Статья

Роль принципа добросовестного выполнения международных обязательств в процессе контроля их соблюдения

Л.М. ЧУРКИНА, адвокат Рассматривается становление принципа добросовестного выполнения международных обязательств, роль принципа в процессе соблюдения международных договоров, а также в ходе контроля за выполнением таких обязательств, включая контроль за исполнением решений международных судов.

УДК 340.132.8 

Страницы в журнале: 21-24

 

Л.М. ЧУРКИНА,

адвокат

 

Рассматривается становление принципа добросовестного выполнения международных обязательств, роль принципа в процессе соблюдения международных договоров, а также в ходе контроля за выполнением таких обязательств, включая контроль за исполнением решений международных судов.

Ключевые слова: принцип добросовестного выполнения международных обязательств, контроль исполнения решений международных судов.

 

The Role of the Principle of Fulfillment in Good Faith of Obligations under the International Law

 

The author of the article considers the development of the principle of fulfillment in good faith of international obligations in compliance of an international treaty, and also in the course of the control for fulfillment of international obligations, including the control for execution of international judgments.

Keywords: principle of good faith fulfillment of international obligations, monitoring of implementation of decisions of international courts.

 

Взаимоотношения государств в различные исторические периоды складывались и регулировались неодинаково. Развитие экономических, политических и культурных связей стимулировало укрепление отношений и обусловливало заключение двусторонних договоренностей. Международные соглашения постепенно приобретали все более важное значение. Однако взаимовыгодный договор имел большую ценность тогда, когда неукоснительно соблюдался участниками.

Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств стал главным гарантом строгого выполнения подписанных договоров. Важнейшим шагом для всеобщего признания этого принципа стала Лондонская конференция 1871 года, посвященная пересмотру Парижского мирного договора 1856 года. Европейские державы признали в качестве существенного начала международного права то, что ни одна держава не может ни освободить себя от обязательств трактата, ни изменить его постановлений иначе, как с согласия договаривающихся сторон, достигнутого посредством дружественного уговора. Данное решение, по сути, впервые закрепило на международном уровне принцип добросовестного выполнения обязательств, который толковался как принцип «договоры должны соблюдаться».

Со временем принцип добросовестного выполнения международных обязательств получил более определенное толкование. Пункт 2 ст. 1 Устава Лиги Наций[1] предусмотрел условие, следуя которому государства могли стать членами Лиги: предоставить действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства.

Включение принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву в текст Устава ООН[2] имело решающее значение для всеобщего признания. В преамбуле и в ст. 4 Устава ООН говорится о решимости народов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права», а п. 2 ст. 2 устанавливает обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу обязательства, «чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации».

Позже принцип нашел отражение и в ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров[3], которая устанавливает, что «каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств конкретизируется в Декларации 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года[4]. В частности, подчеркивается, что каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, вытекающие как из общепризнанных принципов и норм международного права, так и из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В международной правовой практике для повышения эффективности принципа добросовестного соблюдения международных обязательств используются различные правовые механизмы. В их числе создание и деятельность специальных международных органов, осуществляющих контроль за исполнением международных правовых норм.

Как свидетельствует практика, государства сами закрепляют в международных соглашениях положения о контроле за выполнением взятых обязательств посредством применения разных форм и методов международного контроля, способствующих проверке соблюдения государствами международных правовых обязательств и принятию мер по их выполнению.

Как подчеркнул Г.А. Осипов, добровольность контроля следует понимать в том смысле, что государства как суверенные участники международного общения сами соглашаются с теми или иными международными правовыми нормами. Однако когда эти нормы согласованы и закреплены договором, вступившим в силу, его положения, в том числе и по контролю, являются юридически обязательными для всех государств-участников[5].

Международный контроль за выполнением договорных норм осуществляется коллективными усилиями государств при помощи международных организаций и включает в себя систему мер, направленных на проверку точности соблюдения международных правовых обязательств государств, выявление возможных нарушений и обеспечение выполнения международных обязательств в рамках международного договора. Это возможно только при эффективном содействии самих государств. Государство в таком аспекте можно рассматривать как подконтрольную структуру, деятельность которой направлена на добровольное исполнение международных договоров на своей территории.

Согласно международным договорам государства-участники берут на себя обязательства провести целый ряд действий применительно к их внутригосударственной жизни, в том числе принять законодательные или иные внутренние меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав и обязанностей, закрепленных в международных соглашениях.

