УДК 347.1
Страницы в журнале: 4-14
Л.Ю. ГРУДЦЫНА,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права Финансового университета при Правительстве РФ, почетный адвокат России, член Научно-консультативного совета при Федеральной палате адвокатов РФ ludmilagr@mail.ru
В последнее время в рамках модернизации российского образования и науки все очевиднее становится необходимость реформирования системы аттестации научных и научно-педагогических кадров. Автор статьи предлагает читателям свои доводы в пользу реформирования Высшей аттестационной комиссии, системы аспирантур, а также аргументы в пользу необходимости научных публикаций российских ученых за рубежом.
Ключевые слова: Высшая аттестационная комиссия, аспирантура, послевузовское образование, аттестация научных кадров, ученая степень, диссертационный совет, министерство образования.
Reform of the Higher attestation commission and systems of postgraduate studies is necessary: some offers
Grudtsina L.
Recently within modernization of Russian education and a science everything becomes more obvious need of reforming of system of certification of scientific and scientific and pedagogical shots. The author of article offers readers the arguments in favor of reforming of the Нigher attestation commission, system of postgraduate studies and scientific publications of the Russian scientists abroad.
Keywords: the Нigher attestation commission, postgraduate study, postgraduate education, certification of scientific shots, scientific degree, dissertational council, Ministry of Education
В последнее время в связи с новым витком реформирования Высшей аттестационной комиссии (далее — ВАК, Комиссия) при Министерстве образования и науки РФ и системы диссертационных советов предметом для обсуждения научной общественности становятся вопросы нахождения оптимальной структуры системы аттестации научных и научно-педагогических кадров, искоренения коррупционной составляющей (или, по крайней мере, сведение ее к минимуму) в работе экспертных советов ВАК, поиска новой модели работы аспирантур в стране, а также разработка новых стандартов и подходов к российской науке в целом.
Мы не преминули воспользоваться возможностью высказать свое субъективное мнение по ряду конкретных и весьма важных для дальнейшего развития проблем системы аттестации научных и научно-педагогических кадров в России[1]. Сразу оговоримся, что речь пойдет о системе аттестации научно-педагогических кадров в гуманитарных науках, а если быть точнее — в юридических науках. Вместе с тем мы уверены, что выявленные в ходе изложения проблемы юридической науки, несомненно, в той или иной степени присущи и другим общественным наукам, а также наукам естественным.
Вопросов, не решенных до сих пор, но декларируемых как решаемые или уже решенные, много, в их числе, например, такие: а) возможно ли совместить потенциал исторически сложившейся российской высшей школы (специалитет) с двухуровневым образованием (бакалавриат и магистратура)? б) нужно ли реформировать систему российской аспирантуры и как приравнять российские ученые степени (кандидат наук и доктор наук) к зарубежным (PhD и Grand PhD[2])? в) как эффективно развивать систему научной аттестации в России (какие зарубежные аналоги применять)? г) необходимо ли реформировать ВАК, и нужна ли такая общественная структура при государственном органе вообще?
Таким образом, очертим круг исследуемых вопросов:
— определим правовой статус и охарактеризуем роль ВАК в системе аттестации научных и научно-педагогических кадров;
— сформулируем принципы работы и основные полномочия, которыми должны обладать диссертационные советы вузов (в сторону их самостоятельности в принятии решений и усиления контроля и ответственности за эти решения);
— предложим систему реформирования российской аспирантуры как основы подготовки и формирования молодых ученых, впоследствии защищающих свою диссертацию в диссертационном совете (это, на наш взгляд, самый важный вопрос системы реформирования подготовки научных кадров).
Правовой статус и роль ВАК в системе аттестации научных и научно-педагогических кадров. Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»[3] (далее — Закон о науке) в целях обеспечения государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Правительством РФ создается ВАК при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, утверждаются Положение о ВАК и состав Комиссии.
Для более детального понимания назначения ВАК обратимся к недавнему прошлому. ВАК СССР была учреждена в 1932 году и начала работу в 1934 году. До этого времени ученые степени присуждались непосредственно в институтах и университетах[4] (здесь и далее курсив мой. — Л.Г.). Создание единого аттестационного органа было вызвано главным образом идеологическим фактором — общим дефицитом достаточно квалифицированных и одновременно (что было очень важно!) идеологически выдержанных ученых, способных оценивать диссертационные работы с точки зрения советской идеологии.
ВАК создавалась в целях обеспечения единой государственной политики в области аттестации научных и научно-педагогических кадров. Однако нынешнее состояние ВАК, ее правой статус и полномочия, как отмечают многие ученые, нуждаются в серьезном реформировании с учетом современных реалий и инновационных процессов в сфере образования, и такая реформа уже началась[5].
Действительно, ВАК в своем нынешнем состоянии является структурой во многом устаревшей, ее нормативно-правовая база не соответствует действующему российскому законодательству. Более того, список (номенклатура) научных специальностей, на основании которого защищаются сегодня диссертации на соискание ученой степени доктора наук и кандидата наук, не соответствует реальным потребностям российской экономики. В результате наука еще более отдаляется от практических сфер применения, не говоря уже о сложившихся в России проблемах так называемой коммерциализации результатов научных исследований. Как результат, высокотехнологичные отрасли экономики недополучают необходимых специалистов, а научные исследования так и не находят выход на национальный и международный экономический рынок.
По нашему мнению, ВАК является прямым наследником тоталитарного режима, о чем свидетельствуют не только безуспешные попытки ее ликвидации и пока бесплодные старания ее реформирования, но и сам статус, нечетко определяемый действующим законодательством. Важно также и то, что, помимо ст. 6.1 Закона о науке, статусу ВАК не посвящена ни одна статья профильных законов, в частности, Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[6].
На наш взгляд, ст. 6.1 Закона о науке также не несет никакой смысловой нагрузки, кроме констатации самого факта существования ВАК «при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности». За последние 20 лет таких органов было по меньшей мере четыре: Правительство СССР, Министерство образования РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Министерство образования и науки РФ.