Статья

Реализация конституционного права на квалифицированную юридическую помощь при составлении жалобы в Европейский суд по правам человека

А.П. ГАЛОГАНОВ, кандидат юридических наук, Заслуженный юрист РФ, президент Адвокатской палаты Московской области Каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Индивидуальная жалоба в Европейский суд должна быть направлена в письменном виде по адресу расположения данного суда и содержать конкретную просьбу, адресованную данному суду.

А.П. ГАЛОГАНОВ,

кандидат юридических наук, Заслуженный юрист РФ, президент Адвокатской палаты Московской области

 

Каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Индивидуальная жалоба в Европейский суд должна быть направлена в письменном виде по адресу расположения данного суда и содержать конкретную просьбу, адресованную данному суду.

Ключевые слова: индивидуальная жалоба, права человека, юридическая помощь, адвокат, Европейский Суд, государство, судопроизводство.

 

CONSTITUTIONAL LAW REALIZATION  ON THE QUALIFIED LEGAL AID AT COMPLAINT DRAWING UP IN THE EUROPEAN COURT UNDER HUMAN RIGHTS

Galoganov A.

Each person has the right to address according to the international contracts of the Russian Federation in interstate bodies on protection of the rights and freedom of the person if all available interstate remedies at law are settled. The individual complaint should be directed to the European court in written form to the address of an arrangement of the given court and to contain the concrete request addressed to given court.

Keywords: the individual complaint, human rights, a legal aid, the lawyer, the European Court, the state, legal proceedings.

 

Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Со времени вступления в силу Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) в канцелярию Европейского суда по правам человека поступили тысячи заявлений от граждан Российской Федерации и граждан других государств, считающих, что ответчиком по предполагаемым нарушениям их прав выступает Российская Федерация. Обращение за защитой нарушенного права в Европейский суд осуществляется в форме жалобы.

Что интересно, сама Конвенция не содержит понятия индивидуальной жалобы. Так, текст данного документа не имеет дефиниции «индивидуальная жалоба». В ст. 34 Конвенции, имеющей заголовок «Индивидуальные жалобы», содержится следующая норма: «Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней»[1].

Отметим, что в ст. 33 Конвенции содержатся положения, которые позволяют сделать вывод о том, что индивидуальные жалобы не являются единственными жалобами, которые рассматривает Европейский суд. Второй категорией  является жалоба государства (Высокой Договаривающейся Стороны), подписавшего Конвенцию, на нарушение другим государством (другой Высокой Договаривающейся Стороной), подписавшим Конвенцию, ее положений. Вместе с тем, хотя Конвенция и предусматривает две категории жалоб, — индивидуальные жалобы по ст. 34 и межгосударственные жалобы (жалобы в отношении межгосударственных дел) по ст. 33 — тем не менее, индивидуальные жалобы фактически составляют основное количество рассматриваемых дел и оказывают наибольшее влияние на формирование прецедентного права Европейского суда.

Исходя из положений ст. 35 Конвенции («Условия приемлемости» жалобы») можно сделать вывод о том, что индивидуальная жалоба в Европейский суд должна быть направлена в письменном виде по адресу расположения данного суда[2] и содержать конкретную просьбу, адресованную данному суду. Так, 1 ноября 1998 г. был принят Регламент Европейского суда[3], правило 45 которого фиксирует, что любые жалобы, которые допускаются ст. 33 или 34 Конвенции, подаются в письменном виде и за подписью заявителя или его представителя заявителя.

В случае подачи жалобы неправительственной организацией или группой частных лиц она должна быть подписана лицами, правомочными представлять эту организацию или группу. Все вопросы относительно правомочности лиц, подписавших жалобу, решаются соответствующей Палатой или Комитетом.

Таким образом, под индивидуальной жалобой, направляемой в Европейский суд, следует понимать письменное обращение в Европейский суд, подписанное заявителем и содержащее, во-первых, описание нарушения его прав и свобод, защищаемых Конвенцией, и, во-вторых, просьбу, обращенную к Европейскому суду — восстановить нарушенное право заявителя. Как любой другой юридический документ, индивидуальная жалоба должна обладать определенными характеристиками, а именно: иметь определенную форму и определенное содержание.

Анализируя общее значение таких категорий как «форма» и «содержание», отметим, что под «содержанием» принято понимать: «единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от нее»[4] , а под «формой» — «способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением»[5]. Таким образом, под содержанием индивидуальной жалобы в Европейский суд необходимо понимать определенную совокупность составляющих данную жалобу элементов.

К указанным элементам относятся:

—набор реквизитов[6] жалобы;

—данные о заявителе, а также  о его представителе;

—данные о субъекте, ответственном за нарушение прав заявителя (имеется в виду государство, на территории которого произошло нарушение);

—обстоятельства, в следствие которых у заявителя возникла необходимость обращения в суд;

—просьба к суду;

—обоснования данной просьбы.