Государство также само определяет эффективные способы контроля за выполнением своих международных обязательств. Внутригосударственные контрольные функции реализуются государственными органами, должностными лицами и другими субъектами и закрепляются соответствующими законами.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее — Закон о международных договорах) международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией РФ и данным законом, иными актами законодательства Российской Федерации.

Статья 32 Закона о международных договорах, а также ст. 21 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусматривают, что Президент РФ и Правительство РФ принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров. Федеральные органы исполнительной власти должны обеспечивать выполнение обязательств государства.

В соответствии с п. 4 ст. 32 Закона о международных договорах и п. 1 Указа Президента РФ от 12.03.1996 № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» МИД России осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации.

Формы и методы внутригосударственного контроля могут быть установлены как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти. Федеральный закон от 05.11.1997 № 138-ФЗ «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» предусматривает, что выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции, обеспечивается федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Согласно данному закону Президент РФ определяет основные направления политики Российской Федерации в области химического разоружения, меры, необходимые для обеспечения безопасности граждан и охраны окружающей среды в ходе уничтожения химического оружия в соответствии с Конвенцией, а также меры контроля за их реализацией. Более того, указанный закон содержит положения об обязанностях Правительства РФ и Федерального собрания по обеспечению выполнения обязательств по Конвенции.

В результате осуществления национального контроля государство вправе привлечь к ответственности лиц, виновных в невыполнении международных обязательств. Например, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» должностные лица, граждане и юридические лица за нарушение данного закона и международных договоров Российской Федерации привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующее российское законодательство содержит положения об обеспечении международных обязательств Российской Федерации и о контроле за выполнением этих обязательств в различных сферах.

В национальном праве судебный контроль выступает как одна из форм государственного контроля. В международном праве разрешение международными судебными органами споров, возникших в связи с выполнением международных обязательств, относится к методам международного контроля. Возможность рассмотрения спора в международном судебном учреждении вытекает непосредственно из положений международного договора. Многие универсальные многосторонние конвенции содержат положения, предусматривающие обращение в Международный суд ООН. К ним относятся Конвенция ООН по морскому праву от 10.12.1982, Рамочная конвенция ООН об изменении климата от 03.05.1992, Венская конвенция об охране озонового слоя от 22.03.1985 и др.

Международный суд принимает решение, которое обязательно для исполнения на основе принципа добросовестного выполнения международных обязательств. Если суд определит, что государство не относилось добросовестно к выполнению своих договорных обязательств, злоупотребляло правами, предоставленными по договору, он может вынести решение с указанием на необходимость выполнения обязательств по договору. В основе требований суда также лежит принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

 С одной стороны, международные суды выносят правоприменительные акты, с другой — выступают в качестве механизма контроля за исполнением государствами международных обязательств, тем самым способствуя реализации принципа добросовестного выполнения международных обязательств. Следовательно, международные судебные учреждения занимаются реализацией обязательств, которые вытекают из международных правовых актов.

В результате рассмотрения споров международными судами и вынесения постановления между сторонами возникают новые правоотношения, новые международные юридические обязательства, направленные на исполнение постановления суда. Их юридическая обязательность вытекает из положений международных договоров, заключенных сторонами, в которых они признали юрисдикцию суда. Вместе с тем в связи с возникновением новых юридических обязательств, связанных с исполнением решений международного судебного учреждения, возникает проблема контроля за исполнением этих обязательств. Неисполнение решений международных судов государствами влечет обращение в контрольные органы, специально созданные международные организации, отсутствие которых может привести к нарушению принципа добросовестного выполнения международных обязательств. Для Международного суда ООН таким органом является Совет Безопасности, для Межамериканского суда по правам человека — Генеральная ассамблея Организации американских государств, для Суда ЕС — Европарламент, для Европейского суда по правам человека — Комитет министров Совета Европы.

Для Российской Федерации особый интерес имеет контрольный механизм Европейского суда по правам человека. В соответствии со ст. 46 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод стороны обязуются исполнять окончательные постановления суда по делам, в которых они являются сторонами. Контроль за исполнением постановлений Европейского суда по правам человека осуществляют Комитет министров Совета Европы и Парламентская ассамблея Совета Европы.

Государство несет обязательство по исполнению постановления, но оно свободно в выборе средств исполнения. Контрольные функции государств возлагаются на органы законодательной и исполнительной власти. Так, в силу статей 79 и 87 Конституции Нидерландов постоянные консультативные органы по вопросам законодательства и государственного управления и Генеральные штаты Нидерландов выполняют контрольную функцию за принятием мер на национальном уровне для исполнения постановлений Европейского суда по правам человека.

