Статья

Размышления над диссертацией А.С. Кравцова «Международный коммерческий арбитраж. Национальные суды» (Украина, Харьков)

Рецензент анализирует диссертацию молодого украинского ученого А.С. Кравцова, посвященную проблемам унификации и гармонизации деятельности международного коммерческого арбитража и национальных судов Украины.

УДК 341.6:347.9(477)  

Страницы в журнале: 161-164

 

Рецензия на: А.С. Кравцов. «Международный коммерческий арбитраж. Национальные суды»:  дис. ... канд. юрид. наук по специальности 12.00.03 —гражданское право, гражданский процесс, семейное право, международное частное права (Украина, Харьков, 2013)

 

Г.Д. Улетова,

доктор юридических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, зав. кафедрой гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Государственного университета по землеустройству Россия, Москва uletova@mail.ru

 

Рецензент анализирует диссертацию молодого украинского ученого А.С. Кравцова, посвященную проблемам унификации и гармонизации деятельности международного коммерческого арбитража и национальных судов Украины. Отмечается актуальность исследования, ряд положений которого будет интересен цивилистам и процессуалистам других стран постсоветского пространства.

Ключевые слова:  международный коммерческий арбитраж, государственные суды, процессуальные нормы, двусторонние договоры, обеспечительные меры.

 

Избранная А.С. Кравцовым тема диссертации, несомненно, имеет существенное теоретическое и практическое значение, поскольку она посвящена одной из важных, сложных и дискуссионных проблем современного международного частного права и цивилистического процесса — деятельности международного коммерческого арбитража (далее — МКА) и его взаимодействию с национальными государственными судами в условиях современных процессов глобализации.

В ХХI веке в мировое информационное пространство прочно вошел термин «глобализация», и обозначаемое им явление оказывает влияние на все сферы жизни, в том числе на право. Несомненно, что юридическая наука и практика должны реагировать на этот вызов своевременно и достойно. Ученые разных отраслей и направлений юриспруденции сочли своим долгом взглянуть на исследуемые явления с позиции процессов глобализации, в том числе и автор обсуждаемой нами работы.

Феномен глобализации, как справедливо отмечает диссертант, коснулся и международного коммерческого арбитража. Именно глобализация стала движущей силой бурного развития международного коммерческого арбитража в мире. Активно идет процесс укрепления и создания новых мировых, региональных и национальных арбитражных центров, возникает серьезная конкуренция между ними (внутренний аспект), а также между ними и национальными государственными судами (внешний аспект), что не всегда сопровождается повышением качества рассмотрения имущественных споров.

Следует согласиться с автором в том, что в аспекте оценки эффективности МКА важную роль играет проблема унификации его деятельности и делокализации — важных тенденций развития МКА. Правомерен его вывод о том, что речь идет о проблеме как законодательной политики, теории международного коммерческого арбитража, так и дальнейшей гармонизации деятельности МКА. Не вызывает возражений утверждение ученого о том, что среди ключевых и проблемных вопросов предмета исследования важное место занимает проблема взаимодействия национальных судов и МКА, являющаяся по своему содержанию многоаспектной и сложной.

Современная доктрина цивилистического процесса и международного права свидетельствует о постоянном поиске законодателями многих стран и международными арбитражными центрами (особенно это актуально для постсоциалистических стран, поскольку в советское время господствовала плановая организация экономики, основанная на государственной собственности, отсутствовало частное предпринимательство, и соответственно свойственный ему независимый от государства арбитражный порядок разбирательства имущественных споров) оптимальных путей определения взаимоотношений с целью повышения эффективности и тех и других.

Мы являемся свидетелями активного процесса совершенствования законодательства в исследуемой автором диссертации сфере, принятия новых регламентов и новых законов, регулирующих вопросы признания и исполнения решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (например, в 2010 году была утверждена новая редакция Арбитражного регламента Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), 01.01.2012 г. вступил в силу Арбитражный регламент Международной Торговой Палаты, было изменено законодательство Украины и др.), что требует их изучения и глубокого теоретического осмысления.

Изложенное доказывает актуальность избранной темы исследования. Диссертант объективно показывает степень ее научной разработанности, отмечает наличие значительного числа работ, авторы которых обращались к исследованию данной проблематики, что, к сожалению, все еще не привело к образованию в науке необходимой совокупности научного знания, существование которой гарантировало бы стабилизацию как законодательной политики в сфере альтернативного урегулирования правовых конфликтов, так и судебной практики МКА.

Кроме того, как справедливо отмечает диссертант, имеющиеся исследования в основном посвящены сущности МКА, а не конкретным процедурам его взаимодействия с национальными судами, что исключает дублирование предмета исследования.

Поставленная автором цель диссертационного исследования — разработать концепцию взаимодействия национальных судов и международного коммерческого арбитража в условиях глобализации, определить место международного коммерческого арбитража в системе органов по рассмотрению внешнеэкономических споров — в общем и целом достигнута.

