УДК 347.9:342.951
Страницы в журнале: 91-94
С.Л. БАНЩИКОВА,
соискатель ученой степени кандидата юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Омского экономического института
Предлагается закрепить в качестве особой функции социального педагога представительство несовершеннолетнего потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ.
Ключевые слова: социальный педагог, родители, несовершеннолетние, права ребенка.
The role of the social educator in proceedings on administrative violations related to failure to parents rearing responsibilities and the maintenance
Banschikova S.
It is offered to fix as special function of the social teacher representation of the minor victim in manufacture on affairs about the administrative offenses provided by item 5.35 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation.
Keywords: social educator, parents, minors, the rights of the child.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 31.01.2005 № 677 пед/сп предусматривает такую специальность, как социальная педагогика, и определяет, что выпускник, получивший квалификацию социального педагога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; взаимодействовать с родителями (лицами, их заменяющими).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Минобрнауки России от 22.03.2010 № 200) в области социально-педагогической деятельности предусматривает решение следующих профессиональных задач: осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов; организация комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства; внедрение социальных инициатив и проектов; выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, обнаружение и развитие их интересов.
Таким образом, в рамках учебного процесса и за его пределами социальной педагогике уделяется достаточное внимание.
Сегодня одной из важнейших задач для педагогов, политиков, экономистов, юристов и всего российского общества в целом является сохранение отечественного генофонда. Нравственное и физическое здоровье детей и молодежи в современных условиях вызывает тревогу и опасение.
Социальные педагоги, службы социальной помощи в целом призваны изучать и диагностировать ситуацию в семьях, находящихся в социально опасном положении, разработать и реализовать направления деятельности в каждой из таких семей[1].
На наш взгляд, роль социальных педагогов особенно значима в современных нестабильных условиях, и мы считаем перспективным одно из направлений их деятельности: представлять несовершеннолетних потерпевших в производстве по делам об административных правонарушениях.
Административная ответственность на сегодняшний день — это один из видов юридической ответственности[2], предусмотренной для родителей (заменяющих их лиц), не исполняющих обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ).
В производстве по делам, связанным с неисполнением обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, потерпевшим является физическое лицо, не достигшее совершеннолетия (18 лет), которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, предъявлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, обжаловать постановления по делу, прибегать к юридической помощи представителя, реализовывать иные процессуальные права в соответствии с КоАП РФ. Но реально несовершеннолетний может воспользоваться далеко не всеми предоставленными ему как потерпевшему правами.
Статья 13 Конвенции о правах ребенка 1989 года провозглашает право ребенка свободно выражать свое мнение. Это право включает в себя свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода. А закрепление данного права в ст. 57 СК РФ свидетельствует о признании ребенка личностью, об обязательности учитывать его мнение при вынесении решений, в том числе судебных.
Несомненно, право ребенка выражать свое мнение значимо. Нельзя не согласиться с М.В. Антокольской: мнение ребенка должно быть заслушано, а при несогласии с мнением ребенка лица, принимающие решение, затрагивающее интересы несовершеннолетнего, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка[3]. Даже дети младше 10 лет имеют право на мнение в диспозитивном режиме. Учет мнения ребенка обязателен, однако степень обязательности и мотивация иного решения отдается на усмотрение родителей, органа опеки и попечительства, суда. Императив ориентирован на интересы ребенка, однако и здесь возможности конкретизации ситуационной нормы к казусу весьма объемны[4].
Все это верно, но фактически несовершеннолетний, находящийся в материальной и иной зависимости от родителей или лиц, их заменяющих, не имеющий юридической подготовки, не пользуется предоставленными ему законодателем правами. Как верно отмечает М.В. Геллер, среди субъектов, наделенных правом осуществлять внесудебную защиту прав несовершеннолетних, наиболее «слабые позиции» имеют сами несовершеннолетние. Способность ребенка самостоятельно реализовать свое право на защиту имеет ограничения, о чем весьма недвусмысленно сказано в ст. 56 СК РФ[5]. Несмотря на прямое закрепление в ст. 56 СК РФ права ребенка на самозащиту, некоторыми авторами даются прямо противоположные разъяснения, согласно которым непосредственно защита прав ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими[6]. Обозначенное противоречие в немалой степени обусловлено тем, что в законодательстве Российской Федерации не предусмотрен механизм обращения ребенка в административные, а также в судебные органы[7].
Учитывая специфику правового статуса несовершеннолетнего, возможности защиты его прав поставлены в прямую зависимость от воли и действий его родителей или лиц, их заменяющих. Так, СК РФ определяет: ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Эту защиту осуществляют родители, что имеет законодательное закрепление в ст. 64 СК РФ, согласно которой защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, являющихся законными представителями своих детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Для оказания юридической помощи потерпевшему в деле может участвовать представитель, но, как предусматривает законодатель, законными представителями несовершеннолетних являются родители, опекуны, попечители и другие лица, на которых законом возложена эта обязанность, т. е. именно те лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, связанном с неисполнением обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних.
В свою очередь в п. 2 ст. 64 СК РФ устанавливается, что родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Органы опеки и попечительства наделены полномочиями защиты прав несовершеннолетних в случаях несовершения необходимых действий по внесудебной защите несовершеннолетних их родителями либо иными управомоченными на то лицами. Органы опеки и попечительства осуществляют внесудебную защиту прав ребенка в административном порядке. Помимо семейного и гражданского законодательства, данное положение также закреплено в ст. 4 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, согласно которой на государство и органы опеки и попечительства возложены обязанности принимать все, в том числе административные, меры для защиты прав ребенка[8].
Норма ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ, определяющая возможность участия в производстве по делам об административных правонарушениях представителя, которым является адвокат или иное лицо, позволяет защитить права на содержание и воспитание несовершеннолетнего потерпевшего.
