К.Н. ПРОШКИН,
начальник отдела организации работы по хранению и принудительной реализации арестованного и изъятого имущества Управления организации работы по реализации имущества должников ФССП России
Мировой финансовый кризис и реалии развития современного гражданского общества ставят перед государством первостепенные задачи модернизации экономики, повышения эффективности государственного управления и снижения финансовых затрат в условиях ограниченности материальных и людских ресурсов.
Один из способов решения указанных задач — развитие информационного общества, которое характеризуется высоким уровнем информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием всеми гражданами, а также бизнесом и органами государственной власти.
Как отмечено в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. распоряжением Президента РФ от 07.02.2008 № Пр-212), международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одной из важнейших задач государств.
Реализация имущества с использованием электронных технологий представляет собой существенный резерв повышения эффективности исполнительного производства. В то же время система электронной продажи имущества в рамках исполнительного производства во многих государствах не развита и на законодательном уровне не урегулирована. Представители служб принудительного исполнения отдельных государств заявляют лишь о необходимости развития электронной продажи имущества либо о начале работы в указанном направлении. Так, по сообщению Палаты приставов Литвы, сделанному в Санкт-Петербурге на международной научно-практической конференции 5—9 июля 2010 г., только в 2009 году начались практические работы по переносу процессов исполнения в электронное пространство.
Кодекс об исполнительном производстве Финляндской Республики не содержит развернутых положений о продаже имущества в электронном виде. В то же время раздел 22 главы 5 Кодекса об исполнительном производстве Финляндской Республики предусматривает, что при продаже имущества на аукционе судебный пристав вправе разрешить делать предложения цены по телефону или в электронном виде либо одновременно организовать подачу ценовых предложений в нескольких местах. Судебный пристав-исполнитель может попросить предоставить письменные предложения цены перед проведением аукциона. Они будут учитываться во время аукциона в порядке последовательного повышения и являться обязательными для участника торгов, пока не будет проведен первый аукцион.
Таким образом, финское законодательство предусматривает возможность проведения стандартного аукциона с предоставлением потенциальным покупателям выбора способа направления ценовых предложений. Указанный порядок, безусловно, призван повысить вероятность продажи реализуемого имущества, однако не позволяет извлечь максимально возможную выгоду от реализации имущества исключительно в электронном виде (снижение издержек на проведение аукциона) и содержит определенные коррупционные риски.
Продажа имущества должников с использованием электронных технологий в Германии урегулирована Законом об интернет-аукционе в рамках исполнительного производства, вступившим в силу 1 августа 2009 г.
Согласно указанному закону стало возможным проведение аукциона с помощью общедоступной интернет-платформы. Судебный исполнитель может публично проводить реализацию имущества лично либо использовать Интернет для охвата большего числа потенциальных покупателей. Платформа аукциона в Интернете круглосуточно доступна для каждого пользователя.
Первый практический опыт проведения интернет-аукциона оказался в полной мере положительным. С начала 2010 года реализация описанного имущества производится с помощью платформы «Судебный аукцион» (Justiz-Auktion), оператором которой является федеральная земля Северный Рейн—Вестфалия. Другие федеральные земли также демонстрируют большую заинтересованность в проведении интернет-аукционов. В работе вышеназванной платформы участвуют 11 из 16 федеральных земель.
Шаг аукциона зависит от текущего ценового предложения о приобретении имущества. Например, если текущее ценовое предложение составляет до 25 евро, то шаг аукциона — 1 евро, а при текущем ценовом предложении от 1 тыс. до 5 тыс. евро шаг аукциона — 50 евро.
Оплата приобретенного на интернет-аукционе имущества осуществляется по безналичному расчету. Доставка имущества производится продавцом за счет покупателя посредством почтовой связи и иными способами.
Порядок принудительного электронного аукциона по реализации имущества должников в Армении действует с 1 октября 2006 г. на основании соответствующих законодательных изменений. Система «Онлайн аукцион», по которой в Армении проводится принудительный электронный аукцион, обслуживается независимой и самостоятельной компанией, что исключает не предусмотренное законом вмешательство какого-либо должностного или иного лица в процесс реализации имущества и обеспечивает его наибольшую прозрачность.
Решение о реализации арестованного имущества на принудительном электронном аукционе, представляемое сторонам в установленном законом порядке, содержит указание на интернет-сайт проведения аукциона, а также установленный законом порядок изменения цены при втором и каждом последующем аукционе.
Публичное оповещение о принудительном электронном аукционе размещается на сайте аукциона Службы принудительного исполнения судебных актов Министерства юстиции Республики Армения. Для участия в аукционе необходимо представить паспорт и социальную карту, а также выплатить в кассу Службы (перевести на ее депозитный счет) или заблокировать на пластиковой карте предоплату, равную 5% от стартовой цены лота.
После внесения задатка и регистрации обратившееся лицо получает карту участника торгов. В случае победы на аукционе в течение трех банковских дней необходимо внести оставшуюся сумму полностью, включая и предоплату.
При принудительном электронном аукционе длительность торгов по лоту составляет 10 дней.
В случае нового ценового предложения в течение 10 минут до завершения аукциона он продлевается еще на 10 минут, начиная с момента получения нового предложения.
Законодательство Республики Армения предусматривает возможность выставления имущества на электронный аукцион до шести раз. В случае нереализации имущества на шестом электронном аукционе допускается отчуждение лота путем прямой продажи, за исключением недвижимости, доли имущества и культурных ценностей.
Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве не предусматривает возможность продажи имущества должников на электронных торгах, однако внедрение электронных торгов в качестве наиболее эффективного способа реализации имущества должников рассматривается как одно из приоритетных направлений развития исполнительного производства.
Подготовленные Минюстом России, Минэкономразвития России и Федеральной службой судебных приставов проекты нормативных правовых актов по указанному вопросу направлены в текущем году в Правительство РФ и в настоящее время согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Как показывает зарубежный опыт, реализация имущества на электронных торгах позволяет не только в разы увеличить полученную выручку, но и делает процедуру торгов открытой, прозрачной, исключая коррупционные проявления в указанной отрасли.