В.И. АБРАМОВ,
кандидат педагогических наук, доцент Пензенского государственного педагогического университета, докторант Саратовской государственной академии права
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства. А поскольку Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), он играет ведущую роль в механизме защиты прав ребенка, ибо, как и другие органы государственной власти и местного самоуправления, может использовать любые виды их гарантий — от экономических до юридических.
Президент РФ занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция РФ возлагает на него задачу обеспечения единства и целостности государственной власти. В области реализации прав и свобод Президент РФ как их гарант и глава государства обладает широкими полномочиями. Он имеет приоритетные возможности: «...обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Содержание этой функции выражено в присяге, произносимой Президентом РФ при вступлении в должность (ч. 1 ст. 82).
Как юридически, так и практически нет ни одного субъективного права и свободы человека и гражданина, в реализации которого Президент РФ не имел бы возможности принять участие. Его полномочия не могут конкурировать с функциями других органов общей компетенции. И хотя Конституция РФ не содержит указаний, в каких формах должна осуществляться деятельность Президента РФ по защите прав человека и гражданина (в том числе ребенка), они очевидны.
Полномочия Президента РФ как гаранта прав человека связаны главным образом с его правом издавать указы и распоряжения как общего, так и ювенального характера. Помимо этого, Президенту РФ принадлежит такое конституционное средство охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, как право законодательной инициативы и право вето, которыми он обладает.
Президент РФ располагает и другими средствами охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Так, он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам или нарушают права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Из этого следует, что Президент РФ обладает отчасти судебной властью, хотя и временной, поскольку действие актов приостанавливается только до решения этого во-
проса соответствующим судом. В Конституции РФ не указывается, что Президент РФ должен немедленно передать вопрос на рассмотрение соответствующею суда, и это вызывает особое сожаление, если учесть, что Конституционный суд РФ, к которому в большинстве случаев и следует апеллировать, не может возбуждать подобные дела по собственной инициативе, хотя формулировка ст. 85 Конституции РФ как бы подразумевает это в своем смысловом значении[1].
Принципиальное значение имеет право Президента РФ самостоятельно определять основные направления государственной политики. В.В. Путин в Послании Федеральному собранию 2000 года особо отметил: «Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение».
В соответствии с Конституцией РФ принято несколько сотен законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных министерств, а также субъектов Федерации, документов как общего, так и специального содержания. Они гарантируют реализацию интересов и прав семьи, супругов и детей, например право на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, охрану здоровья, медицинскую помощь, свободный доступ к культурным ценностям, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, свободу передвижения. Тем не менее законодательное оформление концепции государственной политики по отношению к семье осталось незавершенным. Сущность, цели, принципы и основные направления этой политики сформулированы не в законе, а в Указе Президента РФ от 14.05.1996 № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Необходимо законодательно закрепить государственную политику в отношении семьи, т. е. принять федеральный закон об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации.
Специальная политика в интересах детей, которым предстоит жить в России, получила развитие в проекте основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в России до 2010 года (национальном плане действий в интересах детей). Этот документ, определяющий стратегию действий на ближайшие годы, подготовлен с учетом итоговых документов 27-й Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей и в 2002 году утвержден решением Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН по правам детей и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
К сожалению, национальный план действий в интересах детей пока не нормативный правовой акт, а всего лишь проект указа Президента РФ. Его принятие вселяет надежду, ибо целями государственной социальной политики в интересах детей на период до 2010 года являются создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, экономического, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение гарантий прав ребенка в России на основе повышения уровня жизни и модернизации экономики.
В качестве приоритетных направлений в национальном плане действий в интересах детей выделены:
· охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни;
· обеспечение качественного образования и воспитания детей;
· улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;
· повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.
Президент РФ утверждает различные программы долгосрочного характера, в том числе президентские, рассчитанные на создание режима социальной защищенности граждан, благоприятных и безопасных условий жизни. Так, Постановлением Правительства РФ от 03.10.2002 № 732 утверждена Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003—2006 годы, которой Указом Президента РФ от 18.08.1994 № 1696 был придан статус президентской программы.
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003—2006 годы включает в себя 5 подпрограмм: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды». Общее руководство и контроль за реализацией федеральной целевой программы осуществляет государственный заказчик-координатор — Минздравсоцразвития России.