Очевидно, что несовершеннолетний, как правило, не в состоянии оплатить услуги адвоката. Случаи же оказания бесплатной юридической помощи установлены законом. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» при одновременном соблюдении двух условий гражданин имеет право на получение бесплатной юридической помощи: во-первых, среднедушевой доход его семьи или его личный доход (в случае одинокого проживания) должен быть ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством; во-вторых, законом определен исчерпывающий перечень категорий таких граждан, установленный в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, и несовершеннолетние граждане в данном перечне не указаны. В части 3 ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» как лица, имеющие право на бесплатную юридическую помощь, названы лишь несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Что касается юридических бюро[9], которые оказывают юридическую помощь малоимущим категориям граждан, то на сегодняшний день ведутся дискуссии о правомерности их существования[10]. Кроме того, эксперимент по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам проводился лишь в некоторых субъектах Российской Федерации (в Республике Карелия, Чеченской Республике, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областях) и был продлен лишь на 2007 год (постановление Правительства РФ от 13.11.2006 № 676 «О продлении на 2007 год срока проведения эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам»).
В настоящее время оказание бесплатной юридической помощи гражданам происходит в основном на общественных началах. Например, в г. Омске при Омском экономическом институте, Омском юридическом институте и других вузах созданы юридические клиники, но процент обращения в них несовершеннолетних граждан очень низок.
Думается, что представителем несовершеннолетнего в деле, связанном с неисполнением родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и содержанию, должен являться социальный педагог. В этой связи необходимо обратить внимание на опыт Омской области, где в состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав входят муниципальные социальные педагоги. Например, постоянным членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кировского административного округа г. Омска является председатель методического объединения социальных педагогов данного округа. Социальный педагог имеет профессиональное педагогическое образование, следовательно, он обладает основными знаниями в области психологии, педагогики и права.
На сегодняшний день социальный педагог проявляет свои профессиональные навыки лишь в ситуации, когда рассматривается дело о непосещении ребенком учебного заведения общего среднего образования. В таких случаях социальный педагог характеризует сложившуюся ситуацию, дает психолого-педагогическую оценку личности ребенка и его поступкам, тем самым способствует выяснению всех существенных обстоятельств и оказывает помощь членам комиссии в объективном рассмотрении дела. В данном случае социальный педагог не является членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, он — сотрудник муниципального образовательного учреждения.
По нашему мнению, социальный педагог, будучи членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, по ее поручению перед рассмотрением дела должен изучить индивидуальные особенности личности ребенка, о защите прав которого идет речь, психолого-педагогические факторы окружающей его микросреды, выявить отклонения в его поведении, проанализировать причины их появления.
Таким образом, социальный педагог может объективно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в семье, находящейся в социально опасном положении, указать на причины возникновения правонарушений родителей или лиц, их заменяющих, или ребенка, рекомендовать направления работы и высказать мнение о мере ответственности.
Ранее в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года Федеральной программой развития образования (утв. Федеральным законом от 10.04.2000 № 51-ФЗ) в образовательных учреждениях вводились ставки заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов, освобожденных классных воспитателей. Например, за период реализации программы (1999—2002 гг.) только в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования количество педагогов-психологов увеличилось на 4,7 тыс. человек, социальных педагогов — на 7,3 тыс.[11] К сожалению, сегодня ситуация меняется: количество ставок социальных педагогов в МОУ СОШ сокращается.
Хочется еще раз отметить, что деятельность социального педагога в школе и за ее стенами для российского современного общества необходима. Кроме того, в производстве по делам, связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей родителей или лиц, их заменяющих, в отношении несовершеннолетних как обязательный участник должен быть закреплен представитель потерпевшего — социальный педагог. Участие социального педагога в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и его представительские функции следует закрепить в должностной инструкции социального педагога, а также в нормативных документах, определяющих правовое положение и содержание деятельности комиссии[12].
Библиография
1 См.: Социальная педагогика и социальный педагог в школе // http://www.iro.yar.ru
2 Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность (ч. 2 ст. 150, ч. 2 ст. 151, статьи 156, 157 УК РФ), гражданско-правовая ответственность (п. 2 ст. 115 СК РФ, ст. 1073, п. 2 ст. 1074, ст. 1075 ГК РФ) и меры семейно-правовой ответственности (статьи 69, 73, 77 СК РФ).
3 См.: Антокольская М.В. Семейное право: Учеб. — М., 2002. С. 189.
4 См.: Тарусина Н.Н. Семейное право: Учеб. пособие. — М., 2001. С. 111.
5 См.: Геллер М.В. Внесудебный порядок защиты права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье в современном российском законодательстве // Семейное и жилищное право. 2006. № 2. С. 6.
6 См. подробнее: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.М. Кузнецовой. — М., 1996. С. 194.
7 См.: Геллер М.В. Указ. соч. С. 7.
8 См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.М. Кузнецовой. 2-е изд. — М., 1999. С. 197.
9 См.: Постановление Правительства РФ от 22.08.2005 № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» // СЗ РФ. 2005. № 35. Ст. 3615.
10 См., например: Грудцына Л.Ю. Кому нужна государственная адвокатура? // Адвокат. 2006. № 10. С. 4; Нилус Г.Н. Система юридической помощи малоимущим гражданам нуждается в совершенствовании // Там же. № 1. С. 12.
11 См.: Тростанецкая Г.Н. Справка о деятельности Минобразования России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Беспризорник. 2003. № 3. С. 67.
12 См., например: Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кировского административного округа города Омска (Приложение № 1 к постановлению Правительства Омской области от 10.06.2005 № 70-п «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области» // Омская правда. 2005. № 48; 2006. № 44; 2007. № 14.