В некоторых государствах—членах Совета Европы механизм контроля (судебного, парламентского и исполнительного) за исполнением постановлений Европейского суда по правам человека предусмотрен на законодательном уровне. На Украине он регламентируется Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Регламентом Европейского суда по правам человека, законами Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», «Об исполнительном производстве», Гражданским процессуальным кодексом Украины, Кодексом административного судопроизводства Украины и некоторыми другими нормативными правовыми актами. При этом основной нормативный правовой акт — закон «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» — не имеет аналогов в других государствах—участниках Конвенции. Статья 11 данного закона уполномочивает орган представительства осуществлять контроль и получать от органов, которые являются ответственными за выполнение дополнительных мероприятий индивидуального характера, предусмотренных в решении Европейского суда по правам человека о дружеском урегулировании, информацию о ходе и последствиях выполнения таких мероприятий, а также вносить премьер-министру Украины представления, касающиеся обеспечения выполнения дополнительных мероприятий индивидуального характера. Представлять отчет по состоянию исполнения решений должен правительственный уполномоченный по делам Европейского суда, которому, в свою очередь, обязан представлять соответствующую информацию Департамент государственной исполнительной службы.

В 2006 году в Италии был принят закон, наделяющий премьер-министра и парламент особой функцией по контролю за исполнением постановлений Европейского суда по правам человека. Закон обязал премьер-министра контролировать действия Кабинета по исполнению постановлений Европейского суда, вынесенных в отношении Италии, а также предусмотрел подготовку ежегодного отчета об исполнении постановлений Европейского суда Италией и передачу его в парламент страны.

Интересна практика осуществления контрольных функций парламентом в Соединенном Королевстве. С марта 2006 года в этом государстве применяется практика ежегодных докладов об исполнении постановлений Европейского суда, вынесенных в отношении страны. Доклады готовит Объединенный комитет по правам человека и представляет в парламент, где они анализируются, а сделанные комитетом рекомендации выносятся на голосование. В результате принимается решение об одобрении рекомендаций и применении их на практике либо об их отклонении.

В Российской Федерации процесс осуществления контроля за исполнением постановлений Европейского суда по правам человека не урегулирован. Это приводит к отсутствию в органах власти объективного и оперативного анализа вынесенных против России постановлений, что, в свою очередь, влечет существенную задержку в принятии общих мер и увеличение количества жалоб от российских граждан.

Снижению количества жалоб и постановлений может способствовать срочное принятие закона «Об исполнении постановлений Европейского суда по правам человека в Российской Федерации» или наделение уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека контрольными функциями. Возможно, создание специальной службы при Минюсте России способствовало бы улучшению ситуации по выполнению Россией международных обязательств, взятых при вступлении в Совет Европы и ратификации Конвенции. Контроль возможно осуществлять и посредством имеющихся надзорных механизмов и институтов — таких, как прокуратура или президиумы федеральных судов.

Особенно заслуживают внимания предложения, касающиеся контроля в рамках прокурорского надзора за выполнением международных обязательств. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ провозгласила общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России составной частью ее правовой системы. Пункт 1 ст. 5 Закона о международных договорах повторяет это положение. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и, соответственно, международных договоров. Таким образом, прокуратура обязана контролировать выполнение международных обязательств Российской Федерации. Однако пределы и процедура надзора прокуратурой за выполнением международных обязательств, включая исполнение постановлений Европейского суда, конкретно не определены. Это приводит к тому, что прокуратура не в состоянии обеспечить эффективный контроль за исполнением таких постановлений.

Очевидно, что контроль должен осуществляться как на международном, так и на внутригосударственном уровне в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств. Этот принцип имеет непосредственное отношение к деятельности самих государств на международной арене, а также к создаваемым ими контрольным органам, осуществляющим контроль внутри страны национальными средствами.

 

Библиография

1 См.: Мирный договор между союзными и объединившимися державами и Германией (вместе со «Статутом Лиги Наций», «Уставом Международной организации труда», «Протоколом») от 28 июня 1919 г. // Версальский мирный договор. — М., 1925.

2 См.: Устав Организации Объединенных Наций // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. 1956. С. 14—47.

3 См.: Венская конвенция о праве международных договоров // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLII. 1988. С. 171—197.

4 См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI. 1977. С. 544—589.

5 См.: Осипов Г.А. Международно-правовые проблемы контроля за ограничением вооружений и разоружением. — М., 1989. С. 18.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
9 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети