УДК 341.16:37.014.1
Страницы в журнале: 125-128
К.Н. ГУСЕЙНОВА,
соискатель кафедры международного права юридического факультета Российского университета дружбы народов
Рассматриваются актуальные проблемы, связанные с деятельностью и ролью международных организаций в процессе развития сферы высшего образования в контексте обеспечения права человека на высшее образование.
Ключевые слова: образование, международные организации, студенты, высшие учебные заведения.
The Role of International Organizations in the Development of Higher Education in the Context of the Human Right to Higher Education
Huseynova K.
The author considers actual problems associated with the activities and the role of international organizations in the development of higher education in the context of the human right to higher education.
Keywords: education, international organizations, students, higher education institutions.
В эпоху глобализации трудно переоценить значение сферы образования, поскольку в начале третьего тысячелетия эта область человеческой деятельности трансформировалась в мощнейший институт, занимающий ключевое место в постиндустриальных национальных экономиках. В настоящее время в мире образование получают свыше 100 млн студентов, которые обучаются в 36 тыс. высших учебных заведениях. В большинстве стран высшее образование стало значимым и сложным институтом, включающим в себя не только крупные образовательные системы (как государственные, так и частные), но и целый массив специализированных школ. Университеты и другие высшие учебные заведения разрослись, обзавелись сложными административными системами, они нуждаются в серьезном государственном финансировании, а также в финансовой подпитке со стороны частных фондов[1].
В развитии сферы высшего образования в мировом масштабе особую роль играют международные организации, которые принимают активное участие в разработке и реализации политики высшего образования с учетом влияния глобальных факторов на данную политику: Всемирный банк, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО), а также двусторонние учреждения по оказанию помощи и крупные частные фонды. Спецификой является то, что на настоящий момент значение и роль этих организаций особенно заметны в развивающихся странах, где процесс расширения сферы высшего образования происходит в связи с глобализацией.
Большинство международных организаций, действующих в сфере высшего образования, существуют уже на протяжении достаточно длительного периода (основное исключение — ВТО). В то же время следует подчеркнуть, что они качественно модифицировались за последние два десятилетия. Эти изменения отразились как на характере их деятельности, так и на их мандате: все большее внимание стало уделяться образованию. В качестве наглядного примера уместно привести ОЭСР, в которой образование (как направление деятельности) из разряда «второстепенного» стало переходить в разряд основных направлений. Данную трансформацию статуса можно проследить по структурным изменениям ОЭСР: в организации появилась небольшая и сравнительно самостоятельная часть Экономического и Социального директората, занимающаяся вопросами образования (чуть позже она стала отдельным директоратом).
Общим для всех рассматриваемых международных организаций является мнение (консолидированное в мировом масштабе), которое базируется на когнитивной предпосылке о доминирующем направлении экономической составляющей, наличии глобального рынка и необходимости расширить его для создания дополнительных возможностей, а также на центральной роли образования в содействии экономическому развитию. Кроме того, указанные международные организации признают важность образования в качестве базовой составляющей социальной политики.
Однако не только традиционные международные организации трансформировались, поскольку процессы, оказавшие влияние на эти изменения, создали достаточное пространство и надлежащие условия для появления стремительно растущего числа новых участников рынка, которые предоставляют собственные услуги в области образования. Такие организации действуют иначе, чем традиционные учебные заведения.
На наш взгляд, наличие названных организаций представляет собой не просто выраженный симптом усиления значимости рыночных аспектов образования. Дело в том, что их присутствие на настоящий момент в русле государственной политики на национальном и наднациональном уровнях свидетельствует о том, что наступил новый этап в общемировом образовательном процессе. Думается, что главной новацией такого процесса является своеобразная «дисперсия» глобального образовательного рынка. В качестве одного из аргументов в доказательство приведенного тезиса можно привести то обстоятельство, что многие из этих участников (акторов) также участвуют в реализации собственных интересов, например, через Всемирный банк, получая соответствующие контракты в развивающихся странах.
