УДК 347.9
Страницы в журнале: 129-132
О.Л. Бегдан,
аспирант кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ Россия, Москва ombu@list.ru
На базе комплексного и сопоставительного анализа принципов, а также основных идей романо-германского права показано, что для стран континентальной Европы характерно разграничение частного и публичного права, кодификация законодательного материала и, как следствие, принятие самостоятельных кодифицированных актов, регулирующих порядок рассмотрения и разрешения судами дел, возникающих из публичных правоотношений. В этой связи автор обосновывает необходимость скорейшего принятия в России Кодекса административного судопроизводства.
Ключевые слова: романо-германская правовая семья, суд, судопроизводство, частное и публичное право, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, кодификация, проект закона.
Последнее время в свете дискуссии о необходимости принятия Кодекса административного судопроизводства в РФ многие авторы при обосновании своих теоретико-правовых позиций не принимают во внимание связь отечественного права с романо-германской (континентальной) правовой семьей. Поэтому хотелось бы остановиться на данной проблеме более подробно, обосновав значимость такой связи для дальнейшего совершенствования производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Известно, что к романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие в константинопольской Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций. Иначе, романо-германская правовая семья — это правовые системы, созданные на основе римского правового наследия и объединенные общностью структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата.
Романо-германская правовая семья сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII—XVI веках на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Произошел процесс, получивший название рецепции римского права. Сначала эта рецепция имела доктринальные формы: римское право непосредственно не применялось, изучались его понятийный аппарат, весьма развитая структура, внутренняя логика, юридическая техника.
Термин «романо-германская» был выбран для того, чтобы отдать должное совместным усилиям, прилагаемым одновременно университетами латинских и германских стран.
Романо-германская правовая система имеет весьма длительную историю. Она связана с правом Древнего мира. Большое влияние римского права на формирование романо-германской правовой системы описывает американский юрист Л. Фридмен в своей известной книге «Введение в американское право»: «Древние римляне были великими законодателями. Их традиции никогда полностью не умирали в Европе; даже после того, как варвары пришли туда, все, что осталось от великой Римской империи, — это гражданское право. В средние века римское право в его классической форме было вновь открыто и возрождено. Даже сегодня правовые кодексы Европы отражают влияние римского права и его средневекового возрождения. Франция, Германия, Италия, Португалия, Испания среди всего прочего являются определенно странами гражданского права. Через Испанию и Португалию гражданское право перекочевало в Латинскую Америку, французы перенесли его в Африку» [4, с. 18].
Также справедливо замечание Р. Давида о том, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии была не продуктом деятельности феодальной государственной власти, а исключительно продуктом культуры, независимым от политики (в этом ее отличие от формирования англосаксонской правовой семьи) [1, с. 25].
С XIII века романо-германское право активно развивается, преодолевая государственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. В XVI—XVIII веках процесс правового развития Европы приобретает новые формы. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран. Таким образом, по признанию английских и американских ученых, романо-германская правовая система является более древней, более распространенной и более влиятельной в современном мире, чем правовая система общего права.
Романо-германская правовая семья имеет следующие особенности: ее основой является римское право; есть деление на публичное и частное право, а также отдельные отрасли; нормы права рассматриваются как нормы поведения и отвечают требованиям морали и справедливости; основной источник права — закон; законодательство кодифицировано; законодательная власть создает нормы права, суды же не творят, а лишь применяют право (отсюда наличие во многих странах континентальной Европы самостоятельных кодифицированных актов, регулирующих порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений).
Для структуры романо-германской правовой семьи характерны: более высокий уровень абстрагированности нормы права по сравнению с нормами англо-американского права; схожесть юридической терминологии, методов работы юристов, систем их профессиональной подготовки; преобладание материального права над процессуальным; наличие крупных актов кодификации, т.е. кодексов в основных отраслях.
Данная правовая семья продолжает развиваться, в частности это связано с возрастанием значения судебного акта в числе источников права — наравне с законом. Однако следует согласиться с М.Н. Марченко, который признает, что в системе романо-германского права, в отличие от англосаксонской системы права, прецедент как источник права занимает «...весьма неопределенное, довольно противоречивое положение...». Причины этого, по мнению ученого, следующие. Во-первых, в англосаксонской и романо-германской правовых семьях судебные системы организованы различными способами и отмечается разная степень их централизации. Судебная система Англии более централизована по сравнению с судебной системой Франции, где децентрализация препятствовала развитию доктрины прецедента. Во-вторых, французский судья опирался на нормы римского права и кодифицированные обычаи, а позднее — на кодексы наполеоновской эпохи, и прецедент не играл существенной роли. В-третьих, судьи в двух правовых системах занимают неодинаковое положение. Так, во Франции судьи пополняются «не за счет адвокатского сословия, а за счет чиновников гражданской службы», и положение их не столь высоко, как в Англии [3, с. 147].
Разумеется, нельзя не согласиться с мнением М.Н. Марченко о том, что судебная практика в романо-германской правовой семье не всегда признается полноценным источником права. Но в то же время ее значение растет на глазах.
Источники романо-германского права представляют собой строгую систему, которая включает в себя разные элементы: законы, подзаконные акты, судебную практику и обычаи.
Правовая система России, безусловно, относится к романо-германской правовой семье. С целью более точной классификации ее можно отнести к постсоциалистической группе правовых систем. Как в правовой системе романо-германской семьи, в правовой системе России доминирующим элементом является система права. Источник права — нормативный правовой акт. Все нормативные правовые акты по субъекту их принятия можно разделить на четыре группы:
а) акты, принимаемые непосредственно народом (Конституция и ряд федеральных конституционных законов) на референдуме; предусмотрен (но не применялся) вариант принятия Конституции Конституционным собранием;
б) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ;
в) акты, принимаемые законодательной властью;
д) акты, принимаемые исполнительной властью.
Для системы права России характерна иерархия источников права по их юридической силе. В приведенном перечне акты перечислены в порядке ее убывания. Однако каждый из пунктов перечня содержит собственную, внутреннюю иерархическую структуру, входящую в единую иерархию источников права Российской Федерации.
Для системы права Российской Федерации также характерно наличие писаного источника права высшей юридической силы — Конституции и особой, доминирующей отрасли — конституционного права. Следует отметить, что российское конституционное право не тождественно государственному праву. Предмет регулирования конституционного права гораздо шире и включает, помимо государственно-правовых институтов, институты прав и свобод человека и гражданина, регулирования деятельности общественных светских и религиозных организаций, основы местного самоуправления и многие другие. Наличие развитой отрасли конституционного права вообще характерно для правовых систем романо-германской правовой семьи.
Другой важной чертой системы права Российской Федерации является наличие разграничения отраслей права на публичные и частные, материальные и процессуальные. Это также подтверждает ее близость континентальной семье.
Романо-германская правовая семья, так же как и англосаксонская, имеет свои плюсы и свои минусы. В частности, они хорошо заметны в экономической сфере, т.к. основные характеристики романо-германской и англосаксонской правовых семей самым непосредственным образом влияют на принципы хозяйствования, которые приняты в качестве базовых в той и другой системе. Например, Н.С. Ларская указывает на следующее: согласно современной теории в обеих правовых семьях действует принцип, гласящий: разрешено все, что не запрещено [2, с. 53—55]. Однако следует признать, что на практике данного принципа придерживаются только в англосаксонской правовой системе, а в романо-германской правовой системе, наоборот, запрещено все то, что не разрешено. В итоге различия в трактовке базовых принципов правовых систем серьезно влияют на развитие экономики стран, относящихся к той или другой правовой системе.
При разрешении того, что не запрещено (в англосаксонской правовой семье), допускается свободная конкуренция в отношении как производимых в стране товаров и услуг, так и самого производственного процесса. Это приводит к тому, что потребителям предоставляется огромный выбор именно технологически новых, а не морально устаревших и отживших вещей.
Государства, относящиеся к романо-германской правовой семье, придерживаются иного правового принципа, тем самым накладывая ограничения на инновационные возможности производителей товаров и услуг, а значит и на возможности потребителей.
В результате на внутреннем рынке стран англосаксонской системы права производится отбор наиболее эффективных новейших технологий, что, несомненно, дает мощный толчок развитию экономики в целом. Страны романо-германской правовой семьи воспринимают эти новации как руководство к действию и разрешают своим производителям использовать только те методы и технологии, которые уже проявили себя, будучи примененными в странах англосаксонской правовой семьи.
Указанные выше обстоятельства, безусловно, влияют на темпы экономического роста и устанавливают соответствующие образцы поведения для стран, выбравших тот или иной правовой принцип, а с ними — и соответствующую правовую систему. Так, страны англосаксонской правовой системы склонны придерживаться умеренного экономического роста с краткосрочными колебаниями последнего. Стремительные темпы инновационного развития в этих странах компенсируются точно такими же темпами разрушения важных социально-экономических и правовых институтов, которые быстро появляются в связи с той или иной ситуацией и так же быстро устаревают при ее изменении. Тогда и становится очевидной необходимость либо полностью их отменить, либо создать новые, которые включали бы старый комплекс основ либо относились к той же области экономики и права. При этом нельзя не заметить, что англосаксонская система права более приспособлена к переменчивым условиям современного рынка и внедрению инноваций, способствующих стабильному экономическому росту.
Страны романо-германской правовой системы в экономическом плане развиваются, как правило, средними темпами. Более того, для них свойственно такое явление, как стагнация экономики, поскольку законодательство указанных стран косвенно ограничивает внедрение новейших технологий при изготовлении товаров и услуг, делая последние неконкурентоспособными на мировом рынке.
Таким образом, типы экономического развития стран англосаксонского и романо-германского права непосредственно влияют на величину создаваемого временного блага, необходимого для адаптации экономики к нововведениям в производстве товаров и услуг. При этом следует признать, что обе правовые системы не идеальны и имеют наравне с положительными негативные черты, которые часто мешают дальнейшему продуктивному развитию общества.
Между тем именно романо-германская правовая система является основой для самостоятельного и гармоничного развития частного и публичного права. При этом одним из проявлений последнего может быть публичное производство, которое в настоящее время российский законодатель пытается внутренне организовать посредством принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (законопроект № 246960-6 внесен Президентом РФ в 2012 году на рассмотрение Государственной Думы РФ). В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что включение в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 года (далее — ГПК РФ) норм, регулирующих производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может признаваться надлежащей реализацией этих нормативных положений. ГПК РФ устанавливает судебную процедуру рассмотрения дел, возникающих из правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле и в своих интересах и фактически равноправны, т. е. из правоотношений, связанных с применением материальных правовых норм частного права (гражданского, семейного и т.п.). В то же время в административных и иных публичных правоотношениях равенство субъектов как таковое отсутствует, в связи с чем требуются иные методология и процессуальный закон по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из данных правоотношений. Следовательно, таким образом разработчики законопроекта лишний раз отмечают приверженность российского права основным идеям и принципам, которые заложены в романо-германской правовой семье, что можно лишь приветствовать.
Список литературы
1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / пер. с фр. В.А. Туманова. — М., 1999.
2. Ларская Н.С. Правовые системы и экономика: сравнение англосаксонского и романо-германского права // Экономическая теория преступлений и наказаний. № 6. 2000.
3. Романов А.К., Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. — М., 2001.
4. Фридмен Л. Введение в американское право. — М., 1983.