Безусловно, приведенные элементы должны быть представлены в Европейский суд определенным способом, в противном случае поданную жалобу могут отклонить только по формальным причинам, не рассматривая ее по существу. Представляется, что именно способ представления (подачи) вышеперечисленных элементов индивидуальной жалобы в Европейский суд является формой данной жалобы.

Являясь юридическим документом, преследующим определенную цель (признание действий по отношению к заявителю незаконными и устранение нарушения того или иного права), индивидуальная жалоба в Европейский суд обладает рядом признаков[7], которые являются общими для такого рода юридических документов[8].

К подобным признакам следует отнести: обязательное содержание в жалобе просьбы, направленной к суду; описание событий, в ходе которых произошло нарушение того или иного права; а также — нормативно-правовое обоснование своего обращения в суд. Общность тех или иных признаков проистекает из однородности природы всех жалоб на нарушения прав и свобод человека и гражданина (как впрочем — и из-за однородности природы самих охраняемых прав и свобод).

Но вместе с тем, любая жалоба на нарушения охраняемых прав и свобод обладает определенными особенностями, которые позволяют ее отличать от себе подобных жалоб. Причины этих особенностей весьма разнообразны: одни можно отнести к специфике судебного органа, разбирающего жалобу; другие — к процедуре рассмотрения жалобы; третьи — к специфике защиты нарушаемых прав.

Важно отметить, что заявитель, обращающийся в суд с жалобой, должен быть в полной мере осведомлен о данных особенностях и учитывать их при составлении и подачи жалобы.

Индивидуальная жалоба в Европейский суд обладает особенностями, которые в зависимости от своей природы можно отнести: к особенностям содержания индивидуальной жалобы и к особенностям ее формы.

Первоначально отметим, что, характеризуя содержательную часть жалобы в Европейский суд, помимо всего прочего, необходимо отметить, что она является основным документом, инициирующим процедуру рассмотрения в Европейском суде того или иного дела. Так, по мнению Курдюкова Д.Г., индивидуальная жалоба, о которой идет упоминание в ст. 34 Конвенции, является средством, приводящим в действие контрольный механизм Европейского суда[9].

Анализируя нормативно-правовую базу требований, предъявляемых к содержанию и форме индивидуальной жалобы в Европейский суд, неизбежно приходим к выводу что ни Европейская Конвенция, ни Регламент Европейского суда не содержат четких указаний в отношении формы индивидуальной жалобы.

В то же время само содержание индивидуальной жалобы в Европейский суд по правам человека частично урегулировано правилом № 47 Регламента Европейского суда, которое так и называется: «Содержание индивидуальной жалобы»[10]. В соответствии с п. 1 данного правила, любые жалобы, которые допускаются ст. 34 Конвенции, подаются на бланках, предоставляемых Секретариатом, кроме случаев, когда Председатель соответствующей Секции примет иное решение.

Представляется, что данную норму вполне можно отнести к норме, регулирующей как раз не содержание, а форму индивидуальной жалобы в Европейский суд, поскольку здесь идет речь не об элементах жалобы, а об их внешнем выражении. Кроме того, данную норму вполне можно отнести к особенностям формы индивидуальной жалобы в Европейский суд. В соответствии с этой нормой заявитель, подавая жалобу в Европейский суд, обязан не просто соблюсти письменную форму жалобы (правило, относящееся к большинству процедур подачи тех или иных жалоб[11]), но и оформить эту жалобу на специальном бланке, причем только на том, который выдается Секретариатом Европейского суда.

Данная особенность формы индивидуальной жалобы в Европейский суд, с одной стороны, усложняет процедуру обращения в данный суд для заявителя, поскольку обрекает на неудачу все официальные обращения с индивидуальной жалобой, оформленной не на бланке Секретариата суда. С другой — данная особенность, безусловно, облегчает работу самого суда, который, в силу его международного статуса, сталкивается с весьма различными правовыми системами разных государств (а, следовательно, и процедурами обращения за защитой нарушенного права), а посему вынужден унифицировать форму обращения к нему, в том числе и путем предоставления жалоб на специальных бланках.

Вместе с тем отметим, что Европейский суд по правам человека принимает любые обращения, поэтому заявитель может написать в Европейский суд, изложив свою ситуацию так, как ему представляется необходимым это сделать. Но, как правило, после получения такого письма — предварительного обращения, Секретариат высылает заявителю формуляр обращения, текст Европейской Конвенции по правам человека и пояснительную записку о том, как заполнять формуляр.

Таким образом, указанный формуляр обращения и представляет собой форму подачи индивидуальной жалобы в Европейский суд. Это определенная форма обращения, выработанная только Европейским судом по правам человека.

