Статья

Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации

К.О. ЛИПЕЙ Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников — эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников и организации инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

К.О. ЛИПЕЙ
 
Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников — эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников и организации инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. 
 
Внешнее означает подчиненность деятельности организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим ее деятельность, ее подразделений и работников.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, а именно эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п. Регулирование осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
· государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
· регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой — последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
· общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. Именно реакция широких слоев общества на какие-то действия на рынке ценных бумаг служит первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:
· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
· защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;
· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
· создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
· создание в определенных случаях новых рынков, поддержание необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;
· воздействие на рынок для достижения каких-то общественных целей, например для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы.
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя: создание нормативной базы функционирования рынка; отбор профессиональных участников рынка; контроль над соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Санкциями могут быть устное и письменное предупреждения, штраф, уголовное наказание, исключение из рядов участников рынка.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от политических и экономических условий, но одновременно должны отражать проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основные принципы регулирования рынка:
· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным; во второй — отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
· выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т. е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться, рынок которых может быть быстро организован. Этими инструментами злоумышленники могут нанести существенный ущерб участникам рынка;
· максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка. Достигается возможность получения участниками рынка ценных бумаг информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
· необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;
· при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
· обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Повышает качество нормотворчества и его объективность;
· преемственность российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Следует учитывать растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения;
· оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими и общественными организациями).
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
· эмитента — при выпуске государственных ценных бумаг;
· инвестора — при управлении крупными портфелями акций промышленных обществ;
· профессионального участника — при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
· регулятора — при создании законодательства и подзаконных актов;
· верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Прямое или административное управление рынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
· установления обязательны требований ко всем участника рынка;
· регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
· лицензирования профессиональной деятельности на рынке;
· обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
· поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы, а именно:
· систему налогообложения — ставки налогов, льготы и освобожденные от них;
· денежную политику — процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.;
· государственные капиталы — государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.;
· государственную собственность и ресурсы — государственные предприятия, природные ресурсы и земли.
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг пока не сложилась. На начало 1996 г. ее составляли высшие органы государственной власти — Государственная Дума, Президент РФ и Правительство РФ.
Саморегулируемые организации — некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться двумя или более однотипными органами.
Права саморегулируемой организации:
· разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
· осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на рынке;
· контроль над соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
· информационная деятельность на рынке;
· обеспечение связи и представительства
(защиты) интересов участников рынка ценных бумаг.
Необходимо сформировать правовую основу деятельности саморегулируемых организаций, создаваемых для разработки соответствующих положений законодательства, а также охраны и защиты прав акционеров. Принцип использования таких организаций не нов, между тем их создание для охраны и защиты прав акционеров может иметь эффект. Место таких организаций сейчас с успехом занимают соответствующие коммерческие структуры, и результативность их деятельности превышает функционирование соответствующих государственных органов.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
3 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Рассматриваются вопросы о применении негаторно-правовой защиты в спорах о признании недействительными результатов кадастровых работ и установления местоположения границ земельных участков
Добавлено: 03.11.2024
Рецензия посвящена монографическому исследованию видного азербайджанского ученого и известного общественного деятеля, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Азербайджанской Республики, иностранного члена Российской академии наук Ильгама Мамедгасан оглы Рагимова...
Добавлено: 03.11.2024
В статье подробно анализируются последние прогрессивные изменения в уголовном законодательстве Китая. В качестве объекта анализа взяты последние поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики: поправка (XI) и поправка (XII).
Добавлено: 03.11.2024
В статье исследуется дискуссионный в теории и судебной практике вопрос о целях допроса в судебном следствии эксперта, давшего заключение в досудебном производстве
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения правового положения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Добавлено: 03.11.2024