Статья

Роль Совета Безопасности ООН в борьбе с финансированием терроризма

В.П. ЖУКОВА, аспирант кафедры международного публичного права юридического факультета Государственного университета — Высшей школы экономики Раскрывается роль резолюций Совета Безопасности ООН как важнейшего источника права для международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

УДК 341.123 

Страницы в журнале: 141-145

 

В.П. ЖУКОВА,

аспирант кафедры международного  публичного права юридического факультета Государственного университета — Высшей школы экономики

 

Раскрывается роль резолюций Совета Безопасности ООН как важнейшего источника права для международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности, финансирование терроризма, борьба с финансированием терроризма, подразделения финансовой разведки, борьба с организованной преступностью в финансовом секторе, обмен информацией, идентификация, замораживание, конфискация.

 

UN Security Council resolutions are an important source of law for the international system of combating with money laundering and terrorist financing.

Keywords: United Nations, Security Council, terrorist financing, the fight against terrorist financing, financial intelligence units, fight against organised crime in the financial sector, exchange of information, the identification, freezing, confiscation.

 

Глобальная проблема международного терроризма стала особенно актуальной в связи с террористическими актами в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. В этой связи в международном праве появились определения таких преступлений международного характера, как терроризм и финансирование терроризма. Роль ООН и Совета Безопасности в борьбе с этими преступлениями становится все более значимой. То обстоятельство, что борьба с терроризмом должна вестись на основе международного права и под руководством ООН, подтверждается резолюциями Совета Безопасности. С целью пресечения такого тягчайшего преступления международного характера, как терроризм, 28 сентября 2001 г. на 4385-м заседании Совета Безопасности ООН была принята резолюция 1373 (2001), в которой особо выделяются такие меры, обязательные для всех государств, как предотвращение и пресечение финансирования террористических актов; введение уголовной ответственности за умышленное предоставление или сбор средств для совершения террористических актов; блокирование средств и других финансовых активов или экономических ресурсов лиц или организаций, участвующих или причастных к террористическим актам; воздержание всех государств от предоставления в любой форме поддержки организациям или лицам, замешанным в террористических актах; обеспечение квалификации в национальных уголовных законах террористических актов как серьезных преступлений с соответствующими наказаниями. Запрещается незаконное и умышленное предоставление средств или их сбор с намерением использовать их при совершении деяний, обозначенных в международных договорах о пресечении актов терроризма[1].

Резолюция 1373 (2001) постановляет, что все государства должны воздерживаться от предоставления в любой форме поддержки организациям или лицам, замешанным в террористических актах, принять необходимые меры в целях предотвращения совершения террористических актов, в том числе путем раннего предупреждения других государств с помощью обмена информацией; отказывать в убежище тем, кто финансирует, планирует, поддерживает или совершает террористические акты или предоставляет убежище; не допускать, чтобы они использовали свою территорию в этих целях против других государств или их граждан; обеспечивать, чтобы любое лицо, принимающее участие в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов или в поддержке террористических актов, привлекалось к судебной ответственности, и обеспечить, чтобы такие террористические акты квалифицировались как серьезные уголовные правонарушения во внутригосударственных законах и влекли суровое наказание; оказывать друг другу всемерное содействие в связи с уголовными расследованиями или уголовным преследованием, которые имеют отношение к финансированию или поддержке террористических актов, включая содействие в получении имеющихся у них доказательств; предотвращать передвижение террористов или террористических групп с помощью эффективного пограничного контроля и контроля за выдачей документов, удостоверяющих личность, и проездных документов, а также с помощью мер предупреждения фальсификации, подделки или незаконного использования документов, удостоверяющих личность, и проездных документов (ст. 2).

Резолюция 1373 (2001) призывает все государства к сотрудничеству в целях предотвращения и пресечения терроризма и его финансирования, найти возможности активизации и ускорения обмена оперативной информацией в соответствии с международным правом и внутригосударственным законодательством и сотрудничать в административных и судебных вопросах в целях предотвращения совершения террористических актов; стать как можно скорее участниками соответствующих международных конвенций и протоколов о борьбе с терроризмом, включая Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.; полностью осуществить положения соответствующих международных конвенций и протоколов, касающихся терроризма, и резолюций 1269 (1999) и 1368 (2001) Совета Безопасности и расширить сотрудничество в этой области (ст. 3).

Резолюцией 1373 (2001) был учрежден Контртеррористический комитет (КТК) в составе всех 15 членов Совета Безопасности ООН для контроля за осуществлением ряда мер, предложенных резолюцией 1373 (2001) и направленных на укрепление правовых и институциональных возможностей стран в области борьбы с терроризмом у себя, в своих регионах и во всем мире.

Резолюция призывает государства как можно скорее стать участниками соответствующих международных документов по борьбе с терроризмом.

Руководствуясь положениями резолюций 1373 (2001) и 1624 (2005) Совета Безопасности, КТК содействует укреплению потенциала государств—членов ООН по предотвращению террористических актов как на национальном, так и на межрегиональном уровне.