Общие затраты на реализацию Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003—2006 годы за счет всех источников финансирования составляют 20 377,99 млн руб., из них за счет средств федерального бюджета — 6 739,62 млн, бюджетов субъектов Федерации — 13 417,24 млн, внебюджетных источников — 221,13 млн руб.
Итогом реализации Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003—2006 годы должны стать следующие ожидаемые результаты:
· улучшение положения детей в России, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
· снижение показателей материнской смертности до 30 на 100 тыс. рожениц, младенческой смертности — до 13 на 1 тыс. родившихся живыми, детской смертности — на 15—20%, заболеваемости женщин — на 3—5%;
· развитие системы выявления и поддержки одаренных детей, оснащение и материально-техническая поддержка специализированных учреждений по работе с одаренными детьми;
· стабилизация семьи как социального института;
· снижение количества безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних;
· расширение сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 единиц);
· предупреждение социального сиротства, создание условий для развития детей-сирот в семьях различного типа;
· увеличение числа детских реабилитационных центров для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями до 350 единиц и численности обслуживаемых в них детей до 150 тыс. человек;
· обеспечение более 30 тыс. детей с церебральным параличом, 10 тыс. слепых и слабовидящих, 25 тыс. глухих и слабослышащих детей индивидуальными техническими средствами самообслуживания, более 6 тыс. детей-инвалидов — ортопедическими изделиями и более 8 тыс. детей с сахарным диабетом — глюкометрами.
Аналогичные программы и подпрограммы приняты в субъектах Федерации. Так, на территории Пензенской области реализуются областная межведомственная программа «Дети Пензенской области» на 2003—2006 годы (утверждена Законом Пензенской области от 18.11.2002 № 402-ЗПО) с ее составляющими целевыми программами «Безопасное материнство», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», областная программа семейной политики, а также План действий по улучшению положения детей Пензенской области. Они нацелены на улучшение нормальной жизнедеятельности, медицинской, психологической и реабилитационной помощи детям, укрепление материально-технической базы детских и дошкольных учреждений.
Президент РФ выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, используя свое право создавать комитеты, комиссии и другие органы по охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Эти органы могут формироваться как на определенное время, так и на постоянной основе. Так, продолжительное время при Президенте РФ действовала Комиссия по правам человека, которая была образована Указом Президента РФ от 26.09.1993 № 1458 в целях усиления гарантий гражданских и политических прав граждан России. Положение о Комиссии было утверждено Указом Президента РФ от 01.11.1993 № 1798.
Указом Президента РФ от 06.11.2004 № 1417 Комиссия по правам человека преобразована в Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Его деятельность осуществляется в пределах установленной компетенции независимо от других государственных органов. Председателем Совета назначена Э.А. Памфилова.
Безусловно, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека рассматривает вопросы, связанные с защитой прав детей. Однако необходимо учредить федеральный и региональные советы по проблемам детства — межведомственные органы, призванные преодолеть ведомственную разобщенность, координировать социальную и коррекционно-реабилитационную работу различных министерств, департаментов, государственных и негосударственных учреждений, которые не способны действовать согласованно, что затрудняет оказание эффективной помощи конкретному ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. В отличие от службы федерального комиссара (уполномоченного по правам ребенка) и общественных инспекторов, обладающих исключительно контрольными полномочиями, федеральный и региональные советы по проблемам детства должны обладать распорядительными функциями и управлять финансированием помимо ведомственных каналов, т. е. правом распределения бюджетных средств, выделяемых на специализированные программы (например, на Федеральную целевую программу «Дети России» на 2003—2006 годы).
Один из способов внимания Президента РФ к проблемам детства — его ежегодные послания Федеральному собранию РФ, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики страны, в том числе в интересах детей, что делает эту политику достоянием депутатов, партий, общественности, народа. Это дает возможность в случае необходимости корректировать политику Президента РФ и использовать весь потенциал конституционных структур, влиять на общественные и социальные движения.
Таким образом, президентские инициативы и принимаемые меры свидетельствуют о постоянном внимании Президента РФ к проблеме обеспечения и защиты прав ребенка в стране.
Библиография
1 См.: Волков С.А. Конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Волгоград, 1999. С. 15—16.