На наш взгляд, во многом успешно решены и обозначенные автором задачи:

— осуществлен глубокий анализ институциональных и процедурных аспектов взаимодействия национальных судов и МКА;

— выявлены и определены факторы, влияющие на унификацию и делокализацию деятельности МКА в условиях современной глобализации;

— дана объективная оценка законодательству Украины и международным соглашениям, регулирующим отдельные процессуальные институты в их связи с институтом исполнения арбитражных решений;

— определены механизмы применения законодательства Украины и других стран по вопросам признания и исполнения иностранных арбитражных решений.

Обращает на себя внимание правильный выбор диссертантом методологии исследования, что позволило автору не только определить природу и содержание взаимодействия МКА и национальных судов, проанализировать все значимые его аспекты в контексте становления и развития, но и выявить детерминирующие взаимосвязи в сфере международного гражданского процесса и системы права Украины относительно предмета исследования, а также внести обоснованные предложения по развитию практики международного коммерческого арбитража и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере.

Теоретическую и практическую значимость представляет часть работы, в которой исследуется значение своевременности обеспечительных мер в эффективной деятельности международного коммерческого арбитража. Вывод автора о фрагментарности урегулирования этого важного вопроса правомерен, как и вывод о том, что к наиболее сложным вопросам, связанным с обеспечительными мерами, относятся отсутствие у арбитров полномочий по принятию обеспечительных мер, роль государственных судов в предыдущей защите прав участников спора, проблемы приведения в исполнение принятых МКА обеспечительных мер и ряд других.

Исходя из того, что в юридической науке Украины нет общепринятого определения понятия «обеспечительные меры», автором предпринята попытка предложить такую дефиницию. По его мнению, таковыми являются способы правовой защиты, цель которых — обеспечение прав сторон в споре до принятия окончательного решения.

Насыщен интересными суждениями и серьезными выводами подраздел «Проблемы ограничения арбитражной процедуры и предупреждения параллельных судебных процессов», в котором автор исследует вопросы, связанные с параллельными судебными процессами, в двух аспектах: 1) исключение компетенции государственных судов; 2) невозможность параллельных процессов в различных арбитражных учреждениях. Справедливо подчеркивается важность взаимодействия МКА и национального суда в истребовании и обеспечении доказательств.

Не менее интересна и та часть работы, в которой исследуются имеющиеся доктринальные подходы к теориям МКА. Автор не просто констатирует их наличие в доктрине, но и высказывает аргументированные позиции о ценности той или другой, приводит весьма убедительные аргументы о том, что более обоснованной является «смешанная» теория, которая, с его точки зрения, учитывает наибольшее количество особенностей, которыми арбитраж как правовое явление обладает. При этом автор справедливо утверждает, что существенное значение в совокупности признаков международного коммерческого арбитража как феномена имеют нормы процессуального права национального и наднационального характера.

Следует согласиться с мнением диссертанта о потребности правоприменительной практики не только в непрерывном ее мониторинге, но и в регулярном теоретическом осмыслении и объяснении с целью своевременного совершенствования правовой политики государства в исследуемой сфере.

Диссертант выявил всю совокупность дискуссионных вопросов, касающихся темы исследования, и предложил аргументированные ответы на них. Интересны в теоретическом и практическом отношении взгляды автора относительно необходимости совершенствования понятийно-категориального аппарата МКА как самостоятельного института процессуального права.

Не вызывает сомнений и научная новизна исследования, которая, прежде всего, определяется неординарностью комплексного подхода к анализу сути и форм реализации положений национального и международного законодательства, регламентирующих деятельность МКА.

Исключительно важно для науки и то обстоятельство, что автором проведен сравнительный анализ процессуального законодательства, регламентирующего деятельность МКА, — как ранее действовавшего, так и современного, как национального, так и законодательства ряда стран дальнего и ближнего зарубежья, норм международного права.

Обладает новизной и заслуживает поддержки предложенный автором теоретический концепт унификации международного коммерческого арбитража в современных условиях глобализации экономики и роли международного коммерческого арбитража в международных хозяйственных связях, суть которого, по мнению автора, заключается в том, что унификация обуславливает потребность в заключении двусторонних соглашений об арбитраже, которые в дальнейшем должны повлиять на коллективные усилия государств по международно-правовой унификации вопросов арбитража в многосторонних соглашениях как на региональном, так и на универсальном уровнях.

Интерес вызывает предложенное теоретико-практическое обоснование общего механизма взаимодействия международного коммерческого арбитража и государственных судов на институциональном и процессуальном уровнях. 

Соглашаясь с мнением автора о том, что на институциональном уровне государственные суды и МКА, как две различные по своей природе юрисдикционные формы защиты гражданских прав, являются независимыми друг от друга, нельзя забывать и о роли государства в обеспечении реального действия на ее территории Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, что обязывает государство соотносить свою правовую политику с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В целом диссертационное исследование А.С. Кравцова отличается творческим подходом, скрупулезностью научного анализа, аргументированностью сформулированных выводов и предложений. Практическая значимость исследования определяется его общей направленностью на решение не только теоретических, но и комплекса практических задач по созданию оптимального механизма взаимодействия МКА и национальных судов. В этом контексте, в частности, формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства в исследуемой сфере. Не вызывает сомнений и эмпирическая достоверность проведенных диссертантом исследований, обоснованность его основных выводов и предложений. Обладая признаками репрезентативности, эмпирическая составляющая исследования адекватно дополняет общую ткань рассуждений и выводов диссертанта и положений, выносимых на защиту, делает его выводы теоретически и практически значимыми.

Отмечая масштабный характер и глубину проведенного А.С. Кравцовым исследования, нельзя в то же время не отметить, что отдельные положения и выводы далеко не бесспорны, в работе имеются рассуждения, требующие уточнения в ходе публичной защиты и дальнейшего осмысления в процессе научной деятельности.

1. Делая правильный вывод о необходимости усовершенствования алгоритмов деятельности МКА, автор работы, на наш взгляд, далеко не всегда четко отграничивает стратегический и тактический аспекты исследуемых проблем и тот факт, что в условиях глобализации резко обострилась конкуренция различных юрисдикций.

2. Диссертант не уделил должного внимания вопросам значимости правосознания участников процесса в МКА. Вместе с тем злоупотребления лиц, участвующих в деле, а также адвокатов снижают эффективность деятельности МКА, равно как и государственных судов.

В этой связи, на наш взгляд, необходимо закрепить в законодательстве об МКА (и в национальных процессуальных регламентах) принципы добросовестности и сотрудничества, что позволило бы минимизировать масштабы злоупотребления процессуальными правами сторонами.

3. Исходя из представлений о значимости и ценности МКА в правовой системе, эффективность его деятельности можно и нужно было бы связывать не только с государственными судами, но и с деятельностью самого суда и иных участников процесса, преследующих зачастую цели далекие от быстрого и эффективного разрешения имущественного спора.

4. Необходимо было рассмотреть вопрос, должен ли МКА внедрять в свою повседневную практическую деятельность концепцию справедливого судебного разбирательства.

5. Автор справедливо отмечает, что различные аспекты взаимодействия МКА и государственных судов были предметом исследований многих отечественных и зарубежных ученых (Комарова В.В., Крупчана О.Д., Лебедева С.Н., Матвеева Г.К., Побирченко И.Г., Притыки Ю.Д., Скворцова О.Ю., Цирата Г.А., Штефана М.И., Давида Г. (David R.), Борна Г (Born G.), Хегер В. (Haeger W.), Браше П. (Brachet P.) и др).

К сожалению, среди них не названы известные российские ученые и третейские судьи В.А. Мусин, Е.А. Суханов (председатель Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП РФ, зам. председателя Международного коммерческого арбитража при ТПП РФ), внесшие значительный вклад в развитие коммерческого арбитража на постсоветском пространстве.

6. В науке и практике иногда предпринимаются попытки трактовать третейское разбирательство как необоснованное ограничение конституционного права на судебную защиту, а невозможность рассмотрения в государственном суде коммерческого спора при наличии третейского (арбитражного) соглашения его сторон — как необоснованный отказ в правосудии. Автору следовало бы уточнить, солидарен ли он с такими суждениями или обязательность третейского разбирательства и решения третейского суда для добровольно выбравших его юрисдикцию сторон спора необходимо рассматривать как добровольное самоограничение в осуществлении их права на судебную защиту, а не отказ в правосудии.

6. Не удалось автору обозначить и четкую позицию относительно роли третейского судьи в организации его эффективной деятельности. Вместе с тем именно идеология судейского корпуса — одна из основ эффективности функционирования любой системы, включая систему третейского производства.

В работе имеются и иные недостатки, однако они, как и  приведенные выше замечания, носят преимущественно дискуссионный характер и не влияют на положительную в целом оценку фундаментального научного исследования.

 

Диссертация содержит важные выводы, которые представляются обоснованными и углубляют наши представления о международном коммерческом арбитраже как наднациональном средстве разрешения имущественных споров, а также развивают науку международного частного права, международного гражданского процесса и национальную науку гражданского процесса.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Статья посвящена рассмотрению вопроса о предварительных обеспечительных мерах в арбитражном судопроизводстве. Обеспечительные меры являются одним из важнейших механизмов защиты нарушенных прав, и их применение при рассмотрении спора должно иметь достаточную обоснованность и доказанность
Добавлено: 02.08.2024
Статья посвящена особенностям применения обеспечительных мер в судопроизводстве по делам о несостоятельности (банкротстве). Судебная практика показывает, что по делам о банкротстве заявлений о применении обеспечительных мер подается меньше, чем по иным арбитражным спорам, но процент удовлетворения таких заявлений намного выше
Добавлено: 26.05.2024
Продолжая тему теоретического познания финансового права, авторы сделали аксиологический акцент на проблеме кодификации. На примере налогового права сквозь призму аксиологии рассматривается явление кодификации в финансовом праве Чешской Республики.
Добавлено: 29.03.2021
В 2013 году в Бюджетный кодекс РФ претерпел кардинальные изменения, связанные с институтом государственного принуждения в сфере бюджетных отношений.
Добавлено: 25.10.2019
Автор обосновывает необходимость реформирования института обеспечительных мер, который в настоящее время, при всей своей практической значимости, не работает в полную силу.
Добавлено: 26.04.2019