Государства-члены обязаны регулярно докладывать КТК о принятых ими мерах по выполнению положений резолюции 1373 (2001).

Для оказания содействия работе Комитета, оказания технической помощи и укрепления потенциала государств в области борьбы с терроризмом, а также для укрепления и координации процесса контроля за выполнением резолюции 1373 (2001) Совет Безопасности принятой на 4936-м заседании 26 марта 2004 г.

резолюцией 1535 (2004) учредил Исполнительный директорат Контртеррористического комитета (ИДКТК).

В состав ИДКТК входят около 40 сотрудников, примерно половина которых — юристы, анализирующие представляемые государствами доклады в таких областях, как разработка законодательства, финансирование терроризма, пограничный и таможенный контроль, полиция и правоохранительная деятельность, беженское и миграционное право, торговля оружием, морская и транспортная безопасность. В состав ИДКТК также входит один старший сотрудник по правам человека.

ИДКТК оказывает существенную помощь КТК в его повседневной деятельности, выполняет программные решения Комитета, проводит экспертную оценку каждого государства-члена и содействует в предоставлении странам контртеррористической технической помощи.

8 октября 2004 г. Совет Безопасности также принял резолюцию 1566 (2004), которая призвала государства-члены принять меры против групп и организаций, вовлеченных в террористическую деятельность. Резолюция 1566 (2004) учредила состоящую из членов Совета Безопасности рабочую группу для выработки рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, включая предание их правосудию путем осуществления судебного преследования или выдачи, замораживание их финансовых активов, предотвращение их передвижения через территории государств-членов, предотвращение обеспечения их любыми типами вооружений и связанных с ними материалов, и относительно процедур осуществления этих мер.

Совет Безопасности в своей Резолюции 1566 (2004) призывает государства сотрудничать с КТК, включая ИДКТК, Комитетом по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан», учрежденным в соответствии с резолюцией 1267 (1999), и его Группой по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, с Комитетом, учрежденным в соответствии с резолюцией 1540 (2004). Совет Безопасности также просит КТК  разработать комплекс передовых методов с целью оказания помощи государствам в осуществлении положений резолюции 1373 (2001), касающихся финансирования терроризма; поручает КТК в тесном сотрудничестве с соответствующими международными, региональными и субрегиональными организациями начать поездки в государства (с их согласия) с целью усилить контроль за осуществлением резолюции 1373 (2001) и способствовать оказанию им технической и иной помощи.

В связи со Всемирным саммитом 14 сентября 2005 г. Совет Безопасности ООН провел встречу на высоком уровне, где была принята резолюция 1624 (2005), которая осудила любые террористические акты независимо от их мотивов и побуждений и в которой государства—члены ООН призываются законодательно запретить террористические акты и подстрекательство к их совершению, а также отказать в убежище виновным в совершении таких преступлений.

Резолюция 1624 (2005) подтверждает, что акты, методы и практика терроризма, а также сознательное финансирование и планирование террористических актов и подстрекательство к ним противоречат целям и принципам ООН. Все государства должны сотрудничать в борьбе с терроризмом в соответствии с их обязательствами по международному праву, чтобы найти тех, кто оказывает поддержку или содействие террористам, участвует или пытается участвовать в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов либо предоставляет убежище, отказывать таким лицам в убежище и привлекать их к судебной ответственности на основе принципа «либо выдай, либо суди».

Резолюция 1624 (2005) призывает все государства законодательно запретить подстрекательство к совершению террористических актов; предотвращать такое поведение; отказывать в убежище любым лицам, в отношении которых имеется достоверная и соответствующая информация, чтобы считать их виновными в таком поведении; сообщать КТК в рамках постоянного диалога о мерах, принимаемых ими в целях осуществления резолюции.

Резолюция 1624 (2005) поручает КТК:

— включить в его диалог с государствами-членами вопросы, касающиеся их усилий по осуществлению настоящей резолюции;

— сотрудничать с государствами-членами для оказания им помощи в создании потенциала, в том числе посредством распространения передовой юридической практики и содействия обмену информацией в этой области.

Процесс осуществления резолюций 1373 (2001) и 1624 (2005) является постоянным, и Комитет стремится развивать диалог с государствами-членами с целью укрепления потенциала в области контртеррористической деятельности на национальном уровне и расширения международного сотрудничества между системой ООН, государствами и межправительственными органами.

Комитет готовит обзор осуществления в различных регионах и субрегионах мира мер, рекомендованных в резолюции 1373 (2001). Первый обзор был подготовлен ИДКТК в 2008 году. В обзорах отражаются достигнутый прогресс или же оставшиеся пробелы, а также содержатся глобальные оценки по основным тематическим областям, рассматриваемым в резолюции: законодательство по борьбе с терроризмом, пограничный контроль, обеспечение правопорядка, борьба с финансированием терроризма, международное сотрудничество и защита прав человека при борьбе с терроризмом.

Проводится посещение стран, цель которых заключается в практическом изучении на местах совместно с государствами-членами статуса осуществления положений резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности, а также в оценке характера и уровня технического содействия, которое может потребоваться конкретному государству для осуществления этой резолюции.

В состав выездных групп, которые возглавляет ИДКТК, входят эксперты из таких организаций, как Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Всемирная таможенная организация и Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В этих визитах также принимают участие международные, региональные и субрегиональные организации, такие как Африканский союз и Европейский союз, и представители специализированных органов и учреждений, которые занимаются конкретными аспектами борьбы с терроризмом и могут оказать техническое содействие в укреплении потенциала государств.

В ходе таких комплексных посещений группы экспертов сосредоточивают внимание на подготовке доклада и включении в него своих замечаний наряду с рекомендациями по принятию мер в таких областях, как контртеррористическое законодательство, меры по предотвращению использования активов в преступных целях, эффективность правоохранительной деятельности, международное сотрудничество, контроль за территорией, техническое содействие.

Резолюция 1805 (2008), принятая Советом Безопасности на 5856-м заседании 20 марта 2008 г.:

— обращает особое внимание на то, что главной целью КТК является обеспечение осуществления резолюции 1373 (2001) в полном объеме, и напоминает о том, что ИДКТК играет решающую роль в оказании Комитету поддержки в выполнении его мандата;

— постановляет, что в период до 31 декабря 2010 г. ИДКТК будет по-прежнему действовать в качестве специальной политической миссии под политическим руководством КТК;

— настоятельно призывает ИДКТК продолжать укреплять его роль в содействии оказанию технической помощи в деле осуществления резолюции 1373 (2001), направленной на наращивание потенциала государств-членов в борьбе против терроризма посредством удовлетворения их потребностей в этой области.

Резолюция 1822 (2008), принятая Советом Безопасности на 5928-м заседании 30 июня 2008 г., подчеркивает возложенную на все государства-члены обязанность в полной мере осуществлять резолюцию 1373 (2001), в том числе в отношении «Талибана» или «Аль-Каиды» и любых лиц и организаций, связанных с ними и участвовавших в финансировании террористической деятельности, планировании, содействии, вербовке или оказании им иной поддержки, содействовать осуществлению обязательств по борьбе с терроризмом согласно соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН. Резолюция 1822 (2008) обязывает все государства незамедлительно заморозить средства и другие финансовые активы или экономические ресурсы этих лиц, групп, предприятий и организаций, включая средства, получаемые благодаря имуществу, находящемуся прямо или косвенно в их собственности или под их контролем, и обеспечить, чтобы они не использовались в интересах таких лиц их гражданами или любыми лицами на их территории; пресекать потоки денежных средств и других финансовых активов и экономических ресурсов таким организациям, как «Аль-Каида» и «Талибан», а также связанным с ними лицам, группам, предприятиям и организациям.

Резолюция 1904 (2009), принятая Советом Безопасности на 6247-м заседании 17 декабря 2009 г., обязывает государства незамедлительно заморозить средства и другие финансовые активы или экономические ресурсы «Аль-Каиды», Усама бен Ладена и «Талибана»; рекомендует всем государствам-членам представлять Комитету для включения в сводный перечень имена лиц и названия групп, предприятий и организаций, участвующих в финансировании или поддержке любыми средствами актов или деятельности «Аль-Каиды», Усамы бен Ладена и «Талибана», а также других связанных с ними лиц, групп, предприятий и организаций.

Резолюциями Совета Безопасности ООН подтверждается то обстоятельство, что борьба с терроризмом и его финансированием должна вестись на основе международного права и под руководством ООН. Данный вывод основан на том, что резолюции Совета Безопасности ООН обязали государства обеспечить запрет финансирования террористических организаций и их деятельности, положить конец деятельности по вербовке террористов и их вооружению, добиться скорейшего присоединения всех государств к международным конвенциям по борьбе с терроризмом и обеспечить их полное осуществление. Также необходимо установить ответственность государств за все виды содействия терроризму.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что терроризм можно победить лишь путем применения устойчивого всеобъемлющего подхода, включающего активное участие и сотрудничество всех государств и международных и региональных организаций с целью блокировать, ослабить, изолировать и обезвредить террористическую угрозу.

 

Библиография

1 См. статью 2 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024
Глобальные изменения в мире, связанные с цифровой трансформацией современного общества, приводят к появлению цифровых религий и киберрелигий, влияющих на государственно-конфессиональные отношения
Добавлено: 06.10.2024
В статье рассматривается практика применения инструментов мониторинга криптовалютных транзакций при проведении финансовых расследований
Добавлено: 31.08.2024
В статье рассматриваются международные правовые акты, регулирующие общественные отношения, связанные с преступлением геноцида, приведена историческая ретроспектива становления законодательства об уголовно-правовой ответственности за совершение данного преступления
Добавлено: 05.07.2024
В статье рассматривается значение кодификации для сферы международного частного права, исследуются отдельные факторы, влияющие на кодификацию международного частного права, в частности разрешение спорных правоотношений, осложненных иностранным элементом, и проблематика кадрового потенциала во внешнеэкономической деятельности
Добавлено: 28.12.2023