Право на образование гарантировано ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года (далее — Декларация), которая гласит: «Высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого» (п. 1). Далее формулировка, выработанная в итоге достаточно длительного обсуждения, декларирует, что доступ к высшему образованию не должен быть ограничен «по таким признакам, как расовая принадлежность, пол, язык, вероисповедание, социальное положение, финансовое положение или политические взгляды» (ст. 2).
Поскольку Декларация относится к международным правовым документам так называемого «мягкого права», т. е. не является обязательным для соблюдения договором, накладывающим на подписавшие страны определенные обязательства, целесообразно рассмотреть подробнее реально действующие механизмы защиты прав человека, в частности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966; далее — Пакт)[2].
В пункте 2 ст. 13 Пакта о высшем образовании сказано следующее: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что для полного осуществления этого права [на образование]: <...>
с) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем приятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования».
В 1999 году Комитет по экономическим, социальным и культурным правам опубликовал Общий комментарий к ст. 13 Пакта. В пункте 19 Комментария речь идет о следующем:
«Согласно п. 2 (с), высшее образование не должно быть “общедоступным”, но должно быть доступным только “на основе способностей”. “Способности” отдельных людей должны оцениваться с учетом их навыков и опыта в соответствующей области».
Также Комитет особо отметил, что высшее образование должно быть «по цене доступно всем» и что «страны-участники должны постепенно добиваться введения бесплатного высшего образования»[3].
Дело в том, что отнесение высшего образования к правам человека, в свою очередь, с неизбежностью предполагает необходимость признания его общественным (социальным) благом. А такое благо, безусловно, априори должно быть доступно всем лицам, обладающим достаточными способностями. Положение, согласно которому необходим постепенный (эволюционный) переход к бесплатному высшему образованию, также однозначно говорит о том, что высшее образование понимается как общественное благо. В контексте изложенного ранее желание руководства какого-либо государства существенным образом расширить доступ к высшему образованию свидетельствует: руководство трактует и признает высшее образование в качестве общественного блага и права человека.
На современном этапе развития цивилизации высшее образование пока еще относится к «второстепенным» правам человека. На данный момент не существует процедуры подачи индивидуальных жалоб на нарушение этого права. Более того, его реализация зависит не только от политической воли, но и от экономического положения соответствующего государства. К тому же надо отметить, что постепенный переход к бесплатному высшему образованию отнюдь не означает, что оно должно быть бесплатным для всех. Если «те, кто может, должны платить» за высшее образование, это не обязательно означает нарушение положений Пакта.
Следует отметить, что помимо международного законодательства о правах человека (относительно высшего образования) в обязательном порядке нужно учитывать и соблюдать требования внутреннего законодательства того или иного государства, регулирующие сферу высшего образования.
В заключение надо акцентировать внимание на ряде важных вопросов, которые непосредственно связаны с деятельностью и ролью международных организаций в сфере высшего образования и которые, на наш взгляд, должны стать предметом будущего научного исследования (своевременность и актуальность такой работы не вызывает сомнений). Среди таких вопросов, прежде всего, надо выделить следующие:
— каким образом международные организации представляют интересы развитых стран, а затем оказывают влияние на развивающиеся страны;
— какова специфика управления этими организациями;
— какие факторы влияют на формирование глобальной повестки дня в области высшего образования;
— какие этические проблемы возникают, когда международные организации вмешиваются в процесс разработки национальной политики в сфере высшего образования.
Библиография
1 См.: Philip G. Altbach. Higher Education An Emerging Field of Research and Policy // International Organizations and Higher Education Policy. Thinking Globally, Acting Locally? / ed. by Roberta Malee Basset and Alma Maldonado. — N.Y., 2009. P. 9.
2 URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/pactecon.htm
3 См.: Общий комментарий № 13 к статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах // UN GA 2200 A (XXI) // URL: http://www.un.org/russian/documen/convents/pactecon.htm