Статья

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в случаях, когда конкурс признан несостоявшимся

А.В. СОРОКИН, соискатель Московского пограничного института Федеральной службы безопасности В статье анализируются проблемы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в случаях, когда в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ конкурс признается не состоявшимся. На основании проведенного исследования автор делает вывод о возможности заключения контракта в данных случаях.

А.В. СОРОКИН,

соискатель Московского пограничного института Федеральной службы безопасности

 

В статье анализируются проблемы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в случаях, когда в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ конкурс признается не состоявшимся. На основании проведенного исследования автор делает вывод о возможности заключения контракта в данных случаях.

Ключевые слова: размещение заказов, государственные нужды, заключение контракта, конкурс, государственный заказчик.

 

Placing orders for goods, works and services for public use in cases where competition is declared invalid

A.  Sorokin

This article examines the problem of placing orders for goods, works an

d services for public use in cases where, in accordance with the rules of the Federal Law of 21.07.2005 № 94-FZ of the competition is considered not valid. Based on the research the author concludes that the possibility of concluding the contract in such cases.

Keywords: placing orders, the state needs, contracting, competition, government customers.

 

Практика размещения государственных заказов в Российской Федерации такова, что государственным заказчикам (далее — государственные заказчики) приходиться предпринимать достаточно серьезные усилия по организации и проведению конкурсных процедур: образовывать конкурсные комиссии (далее — комиссии) и определять порядок их работы, разрабатывать и утверждать конкурсную документацию, в том числе проект государственного контракта, и т.д. Все эти мероприятия отнимают у государственного заказчика много времени, сил и средств. Как «вознаграждение» за это в идеале хотелось бы выбрать достойного поставщика (исполнителя, подрядчика) и заключить с ним государственный контракт по цене, которая не будет превышать начальную максимальную цену, указанную в конкурсной документации.

К сожалению государственных заказчиков, очень часто на практике все их  усилия «сводятся на нет» в силу того, что конкурс признается несостоявшимся. В этой связи возникает вопрос: «А что же делать теперь и как разместить заказ (заключить государственный контракт) на так необходимую государству продукцию (работы, услуги) в возможно короткие сроки?». Попробуем рассмотреть этот вопрос подробнее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 447 части первой Гражданского кодекса Российской Фе-дерации конкурс признается не состоявшимся если в нем участвовал только один участник. Вместе с тем, Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  (далее — Закон) предусмотрен ряд случаев, в которых конкурс признается не состоявшимся:

а) если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе;

б) если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка на участие в конкурсе;

в) если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе;

г) если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение о допуске к участию в конкурсе и признании участником конкурса только одного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе;

д) если заказчик отказался от заключения контракта с победителем конкурса и с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер;

е) если заказчик принял решение о признании конкурса не состоявшимся при уклонении участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, от заключения контракта.

Если при проведении конкурсных процедур наступил один из указанных случаев, то в целях заключения государственного контракта государственному заказчику необходимо определить алгоритм дальнейших действий.

В некоторых случаях, когда конкурс признан не состоявшимся, государственный заказчик вправе (а иногда обязан) разместить заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с частью 1 статьи 55 Закона понимается способ размещения заказа, при котором государственный заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Перечень случаев, при которых государственный заказчик размещает заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), приведен в части 2 статьи 55 Закона. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Руководствуясь указанным перечнем, в случаях, когда представлена только одна заявка на участие в конкурсе, в соответствии с частью 12 статьи 25 Закона (подпункт 8 части 2 статьи 55 Закона), и когда только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе признан участником конкурса в соответствии с частью 5 статьи 27 Закона (подпункт 9 части 2 статьи 55 Закона) государственный заказчик обязан заключить государственный контракт с данным участником конкурса. При этом государственный заказчик принимает решение о размещении заказа указанным способом самостоятельно без каких-либо дополнительных согласований, а правильность принятия такого решения будет проверяться контролирующими органами при проведении плановых проверок. В остальных случаях государственному заказчику придется поступать иначе.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона в случаях, если конкурс признан несостоявшимся и государственный контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников), заказчик вправе объявить о проведении повторного конкурса либо направить документы о проведении конкурса и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Таким образом, Закон не возлагает на государственного заказчика обязанность по размещению заказа у единственного поставщика, предоставив ему право сделать это по согласованию с уполномоченным органом.

Функциями установления порядка согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) законодатель наделил федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Таким органом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437  является Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России). Приказом Минэкономразвития России от 3 мая 2006 г. № 124  утвержден Порядок согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)  (далее — Порядок).

Пунктом 2 Порядка установлено, что для получения согласования государственный заказчик направляет в соответствии с требованиями Порядка письменное обращение, подписанное уполномоченным должностным лицом заказчика о возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) — в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

Уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральными органами исполнительной власти (органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) являются:

— Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331;

— Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) — в соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 2005 г. № 56с.

Требованиями пункта 4 Порядка установлено, что обращение о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) должно содержать следующие сведения:

—о признании несостоявшимся конкурса, аукциона или запроса котировок;

—о незаключении государственного контракта с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников);

—о номере и дате публикации информации о размещении заказа в официальном печатном издании (если таковая требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов);

—о номерах и датах размещения информации о размещении заказа на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов при размещении заказа посредством открытого конкурса, реквизиты письма уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти о согласовании проведения закрытого конкурса (аукциона).

К обращению должны быть приложены:

—копии конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок, а также разъяснений и изменений к ним (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком), протоколов, составленных в ходе проведения торгов, запроса котировок;

—сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) (наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика), с которым предполагается заключить государственный контракт, и обоснование того, что данное лицо соответствует требованиям Закона и конкурсной документации;

—документы, свидетельствующие о согласии указываемого в обращении поставщика (исполнителя, подрядчика) заключить государственный контракт в соответствии с требованиями и условиями конкурсной документации, или извещения о повторном проведении запроса котировок и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о размещении заказа, приглашении принять участие в закрытом конкурсе, аукционе, или максимальную цену контракта, указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок.

В целях направления необходимых для согласования возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) документов в уполномоченный орган, государственному заказчику следует обратиться к потенциальному поставщику (исполнителю, подрядчику) за согласием заключить государственный контракт по цене и на условиях, изложенных в конкурсной документации.

Очень важно, чтобы указанное согласие также содержало конкретное предложение по цене государственного контракта. Это позволит снять лишние вопросы уполномоченного органа при согласовании данного поставщика (исполнителя, подрядчика) в качестве единственного. Кроме того, точное указание цены поставщиком (исполнителем, подрядчиком) поможет избежать разногласий, которые могут возникнуть при заключении государственного контракта.

Также на практике возникает вопрос, о возможности согласования в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) участника размещения заказа, который принимал участие в конкурсе, но по каким-либо причинам ему было отказано в допуске к участию в конкурсе. Так вот, каких-либо ограничений по согласованию такого участника размещения заказа Законом не предусмотрено.

Пример. По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе было подано две заявки на участие в конкурсе, однако на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе обоих участников размещения заказа, из-за их несоответствия требованиям конкурсной документации, в том числе наличие в заявках предложений о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта. В данном случае конкурс признается несостоявшимся.

Вместе с тем государственный заказчик вправе направить в уполномоченный орган документы на согласование в качестве единственного поставщика, в том числе и одного из данных участников, если он согласится заключить государственный контракт по цене, не превышающий начальную (максимальную) цену контракта и соответствует иным требованиям конкурсной документации. Отказать в согласовании в качестве единственного поставщика такого участника размещения заказа уполномоченный орган не вправе (если не имеется иных оснований).

Руководствуясь пунктом 5 Порядка к обращению государственного заказчика, также могут быть приложены иные документы, которые могут иметь значение для рассмотрения обращения.

С учетом требования части 1 статьи 31 Закона пунктом 8 Порядка определено, что рассмотрение поступившего обращения осуществляется соответствующим уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления обращения. В соответствии с пунктом 12 по результатам рассмотрения обращения соответствующий уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Такое решение оформляется письмом, которое направляется государственному заказчику не позднее срока, указанного в пункте 8 Порядка. После получения указанного письма, государственный заказчик вправе заключить государственный контракт с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Однако, следует помнить, что поставщик (исполнитель, подрядчик), который был согласован с уполномоченным органом в качестве единственного поставщика (исполнителя подрядчика), вправе отказаться от заключения государственного контракта и, в настоящее время, Законом не предусмотрена ответственность такого единственного поставщика (исполнителя подрядчика) за отказ от заключения контракта.

Необходимо отметить, что государственный заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса в случае установления в течение срока, предусмотренного для заключения контракта, фактов, изложенных в части 3 статьи 9 Закона. К таким фактам относятся:

1) проведение ликвидации участников конкурса — юридических лиц или принятия арбитражным судом решения о признании участников конкурса — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства;

2) приостановление деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ;

3) предоставление указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 3 статьи 25 или частью 2 статьи 35 Закона;

4) нахождение имущества указанных лиц под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

5) наличие у указанных лиц задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что указанные лица не обжалуют наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в случае уклонения участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер государственный заказчик вправе принять решение о признании конкурса несостоявшимся. Этот случай возможен, когда и победитель конкурса, и второй участник уклоняются от заключения государственного контракта.

В этой связи конкурс будет признан несостоявшимся в соответствии с частью 2 статьи 29 настоящего Закона, а государственный заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на основании пункта 11 части 2 статьи 55 Закона. При этом следует обратить внимание на то, что такой государственный контракт должен быть заключен на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, которой присвоен первый номер, и конкурсной документации, и цена заключенного контракта не должна превышать цену контракта, указанную в такой заявке.

Подводя итог необходимо отметить, что сам факт признания конкурса не состоявшимся не порождает правовых последствий в виде запрета на заключение государственного контракта. Законом достаточно четко регламентированы действия государственных заказчиков в подобных случаях. Поэтому, зная нормы Закона и грамотно применяя их на практике, государственным заказчикам будет не сложно разместить заказ (заключить государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, даже когда конкурс признан не состоявшимся.

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024