УДК 343.24:342.7
Страницы в журнале: 124-127
А.С. РОДИОНОВА,
младший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права РАН igp@sgap.ru
Исследуется правозащитная политика в современной России, а также выявляется роль системы наказаний в ее формировании и становлении.
Ключевые слова: правозащитная политика, система наказаний, цели системы наказаний, цели правозащитной политики.
The Role of the System of Punishments in the Formation of the Human Rights Policy of Russia
Rodionova A.
The article is devoted to the study of human rights policy in modern Russia, as well as the identification of the role of the punishment system in its formation and development
Keywords: human rights policy, the system of penalties, the purpose of the punishment system, the objectives of a human rights policy.
В конце XX века Российская Федерация встала на путь реформирования общества и государства, в том числе в области прав и свобод человека и гражданина как одной из основ конституционного строя и демократии. В этой связи в Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а обязанности по их охране и защите возложены на государство и его органы.
Формирование и развитие современной государственной правозащитной политики, содержащей цели, методы, а также приоритетные направления деятельности государства в сфере правозащитного регулирования общественных отношений, требуют особого внимания и закрепления в структуре правовой политики демократической России.
Необходимость в реализации правозащитной политики государства диктуется не только интересами укрепления правового статуса личности, но и потребностью государства в обеспечении наиболее плодотворной деятельности по реализации взятых на себя международных обязательств в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
Цель формирования правозащитной политики в современной России — защита интересов гражданского общества, государства, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка. В этой связи необходимо отметить, что важным условием стабилизации правопорядка в России является строгое следование принципу неотвратимости применения наказания к лицу, совершившему противоправное деяние. Одной из актуальных задач юридической науки выступает необходимость разработки единой общетеоретической модели системы наказаний в праве, которая бы удовлетворяла насущные потребности развития общества и правовой системы в определенный исторический период.
К основным тенденциям развития российской правозащитной политики следует отнести обсуждение следующих вопросов:
— о мерах по стабилизации преступности (или хотя бы о замедлении темпов ее роста и роли в этом юридической науки);
— об адекватном отражении в российском законодательстве общественно опасных реалий и их возможном развитии;
— об укреплении статуса наказания как важнейшего средства государственного воздействия на лиц, совершивших правонарушения;
— об отказе от доминирующего в обществе мнения о возможности снижения числа правонарушений путем ужесточения наказания и, соответственно, о выборе курса на усиление и развитие правовых норм, способствующих большей индивидуализации и дифференциации правового наказания, повышению уровня его системности и эффективности.
В настоящее время существует много проблем в области практической реализации и защиты демократических ценностей общества. В связи с этим среди наиболее значимых направлений правозащитной политики необходимо особо отметить настоятельную потребность в реконструкции законодательства в сфере борьбы с правонарушениями и устранении пробелов, связанных с регламентацией отдельных видов наказаний, в усовершенствовании системы наказаний в русле проводимого реформирования отечественного законодательства.
Однако процесс законотворчества проходит в чрезвычайно сложной обстановке экономического и финансового кризиса и усиления социальной напряженности в обществе. Курс на модернизацию заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату общественных отношений новым правовым регулированием. Все это непосредственно сказывается на системности и качестве отечественного законодательства в области установления различных видов правового наказания.
Цель создания обновленной системы правовых наказаний вполне конкретна и значительна: быть способной удерживать число правонарушений на приемлемом для общества уровне. Постановка названной цели не предполагает искоренение преступности, но позволяет решать более скромные и в то же время реальные задачи.
Развитие института наказания имеет целевой вектор: от устрашения и общей превенции к созданию условий «невыгодности» совершения правонарушений и возвращению нарушителя в русло правомерного поведения. Однако данный процесс имеет весьма длительный характер в истории и продолжается по настоящее время.
Система наказаний имеет несколько функциональных предназначений:
— в ней получают конкретизацию принципы законности, справедливости и гуманизма;
— она выступает юридической базой, позволяющей судам осуществлять правосудие на основе закона, руководствуясь указанными принципами, ориентирует суды на необходимость индивидуального подхода при выборе наказания, исходя из особенностей конкретного дела и личности виновного, и предопределяет структуру санкций в нормах Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации — от менее строгого к более строгому виду наказания;
— иллюстрирует состояние отечественной уголовно-правовой политики, основным принципом которой является принцип экономии уголовной репрессии;
— определяет исчерпывающий перечень наказаний с фиксацией условий, пределов и порядка применения каждого из них, способствует единству не только карательной, но и правозащитной политики государства, исключает возможность произвола при выборе вида и размера наказания;
— позволяет определить относительную тяжесть каждого из видов наказания (что, например, необходимо при решении вопроса о замене наказания более мягким)[2].
