УДК 340.11
Страницы в журнале: 22-24
Н.А. МАКАРОВА,
адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Саратовского юридического института МВД России
Статья посвящена анализу охранительной функции права как неотъемлемого компонента воздействия современного российского права. С учетом положений, которые уже были выработаны наукой, а также последних изменений, произошедших в обществе и государстве, формулируются основные признаки данной категории, подчеркивается значимость охранительной функции права на современном этапе.
Ключевые слова: функция, право, воздействие, общество, охрана, защита, охранительная функция, регулятивная функция, метод, способ, санкция, социальное назначение, порядок.
About a role of the guarding function of the law in a life of a modern Russian society
Makarova N.
Article is devoted to the analysis of the guarding function of the law as integral component of influence of the modern Russian law. In view of positions which have already been produced by a science and also last changes which have occurred in a society and the state, the basic attributes of the given category, formulated the importance of guarding function of the law at the present stage.
Keywords: function, the law, influence, society, protection, guarding, guarding function, regulation function, a method, a way, the sanction, social purpose, the order.
Право — один из основных социальных институтов, самая известная и важная система норм, которая когда-либо была создана человечеством. Несмотря на то что в конце XIХ — начале ХХ века активно обсуждались идеи возможного отказа от права, связанные с появлением принципиально иных рычагов воздействия на личность, ее сознание и поведение, практика последующих десятилетий наглядно показала, что ни одно современное общество и его политическая организация — государство — не могут функционировать не только в отсутствии правовых норм, но и даже в случае уменьшения их роли и значения, потери доверия к таким нормам. Столь большое значение права в жизни современного общества и стало залогом того, что право является одним из основных объектов научных исследований не только теории права и государства, но и многих других, в том числе и неюридических, наук.
Советская правовая школа пыталась определить, что есть право, исходя главным образом из его формальной стороны. То есть право рассматривалось либо сугубо как система правовых норм[1], либо как набор нескольких других правовых категорий, как правило, правоотношений и правосознания[2]. И только после того, как более внимательно исследуется такая категория, как функции права, право начинает трактоваться не только как формальная совокупность норм, правил или других элементов, но и как работающая, функционирующая система, ценная не сама по себе, а именно тем, что она работает, действует, оказывает влияние на процессы, происходящие в обществе. Следовательно, современный научный анализ права не может не учитывать роль и значение функций права как основных направлений его воздействия на общественную жизнь — единственного показателя подлинности права, его пользы для социума.
В теории права и государства все правовые функции традиционно классифицируются на две большие группы: собственно-юридические (регулятивная и охранительная) и общесоциальные (экономическая, воспитательная, политическая и др.). Таким образом, спектр направлений правового воздействия чрезвычайно широк. На наш взгляд, пониманию природы права прежде всего должно способствовать более детальное изучение не всех, а именно основных, т. е. собственно-юридических, функций права. В данном контексте такие функции уместно назвать даже собственно-правовыми, т. е. такими, исследование которых позволит охарактеризовать собственно право, раскрыть его основные свойства, отразить базовые направления его воздействия, показать уникальность права, его отличие от прочих разновидностей социальных норм. Именно такой подход может позволить наконец отойти от попыток поиска досконально точного определения понятия права, что на практике вообще вряд ли возможно, и обратить внимание на то, действует ли право, функционирует ли оно.
Итак, в качестве собственно-юридических функций права большинство ученых признают две основные функции — регулятивную и охранительную. Причем приоритет, как правило, отдается не охранительному, а регулятивному направлению правового воздействия. Более того, нередко охранительную функцию права вообще рассматривают как часть регулятивного направления[3].
Прежде чем сформулировать дефиницию охранительной функции права, необходимо выделить ее характерные черты. Следует отметить, что в научной литературе вопрос об основных свойствах охранительной функции права разработан недостаточно. Мы тем не менее попытаемся выделить черты данного направления правового воздействия.