Все разделы указанного формуляра составлены таким образом, чтобы после ознакомления с ним Европейский суд мог максимально точно составить свое представление о нарушении прав человека, и о том, может ли жалоба быть потенциально приемлемой. Формуляр включает разделы о персональных данных заявителя, государстве, против которого обращается заявитель, описание фактических обстоятельств дела, перечисление нарушений Конвенции с их обоснованием, требования заявителя и ряд других. К заполнению формуляра следует подходить очень внимательно, т.к. Европейский суд  будет рассматривать жалобу только в тех пределах, которые установлены в жалобе.

Важно отметить, что заполнение формуляра во многом отличается от подготовки судебных документов внутри России. При этом, как ни странно, возникают сложности при заполнении графы «описание фактов». Заявитель в этом разделе должен написать о тех событиях, которые произошли в его жизни в связи с нарушением его прав человека, в хронологическом порядке. Причем наиболее сложным для заполнения является раздел, посвященный описанию предполагаемых нарушений, так как в этом разделе необходимо мотивировать свое обращение, используя, главным образом, практику Европейского суда.

Продолжая анализировать правило № 47 Регламента Европейского суда, отметим, что последующий текст данного правила имеет непосредственное отношение уже именно к содержанию индивидуальной жалобы. Так, в соответствии с данным текстом, в жалобе должны быть указаны:

—фамилия, имя и отчество заявителя, дата рождения, гражданство, пол, род занятий и адрес;

—представитель заявителя, если таковой имеется, его род занятий и адрес;

—государство или государства — участники Конвенции, на действия которых подана жалоба.

Указанные позиции нуждаются в определенном пояснении.

Безусловно, что идентификационные данные заявителя являются необходимым атрибутом любого официального обращения. Причина здесь заключается, во-первых, в необходимости установления двухсторонней связи между заявителем и органом, куда он обратился, и, во-вторых, в необходимости воспрепятствования рассмотрению анонимных обращений. Кроме того, важно отметить, что и идентификационные данные представителя заявителя также являются обязательными в силу предоставления последнему возможности участия в рассмотрении индивидуальной жалобы в Европейском суде с приданием представителю прав и обязанностей самого заявителя. В связи с этим Европейский суд должен быть уведомлен и осведомлен об идентификационных данных не только заявителя (подателя жалобы), но и его представителя.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 правила № 47 Регламента Европейского суда, заявитель, не желающий раскрывать свою личность, должен уведомить об этом и изложить причины такого отступления от обычного правила об открытом доступе к информации о производстве по делу в Европейском суде. При этом Председатель палаты вправе разрешить сохранение анонимности в исключительных и должным образом обоснованных случаях[12].

Следующей особенностью содержания индивидуальной жалобы в Европейский суд следует признать необходимость указания в тексте жалобы государства или государств — участников Конвенции, на действия которых подана жалоба. Безусловно, эта особенность весьма существенным образом отличает содержание индивидуальной жалобы в Европейский суд по правам человека от содержания подобных жалоб во внутригосударственные судебные органы.

Причина кроется в самой природе судопроизводства в Европейском суде. Так, в соответствии со ст. 19 Конвенции, Европейский суд по правам человека был учрежден «в целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по настоящей Конвенции и Протоколам к ней»[13]. Иными словами Европейский суд в случае удовлетворения жалобы возлагает обязанность по устранению допущенных нарушений того или иного субъективного права не на лицо, его нарушившее, а на государство, в рамках правовой системы которого заявитель не получил надлежащей защиты.

Продолжая анализировать положения правила № 47 Регламента Европейского суда, отметим, что в соответствии с данным правилом индивидуальная жалоба в Европейский суд также должна содержать[14]:

—краткое изложение фактов;

—краткое изложение предполагаемого (предполагаемых) нарушения (нарушений) Конвенции и соответствующих доказательств;

—краткое подтверждение, что соблюдены условия приемлемости жалобы (исчерпание внутренних средств правовой защиты и «правило шести месяцев»[15]), предусмотренные п. 1 ст. 35 Конвенции;

—цель жалобы и общее указание на наличие требований о выплате справедливой компенсации, которые заявитель может предъявить в соответствии со ст. 41 Конвенции.

Первый из перечисленных пунктов достаточно понятен и естественен. Так, перечень событий, послуживших поводом для обращения в Европейский суд за помощью, является своего рода фактическим материалом для последующего судебного исследования, а равно — одним из оснований для вмешательства Европейского суда. При этом перечень событий должен быть кратким и относиться к существу ставящегося перед Европейским судом вопроса. Что же касается изложения предполагаемого (предполагаемых) нарушения (нарушений) Конвенции, то здесь необходимо помнить, что Европейский суд встает на защиту только тех нарушенных прав, которые гарантированы Конвенцией по правам человека.

Таким образом, заявитель должен четко обозначить в жалобе не только факты нарушения его субъективных прав и свобод, но и соотнести нарушенное право с правом, гарантированным Конвенцией.

