Статья

Реализация системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму

Рассматриваются проблемы реализации системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму. На основе анализа различных подходов к реализации метода функциональной системы, а также методов построения концепций и выявленных обстоятельств автором предлагается проект Концепции системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму.

УДК 343.326 

Страницы в журнале: 115-118

 

А.А. ХУМИГОВ,

соискатель Саратовской государственной академии права, судья Шалинского городского суда Чеченской Республики fludneva@mail.ru

 

Рассматриваются проблемы реализации системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму. На основе анализа различных подходов к реализации метода функциональной системы, а также методов построения концепций и выявленных обстоятельств автором предлагается проект Концепции системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму.

Ключевые слова: реализация, систематизация, функциональный, система, уголовно-правовой, мера, терроризм, противодействие, концепция, метод.

 

The Implementation of the System of Criminal Justice Response of the Counter Terrorism

 

Humigov A.

 

The article is about problems of implementation of the system of criminal law measures against terrorism. The author offers the draft concept of the system of criminal law measures against terrorism based on the analysis of the different approaches to the implementation of the method of functional systems and methods of construction concepts and identifying the circumstances.

Keywords: realization, classification, function, system, criminal-law, measure, terrorism, resistance, concept, method.

 

Рекомендации международного сообщества о признании системы уголовно-правовых мер основным инструментом противодействия терроризму[1] на практике оказываются неэффективными «в деле предотвращения достижения целей террористических планов»[2]. Гипотетически одной из составляющих этой проблемы является вопрос реализации системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму. Его решение является весьма актуальным в условиях построения демократического правового социального государства в России[3].

Реализация системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму — это процесс, выраженный в систематизации компонентов (подсистем, или субсистем) данной системы — деятельности по обеспечению их системности[4]. «Это ответственный момент <…> предметных исследований», который характеризуется «как сложностью и многогранностью, так и своими специфическими особенностями»[5] и предполагает решение двух основных задач. Прежде всего следует установить метод систематизации, а затем в соответствии с установленным методом осуществить процесс систематизации.

При этом мы будем исходить из понятия системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму, сформулированного в соответствии с концепцией функциональной системы П.К. Анохина[6]: это комплекс уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления террористического характера, криминологических антитеррористических мероприятий, направленных на контроль над состоянием преступлений террористического характера, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по профилактике терроризма и борьбе с ним, а также деятельности негосударственных организаций, объединений и граждан по оказанию содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия, направленного на оптимизацию проявлений преступности террористического характера. 

В последние годы многие авторы, применяющие метод функциональной системы к исследованию правовых процессов и явлений, прибегают к концептуальному методу[7] систематизации сложных объектов. Так, В.М. Сагрунян, руководствуясь методами построения концепций, а главным образом исходя из положений функциональной системы, представил  структуру Концепции системы реализации целей уголовного наказания с аннотацией примерного содержания ее разделов[8]. А.Ю. Агахаджиев, называя свой метод систематизации методологической формой концептуального решения, создал Концепцию участия общественности в системе исправления осужденных в пенитенциарном учреждении[9]. В.Д. Исмаилов сформулировал Концепцию системы исправления осужденных к лишению свободы в форме методологического проекта, направленного на упорядочение законодательства, обеспечивающего функционирование различных направлений института исправления осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы[10].

Анализ изложенных подходов позволил выявить три важных обстоятельства, которые следует учитывать в систематизации рассматриваемого явления.

Во-первых, уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления террористического характера, криминологические антитеррористические мероприятия, направленные на контроль над состоянием преступлений террористического характера, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по профилактике терроризма и борьбе с ним, а также деятельность негосударственных организаций, объединений и граждан по оказанию содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий как компоненты (подсистемы, или субсистемы) большой системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму должны быть подчинены только фокусированному полезному результату — оптимизации проявлений преступности террористического характера, минуя при этом любые промежуточные механизмы, в том числе и целевую направленность.

Во-вторых, для успешного осуществления концептуального метода систематизации необходимо согласовать создаваемую Концепцию системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации 2009 года[11]. В противном случае возможные противоречия между названными концепциями могут стать причиной ряда проблем, снижающих эффективность системного подхода к оптимизации процесса противодействия терроризму[12].

В-третьих, создаваемая Концепция системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму должна восприниматься в виде методологического проекта, направленного на оптимизацию процесса противодействия терроризму.

Исходя из вышеизложенного,  руководствуясь методами построения концепций и проанализировав выявленные обстоятельства, которые следует учитывать в ходе процесса систематизации, можно предложить методологический проект Концепции системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму в следующем виде. 

Прежде всего, Концепция системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму должна содержать преамбулу. Преамбула (от франц. preambule, от позднелат. praeambulus  ‘идущий впереди’) — вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта[13].

Поскольку концепция относится к числу подзаконных актов, то содержание в ней преамбулы является не обязательным, но желательным условием. 

Обычно в преамбуле в концентрированной форме излагаются цели и задачи того или иного акта, условия, обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для принятия документа. Например, в концепциях, предложенных В.Д. Исмаиловым[14] и В.М. Сагруняном[15], преамбулы отражают обоснование применения метода функциональной системы. Преамбула имеется и в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации: «Настоящая Концепция определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации».

Напротив, в проекте А.Ю. Агахаджиева преамбула вообще отсутствует, а цели своей концепции он излагает в части первой «Общие положения»[16].

Тем не менее мы предлагаем включить в нашу Концепцию системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму преамбулу, в которой должны быть изложены причины ее принятия.

В разделе I «Общие положения» следует изложить понятие системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму, установить принципы, в соответствии с которыми осуществляется реализация данной системы.

Раздел II «Структура системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму» должен содержать структурные компоненты системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму (подсистемы, или субсистемы).

Раздел III «Правовое, информационно-аналитическое, научное, материально-техническое и кадровое обеспечение системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму» считаем необходимым построить на основе аналогичного раздела Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации 2009 года с незначительными коррективами. 

Раздел IV «Международное сотрудничество в области противодействия терроризму», как и раздел III, целесообразно построить на основе аналогичного раздела Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации 2009 года с соответствующими коррективами.

 

Таким образом, посредством концептуального метода мы приводим уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления террористического характера, криминологические антитеррористические мероприятия, направленные на контроль над состоянием совершения преступлений террористического характера, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по профилактике терроризма и борьбе с ним, а также деятельность негосударственных организаций, объединений и граждан по оказанию содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий, к упорядоченному взаимодействию — системе уголовно-правовых мер противодействия терроризму.

Итак, для решения задачи структуризации компонентов (подсистем, или субсистем) системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму, во-первых, был определен концептуальный метод, завоевавший популярность у многих авторов, применяющих метод функциональной системы к исследованию правовых процессов и явлений.

Во-вторых, руководствуясь методами построения концепций и анализируя выявленные обстоятельства, которые следует учитывать в ходе процесса систематизации, мы создали методологический проект Концепции системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму для законодательного решения. Ее структуру составили преамбула и четыре раздела, нами приведено примерное содержание каждой составной части Концепции системы уголовно-правовых мер противодействия терроризму. 

 

Библиография

1 См., например: Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 года № 196; Статус Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 года; Справочник по уголовно-правовым мерам противодействия терроризму. — Нью-Йорк, 2009. С. 3—127.

2 См.: Справочник по уголовно-правовым мерам противодействия терроризму. С. 5.

3 См.: Осейчук В.И. Конституционные основы строительства демократического правового социального государства в России: моногр. — Тюмень, 2006.

4 См.: Агахаджиев А.Ю. Оптимизация общественного воздействия на осужденных к лишению свободы: моногр. — Грозный, 2010. С. 133; Исмаилов В.Д. Модернизация института исправления осужденных к лишению свободы: моногр. — Грозный, 2012. С. 129; Сагрунян В.М. Цели уголовного наказания и их реализация как единая система: моногр. — Белгород, 2012. С. 126.

5 См.: Исмаилов В.Д. Указ. соч. С. 129.

6 См.: Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975. С. 24—43.

7 Концепция (от лат. conceptio  ‘понимание’) — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. См.: Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. 2-е изд. — М., 1982. С. 624.

8 См.: Сагрунян В.М. Указ. соч. С. 128—131.

9 См.: Агахаджиев А.Ю. Указ. соч. С. 139—147.

10 См.: Исмаилов В.Д. Указ. соч. С. 132—146.

11 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 5 октября 2009 года) // Российская газета. 2009. № 5022. 20 октября.

12 См.: Исмаилов В.Д. Указ. соч. С. 132.

13 См.: Советский энциклопедический словарь. С. 1049.

14 См.: Исмаилов В.Д. Указ. соч. С. 133.

15 См.: Сагрунян В.М. Указ. соч. С. 129.

 

16 См.: Агахаджиев А.Ю. Указ. соч. С. 139.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматриваются вопросы, возникающие в правоприменительной практике относительно преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних и малолетних потерпевших. Особую опасность представляют преступления, сопряженные с применением насилия или угрозой его применения
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются различные концептуальные подходы исследователей к определению понятия «методы противодействия экстремизму», в том числе и методы административно-правового противодействия экстремистской деятельности, выявляется различная трактовка авторами таких методов
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются понятие и содержание права на цифровое самоопределение, а также перспективы его международно-правового регулирования
Добавлено: 06.10.2024
В настоящее время в России стало увеличиваться количество преступлений экстремистского характера. Значительная часть этих преступлений становится причиной дестабилизации общества
Добавлено: 06.10.2024
В условиях специальной военной операции противоборство в информационном пространстве Российской Федерации приобретает четко выраженный характер информационной войны. В качестве одного из ключевых инструментов этой разновидности войны выступает экстремистская деятельность, осуществляемая в информационной сфере
Добавлено: 06.10.2024