого права в условиях интенсифицирующихся процессов глобализации.
Добавлено: 24.11.2017
Рассматриваются актуальные аспекты осуществления политики Всемирного банка в сфере поддержки и финансирования высшего образования.
Добавлено: 18.07.2017