Во-первых, поскольку основным критерием классификации функций российского права нам видятся задачи, стоящие перед правом, то охранительная функция права прежде всего отличается от остальных направлений правового воздействия особой целевой направленностью. Еще в 1963 году С.С. Алексеев отмечал: «Охранительная (“негативная”) функция выражается в том, что право нацелено на вытеснение общественных отношений, которые чужды народу, его интересам»[4]. Таким образом, можно отметить, что специфической чертой охранительного направления правового воздействия является его нацеленность на сохранение текущего (нормального) общественного порядка, поддержание безопасности за счет вытеснения отношений, противоречащих такому порядку.
Во-вторых, охранительное направление правового воздействия осуществляется при помощи специфических методов, способов и приемов, включающих правовые запреты, санкции, реализацию юридической ответственности, мер государственного принуждения и т. д. Поскольку цель охранительного воздействия — не допустить противоправного вмешательства в сферу действия права, то основным методом, каким осуществляется охранительная функция, является правовой запрет. Действенность правового запрета обеспечивается санкцией — указанием на форму и меру наказания за его нарушение[5]. Конкретно охранительное воздействие права выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний, в установлении юридических санкций за совершение таких деяний, в непосредственном применении юридических санкций к лицам, допустившим правонарушение[6].
В-третьих, охранительная функция права — это такое направление правового воздействия, без которого невозможно качественное осуществление всех остальных функций права. Недостаточная результативность правового влияния в отсутствие охранительного направления является очевидной. Другими словами, эффективность общерегулятивного направления правового воздействия и каждой социальной функции в отдельности существенно снижается, если такое воздействие не охраняется при помощи правовых запретов и санкций. В отсутствие охранительного направления правового воздействия обществу и государству остается полагаться на добропорядочность субъектов общественных отношений, что зачастую приводит к отрицательным последствиям: росту числа правонарушений, ухудшению социальной политической и экономической обстановки и др.
Наконец, в-четвертых, охранительная функция является показателем политического и культурного уровня развития общества[7]. С данным утверждением нельзя не согласиться, так как роль охранительной функции права в обществе и государстве в действительности является прямым отражением ступени развития, которой достигло то или иное общество в целом и совокупность входящих в данное общество индивидов. То есть если потребность в охранительном воздействии права высока, можно констатировать, что порядок общественных отношений, сложившихся в данном социуме, далек от правового, а степень правосознания большинства его членов является невысокой. Как следствие, на таком же уровне, как правило, находятся экономика, культура, социальная сфера и т. д.
Необходимо отметить, что и в советской, и в российской теории права и государства недостаточное внимание уделялось и уделяется рассмотрению основных черт охранительной функции права; наблюдается и еще одна довольно характерная тенденция: определяя общее понятие функций права, большинство авторов, как правило, не формулируют определений конкретных правовых функций. Это особенно актуально для охранительной функции, которая, как уже отмечалось, исследовалась гораздо реже, чем многие несобственно-юридические функции права.
В научной литературе можно встретить следующие дефиниции охранительной функции права. «Охранительная функция — это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения»[8]. А.И. Бобылев считает, что «охранительная функция права — это направление правового воздействия на общественные отношения, связанные с охраной и защитой наиболее значимых общественных отношений. Это такой способ воздействия на поведение людей, который выражается в установлении запретов, применении юридической ответственности при нарушении тех или иных правил поведения»[9].
В целом такие выводы возражений не вызывают, однако каждое из этих определений может быть несколько скорректировано или дополнено. Например, ссылка на общественные отношения в качестве главного объекта охранительного воздействия несколько сужает эту сферу. В данной ситуации наиболее приемлемой в качестве объекта охранительного влияния, на наш взгляд, является «общественная жизнь». Использование этого словосочетания, с одной стороны, подчеркивает историческую связь права с социумом (право появилось и стало развиваться именно по мере усложнения структуры общественных отношений). С другой стороны, общественная жизнь является конечным результатом, проекцией воздействия на каждого отдельного индивида, что в свою очередь проявляется во взаимодействии индивидов. Кроме того, термин «общественная жизнь» позволяет охватить неопределенно широкий круг субъектов, являющихся частью этой жизни: общество, государство, объединения, организации и т. д., которые также служат объектами охранительного влияния права.