Становление общетеоретической концепции правозащитной политики является важной теоретико-методологической предпосылкой для активизации соответствующих отраслевых научных разработок (в сфере конституционного, административного, гражданского, уголовного права). В связи с этим следует выделить концептуальную мысль о необходимости построения единой системы не просто отдельно уголовных или административных наказаний, а единой системы всех правовых наказаний, как отраслевых, так и межотраслевых.
По своей сути система правового наказания в общетеоретическом значении является относительно самостоятельной и устойчивой категорией в структуре системы юридического ограничения и ответственности. Ее упорядоченность определяется критерием сравнительной суровости совокупности подсистем наказаний (уголовных, административных, дисциплинарных, гражданско-правовых), взаимодействие и взаимосвязь которых обусловлены единством функционального назначения наказания. Именно правовое наказание служит предупреждению правонарушений, устранению их последствий, а также привлечению к ответственности виновных. В связи с этим невозможно в полной мере раскрыть роль системы наказаний в формировании и реализации правозащитной политики, не упомянув о целях наказания.
В настоящее время не удается выработать приемлемой точки зрения на то, какие же механизмы наказания могли бы вместить все его цели. Социальное предназначение правового наказания заключается в достижении эффективных результатов, в частности сокращения числа совершаемых правонарушений в обществе, однако на сегодняшний день достижение целей наказания не обеспечено достаточным набором его видов.
Интерес вызывает точка зрения о том, что система наказаний может быть подразделена по целям на три подсистемы:
1) подсистема наказаний восстановительного характера — штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, условное осуждение;
2) подсистема наказаний, обладающих исправительными свойствами главным образом за счет приобщения к труду, — обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы;
3) подсистема наказаний предупредительного свойства, характеризующаяся созданием условий, объективно (за счет изоляции от общества, запрещения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) препятствующих совершению правонарушителем нового противоправного деяния, — арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь[3].
При этом цели наказания являются равновеликими. Каждая из них придает видам наказания специфические восстановительные, исправительные и предупредительные функции. Реальная возможность достижения целей реализации правового наказания способна обеспечить принятие правоприменителем справедливого решения в отношении лица, совершившего противоправное деяние, направлена на формирование последовательной правозащитной политики государства в области противодействия совершаемым правонарушениям, свидетельствует об эффективности действующего законодательства.
Говоря о роли системы правовых наказаний, необходимо учитывать и явную взаимосвязь между правозащитной и правоохранительной политикой современного государства. Формирование эффективной правоохранительной системы является одним из основных приоритетов и той, и другой. В целях наиболее полного соблюдения, реализации основных прав и свобод личности, стабильного функционирования общества правозащитная политика должна быть направлена на совершенствование и развитие нормативной базы по регламентации деятельности правоохранительных органов в сфере назначения и исполнения наказания, их ответственности в случае ненадлежащего осуществления своих полномочий. Юрисдикционный орган (его должностное лицо), применяя наказания, практически проводит в жизнь принципы, на базе которых законодатель возводил систему правовых наказаний.
Оптимизация процессов функционирования и совершенствования системы наказаний в российском праве должна осуществляться в первую очередь на основе государственного подхода, а также комплекса мер правового регулирования, разработанных правозащитной политикой.
Подводя итоги, необходимо отметить, что система правовых наказаний открывает перед субъектом правозащитной политики широкие возможности для строго соразмерного подхода к применению наказаний по отношению к различным категориям нарушителей в целях соблюдения и защиты их прав и свобод с учетом особенностей личности правонарушителя, характера и степени общественной вредности, а также иных обстоятельств совершения ими противоправных деяний. Таким образом, реализация целей и задач системы наказаний, ее дальнейшее развитие и оптимизация должны быть одним из приоритетных направлений деятельности субъектов правозащитной политики Российской Федерации.
Библиография
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России, проект «Правозащитная политика: отечественный и зарубежный опыт» в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы (мероприятие 1.1, очередь 1).
2 См.: Арямов А.А. Общетеоретические основы учения об уголовном наказании: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — СПб., 2004. С. 31.
23См.: Цепляева Г.А. О целях, функциях и системе наказания // Уголовное право. 2007. № 3.