Статья

Регулирование общественных отношений в категориальном аппарате науки конституционного права

Исследуются понятия «конституционное регулирование», «правовое регулирование». Анализируются точки зрения ученых-теоретиков на определение дефиниции «конституционное регулирование». Формулируются особенности и свойства конституционного регулирования.

УДК 342.41 

Страницы в журнале: 24-27

 

Р.Г. НУРМАГАМБЕТОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры права Костанайского филиала Челябинского государственного университета orel032@mail.ru

 

З.Б. БАКИРОВА,

соискатель кафедры конституционного права юридического факультета Челябинского государственного университета

 

Исследуются понятия «конституционное регулирование», «правовое регулирование». Анализируются точки зрения ученых-теоретиков на определение дефиниции «конституционное регулирование». Формулируются особенности и свойства конституционного регулирования.

Ключевые слова: регулирование, конституционное регулирование, общественные отношения, государство, общество.

 

Regulation of the Public Relations in the Categorical Apparatus of Constitutional Law Science

Nurmagambetov R., Bakirova Z.

The article explores the concept of constitutional regulation, legal regulation. The views of  scientists on definition of constitutional regulation are analyzed. The pecularities and properties of constitutional regulation are described.

Keywords:  legal regulation, constitutional regulation, public relations, government, society.

 

Среди научных категорий особое место занимает категория «конституционное регулирование», так как это один из самых сложных и объемных по содержанию правовых феноменов. Конституционное регулирование присуще любой правовой системе и используется сегодня в качестве универсального средства упорядочения общественных отношений. Конституционное регулирование достаточно подробно исследовано в юридической науке. Следует отметить, что термин «конституционное регулирование» является общепринятым в научной литературе. При исследовании понятия «конституционное регулирование» представляется необходимым прежде всего разобраться в содержании дефиниций «регулирование» и «правовое регулирование».

Термин «регулировать» подразумевает подчинение определенному порядку, правилам; воздействие на работу механизма и его частей, имеющее целью достижение  нужного протекания какого-либо процесса[1]. Применительно к теме исследования особое значение для нас приобретает понятие «правовое регулирование», прочно вошедшее в юридический обиход и нашедшее в настоящее время широкое применение в научной литературе. Так, в разные периоды эволюции теоретической науки правовое регулирование учеными рассматривалось по-разному: как деятельность непосредственных участников общественных отношений[2]; реализация норм права в правоотношениях[3]; применение норм права и других средств[4]. Опираясь на накопленный опыт ученых-теоретиков права, под правовым регулированием мы будем понимать осуществляемую с помощью системы юридических средств и приемов деятельность субъектов права в целях упорядочения общественных отношений и их прогрессивного развития. Регулируя поведение, право тем самым регламентирует и те отношения, в которых находятся субъекты, обладающие правами и обязанностями[5].

Термин «правовое регулирование» активно используется в различных отраслях как публичного, так и частного права. Он употребляется в науке в самых различных значениях. Ученые по-разному подходят к определению сущности правового регулирования отношений; в зависимости от предмета выделяются направленность правового регулирования и сфера его действия на общественные отношения. Так, в семейном праве правовое регулирование направлено на упорядочение семейно-правовых отношений[6]; в гражданском праве — имущественных и личных неимущественных отношений, основанных на автономной воле и имущественной составляющей их участников[7]; в уголовном праве правовое регулирование воздействует на общественные отношения, возникающие в связи и по поводу совершения деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации[8], и т. д. Не последняя роль правовому регулированию отводится в категориальном аппарате науки конституционного права. Приобретая специфические черты, свойственные только конституционному праву, правовое регулирование воздействует на тот круг отношений, который в конечном счете предопределяет его специфику и обособление от иных видов воздействия. Как по этому поводу отмечает Н.Р. Нижник, «главным при анализе правового регулирования является конституционное (государственное) право, которое, прежде всего, определяет, кто должен создавать и отменять законы и другие законодательные акты, каким образом закон должен действовать и какие основные права представлены отдельно взятому участнику государственно-управленческих отношений»[9]. Правовое регулирование в науке конституционного права учеными принято именовать понятием конституционного регулирования. Принципиальная особенность конституционного регулирования состоит в том, что оно имеет характерный аппарат средств, способов, а также присущий только ему правовой механизм, при помощи которого осуществляется воздействие на наиболее значимые для общества и государства общественные отношения, возникающие по поводу реализации норм Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ). К сожалению, приходится отметить, что, несмотря на имеющуюся теоретическую основу в исследовании данного конституционного термина в различные исторические периоды, в настоящее время в конституционных исследованиях вопрос о том, что лежит в основе такого сложного понятия, как конституционное регулирование, не получил должного содержательного ответа. Так, с точки зрения К.К. Айтхожина, Е.Т. Сексембаевой, «категория “конституционное регулирование”, ее исследование должно занять достойное место в понятийно-категориальном аппарате теории конституционализма, поскольку именно она характеризует действия Конституции как Основного закона государства, ее определяющее воздействие на основополагающие социальные процессы»[10]. По нашему мнению, конституционное регулирование занимает особое место в категориально-понятийном аппарате науки конституционного права ввиду как конституционной природы этого явления, так и присущего только конституционному регулированию особого правового охвата обширного круга общественных отношений, закрепленных в Конституции РФ. Его конституционная природа проявляется в том, что конституционное регулирование служит ориентиром для процесса правового регулирования в различных отраслях правовой науки. Так, по верному утверждению А.Н. Кокотова, «Конституция РФ выполняет в обществе функцию стратегического целеполагания. Она закрепляет цели развития государства, всего общества, ориентирует национальное право, стимулирует совершенствование отраслевого законодательства, направляя последнее на детализацию собственного содержания применительно к конкретным общественным условиям. Конституция — та постоянная суть, которая в разных исторических условиях требует несовпадающих нормативных решений однотипных ситуаций»[11].

В этой связи ученые в анализе природы конституционного регулирования указывают на ведущую роль Конституции РФ в процессе конституционного регулировании. Эта роль обусловлена тем, что Конституция РФ была принята путем всенародного референдума, а это предполагает более высокий уровень ее легитимности по сравнению со всеми предыдущими российскими конституциями и действующим законодательством, а следовательно, и большую степень ее авторитета и одобрения гражданами. Как отмечает В.И. Чиркин, «Конституция — основной закон государства и, пока она не заменена или изменена, она должна неуклонно исполняться всеми»[12]. Конституция РФ является актом учредительного характера, обеспечивающим первичное регулирование общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества, получающим дальнейшее развитие и детализацию в текущем законодательстве. Являясь ядром, основой всей правовой системы, Конституция РФ предстает базовым нормативным правовым актом, направленным на формирование или изменение уровня конституционного правосознания граждан. Конституцию РФ как основу формирования конституционного правосознания граждан характеризует и наличие в ней большого количества общих положений, дефиниций, программных установлений и норм-принципов, обобщающих и оценивающих наиболее важные, социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества. Знание этих конституционных положений, положительное к ним отношение закладывают основу для восприятия и оценки гражданами иных предписаний, устанавливающих конкретные варианты поведения субъектов права.

Можно рассматривать Конституцию РФ как главный источник права и базу правовой системы нормативно-юридического регулирования общественных отношений в стране. Действительно, учреждая и регулируя отношения в сфере основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, организации государственной власти, взаимодействия Федерации с ее субъектами, организации местного самоуправления при помощи системы специфических конституционных средств, способов, приемов, Конституция РФ гарантирует их   незыблемость, неприкасаемость и, как следствие, придает особый характер процессу их регулирования. В то же время было бы неверным указывать на отсутствие теоретической основы и сложившейся системы знаний в исследовании  конституционного регулирования в конституционном праве, отражающей различные его аспекты.  Яркими представителями, внесшими огромный вклад в обоснование этой сложной категории конституционного права, являлись А.И. Ким[13], Е.И. Фарбер[14], Б.Н. Топорнин[15], Н.А. Богданова[16], Ю.И. Скуратов[17], Н.А. Михалева[18], В.А. Ржевский[19], Л.А. Морозова[20], С.С. Кравчук21, М.А. Шафир[22], Ю.А. Тихомиров[23], Л.С. Явич[24] и др.

К примеру, актуальности не потеряли выделенные В.С. Основиным и вышеперечисленными учеными особенности конституционного регулирования, его свойства и отличия от других правовых понятий[25]. Приоритет научного обоснования дефиниции «конституционное регулирование» принадлежит И.Е. Фарберу. Он, в частности, отмечал: «Конституционное регулирование представляет собой политико-правовое воздействие на общественные отношения»[26]. Близкую к этой позицию занимал, например, Ю.П. Еременко, который считал, что «конституционное регулирование выступает первоначальным этапом сознательного и планомерного воздействия людей на процесс общественного производства»[27]. Похожее определение понятия «конституционное регулирование общественных отношений» предлагает Н.А. Михалева. Конституционным регулированием она считает «юридическое средство, способ воздействия на отношения в целях достижения коммунистического идеала»[28]. На политико-правовой аспект понятия конституционного регулирования указывает в своей работе и Ю.И. Скуратов, отмечая, что конституционное регулирование представляет собой политико-правовое воздействие на общественные отношения[29].

Впервые комплексное разностороннее исследование понятия конституционного регулирования было проведено О.О. Мироновым и Л.А. Морозовой. О.О. Миронов рассматривал конституционное регулирование общественных отношений как сложное конституционное явление. По его мнению, «конституционное регулирование — это широкое многоплановое воздействие норм Конституции на общественные отношения с целью их закрепления и упорядочивания, путем формирования отправных начал деятельности всей советской системы, а также детальной регламентации определенного круга общественных отношений как исключительно нормами конституционного права, так и совместно с нормами иных отраслей права»[30].

Л.А. Морозова понятие «конституционное регулирование» характеризует с позиции внутренней и внешней сторон его действия, наличия тех конституционных способов и средств, при помощи которых оно осуществляет свое воздействие на общественные отношения. Под конституционным регулированием общественных отношений Л.А. Морозова понимает воздействие государства посредством совокупности форм и способов, предусмотренных в конституционном законодательстве, на развитие общественных отношений, воплощающих сущностные стороны социально-экономического и политического строя общества, положения в нем личности, в целях упорядочения этих отношений, установления их особого политико-правового режима, отвечающего интересам всего народа[31].

Из вышеуказанного очевидно, что до принятия Конституции РФ понятие конституционного регулирования исследовалось преимущественно в контексте закрепления в конституциях ведущей роли социалистического правопорядка в обществе и государстве. В исследовании понятия конституционного регулирования представители советской науки государственного права добились определенных результатов. Среди вышедших за длительный период времени работ, посвященных этой проблематике, нет работы, в которой не рассматривалась бы проблема теории конституционного регулирования[32]. Признавая огромное значение их трудов, необходимо отметить, что эти работы являются бесценным теоретическим достоянием, служащим основой для современного исследования понятия конституционного регулирования.

 

Библиография

1 См.: Даль В. Толковый словарь. — М., 1955. С. 621, 647; Толковый словарь живого великорусского  языка. — СПб., 1981. Т. 2. С. 647—648; Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. — СПб., 1998. С. 698; Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. — М., 1987. С. 549; Словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, грамматические формы, словообразование, толкование. — Екатеринбург, 1999. С. 403.

2 См.: Сорокин. В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. № 4. С. 42; Гойман В.И. Право в системе нормативного регулирования // Общая теория права и государства: учеб. / под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд. — М., 2001. С. 146.

3 См.: Толстой Ю.К. Рецензия на книгу Л.С. Явича «Советское право — регулятор общественных отношений в СССР» // Правоведение. 1958. № 4. С. 121.

4 См.: Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. — М., 1999. С. 242.

5 См.: Байтин М.И. Механизм правового регулирования общественных отношений // Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений / под ред. д-ра юрид. наук М.И. Байтина. — Саратов, 1974. С. 22; Землянов О.Е. Понятие правового регулирования // Вопросы экономики и права. 2009. № 1. С. 34; Комаров С.А. Механизм правового воздействия // Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. / отв. ред. М.Н. Марченко. — М., 2001. Т. 3. С. 94—95; Крусс В.И. Теория конституционного правопользования. — М., 2007. С. 477; Лаптев В.В., Шахматов В.П. Цели правового регулирования и система права // Правоведение. 1976. № 4. С. 28; Минникес И.А. Развитие теории правового регулирования в трудах российских юристов конца XIX — начала XX века // История государства и права. 2007. № 19. С. 35.

6 См.: Нечаева А.М. Семейное право: учеб. пособие для бакалавров. 5-е изд. перераб. и доп. — М., 2012. С. 20.

7 См.: Гражданское право: учеб. / под ред. В.П. Камышанского, М.Н. Коршунова, В.И. Иванова. — М., 2011. Ч. 1. С. 18—19; Максименко С.Т. К вопросу о частноправовой сфере регулирования общественных отношений // Гражданское право. 2008. № 3. С. 25—27.

8 См.: Уголовное право. Общая и особенная части: учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. — М., 2011. С. 23.

9 Нижник Н.Р. Правовое регулирование государственно-управленческих отношений: дис. … д-ра юрид. наук. — Киев, 1992. С. 110.

10 Айтхожин К.К., Сексембаева Е.Т. Актуальные проблемы конституционного регулирования в Республике Казахстан // Вестник КазНУ. Серия юридическая. 2002. № 1(22). С. 3.

11 Конституционное право России: учеб. / отв ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. — Екатеринбург, 2001. С. 20.

12 Чиркин В.Е. Конституционное право России: учеб. — М., 2009. С. 72.

13 См.: Ким А.И. Конституционное регулирование общественных отношений и вопрос о предмете государственного права. Доклады итоговой научной конференции юридических факультетов (декабрь 1968 года).  — Томск, 1968. Ч. 1. С. 28.

14 См.: Фарбер Е.И. Конституционное регулирование в советском обществе // Проблемы конституционного права. Вып. 1(2). — Саратов, 1974. С. 3—15.

15 См.: Общие начала теории социалистической конституции / отв. ред. Б.Н. Топорнин. — М., 1986. 239 c.

16 См.: Богданова Н.А. Развитие теории советской Конституции и наука советского государственного права // Вестник Московского университета. 1982. № 2. С. 11—18.

17 См.: Скуратов Ю.И. Политические отношения как объект конституционного регулирования // Конституционные основы государственного строительства: межвуз. сб. науч. тр. — Свердловск, 1981. С. 3—16.

18 См.: Михалева Н.А. Теоретические проблемы социалистической конституции (сущность, содержание, форма): дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1983. С. 20.

19 См.: Ржевский В.А. Общественный строй развитого социализма: конституционное содержание, структура, регулирование. — М., 1983. С. 40; Еременко Ю.П. Конституционные основы экономической системы и законность // Советская Конституция и законность / науч. ред. В.А. Ржевский. — Саратов, 1982. С. 78.

20 См.: Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. — М., 1985. С. 18;  Морозова Л.А. Конституционное регулирование общественных отношений в СССР (характер, особенности, пределы) // Государство и право. 1980. № 7. С. 21—30.

21 См.: Кравчук С.С. Предмет конституционного регулирования, содержание и структура конституций // Советское государственное право: учеб. / под ред. С.С. Кравчука. 2-е изд. испр. и доп. — М., 1985. С. 39—45.

22 См.: Шафир М.А. Конституционное регулирование компетенции СССР и союзных республик // Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы / отв. ред. Е.К. Глушко. — М., 1990. С. 83—85.

23 См.: Тихомиров Ю.А. Проблемы теории социалистической Конституции // Советское государство и право. 1978. № 2. С. 3—5.

24 См.: Явич Л.С. Конституция СССР и некоторые вопросы общей теории советского права // Конституция СССР и дальнейшее развитие государствоведения и теории права. — М., 1979. С. 65—70.

25 См.: Основин В.С. О некоторых вопросах науки советского государственного права в свете Конституции СССР 1977 года // Конституция СССР: проблемы государствоведения и советского строительства. — М., 1980. С. 51.

26 Фарбер И.Е. Конституционные отношения и их регулирование в советском обществе // Тезисы докладов и сообщений на межвузовской конференции по теоретическим и методологическим проблемам правовой науки. — Кишинев, 1965. С. 152—154; Он же. Конституционные отношения и их регулирование // Ученые записки ВИЮН. — Саратов, 1966. Вып. 14. С. 85—97; Конституционные отношения как предмет регулирования советского государственного права // Материалы конференции по итогам научно-исследовательской работы за 1963—1964 гг. — Саратов, 1965. С. 63—66.

27 Еременко Ю.П. Указ. раб. С. 78.

28 Михалева Н.А. Указ. раб. С. 118.

29 См.: Скуратов Ю.И. Политические отношения как объект конституционного регулирования // Конституционные основы государственного строительства: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Д.Н. Бахрах, М.И. Кукушкин. — Свердловск, 1981. С. 3.

30 Миронов О.О. Конституционное регулирование в развитом социалистическом обществе / под ред. В.Л. Полякова. — Саратов, 1982. С. 8.

31 См.: Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. С. 18.

 

32 См.: Бутусова В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования // Вестник Московского университета. Серия Право. 2003. № 6. С. 17.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Анализируется многогранная деятельность прокуратуры в сфере надзора за исполнением законодательства, охватывающая широкий спектр вопросов — от контроля за деятельностью органов местного самоуправления до защиты прав профессиональных спортсменов и несовершеннолетних
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматривается феномен спортивного права. Автор обращает внимание на то, что правовое регулирования спортивного права носит комплексный характер, что обусловлено объектом правового регулирования, каковым является спорт
Добавлено: 03.11.2024
В статье исследуются возникающие в правоприменительной практике проблемы реализации общественной проверки на местном уровне. Анализируются нормативные правовые акты, регулирующие проведение общественной проверки деятельности органов местного самоуправления
Добавлено: 03.11.2024
Рассматриваются основания действия административного принуждения. Этот вопрос важен с точки зрения применения различных мер административного воздействия предопределятся соблюдением требований законности
Добавлено: 06.10.2024
В статье рассматривается вопрос определения пределов конституционного права представителей субкультур на объединение. Субкультуры как общественные объединения являются институтом гражданского общества и обеспечивают определение социальной идентичности человека
Добавлено: 06.10.2024