Одной из неотъемлемых характеристик охранительной функции современного российского права нам видится ее зависимость от сущности и социального назначения права. Наличие охранительной функции связано с тем, что одной из основных задач, стоящих перед правом, является охрана ключевых социальных ценностей; но в то же время принудительность права, его «силовая» сторона есть неотъемлемая черта правовых норм, без которой они перестают быть правом как таковым, теряют свою социальную ценность.
Таким образом, под охранительной функцией российского права мы предлагаем понимать обусловленное сущностью и социальным назначением права одно из основных направлений правового воздействия на общественную жизнь, осуществляемое при помощи правовых запретов, санкций и других мер, посредством которых обеспечивается сохранность ключевых социальных ценностей: нормального порядка общественных отношений, прав и свобод человека и гражданина и др.
Охранительное направление правового воздействия является одним из самых главных на данном этапе развития российского государства, важной частью правопонимания. Конечно, «для права современной России, развивающейся в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, характерны, с одной стороны, выдвижение на первый план убеждения, с другой — некоторое сужение сферы применения государственного принуждения»[10]. Но все это не должно сказываться на изучении принудительной стороны современного права, его охранительной функции. Необходимо понимать, что в отсутствие охранительного направления воздействия само право потеряет свое качественное своеобразие, перестанет отличаться от прочих разновидностей социальных норм, утратит свои позиции как универсального средства упорядочивания общественных отношений.
Кроме того, необходимо помнить, что не нужно понимать охранительную функцию права слишком узко, в частности, полагать, что она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Назначение охранительной функции права как раз и состоит в предотвращении нарушений норм права. Запреты совершать действия, попирающие права граждан, предусмотрение охранительных юридических фактов, установление санкций служат в том числе и этой цели[11].
Учитывая вышесказанное, необходимо констатировать, что трудности, с которыми сталкивается современное российское общество в процессе построения государства и права нового типа, во многом связаны с недооценкой права, неверным пониманием его сущности и функций. В такой ситуации предметом научных исследований должны становиться все стороны правового воздействия, а не только «положительная часть спектра», даже если такое изучение не вписывается в русло общепринятой правовой доктрины. Только в этом случае возможно более полно проанализировать сущность и особенности современного права, разобраться в причинах неэффективности его воздействия.
Библиография
1 Такая позиция встречалась в следующих научных трудах: Королев А.И. О понятиях сущности, содержания и формы государства и права // Правоведение. 1973. № 4. С. 7—16; Кудрявцев В.Н., Васильев А.М. Право: развитие общего понятия // Советское государство и право. 1985. № 7. С. 3—13; Мицкевич А.В. Общее «нормативное» понятие права и его место в марксистском правопонимании // Там же. 1988. № 6. С. 11—18 и др.
2 См., например: Пионтковский А.А. К вопросу об изучении общенародного права // Там же. 1962. № 11. С. 15—25; Зорькин В.Д. О понимании советского права (продолжение). Круглый стол // Там же. 1979. № 8. С. 55 и др.
3 См., например: Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). — М., 2005. С. 168—177.
4 Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Курс лекций. Выпуск первый. — Свердловск, 1963. С. 65.
5 См.: Теория государства и права: Учеб. / Под ред. П.В. Анисимова. — М., 2005. С. 104.
6 См.: Теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 2005. С. 163.
7 На данное свойство охранительной функции неоднократно обращалось внимание в научной литературе. См., например: Бобылев А.И. Понятие, принципы и функции права // Право и политика. 2004. № 4. С. 14; Теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. С. 163 и др.
8 Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. — М., 1995. С. 220.
9 Бобылев А.И. Указ. раб. С. 14.
10 Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3. С. 9.
11 См.: Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. — Волгоград, 1970. С. 110—111.