Данное правило можно также справедливо отнести к одной из особенностей содержания индивидуальной жалобы в Европейский суд по правам человека. Причем эта особенность связана со спецификой Европейского суда, который встает на защиту не всех гарантированных на национальном уровне прав и свобод. Причина подобного ограничения[16] состоит в том, что указанный судебный орган призван обеспечивать выполнение строго определенного международного документа — Конвенции. Данная Конвенция содержит исчерпывающий перечень защищаемых Европейским судом прав.

При изложении фактов в жалобе важно помнить еще об одном: поскольку в правиле № 47 Регламента Европейского суда существует слово «предполагаемых» (по отношению к нарушениям Европейской Конвенции), то в тексте жалобы заявитель может позволить себе определенные отступления от четкой (с точки зрения юридической техники) квалификации нарушений норм Конвенции. Это связано с предполагаемым отсутствием у заявителя необходимых навыков для четкой квалификации противоправности позиционируемых последним деяний. Помимо этого в соответствии с правилом № 47 Регламента Европейского суда заявитель должен:

—представить информацию, прежде всего, документы и решения, которые подтверждают, что условия приемлемости (исчерпание внутренних средств правовой защиты и «правило шести месяцев»), установленные п. 1 ст. 35  Конвенции, соблюдены;

—указать, подавали ли он эти жалобы в какой-либо иной орган международного разбирательства и урегулирования[17] .

Указанные требования по своей природе являются составной частью так называемых критериев (требований) приемлемости индивидуальной жалобы в Европейский суд.

Чтобы понять значение данной категории требований, приведем только одну цифру: по статистике Европейского суда около 90% жалоб отклоняются Судом именно по причине их неприемлемости.

Кроме того, важно отметить, что вышеупомянутые требования (критерии), во-первых, относятся к содержанию и к форме индивидуальной жалобы в Европейский суд по правам человека, а, во-вторых, некоторые из них по своей сути являются особенностями данной жалобы, так как способствуют ее обособлению (выделению) из ряда подобных ей юридических документов.

 

 

Библиография.

 

1. Курдюков Д. Г. Право на жалобу в контексте Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Казань., 2001. С. 16.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1990.

3. Регламент Европейского суда по правам человека от 4 ноября 1998 г. «Правила процедуры суда». Вступил в силу с 1 ноября 1998 г. // Текст официально опубликован не был.

 

Библиография

1 Цит. по: Европейская  конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950)  (вместе с Протоколом № 1 (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 6 «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)), ст. 34 // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

2 Адрес на конверте жалобы указывается следующий (на французском языке): Au Secretaire de la Cour, Europeenne des Droits de l'Homme, Conseil de l'Europe, F-67075 Strasbourg Cedex, France.

3 Регламент Европейского Суда по правам человека от 4 ноября 1998 г. «Правила процедуры суда». Вступил в силу с 1 ноября 1998 г. // Текст Регламента официально опубликован не был.

4  См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер. - М., Рус. яз., 1990 г.

5 См.: Там же.

6 Под».  реквизитами» следует понимать».  обязательно входящие в официальный документ сведения». См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер. - М., Рус. яз., 1990.

7 Данные признаки могут относиться и к форме, и к содержанию самой жалобы.

8 Среди данной категории подобного рода документов можно выделить жалобу в Конституционный суд РФ (См.: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004)  «О Конституционном суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.), а также — жалобу в суд общей юрисдикции на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан (См.: Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 14.12.1995) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.).

9 См.: Курдюков Д. Г. Право на жалобу в контексте Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года: Автореф. дис.  ... канд. юридических наук. — Казань, 2001. С. 16.

10 Регламент Европейского суда по правам человека от 4 ноября 1998 г.  «Правила процедуры суда». Вступил в силу с 1 ноября 1998 г. Правило № 47. // Текст Регламента официально опубликован не был.

11 Например, процедура подачи жалобы в Конституционный суд РФ или процедура подачи жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

12 Регламент Европейского Суда по правам человека от 4 ноября 1998 г.  «Правила процедуры суда».

13 Цит. по: Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950. Ст. 19 // СЗ РФ. 08.01.2001. № 2. ст. 163.

14 Данный блок содержит более существенные элементы содержательной части индивидуальной жалобы в Европейский суд.

15 То есть правило, в соответствии с которым обращение в Европейский суд должно быть направлено не позднее 6 месяцев с момента принятия последнего судебного решения.

16 Ограничение заключается в том, что Европейский суд встает на защиту не всех гарантированных на национальном уровне прав и свобод.

17 Регламент Европейского Суда по правам человека от 4 ноября 1998 г.».  Правила процедуры суда». Вступил в силу с 1 ноября 1998 г., Правило № 47. // Текст Регламента официально опубликован не был.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024